" Новые методы и технологии преподавания в соответствии с ФГОС"
опыты и эксперименты

Васильева Елена Ивановна

Моё выступление на ШМО по теме " Новые методы и технологии преподавания в соответствии с ФГОС"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_vasilevoy_e.i.docx30.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Новые методы и технологии преподавания в соответствии с ФГОС»

С введением Федеративных образовательных стандартов качественно изменилась основная задача школы. Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного уровня образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Следовательно, обучение требует применение новых педагогических методик и технологий преподавания. До перехода на ФГОС учитель старался как можно понятнее и доступнее объяснить и показать материал урока, в нынешних условиях цель учителя направлена не столько на воспроизведение знаний, сколько на формирования умений и навыков у обучающихся самостоятельно овладевать новыми знаниями и применять эти знания в решении разнообразных проблем. А самое главное для учителя - включить даже наислабейшего ученика в учебную деятельность. В работе с детьми, привыкшими к творческой деятельности, многие приемы и методы традиционной педагогики оказываются неэффективными, поэтому и возникла необходимость применение новых образовательных технологий, которые носят развивающий характер и отвечают требованиям современного общества.

Педагогических технологий, которые учитель может применять в своей педагогической деятельности и которые отвечают особенностям новых стандартов много, и они самые разнообразные. Это информационно-коммуникативные технологии, которой отводится большое значение, т.к. ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации, проектная технология (создание проектов, презентаций), коммуникативное обучение (обучение в процессе общения), портфолио (дневник личностного роста ученика),исследовательская деятельностьпроблемное обучение (использование проблемных ситуаций), игровые технологии (использование развивающих игр с определённой педагогической целью), диалог культур, развивающее обучение (Занков, Эльконин, Давыдов).

Применение данных технологий позволяет учителю сформировать у детей умение и желание учиться. Но в тоже время нацеленность учебного процесса на достижение основных ожидаемых результатов образования налагает особые требования и на отбор образовательных технологий.

Сконструировать урок в различных технологиях – дело не простое, но это требование времени. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся. Если ребенок не может проявить свои способности на уроке, он равнодушен к происходящему на уроке, часто отвлекается, ему скучно. Процесс обучения необходимо строить таким образом, чтобы ученик был заинтересован добывать знания самостоятельно, а учитель был только проводником, помогал ему, направлял на нужный путь.

В своей работе я использую следующие технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, игровые технологии, технологию проблемного и группового обучения, технологию “Портфолио”. Данные технологии или их элементы позволяют разнообразить формы и средства обучения, повышают творческую активность учащихся.

1. Технология проблемного обучения

Данная технология наиболее часто применяемая мною на уроках. Она позволяет создать проблемные ситуации, для решения которых учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Уроки, которые я провожу с применением технологии проблемного обучения, направлены на формирование метапредметных и личностных результатов. Очень важно при подготовке к такому уроку тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, потребующих импровизации.  Учителю нужно подвести учеников к тому, чтобы они самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». Какой из способов более приемлем на уроке, решает сам учитель. Эффективность применения этой технологии подтверждается не только моими собственными наблюдениями, но и повышением интереса обучающихся к учебе, а следовательно, качества образования. Более того эта технология способствует развитие исследовательской деятельности на основе самостоятельной работы.

Проблемное обучение направлено на самостоятельное открытие знаний учащимися. Когда ученики из пассивных слушателей и исполнителей превращаются в активных исследователей учебных проблем, усвоение программного материала заметно улучшается. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Ребята сами формулируют проблемы, осуществляют самоконтроль и самооценку. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей. Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения.

1) Приведу пример использования этой технологии на уроке русского языка по теме "Обозначение буквами е, ё,ю, я два звука в начале слова".

На доске записано слова мята - 4 буквы, 4 звука   яма - 3 буквы, 4 звука 

Учитель:
– Что вас удивило? (В слове яма 3 буквы, но 4 звука. ) 
– Какой вопрос у вас возникает?
-Как узнать, почему в слове яма 3 буквы, но 4 звука. Итак, дети самостоятельно вышли на новую тему и поставили цель урока. Ребята, сравнивая слова, пытаются разобраться в возникшей проблеме. После анализа, где написана буква я, ребята приходят к выводу
: буква я обозначает два звука, когда стоит в начале слова.

