Выступление на районном методическом объединении
материал

Анастасия Анатольевна Бутусова

Выступление на районном методическом объединении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_vystuplenie.docx27.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Практика применения инструментов цифровых технологий, компьютерных программ,  для развития познавательной активности и творческих способностей обучающихся на уроках  русского языка.

Учитель : Бутусова А.А

  Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Чтобы уроки русского языка были интересны ученикам, учителю приходиться осваивать новые методы подачи материала. В нашу жизнь прочно вошло такое понятие, как информационно-коммуникационные технологии. В нашей школе есть компьютерный класс, компьютер и интерактивная доска установлены в каждом кабинете. Это во многом облегчает использование ИКТ на уроках русского языка и других уроков. Хочу поделиться опытом работы, а также рассказать о некоторых компьютерных новинках, которые могут быть полезны в учебном процессе.

  В последнее десятилетие особое значение принимают педагогические инновации, попытка обновить, модернизировать современное образование, ввести в педагогический процесс новые технологии.

  Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя персонального компьютера, поэтому в начальном звене я активно использую современные технологии, развиваю в ребенке умения работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами. В процессе использования ИКТ на уроках русского языка формируется умение школьников самостоятельно обрабатывать информацию, что в свою очередь формирует у учащихся умение принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, развивает умение осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность. Использование этой технологии открывает для меня как учителя  новые методические возможности подготовки и проведения уроков русского языка, повышает эффективность и качество обучения, позволяет формировать культуру умственного труда, развивает внимание, творческую активность, дисциплинированность школьников.

Основу опыта составляют важные особенности применения основ информационно-коммуникационных технологий обучения как средства создания условий для развития познавательной активности обучающихся. По своей сущности данный подход отличается от ранее существовавшего традиционного подхода к обучению и воспитанию школьников.

На мой взгляд, применение информационных технологий в учебном процессе способствует:

- повышению качества обучения;

- эффективной организации познавательной деятельности учащихся и формированию высокого уровня мотивации, интереса к учебной деятельности;

- развитию у каждого школьника собственной образовательной траектории в связи с появлением неограниченных возможностей для индивидуализации и дифференциации учебного процесса;

- развитию самостоятельности учащихся.

К достоинствам компьютерной поддержки как одного из видов использования новых информационных технологий в обучении можно отнести следующие: возможность конструирования компьютерного материала для конкретного урока; возможность сочетания разных программных средств; а также побуждающий аспект активизации деятельности учащихся.

На мой взгляд, компьютер выполняет различные функции: источника учебной информации; наглядного пособия качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации; тренажера; средства диагностики и контроля; текстового редактора.

 Вместе с тем,  уроки с использованием компьютера следует проводить наряду с обычными занятиями; компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться только там, где это целесообразно.

 Оновная цель моего педагогического опыта: создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся посредством использования ИКТ на уроках русского языка.

 Для достижения поставленной цели мною определены следующие задачи:

  1. Способствовать созданию информационно-коммуникационной среды на уроках и во внеурочной деятельности.
  2. Формировать учебную мотивацию и интерес к преподаваемым предметам через использование ИКТ.
  3. Создавать  атмосферу сотрудничества, коллективизма, совместной деятельности учителя и учащихся.
  4. Внедрять ИКТ для развития познавательного интереса учащихся, формирования логического и системного мышления, развития рефлексии.
  5. Повышать уровень обученности и качества знаний.
  6. Воспитывать у учащихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета.

  В усилении процесса обучения особую роль приобретают приемы, активизирующие учебно-познавательную деятельность: проблемно-поисковые ситуации, дискуссии, формы самостоятельной работы, задания творческого характера и другие. То есть используются виды работ, связанные не только с запоминанием и воспроизведением, но и активизирующие учебную деятельность обучающихся, воспитывающие у них активную жизненную позицию, развивающие логическое мышление, познавательные интересы и потребности, побуждающие активно искать решение проблем, находить способы преодоления трудностей.  

