Выступление на методическом объединении
статья
Тема: «Приёмы работы с текстом на уроках окружающего мира
Формирование умений обучающихся
приёмам переработки текста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_tekstom_na_okr_mir.docx | 367.68 КБ |
rabota_s_tekstom.pptx | 2.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Приёмы работы с текстом на уроках окружающего мира
Формирование умений обучающихся
приёмам переработки текста
На современном этапе в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект. Как известно, текст является универсальным источником получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы. Поэтому для работы над текстом ученик должен овладеть УУД, которые он сможет успешно применять в любой образовательной области.
Значительная роль в овладении читательскими компетентностями отводится предмету «окружающий мир», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебника. Одной из особенностей, что отличает их от художественных то, что в них содержатся научные понятия, сведения, факты, нет сюжета, ролей.
Как научить детей читать научные тексты на уроках окружающего мира рационально и с пользой для себя, ведь в классе непременно оказывались слабо читающие дети, работа с книгой для которых - умственная перегрузка, что оборачивается у них нежеланием учиться и, в конечном счете, отставанием в учебе. Чтобы научить детей осознанно читать научные тексты, нужно учить преобразовывать информацию из одной формы в другую, вовлекать ребенка в учебный процесс в соответствии с его способностями и возможностями. Преобразование информации подразумевает создание нового текста, включающего собственное понимание и осмысление проблемы, благодаря чему и происходит освоение текста.
Слайд 2.
При обучении детей работе с текстом выделяют следующие этапы:
поиск информации и понимание прочитанного;
преобразование и интерпретация информации;
оценка информации.
Эти три этапа неразрывно связаны друг с другом: невозможно преобразовать или оценить информацию и при этом не понимать прочитанное.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе предусматривает выполнение учащимися итоговых работ, которые включают текст, на основе понимания прочитанного ученики должны выполнить задания. При этом осуществить поиск необходимой информации, преобразовать, представить ее в виде схемы, установить закономерность, обобщить, сделать речевое высказывание в письменной форме.
В ходе работы по формированию умения работать с текстом предполагаются следующие этапы:
Слайд 3.
1 этап
Осмысление цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели
Приёмы
- Выделение ключевой информации из текста.
Слайд 4.
Карточка 1.
Прочитай текст. Подчеркни характерные признаки государства. С помощью подчёркнутых слов определи страну.
Государство расположено на материке Евразия и имеет самую большую территорию. В нём проживает более 150 народов. У каждого народа своя культура, язык, свои обычаи, но всех их объединяет любовь к родной стране, к многообразию животного и растительного мира. Управляет государством президент. Столица государства – город Москва.
Слайд 5.
Карточка 1.
Вариант выполнения задания
Это государство Российская Федерация.
2.Формирование умения находить конкретные факты в тексте.
Слайд 6.
Карточка 2.
Определи, о каком времени года идёт речь в тексте. Попробуй обосновать свой ответ.
Таня посмотрела на календарь. Скоро будет праздник. Надо делать подарки для мамы, бабушки, учительницы.
Карточка 2.
Вариант выполнения задания
Речь идёт о весне. Доказательством служит последнее предложение.
Слайд 7.
2 этап
Сопоставление информации из разных источников, осуществление выбора дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая интернет.
Приёмы
1. Составление собственного высказывания по тесту, по рисунку и имеющемуся жизненному опыту
Слайд 8.
Карточка 3.
Опиши погоду, используя рисунок и имеющийся жизненный опыт.
Слайд 9.
Карточка 3.
Ясная, без ветра, морозная погода.
Нет осадков.
Температура воздух – 20° (– 25°).
2. Сопоставление информации текста учебника и таблицы
Слайд 10.
Карточка 4.
Изучи сведения о горах России, пользуясь картой, текстом и заполни таблицу.
Слайд 11.
Используя данные таблицы, выполни задания:
- Запиши название самой высокой горы:____________________________________________
Запиши название самой низкой горы: ____________
Сосчитай, на сколько метров Ключевая сопка выше горы Белуха__________________________________________________________________________________________________
Подумай, что тебе бы ещё хотелось узнать о горах? Чем ты для этого воспользуешься?_________________________________
3. Выбор верных и неверных высказываний с опорой на текст и рисунок
Слайд 12.
