Выступление "Создание условий для успешной реализации идей курса ОРКСЭ"
методическая разработка (4 класс)

Зария Фримовна Азацкая

Выступление  "Создание условий для успешной реализации идей курса ОРКСЭ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_prezentatsiya.pptx2.3 МБ
Файл vystuplenie.docx32.34 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ КУРСА ОРКСЭ» -организационных - содержательных - научно-педагогических - коммуникативных Презентацию подготовила учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 3 г. Азнакаево» Азацкая З.Ф.

Слайд 7

Задачи: Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: - познакомить с составляющими компонентами (категориями) «христианской семьи», ввести их наименования в активный словарный запас учащихся; - познакомить с таинством венчания. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: - формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к учению через открытие новых знаний, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; – развитие умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблем, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров. Познавательные: развитие умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы и выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы. Ко ммуникативные: развитие коммуникативных способностей, положительных эмоций и чувств, связанных с темой урока.

Слайд 8

методы и формы работы проектная деятельность практические работы творческие работы Кроссворды мини- сочинения рефераты, встречи беседы, экскурсии Кинолектории Дискуссии выпуск тематических стенгазет инсценирование

Слайд 9

Целеполагание Цель и идея урока (зачем я его провожу?). Планируемые результаты (понимание и соответствие цели). Соответствие цели концепции курса. Содержание Соответствие темы рабочей программе. Отбор содержания: использование потенциала УМК, дополнительный материал (если необходимо). Связь содержания с личным опытом ребенка. Наличие проблемной ситуации. Соответствие содержания цели. Конструирование Понимание взаимосвязи деятельности учащихся на уроке с достижением планируемых результатов. Выбор технологий, методов, приемов обучения, адекватных содержанию. Наличие мотивации к деятельности на уроке. Рефлексия деятельности на уроке. Ресурсы • Обоснованность используемых ресурсов и оборудования.

Слайд 10

Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Исследовательский метод, при котором учащиеся самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее.



Предварительный просмотр:

       

Выступление  учителя начальных классов

МБОУ «СОШ № 3 г. Азнакаево»

АЗАЦКОЙ ЗАРИИИ ФРИМОВНЫ

по теме «Создание условий (организационных, содержательных, научно- педагогических, коммуникативных) для успешной реализации

идей курса ОРКСЭ»

на заседании районного методического объединения  

учителей курса ОРКСЭ

Азнакаевского муниципального района РТ

    Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня педагогическое сообщество решает множество важных задач по модернизации российского образования, к таким относится  и введение курса «Основы религиозных культур и светской этики».  На мой взгляд,  для нашего многонационального государства – это одно из приоритетных направлений работы в школе. Человек не рождается с врождённой нравственностью. 

        В наши дни идёт напряжённая борьба за умы и души наших детей.

    Каждый из нас когда-нибудь обращал внимание на сердцевину дерева. Она окружена более поздними кругами. Внутренние круги – неживые. Живёт только самый большой, самый поздний круг. Он дышит, гонит соки, растёт. Огромно дерево: люди берутся за руки, чтобы обхватить его.  И смотрят на ветви, на листья... Самый близкий к людям, обхватившим дерево,- живой круг. Но если вынуть из дерева старые, меньшие круги? Один большой круг не удержит веток, листьев, птичьих гнёзд и сомнётся, как бумажный.  Так и человек. Если есть в нём сердцевина-духовность, то никогда он не согнётся, не сломается.  

        Из росточка-саженца, если правильно за ним ухаживать, обязательно вырастет красивое, крепкое дерево. Цель курса ОРКСЭ можно определить как «взращивание духовности». Именно на занятиях по одному из модулей курса можно подвести ребёнка к осознанию того, что человек должен стремиться к высшим ценностям и смыслу, идеалу, должен желать преобразить себя и мир вокруг. Безотметочная система контроля способствует тому, что на уроке происходит живой контакт педагога с детьми, сердечное общение, волнующее душу ребёнка, позволяющее «высказать себя».

       Урок ОРКСЭ – это урок, который в наш стремительный век должен стать остановкой. Она нужна для того, чтобы можно было ощутить свою собственную душу, понять её состояние, определить в ней то, что связывает нас друг с другом.  

      Школьникам, в основном, нравятся занятия курса, потому что «интересно; узнаёшь много нового»; «поучительные, познавательные уроки»; «научились правильно вести себя»; «работаем в группах, с мультимедиа»; «можно решать тесты, рисовать»; «можно полностью раскрыться»; «поговорить по душам»; «слушать библейские истории», «уроки учат уму-разуму»… Большинство  четвероклассников хотели бы изучать курс ОРКСЭ в старших классах.

       Основной целью данного курса является – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций  народов России, уважении к ним, толерантности к различным культурам.

       Урок по своей структуре может воплотить в себе всю школьную программу. Это и русский язык. Работа со словарем. Лексическое значение. Литература. Работа с произведениями, изучаемыми в школе, анализ. Разные жанры: стихи, короткие рассказы, притчи. Это и музыка. Песни разных народов РФ. Это и ИЗО. Нарисуйте понятие добра и зла. Психология. Порвите рисунок, который по-вашему являет собой зло. Создание ситуации успеха, радость познания…  Целая палитра  для успешной реализации  идей курса.

       В Федеральном государственном стандарте начального общего образования в качестве важнейших качеств, которым должен обладать современный выпускник, названы духовность, нравственность, самостоятельность, инициативность, предприимчивость, толерантность, мобильность. Показательно, что на первое место поставлены те черты, которые в российском сознании всегда почитались как главные.  

На уроках ОРКСЭ я использую следующие методы и формы работы: проектная деятельность, практические работы, творческие работы, кроссворды, мини- сочинения, рефераты, встречи, беседы, экскурсии, кинолектории, дискуссии, выпуск тематических стенгазет, инсценирование, синквейны и кластеры.

            Для успешной реализации идей курса  выделены основные компоненты урока, при проектировании содержания и наполнения которых необходимо учитывать эти специфические особенности:

  1. Целеполагание

• Цель и идея урока (зачем я его провожу?).

• Планируемые результаты (понимание и соответствие цели).

 • Соответствие цели концепции курса.

  1. Содержание

• Соответствие темы рабочей программе.

 • Отбор содержания: использование потенциала УМК, дополнительный материал (если необходимо).

• Связь содержания с личным опытом ребенка.

• Наличие проблемной ситуации.

• Соответствие содержания цели.

  1. Конструирование

• Понимание взаимосвязи деятельности учащихся на уроке с достижением планируемых результатов.

• Выбор технологий, методов, приемов обучения, адекватных содержанию.

• Наличие мотивации к деятельности на уроке.

            • Рефлексия деятельности на уроке.

  1.  Ресурсы

• Обоснованность используемых ресурсов и оборудования.

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих успешной реализации  содержания курса, выступают следующие методы:

  1. Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов.
  2. Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового.
  3. Исследовательский метод, при котором учащиеся самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

          Кроме этого на уроках применяются элементы интерактивного воздействия. Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении, так как основаны на прямом взаимодействии обучающегося со своим опытом.

        Также в рамках курса рассматриваются и непосредственно связанные с ним семейные ценности, которые закладывают основу для формирования нравственных идеалов, принятых в обществе, чувство гордости за свою Родину, свой народ. Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка.

        Курс ОРКСЭ, как показывает практика, успешно реализует личностные результаты основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного развития.

        Результатом уроков по данному курсу станет  обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах. 

        В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств, как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.

       В метапредметном плане особенно ярко проявляется умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе, коллективной.

      В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.

             Развитие личности, формирование УУД – приоритетные задачи, которые  определяют метапредметные результаты образования. Ориентиром здесь выступает системно-деятельностный подход. Для реализации системно-деятельностного подхода необходимо перейти от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению ситуаций реальной жизни. Соответственно, специфические для каждого учебного предмета действия и операции должны быть дополнены универсальными (метапредметными) учебными действиями.

       Как организовать условия инициирующие учебные действия? Какие технологии  для этого можно использовать? Как их применять?  Вот вопросы, которые я попытаюсь раскрыть, используя урок ОРКСЭ.

       Демонстрация  технологий, применяемых на уроке ОРКСЭ.

Определим этапы познавательной деятельности на уроке и используемые технологии. Познавательная деятельность на уроке организуется при использовании основных технологий деятельностного типа: проблемно-диалогической технологии, технологии продуктивного чтения, технологии оценивания учебных успехов.

      Технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология используются на нескольких этапах познавательной деятельности учащихся на уроке. Как предполагает деятельностный подход открытие нового на уроке должно идти от ученика, который, наблюдая противоречия между «жизненным уровнем» знания проблемы и недостатком знания ее решения,  учиться ставить цель для поиска и составляет алгоритм решения проблемы. 