  Применение средств ИКТ на уроках – эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и современным.

Планируя урок с применением новых информационных технологий, соблюдаю дидактические требования, в соответствии с которыми:

  • четко определяю педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;
  • уточняю, где  и когда буду использовать информационные технологии;
  • согласовываю выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;
  • учитываю специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации.

 Для реализации поставленных дидактических задач пользуюсь различными формами и методами:

  • практический (выполнение упражнений учебника);
  • репродуктивный (анализ языковых единиц, построение предложений по моделям, подбор синонимов, однокоренных слов);
  • объяснительно-иллюстративный (сообщение, чтение учебника);
  • наглядный (демонстрация);
  • эвристический (устное словесное рисование, творческий пересказ);
  • исследовательский (анализ языковых единиц разных уровней);
  • методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником, языковой разбор).

   Совокупность этих методов позволяет охватить все стороны учебного материала, заинтересовать ребят, использовать полученные знания в новой ситуации:

  • Имея компьютер, я имею большие возможности в изготовлении печатных материалов к каждому уроку, учитывая все особенности класса и даже индивидуальные особенности отдельных детей. Для своих уроков я печатаю тестовые задания, карточки-задания и т.д. Эффективность урока в случае использования печатных материалов, розданных ученикам, повышается вдвое: за урок можно не только изучить новый материал, но также закрепить его, отработать практические навыки.

  • На уроках русского языка и литературы ученики с помощью ресурсов Интернета выполняют задания:

Творческого характера

Исследовательского характера

сочинения, статьи, рисунки, фотографии (например, оформление сборника стихов любого поэта «серебряного века» с использованием технологий обработки информации)

Создают проекты, составляют обобщающие таблицы, алгоритмы действий, схемы, кластер, выступают в различных ролях (фотографа, режиссера видеоматериала, художника)

  • На уроках контроля использование компьютерных тестов позволяет организовать проверочную работу, при которой ученик не только получает отметку, но и анализ всего хода выполнения работы (количество правильных и неправильных ответов, на какие правила была допущена ошибка, какой материал необходимо повторить). Использование тестов помогает мне не только экономить время, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.
  • Проведение словарной работы как одного из инструментов осознания учебного материала. В Интернете есть различные словари, справочники, энциклопедии (например, Большая бесплатная энциклопедия: http://mega.km.ru, Справочно-информационный портал «Русский язык». Орфографический словарь, трудности русского языка, официальные документы, справочное бюро: http://www.gramota.ru/, Глаголица. Толковый словарь русских выражений: http://www.comics.ru/dic/, «Словарь устаревших и диалектных слов»: http://www.telegraf.ru/misc/day/dis.htm,  «Толковый словарь» В. И. Даля: http://www.slova.ru/ и другие). Можно, выделив определённый терминологический ряд, относящийся к данному уроку или теме, обозначив 3-5 справочных Интернет-ресурса, дать учащимся задание подобрать те определения, которые понятны и удобны им самим. Результаты получаются весьма интересные.

  • Выполняя домашнее задание, учащиеся используют разнообразный иллюстративно-информационный материал, который самостоятельно находят в Интернете, составляют презентации. Использование Интернета способствует формированию и развитию способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и предоставлению информации учащимися, тематических презентаций (составление презентаций при подготовке и защите рефератов активизирует интерес учащихся к усвоению медиа-технологий). Интернет дает огромные возможности для саморазвития, самообразования, является мощным средством для индивидуального, группового и коллективного общения и обучения.

  При использовании мультимедийных технологий знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), поэтому лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок. Еще К, Ушинский отметил, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются.

 Конечно, из вышесказанного не следует, что теперь уроки надо проводить с использованием ИКТ  и все изложение учебного материала перепоручить компьютеру. Конечно, живое, эмоциональное слово учителя – словесника никогда не заменить машине, пусть даже умной. Да и весь урок нецелесообразно строить на работе с компьютером. Общение с умной машиной не должно занимать более 15-20 минут урока. Учитель может и должен чередовать разнообразные технологии обучения, например, на своих уроках  для активизации познавательной деятельности учащихся я использую не только информационно-коммуникационные технологии, но и личностно ориентированное обучение, проблемное обучение, проектно-исследовательскую деятельность, технологию сотрудничества и использую здоровьесберегающие технологии.

