Выступление на методическом объединении
статья

Виды и типы задач в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_eleny_nikolaevny.docx31.97 КБ
Файл vidy_i_tipy_zadach_v_nachalnoy_shkole.pptx1.78 МБ

Предварительный просмотр:

(слайд№1)

Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала. Ребенок с первых дней занятий в школе встречается с задачей. Сначала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения .

(слайд№2,№3)

Текстовые задачи - традиционно трудный для значительной части школьников материал. Однако, в школьном курсе математики ему придается большое значение, так как такие задачи способствуют развитию логического мышления, речи и других качеств продуктивной деятельности обучающихся.

С помощью задач учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к решению практических задач.

Виды  текстовых задач:(слайд№4)
• Простые;
• Составные;
• Обратные.

Всего в начальной школе ученики изучают 38 типов задач.

В зависимости от тех понятий, которые рассматриваются в курсе математики начальных классов, простые задачи делятся на три группы.(слайд№5)

        Простые задачи

  • Задачи на нахождение суммы двух чисел;
  • Задачи на нахождение остатка;
  • Задачи на нахождения произведения двух чисел;
  • Задачи на нахождение частного двух чисел.
  • Задачи на увеличения числа на несколько единиц в прямой и косвенной формах;
  • Задачи на уменьшения числа на несколько единиц в прямой и косвенной формах;
  • Задачи на увеличения числа в несколько раз в прямой и косвенной формах;
  • Задачи на уменьшения числа в несколько раз в прямой и косвенной формах;
  • Задачи на разностное сравнение;
  • Задачи на кратное сравнение.

  • Задачи на нахождение неизвестного слагаемого;
  • Задачи на нахождения неизвестного уменьшаемого;
  • Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого;
  • Задачи на нахождение неизвестного множителя;
  • Задачи на нахождения неизвестного делимого;
  • Задачи на нахождение неизвестного делителя.

Задача, для решения которой надо выполнить несколько действий, связанных между собой, называется составной задачей. Она включает в себя ряд простых задач. Связанных между собой так, что искомые одних простых задач служат данными других. Решение составной задачи сводится к расчленению ее на ряд простых задач и к последовательному их решению.

Составные задачи:(слайд№6)

Составные задачи на нахождение суммы.

Составные задачи на нахождение остатка.

Составные задачи на нахождение слагаемого и вычитаемого.

Составные задачи на нахождение «третьего» слагаемого.

Составные задачи на нахождение суммы.

Составные задачи на нахождение уменьшаемого.

Составные задачи на разностное и кратное сравнение.

Составные задачи на нахождение уменьшаемого, вычитаемого, разности.

Составные задачи на деление суммы на число и числа на сумму.

Составные задачи на цену, количество и стоимость.

(слайд№,8,9)

Типы задач в начальной школе (по классам)

                                                 1 – 2 класс.

Задачи на нахождение суммы.

Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

Задачи на нахождение неизвестного слагаемого.

Задачи на нахождение остатка.

Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого и слагаемого.

Задачи на нахождение уменьшаемого.

Задачи на разностное сравнение.

Задачи с косвенными вопросами.

Составные задачи на нахождение суммы.

Составные задачи на нахождение остатка.

Составные задачи на нахождение слагаемого и вычитаемого.

Составные задачи на нахождение «третьего» слагаемого.

Составные задачи на нахождение суммы.

Составные задачи на нахождение уменьшаемого.

Составные задачи на разностное сравнение.

                                             3 класс.

Простые задачи на умножение.

Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

Задачи на деление по содержанию и на равные части.

Задачи на кратное сравнение.

Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз ( косвенная форма).

Составные задачи на нахождение суммы.

Задачи на приведение к единице.

Составные задачи на нахождение уменьшаемого, вычитаемого, разности.

Составные задачи на разностное и кратное сравнение.

Задачи на нахождение суммы двух произведений.

Задачи на нахождение неизвестного слагаемого.

Составные задачи на деление суммы на число и числа на сумму.

Составные задачи на цену, количество и стоимость.

Задачи на нахождение периметра и сторон геометрических фигур.

Задачи на нахождение числа по доле и доли по числу.

                                              4 класс.

Простые задачи  на движение.

Задачи на встречное движение.

Задачи на движение в одном направлении.

Задачи на противоположное движение и движение в обратном направлении.

Задачи на пропорциональное движение.

Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям.

Задачи на нахождение площади.

Учителю начальных классов необходимо знать типы задач, чтобы правильно построить работу по формированию у обучающихся умения решать задачи.