         Учитель лишь должен четко продумывать систему вопросов, которые помогут определить направление, а не решение.
    Учебник содержит различные виды текста: научные статьи, художественные тексты (притчи, сказки, отрывки рассказов) и упражнения для практической работы. Поэтому используем технологию продуктивного чтения, которая предусматривает различные виды чтения текста.

       Рассмотрим, как применять технологии на уроке, и какие УУД формируются

1. Мотивационно-организующий этап. Используя проблемно-диалогическую технологию на данном этапе, может решаться ряд важнейших задач, выявление жизненного опыта детей по теме урока, определение цели и задач, формулирование темы урока.
Начинать урок желательно  с мотивации. Вызвать потребность в изучении нового, заинтересовать учащихся, можно, используя в начале урока прием работы с иллюстрацией, видеофрагментом, музыкальным клипом и др.

         Такую работу предусматривает технология продуктивного чтения. И первый компонент работа с текстом до чтения, на основе заглавия, фамилии автора, ключевых слов, иллюстрации начинается еще на мотивационно- ориентировочном этапе и  обеспечивает развитие механизма прогнозирования и приёмов просмотрового и ознакомительного чтения.

        То или иное средство используется для иллюстрации жизненной ситуации,  которую дети могут интерпретировать, используя свой «житейский» опыт, но главное это средство используется для эмоционального «вживания в урок» и начинать работу с ней можно с вопроса: «Какие эмоции и чувства вызывает ситуация, изображенная на иллюстрации (герой)?».

       На данном уроке мы обращаемся к герою: « Персонаж изображенный на иллюстрации вызывает симпатию или осуждение? Получится ли желаемый результат, при таком отношении к делу?

        Подумайте, какое качество нужно развивать, чтобы получалось задуманное?»  (используем опорные слова: сила, ловкость, смелость, терпение).
Продолжая работу, переходим непосредственно к предположениям детей по формулированию темы урока: «Предположите, какая тема сегодня на уроке? Хотите проверить свои предположения?»

Вопросы помощники универсальное средство, которое помогает учащимся сформулировать задачи урока: «Что..? Какие..? Как..? Хотел бы (хочу ли)  я..?». Эти вопросы должны отражать структуру изучения нового материала, можно продумывать каждый вопрос исходя их вида деятельности и  содержания материала который используется. В конце каждого этапа возвращаемся к вопросам, анализируем, что исследовали, что осталось изучить?

2. Этап открытия знаний.

      Работа с текстом во время чтения – обеспечивает интерпретацию текста учениками как результат изучающего чтения; При работе с определением, перечитывая текст определения, учащиеся находят ключевые слова, анализируют их смысл. Если предлагается изучить разновидности понятия, можно использовать, такие источники информации, которые помогут проанализировать, разделить на группы, дать определение каждой группе. Например, работа в паре с карточками.

         Решая задачи урока мы обращаемся к тексту учебника, для поиска информации и представления её в различных видах: таблицах, схемах, которые позволяют выделить основные положения необходимые для анализа и обобщения. Например, исследуем: как труд влияет на жизнь человека?

         Предлагаем учащимся самостоятельную работу с текстом учебника с. 87-91, проговариваем алгоритм работы: читают, ищут в тексте и дополняют предложения в карточке №1

Работа с текстом после чтения – это развитие умений рефлексивного чтения в ходе выполнения творческих заданий.

      Работа в группах по заданному алгоритму.

  1. Прочитайте предложения, которые получились.
  2. Обобщите, зачем нужен труд в жизни человека.
  3. Запишите вывод в карточку № 1.
  4. Сравните, что изменилось в герое? Дополните вывод.
  5. Определите, кто будет представлять (защищать) ваш вывод (результат работы).

Данный вид чтения используем чаще всего на  этапе познавательной деятельности учащихся на уроке - отработки умений с  последующим анализом результата деятельности и оценкой.

4. Этап – контроль (рефлексия деятельности).

При оценивании результатов деятельности используем технологию оценивания учебных успехов.

       Акцентирование на результате деятельности — характеристика объективного результата проделанной ребенком работы с использованием критериев оценки (интерес, трудность, успешность, сотрудничество и др.) — способствует развитию самооценки к собственной и совместной  деятельности. Используем для фиксации оценки шкалы.

«Вернемся к вопросам. По каким критериям предлагаете оценить нашу работу на уроке: \ насколько она была вам интересна, сложна для вас, успешна \. (используем шкалы)»

      Системно- деятельностный подход концептуально базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Поэтому особое внимание уделяется дифференцированному домашнему заданию.

       Можно предложить учащимся несколько видов домашнего задания различного уровня сложности, в том числе творческого характера.

        Современный урок в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов требует от учителя создание условий, при которых инициируется учебное действие. На первом месте выступает ребенок, такой, какой он есть, его самоопределение, саморазвитие и самореализация.

Используя на уроке технологии продуктивного чтения, проблемно-диалогическую технологию и технологию оценивания учебных успехов мы формируем УУД и создаем условия для развития личности ученика. Иными словами выстраиваем урок, соответствующий требованиям образовательных стандартов.

         Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

       Рефлексия является мощнейшим инструментом саморазвития личности. Рефлексивное управление образовательным процессом связано с такими факторами влияния на развитие личности, при которых человек осознает смысл своих действий.

1. Синквейн (в переводе с франц.– пять строк):

  • Первая строка – одно существительное (суть, название темы);
  • Вторая строка – описание свойств-признаков темы в двух словах (двумя прилагательными);
  • Третья строка – описание действия (функций) в рамках темы тремя глаголами;
  • Четвертая строка – фраза (словосочетание) из четырех слов, показывающая отношение к теме;
  •  Пятая строка – синоним из одного слова (существительное), который повторяет суть темы (к первому существительному).

         Почему вдруг возник синквейн? Нужно было заинтересовать учеников. Ведь внешне это как белый стих, но в нем скрыт большой смысл. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. А ведь именно это умение потребуется для рефлексии по итогам изучения темы, проведения интересного урока, внеклассного мероприятия.

        Прием «Составление кластера». Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Удобно применять после изучения какой-либо темы. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе означает пучок, созвездие, гроздь. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

        Приём «Удивляй». Например, мне приснился сон… в нём…на этапе, допустим, самоопределения к деятельности…

Одна из задач рефлексивного подхода в том, чтобы ученик сформулировал словесно свои результаты (научился, узнал, сделал и т.д.). С помощью таких ответов происходит осознание детьми собственной деятельности. Это можно делать устно, можно в виде письменного анкетирования.

         «Назови три положительных момента на сегодняшнем уроке и одно действие, которое можно добавить завтра». Например, за 1-2 минуты до конца урока предлагаю учащимся высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске, при этом начало предложений не должно повторяться:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось

         Рефлексивной деятельности можно учить учащихся через выполнение учебных заданий в ходе урока. К средствам осуществления рефлексии относятся схемы, таблицы, формулы, чертежи, графики. То есть всё то, что позволяет зафиксировать в той или иной форме (образно, знаково, схематично и т.п.) совершённые действия и установить наличие (или отсутствие) связей между ними.

        Я использую игровые технологии. Самые распространенные игры – командные, то есть групповые.  Ученики с удовольствием в них играют, увлеченно выполняют все задания, переживают. Все хотят быть победителями.

       Таким образом, духовно-нравственное развитие ребенка происходит под влиянием многих факторов: социального окружения; условий жизни, труда, учебы; нравственной атмосферы семьи; примеров взрослых и сверстников.   Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во "взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями и сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

      К сожалению, сейчас,  мы не можем реалистично и скрупулёзно оценить успешность реализации идей курса. Всё это будет видно через несколько лет, когда наши дети окрепнут морально, когда они смогут применять все те знания, которые мы сейчас им даём…В мире существует лишь одна  профессия, результаты труда которой оцениваются лишь в будущем. Поэтому очень важно, кто и как преподаёт данный предмет. Ни в коем случае нельзя его давать формально. Президент РФ  лично  высказывается о преподавании данного курса, говорит, что вести ОРКСЭ  должны  люди высокообразованные, интеллигентные.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная работа семьи и учителя для создания условий для успешной адаптации первоклассников к школе.

из опыта организации межпредметного модуля введения в школьную жизнь "В школу с радостью"...

« Создание условий для успешной социализации личности младшего школьника в условиях учебной дисциплины Литературное чтение».

Выступление на областном педагогическом совещании "повышение качества образования как приоритет развития региональной системы образования"....

Создание условий для успешной адаптации воспитанников подготовительного и первого классов

Описывается методика для адаптации детей к обучению в подготовительном и первом классе....

Создание условий для успешной адаптации детей с ОВЗ к школьной жизни

В статье рассматриваются важные аспекты по созданию  условий для успешной адаптации   детей  с ОВЗ  к школьной жизни...

выступление "Создание условий для формирования познавательных мотивов обучения как одно из направлений преемственности между детским садом и школой в условиях ФГООС"

Переход ребёнка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную  ситуацию развития.Главное выработа...