“Татар халкының теле һәм мәдәнияты» түгәрәгенең эш программасы
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
"Татар халкының теле һәм мәдәнияты" түгәрәгенең эш программасы "Идел төбәге халыклары мәдәнияты" программасы һәм методик тәкъдимнәр нигезендә эшләнде. Авторлар: А.Ш. Кержнер, В.А. Архипова, Н.С. Нурмухаметова, В.Д. Кирюшкин. - Ульяновск: УИПК ПРО, 2015. - 104 б. Бирелгән программа Россия төбәкләрендәге рус мәктәпләрендә укучы татар һәм башка милләт балаларына татар телен һәм мәдәниятын коммуникатив технология нигезендә укыту ярдәмлеге булып санала. Программаның максаты: халкыбызның культурасын, гореф- гадәтләрен үзләштерү; туган телебезне сакларга һәм якларга кирәклеген төшендерү; татар телен өйрәнүгә кызыксыну уяту; туган телгә-ана телебезгә мәхәббәт тәрбияләү. Программаның эчтәлеге 1-4 сыйныф укучылары өчен танып белү сәләтенә яраклаштырылган.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска «Гимназия №13»
Рассмотрено на заседании НМС Протокол №1 от ____________.2021 Руководитель НМС _______/М.А.Михайлова | Согласовано _____________.2021 Зам.директора по ВР _______/С.В.Качилина | Утверждено Приказ №145 ________________.2021 Директор гимназии _______/О.Ю.Кузнецова |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Культура татарского народа».
Программа разработана на основе Программы и методических рекомендаций «Культура народов Поволжья», под редакцией А.Ш.Кержнера, В.А.Архиповой, Н.С.Нурмухаметовой, В.Д.Кирюшкиной. –Ульяновск: ОСИ Центр, 2015.
Направленность: Социально - педагогическая
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Срок реализации: 2021-2022 (1 год)
Автор – составитель:
Гинятуллина Лейсан Мансуровна
педагог дополнительного образования
г. Ульяновск, 2021
1. 1. Пояснительная записка
Человек не знающий и не любящий
свою культуру не уважает культуру других народов
(татарская пословица)
Рабочая программа направлена на сохранение языка, приобщение учащихся к традициям, культуре, мировоззрению, принятым в данной конкретной культуре и духовно- нравственное воспитание детей на этой основе. Содержание может быть адаптировано к возрастным возможностям и познавательным способностям детей любого возраста.
Нормативно-правовое обеспечение программы
В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);
Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года;
Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;
СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
Нормативные документы, регулирующие использование сетевой формы:
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 года № АК – 2563/05 «О методических рекомендациях» вместе с (вместе с Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ);
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. N 882/391 "Об организации и осуществлении
образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
Нормативные документы, регулирующие использование электронного обучения и дистанционных технологий:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 года № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющих образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»
«Методические рекомендации от 20 марта 2020 г. по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
Адаптированные программы:
Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их образовательных потребностей (письмо от 29.03.2016 № ВК-641/095
Локальные акты ОО (Устав, Положение о проектировании ДООП в образовательной организации, Положение о проведение промежуточной аттестации обучающихся и аттестации по итогам реализации ДООП).
Данная программа составлена на основе Программы и методических рекомендаций «Культура народов Поволжья» (под редакцией А.Ш.Кержнер, В.А.Архипова, Н.С.Нурмухаметова, В.Д.Кирюшкина. –Ульяновск: ОСИ Центр, 2015
Актуальность ДООП
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа и народов, проживающих рядом, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.
Обострение межэтнических отношений, сложность и неоднозначность этнокультурных процессов, происходящих в обществе, стимулируют интерес учащихся к истории народов, живущих на территории их региона, к познанию их истоков и корней. В связи с увеличением объёма времени, отводимого на изучение родного (татарского) языка, усилился интерес учителей к поиску и использованию новых форм работы на уроках родного (татарского) языка, пробуждающих интерес детей. Для этого учителя стали широко использовать художественные приёмы: исполнение песен на татарском языке, чтение стихов на фоне музыки и пр. Дети с удовольствием слушают, может быть не полностью понятные им стихи, тексты на татарском языке, когда они созвучны музыке, действию. В определённой степени изучение родного языка идёт через освоение культуры родного языка.
Одна из важных задач в школьном возрасте – приобретение элементарных знаний об истории, языка и культуре своего народа. Народная культура – это совокупность ценностей группы людей, объединённых сходством языка (славянская, тюркская, финно-угорская), общностью обрядов и традиций. Она отличается определенной долей «простоты» и поэтому является доступной детям с рождения. Передаваемая из уст в уста, она обогащается и представляет ценный материал для познания ребенком богатства традиций, праздников, обрядов.