    «Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно». Так начал одну из своих статей Л.Н. Толстой. Действительно, человек, увлеченный чем-либо, проявляет значительно больше воли, настойчивости, терпения, упорства в преодолении трудностей, чем тот, который относится к делу без интереса и любви. Очень важно пробудить у учащихся эмоциональное, положительное отношение к учебной работе. Поэтому большое внимание уделяется организации познавательной деятельности, которая побуждает ребят к усвоению знаний и овладению общеучебных умений и навыков, воспитывает творческую активность, формирует мыслительные способности.

   Использование ИКТ способствует увеличению показателя успеваемости, повышает степень уверенности в себе, стимулирует желание самосовершенствоваться. При систематическом использовании информационно-коммуникационных технологий наблюдаются следующие результаты:

  • активное включение всех учащихся в процесс приобретения новых знаний;
  • формируются такие качества личности, как настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к активной познавательной деятельности;
  • вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
  • формируется потребность личностного роста и самообразования.

   Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.

   Кроме того, я веду большую внеклассную работу по предмету, что позволяет ребятам самовыражаться, развивать и применять творческие навыки.

Анализ данных, свидетельствующих о познавательной активности обучающихся по предмету, позволяет констатировать ежегодное  участие детей в общешкольных олимпиадах по русскому языку. Характерным также является то, что школьники постоянно участвуют во внутришкольных конкурсах сочинений и творческих работ, занимая при этом и призовые места. Данные указывают на заинтересованность учащихся в предмете и на способность педагога увлечь детей.

Очевидна и заинтересованность учащихся в применении информационно-компьютерных технологий, в частности, в участии в проектной и исследовательской деятельности. Ежегодное участие детей в конференциях и проектах показывает, насколько увлекательно и важно для них открывать новое и демонстрировать открытия с помощью ИКТ. Несмотря на известную пассивность сельских школьников в области исследовательской деятельности, думаю, это одно из самых перспективных направлений в современной педагогике.

 В своей работе стараюсь использовать такие формы и методы, как игровые моменты, составление и разгадывание кроссвордов, уроки-семинары, уроки-экспедиции, уроки-конкурсы, ролевые игры, викторины, тестирование. В качестве примера назову несколько таких проведенных уроков: «Род имен существительных» (урок-путешествие );

Использование нетрадиционных форм обучения способствует активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником процесса обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению.

Заключение

 Использование ИКТ в школе способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Ведь самое главное, что ребятам нравится выполнять задания с использованием ИКТ, они с удовольствием предлагают свои идеи, начинают творчески мыслить. Считаю, что компьютеры помогут учителю создать принципиально новые условия работы в учебном классе, информационно открытом всему миру, а также изменить способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня.

 Я думаю, что каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным. И мне кажется, что мой опыт – это только начало большой и кропотливой работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном методическом объединении учителей начальной школы по проблеме реализации национально-регионального компонента

Представляю вашему вашему вниманию материалы по реализации национально-регионального компонента в начальной школе...

Выступление на районном методическом объединении по теме самообразования:" Развитие творческих способностей учащихся I ступени в условиях компетентностного подхода "

Период начального образования заключает в себе большие возможности для развития творческих задатков детей. В это время игровая деятельность постепенно сменяется учебной. Внеучебная деятельность станов...

"Современные подходы к организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС" Выступление на районном методическом объединениии начальных классов

Доклад о нормах и требованиях,определяющих обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускников, а также основных требованиях к...

Из опыта работы. Выступление на районном методическом объединении. «Одарённый ребёнок. Наши успехи и достижения»

       «Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Его необходимо холить и лелеять, ухаживать з...