2) Введение математических понятий представляет также много возможностей для организации проблемных ситуаций в классе.

Учитель проговаривает пример, дети  записывают в тетрадях.

Задание1:Разделите 9 тетрадей поровну Маше, Тане и Кате и запишите в тетрадях  результат действия.

- Что у вас получилось?

1 ученик практически делит тетради, а другой записывает на доске и читает пример.

Задание 2: Разделите 10 тетрадей поровну Маше, Тане и Кате и тоже запишите ниже  в тетрадях  результат действия.

-  Почему нельзя 10 яблок поровну разделить на троих? Итак, дети самостоятельно вышли на новую тему и поставили цель урока. Ребята, сравнивая слова, пытаются разобраться в возникшей проблеме.

- Как это записать? (Высказывания детей; если, кто знает, то записывает на доске и проговаривает.)

10:3=3(ост.1)

 - Какой вывод вы можете сделать?

Вывод: Не все числа можно разделить на равные части. При делении некоторых чисел на равные части, получается остаток.

Далее ребята читают правила по теме "Деление с остатком " в учебнике.

2.Игровые технологии.

Применение игровых технологий для изучение программного материала, особенно в начальной школе, обязательно. Дети любят играть, это их возрастная особенность. В процессе игры у обучающихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Игра вдохновляет, активизирует деятельность учащихся на уроке, повышает мотивацию. Они не замечают, что в ходе игры они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.

Игра полезна, если она максимально приближена к реальным жизненным ситуациям. Поэтому ее нужно интегрировать в образовательный процесс. Игровые технологии используются самостоятельно и как элемент более общей, традиционной методики обучения. Они помогают детям легче осваивать темы учебных дисциплин, а учителю проще контролировать процесс и направлять его.

На уроках математики игра развивает вычислительные навыки, на уроках русского языка позволяет повысить грамотность учащихся, на уроках окружающего мира расширяет представление о природе и красоте родного края, на уроках литературного чтения вместе с героями литературных произведений помогает пережить все разнообразие их чувств, приобщиться к духовно-нравственным ценностям художественного произведения. 

Самые разнообразные литературные игры применимы на уроках литературного чтения. Например, Игра "Цифровой диктант" по русским народным сказкам (Дети сами составляют цифровые диктанты по прочитанному произведению и предлагают их в виде игры своим одноклассникам.

Записывают дети только две цифры:

0 - если утверждение неверное и 1- если оно верно.)

Особенно хорошо проходит игра "Живые картинки" (Один ученик читает произведение, а другие мимикой лица, жестами, пантомимой реагируют на услышанное.

Или предлагается детям прочитать конкретный текст голосом героя- сладкоежки, ворчуна, по- медвежьи и т.д.). Игровые формы заданий на уроках существенно помогают повысить качество уроков литературного чтения, активизировать мыслительную деятельность учащихся, воображение, стимулирует развитие умения учиться, полноценнее воспринимать любое художественное произведение.

На уроках математики дети с удовольствием «путешествуют» в Страну сказок, в Тридевятое царство и при встрече с каждым героем выполняют определённые математические задания.

Например:

Решение примеров на сложение и вычитание в начальной школе можно проводить по сказке «Сивка - бурка»:

Учитель показывает презентацию по сказке "Сивка _ бурка", сюжетные картинки. Перед выполнением математических заданий учитель говорит:

.– Ребята, сегодня на уроке нашим гостем будет Иванушка- дурачок. Если Иванушка не научится решать примеры и не выполнит задания на карточке, он не допрыгнет до окна царевны и не снимет перстень, так и останется Ивнушком - дурачком, давайте поможем решить ему примеры и объясним решение примеров по действиям. (Дети соглашаются и решают примеры, которые записаны на отдельных карточках. )

 На уроке русского языка :

 Чтобы пробудить интерес к занятиям, повысить грамотность письма нужно вводить  игровые моменты на разных этапах урока. С помощью различных ребусов, кроссвордов на одном дыхании проходит работа над словарными словами.

Хорошему и быстрому запоминанию слов с непроверяемыми гласными помогают загадки. Хорошо ребята воспринимают дидактические игры «Все наоборот», "Замени букву", "Одним словом".

Цель: закрепить написание слов с сочетанием –чн-, активизировать внимание, мыслительную деятельность детей. 
Учитель предлагает детям заменить предложенные им словосочетания типа существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетание –чн-. 
Игрушка для елки-…(елочная игрушка) 
Герой сказки- … (сказочный герой) 
Сок яблока-… (яблочный сок) 
Суп из молока -…(молочный суп) 

Но включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, учитель всегда должен помнить об их цели и назначении. Нельзя, чтобы игра воспринималась детьми только как игра. Надо помнить, что за игрой стоит урок, т.е. усвоение учащимися материала урока через своеобразную игровую практику.

3. Здоровьесберегающая технология.

Здоровьесберегающие технологии обеспечивают школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, формируют у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни. Здоровьесберегающие технологии применяются на всех этапах урока, поскольку предусматривают чёткое чередование видов деятельности. Для того, чтобы дети не уставали на уроке, я провожу физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения.

Упражнения должны быть занимательны, знакомы и интересны учащимся, просто в своем выполнении. Особенно популярны физкультминутки в стихах

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

Раз, два, три, четыре —

Вот летит ракета ввысь! (1—2 — стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3—4 — основная стойка.)

Мы топаем ногами

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

И вновь писать начнем.

На разных уроках предлагаю задачи со здоровьесберегающим содержанием:

Математика

Решите задачу.
После уроков Петя 2 часа был в парке, а Саша 1 час 30 минут играл в компьютерные игры. На сколько больше минут Петя был в парке, чем Саша играл в компьютерные игры?

( дети составляют краткую запись и записывают решение задачи)
–  Кто из мальчиков поступил правильно? (Петя)
– Почему полезно быть на свежем воздухе? (улучшается самочувствие)

Литературное чтение

Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.

Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении.

Например:

«Сивка - бурка»

  • Нельзя рвать ядовитые грибы.
  • Какие грибы можно собирать?
  • Если не знаешь грибов, нужно ли их собирать в лукошко? Нет.

5. Технологии дифференцированного обучения.

В каждом классе подбор обучающихся разный и по уровню подготовки, и по учебным возможностям. Как организовать обучение в таких классах? Решить её невозможно без дифференцированного подхода к обучению. Необходимо учитывать индивидуальные возможности и способности учащегося, для этого нужно использовать разноуровневые задания, в том числе и контрольные работы. Тогда появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения. Учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней. Они ощущают себя успешными и уверенными; возрастает степень их психологического комфорта на уроках.


6. Обучение в сотрудничестве (групповая работа)

На уроках я широко использую групповую форму работы. На мой взгляд, это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Уникальность этой формы работы в том, что здесь происходят непосредственное взаимодействие между учащимися и опосредованное руководство их деятельностью со стороны учителя. Методику групповой работы я стараюсь ввести уже с первых дней обучения ребенка в школе. Преимущество этой технологии в том, что она позволяет активизироваться слабым ученикам, которые получают больше возможностей, чем при фронтальной форме работы, для продуктивного обсуждения рассматриваемых проблем. Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки. Групповая работа снимает внутреннее напряжение школьников, скованность, дискомфорт, исчезает боязнь вызова к доске, неудачного ответа.

Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища. Учитель же, наблюдая за ребятами, может для себя провести мини-мониторинг психических особенностей ребенка (умение общаться в микроколлективе, обобщать сказанное, выражать свое мнение, определить уровень работоспособности).

На мой взгляд, групповая работа наиболее результативна в плане формирования у школьников обязательных результатов обучения, а также развития творческих способностей каждого ученика. На таких уроках ни один ребенок не остается в стороне. Нельзя думать, что эта работа приносит результаты с первых уроков. Для этого требуется серия таких уроков и кропотливый труд учителя.

7. Технология “Портфолио”.

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов особое место в новой системе оценивания уделено «Портфолио». Исходя из особенностей классного коллектива, процесс создания «Портфолио» используют для стимулирования активности, развития творческого потенциала детей.

Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях.

Введение технологии «Портфолио» даёт положительные результаты.

Создание «Портфолио» -  долгосрочная программа, в начальной школе она проходит 4 года.

Я начинаю работать над составлением «Портфолио» в первом классе, без помощи родителей обойтись просто невозможно. Весь год мы трудимся над сбором материалов для его создания. Дети выбирают самые удачные творческие работы: рисунки, проекты, вкладываем фотографии с внеклассных мероприятий, рабочие тетради разных лет. С удовольствием принимают участие в разнообразных конкурсах и олимпиадах различного уровня, а затем в разделе «Мои достижения» размещают грамоты, дипломы, сертификаты, благодарственные письма, итоговые листы успеваемости.

В конце учебного года традиционно проходит классный час на тему «Перелистывая страницы учебного года» (анализ учебных достижений). По желанию ребята представляют своё «Портфолио». На выпускном вечере в начальной школе ребята с удовольствием получают свои "Портфолио". Это своеобразная память о большой титанической работе, проделанной в начальной школе, папка, которая показывает динамику их роста по всем направлениям и учебной, и внеурочной деятельности.

8. Информационно – коммуникационные технологии.

В настоящее время инновационные технологии занимают важное место в профессиональной деятельности учителя. Необходимость применения средств ИКТ в работе учителей начальных классов диктуется возрастными особенностями учащихся, а именно потребностью в наглядной демонстрации учебного материала, процессов и явлений. Сегодня ИКТ можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний.

Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока.

Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании следует предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации, пройденных тем, для уроков развития речи и т.д. К каждой из изучаемых тем можно выбрать различные виды работ и действий: разноуровневые задания, тесты, презентации и проекты.

Основными направлениями моей работы при использовании ИКТ являются:

  • мультимедиа-уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ: «Уроки русского языка», «Уроки математики», «Уроки литературного чтения» для 1-4 классов;
  • уроки на основе авторских компьютерных презентаций;
  • виртуальные путешествия на уроках окружающего мира.

Использование современных образовательных технологий позволяет учителям добиваться высокого качества обучения, увеличивается число учащихся, принимающих участие в олимпиадах, исследовательских проектах и различных творческих конкурсах. Таким образом, применение новых технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кейс-метод –эффективный метод повышения качества образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

При  работе над кейсом прослеживается сотворчество учителя и ученика они равноправны в процессе обсуждения проблемы. Им приходится постоянно взаимодействовать, выбирать определённые  формы п...

Выступление на республиканской научно-практической конференции "Современное образование: новые методы и технологии в организации образовательного процесса"

Решение задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно в условиях системы начального общего образовани...

Доклад на тему: "Кейс-метод –эффективный метод повышения качества образования в соответствии с ФГОС второго поколения."

Кейс-метод, или метод конкретных ситуаций, – это метод активного проблемного, эвристического обучения.  Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе ф...

«Новые методы и технологии в обучении младших школьников»

План-конспект родительского собрания. Материал окажет большую помощь учителям начальных классов в проведении родительского собрания....

Родительское собрание "Новые методы и технологии в обучении младших школьников"

План-конспект родительского собрания на тему:  "Новые методы и технологии в обучении младших школьников" позволит ознкакомить родителей обучающихся с введением инновационных технологий ...

План-конспект родительского собрания"Новые методы и технологии в обучении младших школьников"

План-конспект предназначен для проведения родительского собрания в 1 классе. Его основная цель :знакомство родителей с новыми методами и технологиями обучения. Учитель в краткой обзорной форме рассказ...

План – конспект родительского собрания в 1 классе по теме: «Новые методы и технологии в обучении младших школьников»

Цель: Познакомить родителей с новыми методами и технологиями, которые применяются в настоящее время в обучении младших школьников....