В условиях многонационального города Ульяновска идея воспитания детей в духе патриотизма к родной стране и одновременного взаимоуважения к культурным традициям других народов является актуальной и востребованной. Одно из ведущих направлений воспитательной работы нашего учреждения - формирование духовности, нравственно – патриотических чувств детей школьного возраста.
Каждый человек любой национальности должен и обязан знать свой язык, свою историю, материальную и духовную культуру, обычаи и праздники, национальные блюда и костюмы, фольклор и быт, выдающихся писателей и поэтов своего народа, уметь писать и читать на родном языке. Дети стремятся, а родители им нередко помогают изучать иностранные языки, но при этом забывая свой родной язык.
Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника.
Новизна дополнительной общеобразовательной программы предполагает:
∙ новое решение проблем дополнительного образования;
∙ новые методики преподавания;
∙ новые педагогические технологии в проведении занятий.
Отличительная особенность ДООП состоит в том, что технология реализации программы построена с опорой на исторический материал. Логика изложения материала построена в соответствии с основными закономерностями развития ребёнка школьного возраста с учётом особенностей детского восприятия, мышления, общения и приобщения детей, не владеющих родным (татарским) языком к культуре и языку своего народа. Программа направлена на формирование у детей интереса к обычаям и традициям татарского народа, воспитание уважительного отношения к родной культуре в процессе игровой деятельности.
Адресат ДООП: программа кружка рассчитана на детей татарской национальности, обучающихся в русской школе 7-11 лет с учетом их возрастных особенностей и проявляющих интерес к татарской национальной культуре. Зачисление детей в кружок проходит на основе учёта интересов учащихся и заявления родителей.
Объём и срок освоения ДООП: общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы – 68 часов (первый модуль: с сентября по декабрь, второй модуль: с января по май).
Формы обучения: очная, дистанционная. Форма обучения образовательного процесса подобраны с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов в разных видах детской деятельности, социального запроса родителей (законных представителей). Используются следующие формы организации: групповые; подгрупповые; индивидуальные; в парах. Виды проведения занятий самые разные, это:
- практическая работа (рисование орнамента, чтение стихов, сказок,
исполнение песен, танцев и т.д.);
- исследовательская, поисковая работа (подготовка сообщений, мини-
рефератов, презентаций, пословиц, поговорок, элементов праздника, иллюстраций и т.д.);
- заочные путешествия по городам-столицам соседних регионов;
- беседа о гербе, флаге, Гимне республик и т.д.
Особенности организации образовательного процесса: приобщение детей разных национальностей, не владеющих татарским языком к культуре татарского народа.
Режим занятий – 72 академических часа, 2 раза в неделю по 1 часу, продолжительностью академического часа - 40 минут.
Уровень реализации ДООП: базовый, соответствует содержанию программы освоения.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы:
Изучение детьми истории татарского народа и приобщение их к его культуре и традициям, его истокам, языку, познание быта и традиции предков, постижение своих родословных корней.
Задачи программы:
Обучающие:
- познакомить обучающихся в объединении с историей возрождения татар, предметами труда и быта, с традициями, обычаями и культурой татарского народа, национальными праздниками, играми и кухней;
-научить детей чувствовать красоту, понимать, ценить и творить еѐ.
Развивающие:
-способствовать развитию родного языка, самобытной культуры и межкультурного взаимодействия разных эпосов;
-развивать творческие способности, творческую индивидуальность обучающихся в объединении;
-формировать компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
Воспитательные:
-воспитание отношения к татарскому языку, как к важнейшей ценности, основе татарской культуры;
-приобщение учащихся молодежи к духовным и нравственным ценностям татарского народа;
-формирование активной жизненной позиции;
-формирование потребности в самообразовании, самовоспитании;
-обеспечение дальнейшего развития дружбы, согласия и взаимопомощи между проживающими в регионе народами;
Практико-деятельные:
-совершенствовать навыки обучающихся со сверстниками и со взрослыми на татарском языке: самовыражения, самореализации, работы в группе, сотрудничества.
1.3. Планируемые результаты работы по изучению культуры, традиций, обычаев и языка татарского народа в начальной школе.
