Применение игровых педагогических технологий
методическая разработка

Доржиева Жаргалма Сырен-Доржеевна

 

Применение игровых педагогических технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение игровых педагогических технологий

на уроках  литературного чтения

(математики, окружающего мира)

(методические рекомендации)

Составитель: Доржиева Жаргалма

Сырен - Доржеевна

учитель начальных классов


Содержание

Введение.. ………………………………………………………………

3

Сущность игровых технологий……………………………………….

4

Педагогические особенности игровых технологий………………

Из практики использования игровых технологий на уроках… и во внеурочной деятельности…………………………………………


Введение

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.К таким технологиям можно отнести игровые технологии.

При переходе из дошкольного детства к школьной жизни у ребенка меняется ведущий тип деятельности с игры на обучение. Но, несмотря на это, игры помогают младшему школьнику познавать мир, усваивать новые знания, поэтому исключать их из процесса обучения не стоит. От преподавателя требуется немало сил на правильное применение игр на уроках, сложная и кропотливая подготовка дидактического материала,поскольку весь педагогический процесс должен быть строго продуман.

Настоящиеметодические рекомендациинаправлены на оказание помощи учителям начальных классов приподготовке уроковлитературного чтения(математики окружающего мира)с использованием игровых технологий.

.


Сущность игровых технологий

Человеческая культура возникла
и развертывается в игре, как игра.
Й.Хейзинга

Технология – это научно и/или практически обоснованная система деятельности, применяемая человеком в определённых целях (Г.К. Селевко, 2005,10).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Характеризуя педагогические игры, Г.К. Селевко указывает на их отличие от игр «вообще» наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата.

Игровые технологии призваны поднять стратегию образования на качественно новую основу (Селевко, 1998, 50). В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в её игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане. Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр – по логике разыгрываемой роли, в имитационномоделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего игрового действия. Итоги игры выступают в двойном плане – как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью.

В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.

Суть игровых технологий заключается в активизации мышления, повышении самостоятельности обучающихся и обеспечении творческого подхода в обучении. Цель игры – это сформировать навыки и умения обучающегося в активном творческом поиске. В процессе игровой деятельности активизируются не только знания, но и коммуникативные навыки, что обусловливает социальную значимость игровой технологии. Игровая деятельность в учебном процессе начальной школы может применяться как самостоятельная технология для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элементы более обширной технологии; в качестве урока или его части; как технология внеклассной работы. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Педагогические особенности игровых технологий

Игра выполняет такие важнейшие функции, как:

1) развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

2) коммуникативную (освоение диалектики общения);

3) самореализации (в игре как на «полигоне человеческой практики»);

4) терапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);

5) диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);

6) коррекционную (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);

7) межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социо-культурных ценностей);

8) социализации (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития) (Михайленко, 2011, 98).

Игровые технологии могут реализовываться в учебном процессе различными способами:

1) ролевые игры на уроке (инсценирование);

2) игровая организация целого урока с использованием игровых заданий (урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-КВН);

3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке;

4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного).

Приведем примеры дидактических игр, которые учителя часто применяют на практике:

1. Игра – упражнение. Игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но, всё же, более индивидуализирована. Её используют при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе. Пример: «Пятый лишний». На уроке естествознания учащимся предлагается найти в данном наборе названий (растения одного семейства, животные отряда и др.) одно случайно попавшее в этот список.

2. Игра – поиск. Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру, растения семейства Розоцветных, названия которых вперемежку с растениями других семейств, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.

3. Игра – соревнование. Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.

4. Сюжетно-ролевая игра. Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это «Пресс-конференция», «Круглый стол» и др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, историка, филолога, археолога и др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся.

5. Познавательные игры – путешествия. В предлагаемой игре учащиеся могут совершать «путешествия» на континенты, в различные географические пояса, климатические зоны и т.д. В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра - путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся. За каждую «станцию» выставляются отметки.

Игровая деятельность используется в следующих случаях: 1) в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; 2) как элемент более общей технологии; 3) в качестве урока или его части (введение, контроль); 4) как технология внеклассной работы»

Таким образом, в отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках «Окружающего мира» при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Игровые технологии выполняют 3 основные функции:

– инструментальная: формирование определенных навыков и умений;

– гностическая: формирование знаний и развитие мышления учащихся;

– социально-психологическая: развитие коммуникативных навыков. Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию сущности вопроса, уточнению и формированию знаний обучающихся. Игровые технологии стимулируют общение между учениками и преподавателем, поскольку в процессе проведения игр взаимоотношения начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер. Теоретический анализ методической литературы показал, что игровые технологии применяются на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля, а могут занимать и весь урок (урок – КВН, урок – игра).

Использование игровых технологий оправдано только тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока.

Результативность игровых технологий зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Можно сделать вывод, что игровая технология – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Она строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса, объединенное общим содержанием сюжетом, персонажем. В неё включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основном содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого учителя начальной школы.

Из практики использования игровых технологий

на урокахлитературного чтения (математики окружающего мира)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Применение новых педагогических технологий. Личностно – ориентированные технологии. Технологии творческого развития»

Гуманизация образовательной среды в школе как условиеличностно – ориентированного образования.§1 Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников.§2 Личностно – ориентированны...

Конспект занятия (викторины) в группе продлённого дня на тему: "В гостях у сказки" (с применением игровых педагогических технологий)

Цель данного занятия - вызвать интерес детей к чтению русских народных сказок, развивать умение работать в группах, познавательную активность....

Методическая разработка занятия в группе продленного дня на тему «Путешествие по сказкам» (с применением игровых педагогических технологий) для учащихся 1 класса.

Методическая разработка предназначена для учащихся 1-2 классов во внеурочное время. Разработка может быть полезна как  воспитателям ГПД, учителям начальных классов, так и педагогам дополнительног...

Применение игровых педагогических технологий в начальной школе при работе с детьми с нарушением зрения

Игровым технологиям я уделяю больше внимания, т.к. игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на тв...

Применение игровых педагогических технологий в начальной школе при работе с детьми с нарушением зрения

Игровым технологиям я уделяю больше внимания, т.к. игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на тв...

Консультация "Применение игровой педагогической технологии"

Игра - самый любимый и ведущий вид деятельности ребёнка. Здесь он развивается, как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной пра...