(слайд№10)

Если очень хочется, то можно добавить.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виды и типы задач в начальной школе. Михайлова Е.Н. у читель начальных классов МБОУ « Излучинская начальная школа»

Слайд 2

Основам науки должен учить тот, кто сам эти основы понимает. Научить думать сможет только тот, кто умеет думать сам. «Главная движущая сила развития творческого мышления, равно как и вообще процесса обучения - учитель.» В.Ф.Шаталов

Слайд 3

Что такое текстовая задача? Текстовая задача — есть описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между её компонентами или определить вид этого отношения. Решить задачу – это значит через логически верную последовательность действий и операций с имеющимися в задаче явно или косвенно числами, величинами, отношениями выполнить требование задачи (ответить на ее вопрос).

Слайд 4

Виды текстовых задач: простые составные обратные

Слайд 5

Простые задачи . Задачи, раскрывающие смысл арифметических действий. Задачи на нахождение суммы двух чисел; Задачи на нахождение остатка; Задачи на нахождения произведения двух чисел; Задачи на нахождение частного двух чисел. Задачи, раскрывающие отношения между числами. Задачи на увеличения числа на несколько единиц в прямой и косвенной формах; Задачи на уменьшения числа на несколько единиц в прямой и косвенной формах; Задачи на увеличение числа в несколько раз в прямой и косвенной формах; Задачи на уменьшение числа в несколько раз в прямой и косвенной формах; Задачи на разностное сравнение; Задачи на кратное сравнение . Задачи, на нахождение неизвестных компонентов арифметических действий . Задачи на нахождение неизвестного слагаемого; Задачи на нахождения неизвестного уменьшаемого; Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого; Задачи на нахождение неизвестного множителя; Задачи на нахождения неизвестного делимого; Задачи на нахождение неизвестного делителя.

Слайд 6

Составные задачи Составные задачи на нахождение суммы. Составные задачи на нахождение остатка. Составные задачи на нахождение слагаемого и вычитаемого. Составные задачи на нахождение «третьего» слагаемого. Составные задачи на нахождение суммы. Составные задачи на нахождение уменьшаемого. Составные задачи на разностное и кратное сравнение. Составные задачи на нахождение уменьшаемого, вычитаемого, разности. Составные задачи на деление суммы на число и числа на сумму. Составные задачи на цену, количество и стоимость.

Слайд 7

Типы задач 1 -2 классах Задачи на нахождение суммы. Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого. Задачи на нахождение остатка. Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого и слагаемого. Задачи на нахождение уменьшаемого. Задачи на разностное сравнение. Задачи с косвенными вопросами. Составные задачи на нахождение суммы. Составные задачи на нахождение остатка. Составные задачи на нахождение слагаемого и вычитаемого. Составные задачи на нахождение «третьего» слагаемого. Составные задачи на нахождение суммы. Составные задачи на нахождение уменьшаемого. Составные задачи на разностное сравнение.

Слайд 8

Типы задач в 3 классе. Простые задачи на умножение. Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Задачи на деление по содержанию и на равные части. Задачи на кратное сравнение. Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз ( косвенная форма). Составные задачи на нахождение суммы. Задачи на приведение к единице. Составные задачи на нахождение уменьшаемого, вычитаемого, разности. Составные задачи на разностное и кратное сравнение. Задачи на нахождение суммы двух произведений. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого. Составные задачи на деление суммы на число и числа на сумму. Составные задачи на цену, количество и стоимость. Задачи на нахождение периметра и сторон геометрических фигур. Задачи на нахождение числа по доле и доли по числу.

Слайд 9

Типы задач в 4 классе. Простые задачи на движение. Задачи на встречное движение. Задачи на движение в одном направлении. Задачи на противоположное движение и движение в обратном направлении. Задачи на пропорциональное движение. Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям. Задачи на нахождение площади.

Слайд 10

«Умение мыслить математически - одна из благороднейших способностей человека» Бернард Шоу Именно это умение мы, учителя, и должны развивать в своих учениках .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединение учителей начальных классов Тема: «Технология формирования типа правильной читательской деятельности».

: Технология формирования типа правильной читательской деятельностиОбразовательные технологии в образовательной системе «Школа 2100»Технология проблемно - диалогического обученияТехнология ...

Выступление на методическом объединении в форме эссе.

Учительский поиск путей  поддержки уникальности ученика....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: Компетентностно-деятельностный подход в реализации ФГОС

В выступлении раскрываются понятия "компетентность" и "компетенция", а так же показана  разница в формулировке заданий в  «знаниевом» и компетентностно-деятельностном подходе при обучении ма...

Выступление на методическом объединении

Психологические особенности детей младшего школьного возраста...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов

Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными состояниями,а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях....

«Обучение и воспитание успехом: методика обучения С. Н. Лысенковой»: выступление на методическом объединении учителей коррекционных школ Юго-Западной зоны Краснодарского края

Выступление на МО учителей начальной школы  в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеоб...