Формирование системы внутренней оценки в соответствии с требованиями ФГОС
статья
Самым действенным способом оценки того, насколько объективно школа оценивает результаты своих обучающихся, может быть сопоставление внутреннего оценивания с результатами, полученными в ходе других, «внешних» процедур
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_sistemy_vnutrenney_otsenki_v_sootvetstvii_s_trebovaniyami_fgos.docx | 23.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование системы внутренней оценки в соответствии с требованиями ФГОС
1. Необходимость объективного оценивания
Самым действенным способом оценки того, насколько объективно школа оценивает результаты своих обучающихся, может быть сопоставление внутреннего оценивания с результатами, полученными в ходе других, «внешних» процедур.
2. Объективное оценивание
Элементом внутришкольной системы оценки качества образования, может стать система оценочных процедур, целью которых является получение объективной информации о качестве подготовки обучающихся. При проведении таких процедур должны быть устранены все факторы, способные снизить объективность результатов – конфликт интересов, возможность преждевременного раскрытия заданий, использование некачественных заданий, не отражающих реальные требования к уровню подготовки обучающихся, и т.п. Для формирования позитивного климата в отношении объективности оценивания в школе необходимо, чтобы система проведения оценочных процедур и использования их результатов, выстраивалась на основе обоснованных и понятных педагогам целей. А управленческие воздействия были сосредоточены на соответствии отметок реальным достижениям учеников и поиске возможных путей повышения образовательных результатов школьников.
3. Виды оценивания. Функции оценивания
Внутришкольное оценивание можно разделить на три группы, у каждой из которых свои функции. Стартовое оценивание используется для диагностики уровня подготовки обучающихся перед изучением какой-либо темы или при переходе с одного уровня образования на другой.
Вид оценивания | Функция |
Стартовое | Диагностическая |
Текущее (формирующее) | Диагностическая / Корректирующая / Мотивирующая |
Итоговое (промежуточное) | Диагностическая / Контролирующая |
Итоговое оценивание проводится в конце изучения тематического раздела (или в конце учебного года) и обобщает степень достижения целей, определенных при изучении раздела. Для него могут использоваться контрольные работы, в том числе собранные из заданий открытых банков ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Итоговое оценивание сопровождается выставлением отметки. Однако итоговая отметка не является инструментом для коррекции образовательного процесса ни со стороны учеников, ни и со стороны учителя. Не стоит ждать окончания учебного периода, чтобы узнать, каковы образовательные результаты школьников. Для их корректировки не поможет выполнение работы над ошибками, допущенными в контрольной работе или диктанте. Это не означает, что работу над ошибками не нужно выполнять, но выявлять проблемы подготовки учеников необходимо на более ранних этапах обучения.
Для реализации диагностической, корректирующей и мотивирующей функций используется формирующее оценивание, которое предоставляет учителю информацию для планирования и дифференциации обучения, а ученику – для улучшения своих результатов.
5. Оценивание и контроль
Контроль и оценивание – процессы, отличающиеся, в первую очередь своей направленностью. Если оценивание направлено на выявление имеющегося уровня образовательных результатов (кадровых условий, удовлетворенности родителей и т.д.), то контроль нацелен на выявление соблюдения обязательных требований. В своей практике я использую «Алгоритм действий учителя при проектировании и организации учебного процесса», который включает:
1. Тематическое планирование
Изучение материала желательно организовать крупными блоками на основе выделения нескольких узловых вопросов темы.
В тематическом планировании должно быть выделено время для урока подготовки к проверочной работе (н-р: зачёту), на урок контроля, его рефлексивный анализ и резервное время на доработку материала темы по результатам.
2. Составление списка планируемых результатов обучения
Списки планируемых результатов обучения определяются учителем по каждой теме курса (или иному значимому этапу в обучении).
На основе тематических результатов обучения составляются требования к текущему усвоению материала.
В списках планируемых результатов обучения следует выделять требования и задания базового, опорного уровня (обязательные результаты) и дополнительные требования с соответствующими им заданиями повышенной сложности.
Составленные списки обязательных результатов обучения должны быть достаточно полны (содержать различные типы и формы заданий) и вместе с тем – реалистичны.
Динамика достижения планируемых результатов отслеживается через стартовую диагностику, промежуточную аттестацию и итоговый контроль.
3. Ознакомление учащихся с условиями контроля:
1. Список обязательных заданий известен всем заранее (вывешивается в классе).
2. Проверка усвоения учебного материала проводится в разных формах, например, с помощью тематических зачетов. Тематические зачеты проводятся в основном в письменной форме, но могут быть и устными.
3. Каждый ученик вправе самостоятельно установить устраивающий его/ее уровень усвоения данной темы: обязательный или повышенный.
4. Ученику должна быть известна система текущего, промежуточного и итогового оценивания.
Критерии оценки достижений при формирующем оценивании
Довольно часто учащиеся, получив отметку, спрашивают: «Почему мне поставили только «4», а не «5»? Вопросы учеников закономерны, так как они хотят понимать, каких достижений от них ждут, какие критерии используются при оценивании, что необходимо сделать для получения более высокой отметки. Критерии оценивания, процесс их формирования и их использование занимают важное место в системе формирующего оценивания.
Для выбора критериев оценивания необходимо описать желаемый образовательный результат. Полученное описание станет в дальнейшем основой для разработки критериев оценки работы. Формирующее оценивание предполагает, что ученики принимают и понимают разработанные критерии оценки, в идеальной ситуации обучающиеся участвуют в разработке критериев
4. Использование методов формирующего оценивания
Проведение промежуточных проверочных работ в ходе изучения темы (на уроке или серии уроков, от 5 до 20 минут). Проверочные работы показывают уровень достижений учащихся относительно поставленных целей и задач, и, соответственно, указывают на наличие проблем.
Несмотря на обобщение данных, полученных в ходе промежуточных проверочных работ, результаты оценивания учитель индивидуализирует.
Анализ промежуточных проверочных работ:
На основе полученных данных учителю предлагается проделать следующие шаги:
1. Работа с учащимися, отсутствовавшими на уроке (если таковые были).Внести в план следующего урока (следующих уроков) проведение данного задания по проверке качества усвоения темы с учащимися, пропустившими занятие.
2. Работа с вопросами, вызвавшими наибольшее затруднение.Информация, заполненная в таблице, показывает, что в основном затруднения у учащихся вызвали вопросы 4 и 5. Учителю необходимо проанализировать причины, по которым у учащихся возникли проблемы.
Возможно, с заданиями 4 и 5 ученики не справились в связи с тем, что:
Возможные проблемы | Планируемые шаги для разрешения проблем |
Сложный материал | подумать о применении другого метода обучения или о дополнительных заданиях, направленных на выработку определенных умений |
На изучение данной части темы запланировано мало времени | необходимо запланировать дополнительное |
Сложность связана с формулировкой вопроса | пересмотреть формулировку вопроса |
Изучение данной части темы только начато и | не включать данный вопрос, запланировать его на последующие уроки |
Не хватило отведенного времени | – предусмотреть дополнительное время; |
Анализ предполагает поиск ответов на следующие вопросы:
насколько эта отметка устойчивая (регулярная) для данного ученика;
возможно ли изменить отношение ученика к изучению данной темы (как повысить мотивацию ученика);
какие упражнения (задания) помогут именно данному ученику добиться более высоких результатов;
запланировать и подготовить итоговые задания в соответствии с индивидуальным типом интеллекта ученика
5. Используя результаты анализа, учитель планирует и осуществляет обратную связь.
Обратная связь – процесс получения учителем информации о продвижении учеников, а учениками – информации о своем продвижении и возможностях изменения своих образовательных результатов. Обратная связь должна быть своевременной, конкретной, понятной и сформулированной таким образом, чтобы обучающиеся могли самостоятельно воспользоваться содержанием обратной связи, полученной от учителя. Необходимо избегать негативных комментариев, особенно относящихся к характеристике самого обучающегося, а не результатов выполнения им задания.
6. Итоговый контроль
Результаты административных контрольных работ обязательно обсуждаются на заседаниях ШМО.
Вопросы для обсуждения:
- Цель контроля?
- Достижение каких планируемых результатов (предметных и метапредметных) проверялось?
- С какими заданиями учащиеся справились хорошо?
- Какие типичные ошибки допущены при выполнении работы?
- Какие УУД не сформированы?
- Причины, условия, которые повлияли на результат?
- Возможные пути устранения проблем?
- Какие изменения учитель планирует внести в свою работу?
- Как будет организована индивидуальная работа с учащимися и родителями?
На уровне методсоветов и педсоветов проводится анализ.
7. Сочетания оценки достижений учащихся и оценки эффективности образовательной деятельности
Соотнесение внутренней оценки достижения планируемых результатов (метапредметных и предметных) освоения образовательных программ и внешняя оценка (ВПР, ГИА).
В нашей школе разработаны «Критерии результативности деятельности учителя», многие из них связаны с системой оценки.
Критерии | Показатели | Коэффициент показателя | Самооценка/ оценка | |
Положительная динамика результатов учебного процесса по критериям достижения учащимися высоких показателей в сравнении с предыдущим периодом, стабильность и рост качества обучения | Позитивная динамика качества усвоения учебных программ |
|
|
|
Положительная динамика | 5 |
|
| |
Стабильные результаты | 2 |
|
| |
Соответствие результатов промежуточной аттестации независимой оценке качества образования (подтвердили отметку + получили выше) |
|
|
| |
81-100% | 5 |
|
| |
71-80 % | 3 |
|
| |
61-70 % | 2 |
|
|
Анализ и интерпретация результатов проверочных работ дает возможность:
своевременно корректировать рабочие программы отдельных предметов, что позволит акцентировать внимание на устранении типовых ошибок;
сформировать образовательные траектории для групп конкретных обучающихся с разным уровнем подготовки;
спланировать совместную работу учителей-предметников по овладению школьниками метапредметными понятиями;
увидеть уровень сформированности универсальных учебных действий отдельных учащихся и классов, пересмотреть подходы к организации образовательного процесса, использованию педагогических технологий, определить приоритетные задачи по развитию УУД;
организовать повышение квалификации педагогов, испытывающих профессиональные дефициты;
организовать методическую работу по освоению методик, позволяющих достигать планируемых результатов;
проводить обучающие тренинги в рамках ШМО по проверке работ разных уровней с целью обеспечения объективности оценки.
Очень важно, что внешнее оценивание дает школе возможность выхода за границы комфорта, возможность взгляда на ситуацию в образовательной организации с другой, возможно неожиданной, стороны, возможность увидеть свои сильные и слабые стороны, ответить на новые вызовы, получить толчок к развитию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС
Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС...
Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС»
проекты для 1 класса в соответствии с ФГОС УМК "Школа России" во внеурочное время"...
Рабочая программа. 2 класс Плехановой Галины Ивановны. Образовательная система "Школа 2100", в соответствии с требованием ФГОС
Рабочая программа разработана на основе авторской программы УМК "Школа2100"в соответствиис требованием ФГОС.Программа по каждому предмету имеет следующую структуру:1.Пояснительная записка.2Требования ...
«Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС»
«Методическая разработка учебных заданий,направленных на формирование универсальных учебных действийв соответствии с требованиями ФГОС»Задания для закрепления пройденного и оценки деятельности себя и ...
Рабочие программы для 2 класса по системе "Школа России" в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Рабочие программы по УМК "Школа России"...
Методическая разработка учебного задания, направленного на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС.
Даны разработка по коммуникативным учебным действиям 4класс (проект: создание логотипа)....
Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС
Согласно приказу Министерства науки и образования РФ№ 373 от 6 октября 2009 г в школах России введен в действие новый образовательный стандарт – ФГОС. Ориентация ФГОС на реализацию деятель...