К окончанию курса обучающийся научится:
называть исторические этапы формирования татарского народа;
называть народы, издревле заселявших Поволжье, находить сходство в их обычаях;
работать с информационными средствами;
слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми,
различать особенности произношения звука дополнительных букв татарского алфавита;
К окончанию курса обучающийся получит возможность научиться:
рассуждать и доказывать значимость татарского народа для всей страны;
использовать элементы национального фольклора ( потешки, считалки, заклички ) в играх и жизни;
понимать устную разговорную речь, вступать в диалог;
называть историческую версию названия городов Казань, Чебоксары, Саранск;
рассказывать о достопримечательностях городов- столиц;
рассказывать о прославленных людях татарского народа;
петь татарские народные песни;
танцевать танцы;
Личностные результаты:
- осознания себя представителем гражданского, этнокультурного сообщества, гражданином России
- формирование чувства гордости за свою малую родину, народ и историю своего края, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование уважительного отношения к культуре татарского народа
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Метапредметные результаты:
- участвовать в групповой и индивидуальной исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Предметные результаты:
- основные факты, процессы и явления, относящиеся к истории татарского народа;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторических развития;
Обучающиеся должны уметь:
-общаться между собой и членами своей семьи на родном языке;
-использовать полученные на занятиях знания в жизни;
-самостоятельно работать с источниками информации;
-приобщаться к научным ценностям культурному опыту людей;
-развивать навыки исследовательской деятельности, а также навыки логического построения системы доказательств;
-отстаивать и публично защищать свою точку зрения.
Проверка уровня усвоения и реализации программы осуществляется путем:
-анкетирования и тестирования обучаемых;
-регулярных опросов по пройденным темам;
-проверки ведения рабочих тетрадей;
-публикации в специальных выпусках газеты материалов о деятельности объединения;
-систематизации собранного материала и оформление тематических папок объединения;
-организации творческих встреч со знаменитыми земляками;
-оформления портфолио обучающихся и ведением летописи объединения;
-участия в традиционных праздниках и национальных гуляниях;
-проведения с родителями совместных акций и запланированных мероприятий.
Программа реализуется при наличии:
-пакета дидактическо-методического материала;
-взаимодействия педагога с родителями обучающихся;
-материально-технического обеспечения, аудиовизуальных средств;
-внедрения в практику инновационных методов;
-творческого отношения к образовательному процессу руководителя кружка;
-заинтересованности обучающихся в объединении;
-поддержки администрации общеобразовательных учреждений деятельности объединения на базе которых они созданы.
Сущность проблемы.
Национальная культура и язык составляют единое гуманитарное пространство, освоение которого является важнейшим делом школы и дополнительного образования. В современных образовательных учреждениях многонациональный состав учащихся определяет культурную среду, реализующую идею поликультурности, приоритета общечеловеческих ценностей. Ведь Родина, народ, природа - не просто понятия, а реальная принадлежность к вечным и неизменным ценностям.
Национальная культура становится действительным средством воспитания национального достоинства, ощущения причастности ко всему национальному и, прежде всего, к языку, определяющему уникальность и своеобразие культуры этноса.
Язык является хранителем культуры народа, Пока жив язык, жив и народ, исчезнет язык — не станет народа с его культурой, он перестанет иметь свое лицо, перестанет жить собственной жизнью.
В условиях многонациональной среды, когда чувашский язык не является необходимым средством общения, именно в органичном единстве, в связке «татарский язык — культура» воспитывается чувство принадлежности к земле, краю, в котором ты живешь, где национальное является яркой гранью, лицом многоликого мира языковой семьи и представляет собой единственно живой язык этой группы.
В нашем населенном пункте для русскоязычного ребенка значительной проблемой является овладение татарским языком. Поэтому проблема обучения детей татарскому языку остается актуальной, поскольку восприятие детьми подобно иностранному. В настоящее время изучение татарского языка проводится через внеклассную работу. Данные занятия направлены на изучение культурных традиций татарского народа.
Содержание занятий отражает результаты культурологических, исторических исследований, описаний обычаев, традиций. В воспитательном плане данные занятия способствуют приобщению учащейся молодежи к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственным ценностям; развитию родного языка, самобытной культуры и межкультурного взаимодействия разных этносов; обеспечение дальнейшего развития дружбы, согласия и взаимопомощи между проживающими в регионе народами. Подобного рода занятия решают задачу приобщения детей к культуре, которая является принадлежностью семей учащихся и является предпочтительной для изучения её детьми, что будет способствовать воспитанию нравственных норм, уважению к традициям и сохранению уклада жизни национальных меньшинств.
В процессе обучения, систематического освоения ребенком определенной суммы знаний формируется отношение учащихся к языку, нации в целом и к отдельным национальным традициям.
Посещение занятий таких творческих объединений должно осуществляться на основе принципов добровольности и возможности свободного выбора для семьи учащегося и самого учащегося.
1.4. Содержание программы.
№ | Раздел/Тема занятий | Всего часов | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | |
теория | практика | ||||
1-й модуль обучения | |||||
Культурные особенности и этапы формирования татарского народа | |||||
1 | Край, в котором мы живём. Введение. | 2 | 1 | 1 | Прослушивание, педгогическое наблюдение, опрос, практическая работа, выступление, тестирование, беседа, защита реферата |
2 | Исторические этапы формирования татарского народа. | 5 | 1 | 4 | Прослушивание, педгогическое наблюдение, опрос, практическая работа, выступление, тестирование, беседа, защита реферата |
3 | Религиозные представления и верования народов Поволжья. | 6 | 4 | 2 | Прослушивание, педгогическое наблюдение, опрос, практическая работа, выступление, уроки – игры, тестирование, беседа, защита реферата, презентация, викторина, защита проекта |
4 | Народная педагогика. | 5 | 3 | 2 | Беседа, фронтльные опросы, выставка, просмотры и анализ работ, участие в конкурсах, урок – игры, устные опросы, практическая работа, тестирование, защита проекта |
Выдающиеся люди Поволжья | |||||
5 | Выдающиеся люди народов Поволжья. | 4 | 2 | 2 | Устные опросы, педгогическое наблюдение, подготовка презентаций, изготовление буклета, виртульные посещения музея, мини выставки, урок- игры, выступление, защита реферата, творческие проекты, анкетирование, выполнение творческих заданий, подготовка рисунков, защита проекта |
Музыкальная культура народов Поволжья | |||||
6 | Музыкальное искусство народов Поволжья: -Музыкальный фольклор народов Поволжья. - Музыкальные инструменты народов Поволжья. - Танцы народов Поволжья. | 6 | 1 1 1 | 1 1 1 | Устные опросы, педгогическое наблюдение, подготовка презентаций, изготовление буклета, виртульные посещения музея, мини выставки, урок- игры, выступление, защита реферата, творческие проекты, анкетирование, выполнение творческих заданий, подготовка рисунков, разучивание элементов танца, изготовление буклета “Музыкальные инструменты народов Поволжья», выполнение зачетной работы, участие в конкурсах, викторинах, защита проекта |
7 | Современная музыка народов Поволжья. | 6 | 1 | 5 | Иллюстрирование песен, сказок, чтение мифов и сказок, разучивание подвижных игр, устные опросы, педгогическое наблюдение, подготовка презентаций, изготовление буклета, виртульные посещения музея. мини выставки, урок- игры, отчетные концерты, творческая работа,защита проекта |
2-ой модуль обучения | |||||
Народные праздники, традиции и быт | |||||
8 | Национальные игры, праздники и обряды народов Поволжья. | 6 | 1 | 5 | Устные опросы, педгогическое наблюдение, подготовка презентаций, изготовление буклета, виртульные посещения музея, мини выставки, урок- игры, выступление, защита реферата, творческие проекты, анкетирование, выполнение творческих заданий, подготовка рисунков, защита проекта |
9 | Национальный костюм. Вышивка, орнамент на различных народных изделиях. | 5 | 1 | 4 | Рисование национального костюма и в отдельности орнаментов вышивки на одежде. Изготовление кукол |
10 | Основные национальные блюда народов Поволжья. | 5 | 1 | 4 | Изготовление буклета « Татарская национальная кухня.» |
Заочное путешествие по городам-столицам. | |||||
11 | Заочное путешествие по городам-столицам: Казань, Саранск, Чебоксары | 5 | 1 | 4 | Подготовка презентаций, докладов, сообщений, рисунков по изучаемым темам. |
Татарский язык | |||||
12 | Татарский алфавит | 6 | 1 | 5 | Знакомство с гласными и согласными звуками и буквами |
13 | Урок-игра | 3 | 1 | 2 | Подготовка презентаций, выполнение творческих заданий, подготовка рисунков |
14 | Составление словосочетаний | 3 | 1 | 2 | Учатся произносить слова в заданной последовательности |
15 | Работа с предложениями | 4 | 1 | 3 | Составление предложений |
16 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | Отчетный концерт, праздник «Лучший кружковец» | |
Итого | 72 часа | 23 часа | 49 часов |
Содержание разделов программы
1-й модуль обучения
Культурные особенности и этапы формирования татарского народа.
Теория: Исторические этапы формирования татарского народа. История происхождения народов Поволжья. В данном Выяснение глубоких корней. Понимание и осознание того, что все народы Поволжья так или иначе сталкивались на каком-то историческом рубеже между собой, влияли на ход развития и формирования друг друга. Толерантность во взаимоотношениях и сохранение культуры каждого народа.
Практика. Практическая работа: поиск, сбор, систематизация информации и создание коллажа, стенгазеты, каталога в виде компьютерной презентации или альбома печатных изображений (на выбор) с материалом, иллюстрирующим собранные теоретические сведения (работа по группам).
Выдающиеся люди Поволжья.
Теория: Знакомство с выдающимися людьми Ульяновской области. Краткие сведения о жизни и деятельности наиболее известных представителей татарского народа.
Практика. Практическая работа: поиск, сбор, систематизация информации и создание коллажа, стенгазеты, каталога в виде компьютерной презентации или альбома печатных изображений (на выбор) с материалом, иллюстрирующим собранные теоретические сведения (работа по группам). «Составление картотеки этнографического материала, альбомов, каталогов».
Музыкальная культура народов Поволжья
Теория: Знакомство с музыкальными произведениями татарского народа. Развитие у детей стремление к творчеству, самостоятельности и поискам нужной информации.
Практика: Практика. Практическая работа: поиск, сбор, систематизация информации и создание коллажа, стенгазеты, каталога в виде компьютерной презентации или альбома печатных изображений (на выбор) с материалом, иллюстрирующим собранные теоретические сведения (работа по группам). Составление картотеки этнографического материала, альбомов, каталогов. Обыгрывание татарских календарных обрядов.
Посещение Ульяновской областной национально-культурной автономии татар. Учебный фильм «Татары Среднего Поволжья».
Прослушивание записей.
2-й модуль обучения
Народные праздники, традиции и быт.
Теория: Подробная информация о быте, культуре и жизни народов Поволжья. Рассматриваение и обсуждаение вышивки и орнамента на различных народных изделиях, а также игры, праздники и обряды.
Практика. Практическая работа: поиск, сбор, систематизация информации и создание коллажа, стенгазеты, каталога в виде компьютерной презентации или альбома печатных изображений (на выбор) с материалом, иллюстрирующим собранные теоретические сведения (работа по группам). Составление картотеки этнографического материала, альбомов, каталогов. Обыгрывание татарских календарных обрядов. Клубный час «Годовой цикл традиционных обрядов и праздников татар». Просмотр учебного фильма «Татары Среднего Поволжья».
Заочное путешествие по городам-столицам.
Теория: Формирование населения народов Поволжья. История возникновения городов –столиц, знакомство с разными достопримечательностями.
Практика Заочное путешествие по городам-столицам: Казань, Саранск, Чебоксары, поиск, сбор, систематизация информации и создание коллажа, стенгазеты, каталога в виде компьютерной презентации или альбома печатных изображений (на выбор) с материалом, иллюстрирующим собранные теоретические сведения (работа по группам).
Татарский алфавит.
Теория. Знакомство с татарскими буквами, изучение татарского алфавита. Сравнительный анализ, отличие татарского алфавита от русского. Работа со словами и предложениями.
Практика. Практическая работа: Культура общения дома, у родственников, в общественных местах. Этикетная диалогия.
Итоговое занятие
Теория. Возможности дальнейшего изучения темы.
Практика. Дооформление портфолио творческих и исследовательских работ, созданных за учебный год. Презентация портфолио. Презентация лучших творческих и исследовательских работ, созданных за учебный год. Коллективное обсуждение итогов года.
Итоговая диагностика. Анализ результатов обучения по программе «Культура татарского народа»
2.1 Календарно-учебный график объединения
«Культура татарского народа»
Начало учебного периода – 1 сентября.
Окончание учебного периода – по окончании реализации учебного плана в полном объѐме. Продолжительность учебного года – 36 учебных недель.
N п/п | Дата план | Дата факт | Форма занятия | Кол- во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1-ый модуль обучения | |||||||
1. | Теория | 1 | Край, в котором мы живём. Введение. | Гимназия №13 | |||
Практика | 1 | ||||||
Теория | 1 | Исторические этапы формирования татарского народа. | Гимназия №13 | ||||
Практика | 4 | ||||||
Теория | 4 | Религиозные представления и верования народов Поволжья. | Гимназия №13 | ||||
Практика | 2 | ||||||
Теория | 3 | Народная педагогика. | Гимназия №13 | ||||
Практика | 2 | ||||||
2. | Теория | 2 | Выдающиеся люди народов Поволжья. | Гимназия №13 | Тест | ||
Практика | 2 | ||||||
3. | Теория | 3 | Музыкальное искусство народов Поволжья: | Гимназия №13 | Проект | ||
Практика | 3 | ||||||
Теория | 1 | Музыкальный фольклор народов Поволжья. | Гимназия №13 | ||||
Практика | 1 | ||||||
Теория | 1 | Музыкальные инструменты народов Поволжья. | Гимназия №13 | Проект | |||
Практика | 1 | ||||||
Теория | 1 | Танцы народов Поволжья. | Гимназия №13 | ||||
Практика | 1 | ||||||
Теория | 1 | Современная музыка народов Поволжья. | |||||
Практика | 5 | ||||||
2-й модуль обучения | |||||||
4. | Теория | 1 | Национальные игры, праздники и обряды народов Поволжья. | Гимназия №13 | |||
Практика | 5 | ||||||
Теория | 1 | Национальный костюм. Вышивка, орнамент на различных народных изделиях. | Гимназия №13 | Проект | |||
Практика | 4 | ||||||
Теория | 1 | Основные национальные блюда народов Поволжья. | Гимназия №13 | ||||
Практика | 4 | ||||||
5. | Теория | 1 | Заочное путешествие по городам-столицам: Казань, Саранск, Чебоксары | Гимназия №13 | |||
Практика | 4 | ||||||
6. | Теория | 1 | Татарский алфавит | Гимназия №13 | Проект | ||
Практика | 5 | ||||||
Теория | 1 | Урок-игра | Гимназия №13 | ||||
Практика | 1 | ||||||
Теория | 1 | Составление словосочетаний | Гимназия №13 | ||||
Практика | 2 | ||||||
Теория | 1 | Работа с предложениями | Гимназия №13 | ||||
Практика | 3 | ||||||
7. | Теория | - | Творческий отчет. | Гимназия №13 | Проект | ||
Практика | 1 |
2.2 Условия реализации программы
Дополнительная образовательная деятельность проводится в учебном кабинете № 9. Для ознакомления детей с культурой татарского народа собрана необходимая литература и наглядные пособия. Имеются различные виды головных уборов, имеются национальные костюмы для выступления детей и куклы в национальных костюмах. Созданы условия для использования ИКТ на занятиях дополнительной образовательной деятельности: имеется телевизор, компьютер, мультимедиа копилка презентаций и мультфильмов.
2.3.Формы аттестации
Процесс обучения по данной программе предусматривает следующие формы диагностики и аттестации:
1. Входная диагностика. Проводится перед началом обучения и предназначена для выявления уровня подготовленности детей к усвоению программы. Формы контроля: опрос, беседа, тестирование.
2. Итоговая диагностика проводится после завершения всей учебной программы. Формы контроля: открытые уроки, участие в школьных и муниципальных творческих фестивалях, конкурсах, увлеченное желание дальнейшего изучения родного языка и культуры, а также использование познаний и навыков в личной жизни.
2.4. Оценочные материалы
Определение индивидуального развития ребенка в процессе индивидуальной беседы.
1.Ребенку предлагаются картинки с изображением людей в разной национальной одежде.
Инструкция: Выбери людей, которые одеты в татарскую национальную одежду. Назови предметы одежды на татарском языке.
2. Ребенку предлагаются картинки с предметами одежды, посуды, игрушках, животных, частей суток. Инструкция: Назови, что изображено на картинке на татарском языке.
3. Ребенку предлагаются картинки с национальными блюдами. Инструкция: Выбери татарские национальные блюда и назови их, из чего можно приготовить.
4. Назови, какие татарские национальные игры ты знаешь. Расскажи, правила одной игры.
5. Назови, каких татарских писателей и поэтов ты знаешь.
2.5. Методические материалы
Для проведения занятий кружка имеется:
- Наглядно-дидактический материал: иллюстрации, дидактические игры, портреты поэтов и писателей;
-Игровые атрибуты: маски, куклы для театрализации, настольный, перчаточный театр;
-Детская художественная литература, газеты, журналы;
-Иллюстрации татарских костюмов, орнаментов, художественных коллективов;
-Книга татарской кухни;
- Сценарии праздников и развлечений, театральных постановок.
-Диски 1. «Шаярып колеп кенэ». («Веселимся и играем»). 2. «Жырлап- биеп уйныйбыз» 3. «Булачак йолдызларга» 4. «Татар теле- кунел теле» 5. «Татарские народные сказки»
3.Список литературы
Для педагога
- Кузнецова, Л.В. Художественная культура родного края (1-3 классы). [Текст]: / Л.В. Кузнецова - Чебоксары, 1996. – 93 с.
- Хасанова, М.Х Материальная и духовная культура татарского народа XVI-XIX веков. [Текст]: / М.Х. Хасанова, И.И. Минуллина, И.Х. Мияссарова – Казань, 1995 – 105с.
- Народная культура Поволжья. [Текст]: / С.Н. Митин – Ульяновск:
УИПКПРО, 1999.- 85 с.
- Харисов, Ф.Ф., Харисова, Ч.М. Программа по татарскому языку для учащихся-татар, проживающих в регионах Российской Федерации. [Текст]:
- Харисова Ф.Ф. Харисова Ч.М; под ред. Харисова Ф.Ф 207. – 6 с.
- К.С.Фэтхуллова, Э.Ш. Юсупова, Э.Н. Денмохэммэтова «Татар телекунелем теле». («Татарский язык- язык души моей»);
- Ф.Ф.Харисов, Ч.М. Харисова «Мой первый татарский словарь».
- . Хасанова, М.Х Материальная и духовная культура татарского народа XVI-XIX веков.– Казань, 1995
- Харисов Ф. Ф., Харисова Ч. М. Татарский язык и татарская литература. 1- 11 классы. Программа для русскоязычных школ. - Казань: Магариф, 2010.
- А.Ш. Кежнер, В.А. Архипова, Н.С. Культура народов Поволжья: программа и методические рекомендации – Ульяновск: УИПКПРО, 2011
Для учащихся и родителей.
- И.Л. Литвинов, Э.Р.Садыйкова, Л.И. Гарипова «Татар теле хэм уку китабы» («Татарский язык и литературное чтение»);
- С.Шамси, И.Измайлов. Волжская Булгария в рассказах для детей - Казань, 2010 год.
- Р.Х.Ягьфэрова. Уку китабы.Казань.2013
- Н.С.Архипова. Природа родного края. Ульяновск, 2010 г. 9. Э.Г.Галлэмова.Татар халкы тарихы. Казан.2013 г.
- Э. Кэлимуллина.Келсылу. Балалар эчен экиятлэр.Казан. 2013 г.
- Валитова Р. Г., Вагыйзов С. Г. Элифба (Азбука) – Казань: «Магариф» , 2011
- Детские периодические издания на татарском языке: «Сабыйга», «Ялкын», «Салават купере»
- Татарские народные сказки - Казань: Татарское книжное издательство, 2014.
- Габдулла Тукай. Стихотворения, поэмы, сказки - Казань: Татарское книжное издательство, 2013
- Галлямова А. Г., Иванов А. А., Пискарев В. И., Султанбеков Б. Ф. История Татарстана и татарского народа. XX - начало XXI в. - Казань, 2015
Интернет-Ресурсы
- Валеева-Сулейманова Г.Ф. Декоративное искусство Татарстана: 1920-е – начало 1990-х гг. - Казань, Интернет ресурс.
- Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства [Текст] / Л.Н. Гумилев. – М:Интернет ресурс..
- Егоров В.Л.. Историческая география Золотой Орды. М.: Интернет ресурс.
- Имамов В. Запрятанная история татар [Текст] / В. Имамов. – Набережные
Челны: Камаз, Интернет ресурс.
- Исхаки Г. Идель-Урал [Текст]/ Г. Исхаки. – Набережные Челны: Камаз,
Интернет ресурс.
- Исхаков Д.М. Очерк этнической истории и демографии татарского народа
[Текст] / Д.М. Исхаков. –Набережные Челны: Камаз, Интернет ресурс.
- Каримуллин А. Татары [Текст] / А. Каримуллин. – Казань: Татарское книжное
издательство, Интернет ресурс.
- Книга для малышей. Стихи и песни, Уфа: Интернет ресурс.
- Латышина Д.И. Педагогика межнационального общения. М.: Интернет ресурс.
- Латышина Д.И. По берегам Идели. Татарский народ. Быт, культура, обычаи с
древних времен. Издательство Москва, Центр гуманитарного образования,
Интернет ресурс.
11. М. Гафури. Басни [Текст] / М. Гафури. – Интернет ресурс
12. М. Гафури. Сбрник рассказов / М. Гафури. – Казань: Интернет ресурс.
13. Мурат А. Полынь половецкого поля [Текст] / А. Мурат. – Москва: ТОО Пик
контекст, Интернет ресурс.
14. Муса Джалиль. Стихи. Интернет ресурс.
15. Мустай Карим. Сборник стихов. Интернет ресурс.
16. Мусульманские праздники и обряды. – М.: Интернет ресурс.
17. Мухамедьяров Ш.Ф. Основные этапы происхождения и этническая история
татарской народности М.: Интернет ресурс.
18. Нурутдинов Ф. Булгарский вопрос [Текст]/ Ф. Нурутдинов. –Оренбург:
Интернет ресурс.
19.Программа по татарскому языку для учащихся – татар, проживающих в
регионах Российской Федерации 1 – 4 классы. Интернет ресурс.
20. Ризаэтдин Фахретдин. Наставления для детей [Текст] / Р. Фахретдин. – Казань: Дом печати, 2001 — 192 с. Сост.: Ибрагимов Н., Бикчентаев К., Мадияров А.,
21. Низамиев А. Издана Духовным управлением мусульман Татарстана. Интернетресурс.
22. Татары в Оренбургском крае [Текст] – Оренбург: Димур, Интернет ресурс.
23. Фахретдинов Р. Наставления. Интернет ресурс.
24. Фахрутдинов.Р.Золотая Орда и татары [Текст] / Р. Фахретдинов. – НабережныеЧелны: Камаз, Интернет ресурс.
25. Халиков А.Х. Кто мы – Булгары или татары? [Текст] / А.Х. Халиков – Казань:Казан, Интернет ресурс.
Приложение 1
Татарские народные игры
«Лисички и курочки» («Төлке һәм тавыклар»)
На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи. На противоположном — лисичка.
Курочки и петухи (от трех до пяти игроков) ходят по площадке, делая вид, что клюют различных насекомых, зерна и т.д. Когда к ним подкрадывается лисичка, петухи кричат: «Ку-ка-ре-ку!» По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лисичка, которая старается запятнать любого из игроков.
Если водящему не удается запятнать кого-либо из игроков, то он снова водит.
«Тимербай»
Играющие, взявшись за руки, делают круг и выбирают водящего – Тимербая. Тимербай становится в центр круга и говорит:
- Пять детей у Тимербая дружно, весело играют.
В речке быстро искупались, нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись и красиво нарядились.
И ни есть, ни пить не стали, в лес под вечер прибежали,
Друг на друга поглядели, сделали вот так!
С последними словами «Вот так!» водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя. Игра продолжается. Движения, которые показывали, повторять нельзя. Показанные движения необходимо выполнять точно. В игре можно использовать различные предметы: мячи, косички, ленточки и т. д.
«Займи место»
Одного из участников игры выбирают водящим. Остальные играющие, образуя круг, ходят, взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:
- Как сорока стрекочу,
Никого в дом не пущу.
Как гусыня гогочу,
Тебя хлопну по плечу – беги!
Сказав «Беги!», водящий ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, бежит со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим. При этом бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.
«Серый волк» (“Соры бүре”)
Одного из играющих выбирают серым волком, который, присев на корточки, прячется в одном конце площадки. Остальные играющие находятся в противоположной стороне. По сигналу все идут собирать ягоды, грибы в лес. Навстречу им выходит ведущий (серый волк) и спрашивает, а дети хором ему отвечают:
- Вы, друзья, куда спешите?
- В лес дремучий мы идем.
- Что вы делать там хотите?
- Там малины наберем
- Вам зачем малина, дети?
- Мы варенье приготовим
- Если волк в лесу вас встретит?
- Серый волк нас не догонит!
После этой переклички все подходят к тому месту, где прячется серый волк, и хором говорят:
- Соберу я ягоды и сварю варенье.
Милой моей бабушке будет угощенье.
Здесь малины много, всю и не собрать.
А волков, медведей вовсе не видать!
После этих слов серый волк встает и бежит за игроками, стараясь кого-нибудь запятнать. Пленников он уводит в логово
Приложение 2
Анкета.
Несколько вопросов об обычаях и обрядах.
1.К какой национальности вы себя относите?__________________________________________________________________
2. Назовите этнографические группы своего народа____________________________________________________________
3.Если вы не русский, то к какой этнографической группе вы себя причисляете?___________________________________
4. Какие народные обычаи и обряды вам известны?____________________________________________________________
5. Соблюдает ли кто – либо в вашей семье обряды, обычаи, праздники? Укажите какие_____________________________
6. Постарайтесь назвать богов и духов, характерных для старинной веры своего народа_____________________________
7.Как вы думаете, соблюдаются ли в вашей местности какие-нибудь обычаи, обряды, связанные со старинной верой?
Если да, то какие именно___________________________________________________________________________________
8.Какую свадьбу вы хотели бы устроить себе?
Без обрядов______________________________________________________________________________________________
Современный гражданский обряд___________________________________________________________________________
Гражданский обряд с элементами народной свадьбы___________________________________________________________
Традиционный обряд с религиозным оформлением брака_______________________________________________________
9. Какие народные обычаи и обряды, связанные с рождением ребенка, известны вам?_______________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Татар халкының бәйрәмнәре, йолалары
Дәрестән тыш эшчәнлек программасы. Эш программасына татар халкының гореф-гадәтләрен, бәйрәмнәр, йола уеннарын, халык авыз иҗаты үрнәкләрен чагылдырган материаллар тупланды. "Сабантуй"...
"Борынгы соборлар. Болгар дәүләте – татар халкының борынгы архитектура үзәге." темасына дәрес эшкәртмәсе.
Тема: Борынгы соборлар. Болгар дәүләте – татар халкының борынгы архи-...
Татар халкының бөек шагыйре Г.Тукайның туган көненә багышланган әдәби-музыкаль кичә.
Татар халкының бөек шагыйре Г.Тукайның туган көненә багышланган әдәби-музыкаль кичә....
Татар халкының бәйрәмнәре һәм уеннары
Татар халкының бәйрәмнәре һәм уеннары...
Татар халкының балалар фольклорын өйрәнүгә нигезләнгән дәрестән тыш эшчәнлек программасы
Программа 1 нче сыйныфка адреслана...