Карточка 5.
Прочитай статью учебника. Рассмотри иллюстрацию. Выполни задания.
Слайд 13.
Знаком укажи верные высказывания:
□ Земля расположена от Солнца дальше, чем Юпитер.
□ Сатурн расположен от Солнца дальше, чем Юпитер.
□ Венера расположена ближе всех к Солнцу.
□ Уран находится между Сатурном и Нептуном.
□ Марс – пятая планета от Солнца.
4. Дополнение высказывания с опорой на схему
Слайд 14.
Карточка 5.1
Пользуясь схемой расположения планет Солнечной системы, допиши высказывания, чтобы они были верными:
□ Марс расположен между ___________ и _________________.
□ Нептун расположен дальше от Солнца, чем _________________.
□ Между Венерой и Марсом расположена ___________________.
□ По величине ____________ - самая большая из планет.
Слайд 15.
3 этап. Обобщение и систематизация информации, перевод её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную).
Приёмы:
1 Перенос информации материала учебника в таблицу с применением собственных наблюдений
Слайд 16.
Карточка 6
Создай таблицу сезонных явлений, используя рисунок в учебнике и имеющийся жизненный опыт
| Зима | Весна | Лето | Осень |
Покров земли |
|
|
|
|
Деревья |
|
|
|
|
Небо |
|
|
|
|
Слайд 17.
Карточка 6
| Зима | Весна | Лето | Осень |
Покров земли | снег | снег, проталины, трава | зелёная трава | бурая трава |
Деревья | нет листьев | почки, цветы | зелёные листья | плоды, жёлтые, красные листья |
Небо | чистое | чистое, ясное | чистое, ясное | хмурое, серое |
2. Составление таблиц на основе сравнения предметов и выделения их существенных признаков.
Слайд 18.
Карточка 7
Составь таблицу на основе текстов
Кассиопея. Это созвездие можно найти на небе в любое время года. Его главные звезды образуют растянутую за «ножки» букву «М». Весной и летом эта «буква» перевернута. Свое название созвездие получило по имени царицы Кассиопеи.
Орион. Это созвездие хорошо видно зимой. Оно необыкновенно красиво!
А названо оно по имени охотника из древнегреческих мифов. Пояс этого охотника образуют три звезды, расположенные рядом. Их так и называют - Пояс Ориона.
Лебедь. Это созвездие можно увидеть летом и осенью. Оно напоминает лебедя с широко раскинутыми крыльями, летящего вниз, к земле. Хвост лебедя отмечен особенно яркой звездой - одной из самых ярких на небе.
Слайд 19.
Название созвездия | Время года | На что похоже созвездие | Наличие яркой звезды |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Слайд 20.
Карточка 7
Название созвездия | Время года | На что похоже созвездие | Наличие яркой звезды |
Кассиопея | любое время года | на растянутую за «ножки» букву «м» | нет |
Орион | зима | на охотника из древнегреческих мифов | нет |
Лебедь | лето, осень | оно напоминает лебедя с широко раскинутыми крыльями | есть |
3. Формирование умения заполнять схемы на основе текста
Слайд 21.
Карточка 8
Прочитай текст в учебнике. Выбери данные и заполни схему «Первобытные люди»
4. Установление соответствия
Слайд 22.
Карточка 9
К каждому элементу, данному в первом столбце, подбери элемент из второго столбца. Запиши ответ в таблице.
Название | Определение | |
| 1) География | а) Наука о небесных или космических телах |
| 2) Экология | б) Наука, занимающаяся изучением человека в прошлом. |
| 3)Астрономия | в) Наука о Земле |
| 4) История | г) Наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. |
Ответ: | |
1. |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
|
Слайд 23.
4 этап. Дополнение готовых информационных объектов (текстов, таблиц, схем, диаграмм), создание собственных.
Приёмы
1 Определение несоответствия текста и схемы
Слайд 24.
Карточка10
Соотнеси схему с текстом. Найди несоответствие и исправь.
Дуб могучее и красивое дерево. Для многих лесных жителей он является источником пищи. Например, белки, лесные мыши и сойки питаются желудями и даже запасают их на зиму. Но никто из них не может помочь дубу.
Слайд 25.
Карточка10
Дуб могучее и красивое дерево. Для многих лесных жителей он является источником пищи. Например, белки, лесные мыши и сойки питаются желудями и даже запасают их на зиму. Но никто из них не может помочь дубу. (Все эти животные являются помощниками дуба, так как помогают ему расселиться в лесу – разносят его семена).
2. Формирование умения составлять схемы к тексту
Слайд 26.
Карточка11
Прочитай текст. Составь на основе текста цепь, которая покажет причины засыхания деревьев.
В давние времена люди вздумали навести порядок в одном лесу. Лесничий рассуждал так: «Лес–это деревья, а все остальное лишнее!». И по его приказу вырубили кустарники.
А случилось вот что. Когда вырубили кустарники, улетели в другие края птицы, которые гнездились и прятались в зарослях. Зато для жуков и гусениц, которых поедали птицы, началось привольное житье. Развелось их видимо-невидимо. Одни листья едят, другие корни грызут. Вот деревья и стали сохнуть. Пожалел лесничий, что приказал кустарники вырубить.
Карточка 11
Кустарники → птицы →жуки, гусеницы →деревья
3. Редактирование текста
Слайд 27.
Карточка 12
Прочитай текст. Найди в нем несоответствие и подбери противоположное по смыслу слово. Запиши исправленный вариант текста.
Первые оттепели обычно бывают в начале сентября. Осенью грозы становятся частыми. Над рекой все реже нависают туманы. В это время во всем чувствуется приближение лета. В середине осени происходит ледостав.
Вариант выполнения
Карточка 12
Первые оттепели (заморозки) обычно бывают в начале сентября. Осенью грозы становятся частыми (редкими). Над рекой все реже (чаще) нависают туманы. В это время во всем чувствуется приближение лета (зимы). В середине (в конце) осени происходит ледостав.
4. Восстановление текста по опорным словам
Слайд 28.
Карточка 13
Модель Земли называют .... А условное изображение поверхности Земли на плоскости называют .... Существует много видов географических карт. На физической карте синим цветом обозначена ..., коричневым, желтым, зеленым -..., белым - ... . Каждая карта имеет свой .... Если работаешь у настенной карты, стой ..., когда держишь указку в правой руке, и ..., когда указка в левой.
(Масштаб, глобусом, вода, ледники, слева, суша, картой, справа.)
5. Дополнение готовых информационных объектов
Слайд 29.
Карточка 14
Рассмотри изображение человека.
Так же, как и на примере слева отмечено ухо, на изображении справа покажи стрелками и подпиши шею, сердце, печень, колено человека.
Данные приемы нужно внедрять и отработать на уроках окружающего мира. Я предполагаю, что на выходе из начальной школы ребята научатся читать - значит не только овладеть техникой чтения, но и «вычерпывать» из текста все заложенные в нём смыслы. Ожидаемые результаты:
Обучающийся получит возможность научиться: сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая интернет; обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную); дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные.
Слайд 30.
«А что есть чтение - как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками. Чтение, прежде всего сотворчество…»
(М. Цветаева).
Таким образом, приёмы переработки текста помогает обучающимся вычитывать информацию из текстов разных видов, этот навык необходим при изучении различных учебных предметов.
Слайд 31
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Этапы работы с текстом:
1 этап. Осмысление цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели Карточка 1 . Задание: прочитай текст. Подчеркни характерные признаки государства. С помощью подчёркнутых слов определи страну. Государство расположено на материке Евразия и имеет самую большую территорию. В нём проживает более 150 народов. У каждого народа своя культура, язык, свои обычаи, но всех их объединяет любовь к родной стране, к многообразию животного и растительного мира. Управляет государством президент. Столица государства – город Москва.
Карточка 1 Вариант выполнения задания Это государство Российская Федерация.
Карточка 2. Задание: определи , о каком времени года идёт речь в тексте. Попробуй обосновать свой ответ. Таня посмотрела на календарь. Скоро будет праздник. Надо делать подарки для мамы, бабушки, учительницы.
Карточка 2. Вариант выполнения задания Речь идёт о весне. Доказательством служит последнее предложение.
2 этап. Сопоставление информации из разных источников, осуществление выбора дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая интернет.
Карточка 3. Задание: опиши погоду, используя рисунок и имеющийся жизненный опыт .
Ясная, без ветра, морозная погода. Нет осадков. Температура воздух – 20° (– 25°). Карточка 3.
Карточка 4. Задание: изучи сведения о горах России, пользуясь картой, текстом и заполни таблицу.
Карточка 4. Используя данные таблицы, выполни задания : Запиши название самой высокой горы : ________________________________________ Запиши название самой низкой горы: ________________________________________ Сосчитай, на сколько метров Ключевая сопка выше горы Белуха ________________________________________ Подумай, что тебе бы ещё хотелось узнать о горах? Чем ты для этого воспользуешься ? ________________________________________
Задание: прочитай статью учебника. Рассмотри иллюстрацию. Выполни задания. Карточка 5.
Знаком укажи верные высказывания: □ Земля расположена от Солнца дальше, чем Юпитер. □ Сатурн расположен от Солнца дальше, чем Юпитер. □ Венера расположена ближе всех к Солнцу. □ Уран находится между Сатурном и Нептуном. □ Марс – пятая планета от Солнца. Карточка 5.
Задание: п ользуясь схемой расположения планет Солнечной системы, допиши высказывания, чтобы они были верными: □ Марс расположен между ___________ и _________________. □ Нептун расположен дальше от Солнца, чем _________________. □ Между Венерой и Марсом расположена ___________________. □ По величине ____________ - самая большая из планет. Карточка 5.1.
3 этап. Обобщение и систематизация информации, перевод её из одной формы в другую
Задание: создай таблицу сезонных явлений, используя рисунок в учебнике и имеющийся жизненный опыт Карточка 6. Зима Весна Лето Осень Покров земли Деревья Небо
Карточка 6. Зима Весна Лето Осень Покров земли снег снег, проталины, трава зелёная трава бурая трава Деревья нет листьев почки, цветы зелёные листья плоды, жёлтые, красные листья Небо чистое чистое, ясное чистое, ясное хмурое, серое
Задание: составь таблицу на основе текстов Кассиопея. Это созвездие можно найти на небе в любое время года. Его главные звезды образуют растянутую за «ножки» букву «М». Весной и летом эта «буква» перевернута. Свое название созвездие получило по имени царицы Кассиопеи. Орион. Это созвездие хорошо видно зимой. Оно необыкновенно красиво! А названо оно по имени охотника из древнегреческих мифов. Пояс этого охотника образуют три звезды, расположенные рядом. Их так и называют - Пояс Ориона. Лебедь. Это созвездие можно увидеть летом и осенью. Оно напоминает лебедя с широко раскинутыми крыльями, летящего вниз, к земле. Хвост лебедя отмечен особенно яркой звездой - одной из самых ярких на небе. Карточка 7.
Название созвездия Время года На что похоже созвездие Наличие яркой звезды Карточка 7.
Название созвездия Время года На что похоже созвездие Наличие яркой звезды Кассиопея любое время года на растянутую за «ножки» букву « м» нет Орион зима на охотника из древнегреческих мифов нет Лебедь лето , осень оно напоминает лебедя с широко раскинутыми крыльями есть Карточка 7.
Задание: прочитай текст в учебнике. Выбери данные и заполни схему «Первобытные люди» Карточка 8.
Задание : к каждому элементу, данному в первом столбце, подбери элемент из второго столбца. Запиши ответ в таблице. Карточка 9. Название Определение 1) География а ) Наука о небесных или космических телах 2) Экология б ) Наука, занимающаяся изучением человека в прошлом. 3)Астрономия в ) Наука о Земле 4) История г ) Наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Ответ: 1. 2. 3. 4.
