Выступление на методическом объединении
статья
Изучение геометрических величин в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_geometricheskih_velichin.docx | 18.7 КБ |
izuchenie_geometricheskih_velichin.pptx | 2.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Слайд-1
Изучение геометрических величин в начальной школе.
Слайд-2
Важнейшие задачи образования в начальной школе реализуются в процессе обучения всем предметам.
Изучение геометрического материала в начальной школе связано с усвоением определённой системы понятий. Чтобы овладеть этой системой и затем успешно применять приобретённые знания и умения, необходимо сначала понять, каковы особенности геометрических понятий, как устроены их определения и из чего складывается их объём.
Изучение геометрического материала в начальных классах должно протекать с учетом принципа преемственности в изучении материала, т. е. строится с учетом знаний, полученных детьми в дошкольном детстве.
Слайд-3
Особое содержание геометрического материала, включенного в программу и реализованного в системе тщательно отобранных задач, направлено на формирование достаточно полной системы геометрических представлений (включающей образы геометрических фигур, их элементов, отношений между фигурами, их элементами).
На этой основе формируются пространственные представления и воображение, развивается речь и мышление учащихся, организуется целенаправленная работа по формированию важных практических навыков.
Слайд-4
Важнейшей задачей учителя является определение методики, раскрывающей содержание геометрического материала на том уровне, который должен быть достигнут учащимся к моменту их перехода в 4 класс, а также ведущих направлений изучение этого материала.
Слайд-5
В начальных классах рассматриваются такие геометрические величины, как: длина отрезка, площадь фигуры, объём тела и другие. Учащиеся должны получить конкретные представления об этих величинах, ознакомиться с единицами их измерения, овладеть умениями измерять величины, научиться выражать результаты измерений в различных единицах, выполнять различные действия над ними.
Слайд-6
Величины рассматриваются в тесной связи с изучением натуральных чисел и дробей; обучение измерении связывается с изучением счёта; измерительные и графические действия над величинами являются наглядными средствами и используются при решении задач.
Назовём задачи изучения величин в начальном курсе математики [1]:
1) сформировать конкретные представления о величинах,
2) сформировать навыки измерения величин,
3) научить выражать величины в различных единицах измерения,
4) научить выполнять арифметические действия над величинами.
Слайд-7
В основе методики изучения величин лежит практическая деятельность учащихся, связанная с овладением навыками измерения таких величин, как длина отрезка, площадь фигуры, масса тела, времени.
Большое значение при ознакомлении с величиной имеет использование знаний, умений и навыков, приобретаемых учащимися в связи с изучением фигур и операций над фигурами (деление фигур на части, составление фигур из других). И наоборот, использование представлений о величине, ее свойствах и измерении в процессе формирования понятия «фигура».
Так, например, на основе представлений о площадь фигуры дети знакомятся с важнейшим свойством, которое состоит в том, что площадь фигуры, составленной из нескольких частей, равна сумме площадей этих частей.
Слайд-8
Известный советский методист Н.Б. Истомина [33] выделила 8 этапов изучения величин:
1-й этап: выяснение и уточнение представлений школьников о данной величине (обращение к опыту ребёнка).
2-й этап: сравнение однородных величин (визуально, с помощью ощущений, наложением, приложением, путём использования различных мерок).
3-й этап: знакомство с единицей данной величины и с измерительным прибором.
4-й этап: формирование измерительных умений и навыков.
5-й этап: сложение и вычитание однородных величин, выраженных в единицах одного наименования.
6-й этап: знакомство с новыми единицами величин в тесной связи с изучением нумерации и сложения чисел. Перевод однородных величин, выраженных в единицах одного наименования, в величины, выраженные в единицах двух наименований, и наоборот.
7-й этап: сложение и вычитание величин, выраженных в единицах двух наименований.
8-й этап: умножение и деление величин на число.
Слайд-9
Общим методическим приемом, обеспечивающим прочные геометрические знания, является формирование пространственных представлений через непосредственное восприятие учащимися конкретных реальных вещей; материальных моделей геометрических образов. В 1 классе пространственные представления вырабатываются в процессе приобретения детьми практического опыта при изучении отношений взаимного положения предметов, выражаемых словами «выше», «ниже», «справа», «сверху», «спереди», «сзади» и т.д. Во 2-3 классах характер работы по формированию пространственных представлений усложняется. Например, представления об одной фигуре формируется с опорой на другую. Так, опираясь на представления о треугольнике вообще, можно получить представления о прямоугольном треугольнике.
Слайд-10
Результатом обучения в 1-4 классах должно быть формирование первоначальных представлений о точности построений и измерений.
В 1 классе учащиеся овладевают навыками измерения и построения отрезков с помощью линейка (с точностью до 1 см). При этом детям предъявляются не меньшие требования, чем это обычно делается, например, в отношении навыков письма.
Во 2-4 классах в практику измерений и построений постепенно вводятся новые инструменты: циркуль, чертежный угольник, рулетка. Повышаются требования к точности построений и измерений, качеству чертежей и моделей, выполняемых детьми, к описанию хода и результатов проделанной работы.
Слайд -11
С целью формирования представлений о разного рода величинах проводятся практические работы, используются упражнения, применяются демонстрационные и индивидуальные наглядные средства, при этом варьируются коллективные, индивидуальные и групповые формы работы на уроке.
Работа с величинами и единицами их измерения имеет не только практическое значение: она предоставляет большие возможности для формирования умения видеть проблему и находить пути ее решения, тем самым способствуя развитию познавательных способностей учащихся.
Слайд 12
На следующем слайде представлены проблемы изучения величин в начальной школе и пути их преодоления.
СЛАЙД 13-20
Представлено тематическое планирование геометрического содержания по классам и задания творческого и поискового характера.
Данная программа обеспечивает высокий уровень научности и связи математики с жизнью, то есть введение любой величины опирается на жизненный опыт детей. Изучаемый материал направлен не только на нормирование математических знаний, умений и навыков, но и на общее развитие детей. Примером этого являются исторические справки о величинах, единицах их измерения, справки из истории возникновения величин и необходимости их измерения.
Слайд -21
Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Важнейшие задачи образования в начальной школе реализуются в процессе обучения всем предметам. Изучение геометрического материала в начальной школе связано с усвоением определённой системы понятий. Д олжно протекать с учетом принципа преемственности
Содержание геометрического материала направлено на формирование системы геометрических представлений . На этой основе формируются пространственные представления и воображение, развивается речь и мышление учащихся, организуется целенаправленная работа по формированию важных практических навыков.
Геометрические величины Выпускник научится: Измерять длину отрезка; Вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата; Оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближенно (на глаз). Выпускник получит возможность научиться вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников.
В начальных классах рассматриваются такие геометрические величины . Учащиеся должны: получить конкретные представления об этих величинах; ознакомиться с единицами их измерения; овладеть умениями измерять величины; научиться выражать результаты измерений в различных единицах. выполнять различные действия над ними.
Задачи изучения величин: 1) сформировать конкретные представления о величинах, 2) сформировать навыки измерения величин, 3) научить выражать величины в различных единицах измерения, 4) научить выполнять арифметические действия над величинами.
В основе методики изучения величин лежит практическая деятельность учащихся.
Этапы изучения величин : 1. Выяснение и уточнение представлений школьников о данной величине 2. Сравнение однородных величин. 3. Знакомство с единицей данной величины и с измерительным прибором. 4. Формирование измерительных умений и навыков. 5.Сложение и вычитание однородных величин, выраженных в единицах одного наименования. 6.Знакомство с новыми единицами величин в тесной связи с изучением нумерации и сложения чисел. Перевод однородных величин, выраженных в единицах одного наименования, в величины, выраженные в единицах двух наименований, и наоборот. 7. Сложение и вычитание величин, выраженных в единицах двух наименований. 8. Умножение и деление величин на число.
Пространственные отношения. Установление пространственных отношений с помощью сравнения: выше - ниже, слева - справа, сверху - снизу, ближе - дальше, спереди - сзади, перед, после, между и др. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости. Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх. Сравнение предметов по размерам (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче и др.) и форме. Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, «больше на …», «меньше на…».
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Учатся выделять признаки и свойства объектов (прямоугольник, его периметр, площадь и др.), Выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними; Определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные признаки, проводить классификацию. Развивается пространственное воображение, конструкторское умение. Учащиеся используют простейшие предметные, знаковые, графические модели, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи). Учатся строить математические рассуждения, связанные с анализом чертежей, геометрических фигур, моделей, объяснять факты с помощью математических приемов: геометрическое моделирование, поиск вариантов (объединения, разбиения).
С целью формирования представлений о разного рода величинах коллективные; индивидуальные; групповые. -проводятся практические работы; - используются упражнения; -применяются демонстрационные и индивидуальные наглядные средства. Ф ормы работы на уроке:
Тематическое планирование геометрического содержания по классам. Рабочая программа по математике М.И. Моро. 1 класс Пространственно- временные представления(2ч) Местоположение предметов, взаимное расположение предметов на плоскости и пространстве(выше-ниже, слева – справа, левее-правее, сверху-снизу, между, за). Направление движения: вверх, вниз, налево, направо. Временные представления: раньше, позже, сначала, потом. Длина. Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине (1ч). Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. Ломаная линия. Многоугольник (4ч). Единицы длины сантиметр. Измерение отрезков в см. вычерчивание отрезков заданной длины(2ч). Понятия увеличить на…, уменьшить на… Единица длины дециметр. Соотношение между дециметром и сантиметром.(1ч).
Задания творческого и поискового характера 1 класс Определение закономерностей построения рядов, содержащих числа, геометрические фигуры, и использование найденных закономерностей для выполнения заданий(2ч); классификация объектов по заданному условию; задания с высказываниями, содержащими логические связки «все», «если…, то…», логические задачи(4ч); построение геометрических фигур по заданным условиям; логические задачи(4ч); простейшие задачи комбинаторного характера (1ч); задания с продолжением узоров(2ч). Наш проект: «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты.
Тематическое планирование геометрического содержания по классам. Рабочая программа по математике М.И. Моро. 2 класс Единицы длины: миллиметр сантиметр. Таблица единиц длины(3ч) Длина ломаной. Периметр многоугольника(2ч) Угол. Виды углов(прямой, тупой, острый). Прямоугольник. Свойство противоположных сторон прямоугольника. Квадрат(4ч) Периметр прямоугольника (1ч)
Задания творческого и поискового характера 2 класс Составление высказываний с логическими связками, «если…, то…», «не все»; задания на сравнение длины(3ч). логические задачи и задачи повышенного уровня сложности(5ч) Наш проект: «Оригами». Изготовление различных изделий из заготовок, имеющих форму квадрата(1ч) Наш проект «Математика вокруг нас. Узоры на посуде»
3 класс Обозначение геометрических фигур буквами(1ч) Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: кв.см ., кв.дм ., кв.м . площадь прямоугольника(6ч) Круг. Окружность(центр, радиус, диаметр). Вычерчивание окружности с использованием циркуля (2ч) Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные, равносторонние (1ч) Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный и остругольный (1ч) Тематическое планирование геометрического содержания по классам. Рабочая программа по математике М.И. Моро.
Задания творческого и поискового характера 3 класс Определение закономерности, по которой составлены ряды геометрических фигур (1ч) Задачи комбинаторного характера (1ч);Математические игры «11 палочек»(1ч); изображение предметов на плане комнаты по описанию их расположения; деление геометрических фигур на части(3ч) Задания, содержащие высказывания с логическими связками; логические задачи(3ч) Наш проект: «Математические сказки»
4 класс Единицы длины – километр. Таблица единиц длины (2ч) Единицы площади: кв.км ., кв.мм . таблица единиц площади. Определение площади с помощью палетки(4ч) Информация, способствующая формированию экономико-географического образа России(сведения о площади страны, протяжении рек, железных и шоссейных дорог и др.) Куб. пирамида. Шар. Распознавание и название геометрических тел: куб, шар, пирамида. Куб, пирамида: вершины, грани. Развертка куба и пирамиды. Изготовление модели куба, пирамиды. Тематическое планирование геометрического содержания по классам. Рабочая программа по математике М.И. Моро.
4 класс Сравнение длин объектов; логические задачи и задачи повышенного уровня сложности (1ч) Математические игры(1ч) Наш проект: Математика вокруг нас. Составление сборника математических задач и заданий Задания творческого и поискового характера
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединение учителей начальных классов Тема: «Технология формирования типа правильной читательской деятельности».
: Технология формирования типа правильной читательской деятельностиОбразовательные технологии в образовательной системе «Школа 2100»Технология проблемно - диалогического обученияТехнология ...
Выступление на методическом объединении в форме эссе.
Учительский поиск путей поддержки уникальности ученика....
Выступление на методическом объединении учителей начальной школы Тема: Причины и методы устранения ошибок на пропуски, замену и искажение букв, слогов, слов.
Причины дисграфии у младших школьников....
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: Компетентностно-деятельностный подход в реализации ФГОС
В выступлении раскрываются понятия "компетентность" и "компетенция", а так же показана разница в формулировке заданий в «знаниевом» и компетентностно-деятельностном подходе при обучении ма...
Выступление на методическом объединении
Психологические особенности детей младшего школьного возраста...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов
Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными состояниями,а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях....
«Обучение и воспитание успехом: методика обучения С. Н. Лысенковой»: выступление на методическом объединении учителей коррекционных школ Юго-Западной зоны Краснодарского края
Выступление на МО учителей начальной школы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеоб...