Применение игровых педагогических технологий в начальной школе при работе с детьми с нарушением зрения
классный час
Игровым технологиям я уделяю больше внимания, т.к. игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов.
Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся всего класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie.docx | 27.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ (Из опыта работы)
Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего освоения знаний. В целях развития социально-адаптивных навыков у детей с нарушением зрения на занятиях и в домашних условиях представляется эффективным применение игровых технологий с использованием наглядных пособий, предназначенных для осязательного восприятия, знаковых предметов, связанных с теми или иными предметами окружающей среды, аудиозаписей и т.д.
В современной начальной школе ребенка недостаточно обучить только чтению, счёту и письму. Его необходимо обеспечить новыми умениями. Это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, а также сформированная сознательная мотивация к обучению, самоорганизация и саморазвитие. Поэтому необходимо создать такие условия, которые позволят повысить у детей интерес к учебе, научить осознавать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться. И тогда ученик начнет получать радость от процесса самостоятельного познания и от результата своего учебного труда.
От меня, как от современного учителя, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но я должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность.
Игровым технологиям я уделяю больше внимания, т.к. игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов.
Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся всего класса. Содержание игры – это всегда осуществление ряда учебных задач. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценивать свои знания в действии, привести эти знания в систему. Правильно организованная, с учетом специфики материала и, главное, состояния зрительного анализатора детей игра тренирует память, что особенно важно для детей со зрительной патологией, ведь обучение таких детей проходит успешно лишь при соблюдении определенных условий.
Игра расширяет кругозор, активизирует познавательную деятельность, формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению учебного материала, позволяет быстро проверить результат. Игра способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умению сопоставлять, находить аналогии, принимать оптимальные решения. Активизирует развитие мотивационной направленности учебной деятельности, творческих способностей, фантазии, воображения.
В ходе игры формируются нравственные, эстетические позиции, мировоззренческие установки. Воспитывается чувство коллективизма. Развиваются коммуникативные навыки, толерантность. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, невзирая на различную степень зрительной депривации, добиваться успеха в игре, преодолевают робость, комплексы, обучаются различным приемам взаимопомощи.
Игры различных типов с успехом могут применяться при разных видах организованной или свободной деятельности детей. А также при проведении непосредственно образовательной деятельности со слепыми и слабовидящими детьми.
Вашему вниманию предлагаются дидактические игры и упражнения на формирование слухового, зрительного, тактильного восприятия; произвольного внимания; мнестической деятельности; наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления.
В игре, в той или иной роли, участвует каждый ученик класса. Если у доски работает несколько учащихся, то все остальные исполняют роли контролёра, судьи, учителя и т.д.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, не заметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки.
Применение игровой технологии даёт возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного материала.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приёмами, используемыми на уроках, дидактическая игра.
Данный вид игры представляет собой сложное, многоплановое педагогическое явление, не случайно её называют и методом, и приемом, и формой обучения, и видом деятельности, и средством обучения.
Дидактическая игра - это метод обучения, в процессе которой в игровой ситуации решаются учебно-воспитательные задачи.
Дидактическая игра может использоваться на всех ступенях обучения, выполняя различные функции. Место игры в структуре урока зависит от той цели, с которой ее использует учитель. Например, в начале урока дидактическая игра может применяться для подготовки учеников к восприятию учебного материала, в середине - с целью активизации учебной деятельности младших школьников или закрепления и систематизации новых понятий.
Ценность дидактических игр заключается и в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу и взаимно себя проверяя.
Большинство видов дидактических и развивающих игр я беру из сборника «Дидактические и развивающие игры в начальной школе с применением ИКТ» из серии «Современная школа». В книге этой серии содержатся материалы, разработанные участниками «Сети творчества учителей» сообщества «ИКТ в начальной школе». В сборнике есть игровые уроки, помогающие ребенку учиться с увлечением, формирующие предметные компетенции. Многие игры можно использовать при индивидуальной работе.
Игра Егоровой Н.В. «Графические диктанты» направлена на развитие логического, образного и пространственного мышления ребенка.
Применение игровых технологий на уроках математики дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного.
Эти простые игры позволяют в игровой форме повторить таблицы сложения и вычитания, умножения и деления, внести в урок элемент соревнования, что еще более способствует активизации деятельности учащихся, обязывает их быть более четкими, собранными, быстрыми.
Многие игры и упражнения я строю на материале различной трудности. Это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.
Например, даю самостоятельную работу в виде игры "Кто первый добежит до финиша?". А раз это игра, учащиеся чувствуют себя свободно, поэтому уверенно и с интересом приступают к работе. Хорошо подготовленным учащимся предлагаю решить задачу по краткой записи, составив по ней выражение; слабо успевающим ученикам - составить задачу по краткой записи и закончить ее решение. Объясняю цель игры: тот, кто решит задачу быстро и правильно, может считать себя спортсменом. На таких уроках ставится цель: привить любовь к математике учащимся с разными математическими способностями.
Для активизации деятельности учащихся на уроках помогают логические игры, которые путем несложных умозаключений дают возможность получить нужный результат. В таких играх принимает участие весь класс или большая часть детей, а остальные контролируют ход игры.
Многие учителя часто задают себе вопрос "Как можно быстро активизировать школьников во время уроков?". Организацию этого момента я провожу в виде математической зарядки. Заранее готовлю несколько карточек, на которых записаны несложные примеры с ответами. На одних карточках ответы правильные, на других - нет. Каждое упражнение зарядки состоит из двух движений. Поочередно показываю классу карточки, а ученики делают определенное движение. Например, если ответ верный, то поднимают руки вверх, неверный - вытягивают их вперед. Темп зарядки постепенно увеличивается. Через 2-3 минуты класс готов к работе. Составление комплексов упражнений можно поручать ученикам.
Во многих дидактических играх, примеры которых я привела, заложен элемент соревнования между группами, который усиливает эмоциональный характер игры. В этом случае дети стремятся не только сами хорошо выполнить задание, но и побудить к этому своих товарищей, помочь им.
Уроки русского языка для многих учащихся достаточно сложные, поэтому не вызывают повышенного интереса. Трудности усвоения предмета ведут к недостаточной грамотности. Чтобы пробудить интерес к занятиям, повысить грамотность письма нужно вводить игровые моменты на разных этапах урока. С помощью различных ребусов, кроссвордов на одном дыхании проходит работа над словарными словами. Хорошему и быстрому запоминанию слов с непроверяемыми гласными помогают загадки. Загадки помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки и сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума, сообразительность. Игры «в слова» обогащают лексический запас ребенка, приучают быстро находить нужные слова, актуализируют пассивный словарь. Большинство таких игр рекомендуется проводить с ограничением времени, в течение которого выполняется задание (например, 3-5 мин.). Это позволяет внести в игру соревновательный мотив и придать ей дополнительный азарт.
Очень важно на уроках русского языка и чтения развивать воображение детей. Воображение ребёнка развивается постепенно, по мере приобретения ими реального жизненного опыта. Для развития воображения и творчества детей, необходимо расширять их реальный жизненный опыт. Здесь помогут игры на составление рассказов.
Развивать детям фонематический слух и память, как важно правильно произносить каждый звук в слове, помогают скороговорки. Надо тренироваться в произношении звуков, заучивать скороговорки, проговаривая их сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом. На каждом занятии дети должны выучить одну две скороговорки. Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи, учитель закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует и развитию голосового аппарата, темпа речи.
Чтение чистоговорок и скороговорок.
- Шла Маша по шоссе и сосала сушку.
- Прохор и Пахом ехали верхом.
- Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.
- Сорок сорок в короткий срок съели сырок
Среди интеллектуально развивающих игр особой популярностью у детей пользуются игры-загадки, кроссворды. У них вызывает интерес, как и процесс, так и сам результат. Большим потенциалом в плане воспитания у учеников интеллектуальной активности, любознательности, развития познавательной сферы располагают интеллектуальные игры - аналоги телевизионных программ "Поле чудес", "Что? Где? Когда?" и другие.
Включение в урок игровых технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.
Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.
Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.
Эти передовые педагогические игровые технологии, применение которых в сочетании с традиционной методикой преподавания, гарантируют:
- Активизацию учебного процесса, учебно-познавательной деятельности младших школьников.
- Комфортный и результативный для ученика и учителя процесс обучения.
- Высокий и прочный уровень обученности в классах с любой подготовленностью.
- Формирование у школьников умения и стойкого навыка учиться.
- Полноценное соединение знаний и практических навыков.
- Объединение учебной и внеурочной деятельности в единый воспитательный процесс.
Игровые технологии формируют коммуникативные УУД (умение слышать, слушать, понимать партнера, выполнять согласованно совместные дела, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договориться, правильно выражать свои мысли); познавательные УУД (сравнивать, искать хитроумные решения, находить закономерности); личностные УУД (фантазировать, проявлять интерес к окружающему миру, к себе, ориентировать на моральные нормы); регулятивные УУД (планировать, оценивать правильность выполнения действий). Игра побуждает учеников к учебной деятельности. В ее структуру входит целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов. Применение игровых технологий в обучении делает процесс познания наиболее доступным и увлекательным, а усвоение знаний более качественным и прочным.
Дети с нарушением зрения любят играть в те же игры, что и зрячие, только в отличие от зрячего ребенка таким детям необходимо создать специальные условия, где он, опираясь на сохранные анализаторы, могли бы научиться игровым действиям, а затем овладеть игрой.
Игры-соревнования – сильное «испытание» для импульсивного, нетерпеливого ребенка. В играх-соревнованиях правила отличаются четкостью, понятностью, открытостью: выполняет ребенок правила игры или нарушает – это сразу же замечают другие игроки, что создает лучшие условия для самостоятельного контроля над собственным поведением.
Игры-драматизации помогаю преодолеть неуверенность, застенчивость, тревожность, трусость, приобрести такие личностные качества как смелость, уверенность, инициативность.
«Пластилиновая живопись». Специфика данной работы в том, что соединяются два вида изобразительного искусства – лепка и рисование: вместо краски используется пластилин, наносимый на цветной картон пальцами. Особые свойства пластилина позволяют использовать дополнительные декоративные материалы: бисер, семена, ткань, фольгу.
Тестопластика. Тесто – доступный материал, из которого легко, приятно лепить играя.. В процессе лепки дети развивают формообразующие движения пальцев рук, учатся анализировать объем, величину, строение, пропорции и взаиморасположение предметов в пространстве, синхронизируют работу обеих рук; у них повышается сенсорная чувствительность, развивается воображение, художественный вкус.
Оригами – японское искусство складывания различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, развивает произвольное внимание и память. Складывая фигурки из бумаги, дети знакомятся с различными геометрическими фигурами: треугольником, квадратом, трапецией, ромбом и т.д., учатся ориентироваться на листе бумаге, делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ, что способствует усвоению пространственных отношений.
Работа с природными материалами, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук. Для возникновения того или иного замысла большое значение имеет не только форма и цвет, но и фактура материала: колючий он или мягкий, шершавый или гладкий.
Сенсомоторный уголок.
Чем большее число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребенка со зрительной патологией, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие.
Сегодня есть огромное количество игр и пособий, призванных развивать у детей сенсомоторную координацию (демонстрация игр и пособий: шары су-джок, вкладыши, конструктор, экспресс – скульптор, игрушки с полипропиленовыми гранулами, шнуровки). Их можно разместить в сенсорном уголке и дети могут использовать их самостоятельно. Предлагая ребенку с нарушением зрения шары су-джок, проговорите потешку, а с экспресс-скульптором хорошо «творить» под музыку. Однако имеют право на использование и альтернативные игры и пособия, изготовленные своими руками.
Игры с песком стимулируют самостоятельность и творческую активность, способствует релаксации детей со зрительной патологией
Подвижные игры для детей с нарушением зрения
Подвижные игры для детей с нарушением зрения имеют огромное значение в развитии сохранных функций, навыков ориентировки в пространстве, совершенствования движений, умения бегать, прыгать, метать. Специальных подвижных игр для детей с нарушением зрения нет, они играют в те же игры, что и нормально видящие школьники.
При выборе игр следует учитывать возрастные особенности детей, физическую подготовленность, зрительные нарушения.
При организации подвижной игры нельзя ставить детей к солнцу или окнам. Яркий свет «слепит» детей, внимание их рассеивается. Начинать игру необходимо по условному сигналу (свисток, хлопок, команда, удар в бубен и др.), о чем заранее дети предупреждаются. Во время игры учитель контролирует поведение играющих, соблюдением правил игры. Целесообразно в процессе игры делать остановки с тем, чтобы снять напряжение, избежать переутомления, используя это время для анализа игры.
В организации подвижных игр целесообразно учитывать следующие особенности детей с нарушением зрения: уровень двигательной подготовленности, состояние здоровья, зрительные возможности. С учетом этого классификация подвижных игр выглядит следующим образом:
1. Игры на профилактику нарушений осанки. К ним относятся игры, связанные с большой подвижности лазанием, ползанием, выпрямлением,
2. Игры на профилактику плоскостопия: игры небольшой подвижности, целью которых является развитие подвижности стоп, различные перекатывания цилиндров, перенос мелких предметов с одного места на другое, ходьба по карандашам, ходьба по мягкому шнуру босиком.
3. Игры на развитие правильного положения головы: наклон, поворот головы, фиксация в определенном положении, удержание мешочка на голове, его переносы.
4. Игры на развитие координации рук и ног: включают задания на одновременные, поочередные движения рук и ног.
5. Игры на развитие пространственной ориентировки:
— игры на ориентировку в микропространстве;
— игры на ориентировку в большом пространстве.
6. Игры на развитие равновесия, включающие упражнения на сохранение устойчивого положения тела.
7. Игры на развитие бинокулярного зрения:
— при сходящемся косоглазии;
- при расходящемся косоглазии.
8. Игры для развития глазодвигательного аппарата.
9. Игры для отдыха глаз.
10.Игры для развития двигательных качеств (быстроты, выносливости, силы, ловкости, прыгучести, гибкости),
11. Игры на развитие слуховой ориентировки.
12. Игры на развитие двигательно-осязательных ощущений.
Все игры предусматривают воспитание следующих качеств личности ребенка с нарушением зрения: смелость, активность, настойчивость, общение, социальная адаптация.
Использованные ресурсы:
1. Дидактические и развивающие игры в начальной школе . Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С. Галажина. – М.: Планета, 2011. – 272 с. – (Современная школа).
2. Речь, логика, память, внимание. Воображение. Игровые и обучающие занятия с детьми 7 – 9 лет. / Л.В. Мищенкова; худож. Е.А.Афоничева. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009.-192с ил.
3. Развивающие игры: практическое пособие для родителей, учителей/ Н.Е. Граш [и др.]. – Ростов н /Д: Феникс, 2010.-92, [2] с.: ил. – (Школа развития)
4. Калугин М. А. Развивающие игры для 1- 4 классов- Ярославль, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых педагогических технологий в начальной школе
из опыта работы использование игровых технологий в начальной школе...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
АктуальностьДетство это время игры, и если перекрыть игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать не доигранное, за место того, чтоб идти в...
Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Технология проектов.
Отличительная черта любой проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы, всем важно донести что-то свое или...
«Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Методическая находка - кейс-технология».
Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Использование кейс-технологии на уроках....
«Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Кейс-технология».
МАОУ СОШ № 64, г. Улан-Удэ Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных ...
Применение игровых педагогических технологий в начальной школе при работе с детьми с нарушением зрения
Игровым технологиям я уделяю больше внимания, т.к. игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на тв...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Использование игровых педагогических технологий в начальной школе"
Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенны...