Создание условий для успешной адаптации детей с ОВЗ к школьной жизни
статья на тему
В статье рассматриваются важные аспекты по созданию условий для успешной адаптации детей с ОВЗ к школьной жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_usloviy_dlya_uspeshnoy_adaptatsii_detey_s_ovz_k_shkolnoy_zhizni.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание условий для успешной адаптации детей с ОВЗ к школьной жизни
Объедкова С. В., учитель начальных классов
Под адаптацией (от лат. adapto – приспособляю) в биологии понимают приспособление строения и функций организмов и их групп к условиям существования. В физиологии и медицине этот термин обозначает также процесс привыкания. Всё более активно понятие «адаптация» используется и в социальных науках, в том числе в психологии и педагогике.
В социально – педагогическом аспекте под адаптацией подразумевается выработка наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микросоциальной среды.
За уровнем адаптационных возможностей человека, его адаптивностью всегда стоит сложное взаимодействие биологических и социальных, внешних и внутренних факторов, влияющих на его развитие. Неблагополучие в каждом из них всегда будет оказывать влияние на уровень адаптационных возможностей человека.
Поступление ребёнка в школу является переломным моментом его социализации. Совпадая по времени с возрастным кризисом развития, оно несёт с собой серьёзные испытания его адаптационных возможностей.
Практически ни у одного ребёнка переход от дошкольного детства к систематическому школьному обучению не совершается плавно. Новый коллектив, новый режим, новая деятельность, новый характер взаимоотношений требуют от него новых форм поведения.
Отклонения в состоянии здоровья у детей, поступающих в школу, - показатель, который должен обязательно учитываться при прогнозировании успешной школьной адаптации. Особое значение создание благоприятных адаптационных условий имеет для детей с ограниченными возможностями здоровья. Работая с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата и тяжёлые нарушения речи, могу отметить, что наряду с чувствами радости и гордости при поступлении в первый класс, дети испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Выраженные двигательные расстройства и нарушения речи при детском церебральном параличе затрудняют общение этих детей с окружающими, отрицательно влияют на всё их развитие, способствуют формированию негативных черт характера, проявлению поведенческих нарушений, формированию острого чувства неполноценности. Требуется комплексная медико-педагогическая коррекция. Поэтому, одним из важных аспектов работы медико-педагогического коллектива является создание условий для полноценного личностного развития детей с ограниченными возможностями в ходе реализации мер по психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации с последующей интеграцией их в современное общество.
Немалую роль в успешной адаптации к школе играют личностные особенности детей, сформировавшиеся на предшествующих этапах развития. Умение контактировать с другими людьми, владеть необходимыми навыками общения, способность определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими чрезвычайно необходимы ребенку, поступающему в школу, так как учебная деятельность, ситуация школьного обучения в целом носит, прежде всего, коллективный характер. Несформированность таких способностей или наличие отрицательных личностных качеств порождают типичные проблемы общения, когда ребенок либо активно, часто с агрессией, отвергается одноклассниками, либо просто игнорируется ими. И в том, и в другом случае отмечается глубокое переживание психологического дискомфорта, имеющего отчетливо дезадаптирующее значение.
Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, неуверенные в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают трудности адаптации в школьном коллективе и страх перед учителем. В основе этого страха лежит боязнь сделать ошибку, совершить глупость и быть осмеянным.
Индивидуальные различия между детьми, обусловленные разной степенью развития значимых для адаптации сторон их индивидуальности, разным состоянием здоровья, проявляются уже с первых дней пребывания в школе.
Вхождение детей одной группы в школьную жизнь происходит естественно и безболезненно (40-50%). Они быстро адаптируются к школьному режиму, их работоспособность отвечает требованиям, предъявляемым режимом. Процесс обучения в основном идёт на фоне положительных эмоций. Они соотносят своё поведение с поведением других детей, открыты к общению и взаимодействию. Интеллектуальные процессы характеризуются гибкостью, подвижностью. Сформированные в дошкольном детстве представления, навыки являются хорошей базой для овладения учебными знаниями и умениями.
У детей другой группы (50-60%) проявляются отчётливые трудности адаптации к школе. Чаще всего это дети, имеющие тяжёлые формы нарушения опорно-двигательного аппарата, тяжёлые речевые диагнозы. У них понижена работоспособность, быстро накапливается усталость, проявляясь в невнимательности, отвлекаемости, истощаемости деятельности, двигательном беспокойстве. В эмоциональной сфере заметны выраженные колебания настроения, неуверенность, тревожность. Эти дети избегают прямых контактов с учителем, у них не получается нормального общения и взаимодействия со сверстниками. У этих детей ещё не сформировалось на должном уровне познавательное отношение к действительности, являющееся непременной предпосылкой успешного включения в учебную деятельность. Такие дети составляют группу риска и к ним необходим индивидуальный подход в обучении, и комплекс мер, направленный на создание благоприятных адаптационных условий.
Учитывая сложность заболеваний обучающихся можно выделить ряд факторов осложняющих и увеличивающих адаптационный период.
Недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности ребёнка к школе:
- отсутствие учебной мотивации;
- недостаточная организованность и ответственность ребёнка, неумение общаться с другими людьми, адекватно вести себя;
- низкая познавательная активность;
- ограниченный кругозор;
- низкий уровень развития речи.
Несформированность психофизиологических и психологических предпосылок учебной деятельности:
- несформированность интеллектуальных предпосылок учебной деятельности;
- недоразвитие произвольного внимания, слабая произвольность деятельности;
- нарушение эмоционально-волевой сферы;
- недостаточное развитие мелкой моторики рук;
- несформированность пространственной ориентации;
- низкий уровень фонематического слуха.
Эти факторы педагогам необходимо учитывать при планировании работы по ликвидации школьной дезадаптации.
Формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения педагога создать атмосферу тепла и уюта в классе. Ребёнок должен удостовериться в том, что педагог готов взять на себя заботу о его благополучии. Основная задача педагога – заслужить доверие ребёнка.
Знакомство учителя со своими будущими учениками начинается задолго до поступления детей в первый класс. Соблюдая преемственность в деятельности дошкольного и школьного звена, педагоги посещают открытые занятия и мероприятия, проводят совместные педагогические советы, семинары – практикумы, методические объединения. Учитель знакомится с картами индивидуального развития будущих первоклассников, изучает медицинскую документацию, взаимоотношения в семье ребёнка.
Для успешной адаптации детей учителями, совместно с педагогом-психологом выработана программа по адаптации первоклассников к школьному обучению с учётом индивидуальных особенностей детей. Их совместная деятельность направлена на всестороннее развитие личности ребёнка, на формирование здорового образа жизни – физического, психологического и социального благополучия ребёнка, страдающего ДЦП. Систематическое наблюдение за развитием учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса, динамическое, комплексное, всестороннее изучение ребёнка рассматривается как основа социально - психологического сопровождения образовательного процесса детей с ДЦП. С учётом полученных результатов психолого-педагогического изучения учащихся корректируется образовательный маршрут, разрабатываются индивидуальные программы обучения, проводится анализ их реализации.
Начальный период обучения в 1 классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребёнка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение, и воспитание.
К числу педагогических факторов обеспечивающих безболезненный переход от дошкольного звена к школьному являются соответствие школьного режима и санитарно- гигиенических условий обучения психофизиологическим особенностям детей.
Наиболее напряжённым для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой острой адаптации. Для облегчения процесса адаптации детей к требованиям школьного обучения учебная нагрузка увеличивается постепенно: в сентябре - октябре проводится ежедневно по 3 урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками, развивающими играми, занятиями внеурочной деятельностью.
Учитывая разный уровень развития познавательных способностей учащихся, учебно – воспитательный процесс строится на основе индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Учитель подбирает задания разные по объёму и уровню сложности, с учётом развития речевых функций и мелкой моторики детей. Темп учебной работы соответствует учебным возможностям каждого ребёнка, а учебная нагрузка регулируется на разных этапах урока.
Важную роль в создании благоприятных условий адаптации играет внеурочная деятельность, направленная не только на реализацию желаний и интересов детей, но и носит коррекционный характер: развитие мелкой моторики, связной речи, фонематического слуха.
Процесс адаптации первоклассников протекает значительно легче, если в его реализации задействованы все субъекты образовательно-воспитательного процесса: учитель и воспитатель, педагог-психолог и учитель-логопед, медицинский персонал и родители, которые проводят работу в системе и комплексно. Важное место в этой работе отводится непосредственно родителям, которые, как никто другой, знают особенности своего ребёнка и в первую очередь должны помочь ему в преодолении трудностей, связанных с поступление в школу. Только совместная деятельность учителя и родителей может дать положительные результаты в решении адаптационных проблем. Взаимодействие родителей и педагогов в процессе адаптации детей обеспечивается широким спектром мероприятий. Проводятся «Дни открытых дверей», родителям предоставляется возможность получить индивидуальные консультации врачей и узких специалистов, принять участие в семинарах, практических и деловых играх, ознакомиться с папками личных достижений их детей.
Таким образом, если соблюдать комплексно все условия для успешного прохождения адаптационного периода детей с ограниченными возможностями здоровья, то процесс адаптации в школе пройдёт более спокойно и безболезненно. Ребёнка с ОВЗ, как и всякого другого, необходимо оберегать от травм физического и психологического характера. Однако, нельзя постоянно ограждать его от трудностей. Вырастая в тепличных условиях, он впоследствии окажется беспомощным, неприспособленным к повседневной жизни. Очень важно сформировать у него правильное отношение к себе, к своим возможностям и способностям, а педагогам обеспечить каждому ребёнку сферу успеха и самореализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная работа семьи и учителя для создания условий для успешной адаптации первоклассников к школе.
из опыта организации межпредметного модуля введения в школьную жизнь "В школу с радостью"...
Создание условий для успешной адаптации воспитанников подготовительного и первого классов
Описывается методика для адаптации детей к обучению в подготовительном и первом классе....
«Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни» (из опыта работы)
laquo;Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни» (из опыта работы)...
Проект "Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни"
Разработка проекта обусловлена необходимостью создания условий для перехода ребенка из детского сада в школу, который является важным этапом жизни, связан не только с изменением среды его развития, но...
Создание условий для успешной адаптации умственно отсталых детей в этом мире.
Статья о проблеме социальной адаптации умственно отсталых детей в нашем мире. Из опыта работы....
Создание условий, способствующих успешной адаптации первоклассников
Рекомендации родителям...