4 этап. Дополнение готовых информационных объектов (текстов, таблиц, схем, диаграмм), создание собственных.
Задание: соотнеси схему с текстом. Найди несоответствие и исправь. Карточка 10. Дуб могучее и красивое дерево. Для многих лесных жителей он является источником пищи. Например, белки, лесные мыши и сойки питаются желудями и даже запасают их на зиму. Но никто из них не может помочь дубу.
Дуб могучее и красивое дерево. Для многих лесных жителей он является источником пищи. Например, белки, лесные мыши и сойки питаются желудями и даже запасают их на зиму. Но никто из них не может помочь дубу. (Все эти животные являются помощниками дуба, так как помогают ему расселиться в лесу – разносят его семена). Карточка 10.
Задание: прочитай текст. Составь на основе текста цепь, которая покажет причины засыхания деревьев. В давние времена люди вздумали навести порядок в одном лесу. Лесничий рассуждал так: «Лес–это деревья, а все остальное лишнее!». И по его приказу вырубили кустарники. А случилось вот что. Когда вырубили кустарники, улетели в другие края птицы, которые гнездились и прятались в зарослях. Зато для жуков и гусениц, которых поедали птицы, началось привольное житье. Развелось их видимо-невидимо. Одни листья едят, другие корни грызут. Вот деревья и стали сохнуть. Пожалел лесничий, что приказал кустарники вырубить . Кустарники → птицы →жуки, гусеницы →деревья Карточка 11.
Задание: прочитай текст. Найди в нем несоответствие и подбери противоположное по смыслу слово. Запиши исправленный вариант текста. Первые оттепели обычно бывают в начале сентября. Осенью грозы становятся частыми. Над рекой все реже нависают туманы. В это время во всем чувствуется приближение лета. В середине осени происходит ледостав. Карточка 12.
Вариант выполнения Первые оттепели (заморозки) обычно бывают в начале сентября. Осенью грозы становятся частыми (редкими). Над рекой все реже (чаще) нависают туманы. В это время во всем чувствуется приближение лета (зимы). В середине (в конце) осени происходит ледостав. Карточка 12.
Модель Земли называют .... А условное изображение поверхности Земли на плоскости называют .... Существует много видов географических карт. На физической карте синим цветом обозначена ..., коричневым, желтым, зеленым -..., белым - ... . Каждая карта имеет свой .... Если работаешь у настенной карты, стой ..., когда держишь указку в правой руке, и ..., когда указка в левой. (Масштаб, глобусом, вода, ледники, слева, суша, картой, справа.) Карточка 13.
Карточка 14. Задание: рассмотри изображение человека. Так же, как и на примере слева отмечено ухо, на изображении справа покажи стрелками и подпиши шею, сердце, печень, колено человека.
« А что есть чтение - как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками. Чтение, прежде всего сотворчество…» М. Цветаева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединение учителей начальных классов Тема: «Технология формирования типа правильной читательской деятельности».
: Технология формирования типа правильной читательской деятельностиОбразовательные технологии в образовательной системе «Школа 2100»Технология проблемно - диалогического обученияТехнология ...
Выступление на методическом объединении в форме эссе.
Учительский поиск путей поддержки уникальности ученика....
Выступление на методическом объединении учителей начальной школы Тема: Причины и методы устранения ошибок на пропуски, замену и искажение букв, слогов, слов.
Причины дисграфии у младших школьников....
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: Компетентностно-деятельностный подход в реализации ФГОС
В выступлении раскрываются понятия "компетентность" и "компетенция", а так же показана разница в формулировке заданий в «знаниевом» и компетентностно-деятельностном подходе при обучении ма...
Выступление на методическом объединении
Психологические особенности детей младшего школьного возраста...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов
Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными состояниями,а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях....
«Обучение и воспитание успехом: методика обучения С. Н. Лысенковой»: выступление на методическом объединении учителей коррекционных школ Юго-Западной зоны Краснодарского края
Выступление на МО учителей начальной школы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеоб...