Литературное чтение мастер класс
план-конспект урока (чтение, 2 класс) по теме

Киселева Ольга Львовна

Мастер класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_master_klass-2.doc413.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Тема раздела: « Весна»

Тема: « Мир тютчевской поэзии, стихотворение « Весенняя гроза»

Цель: исследовательский анализ стихотворения  Ф. Тютчева « Весенняя гроза»

Учитель: Мастер-класс выстроен в соответствии с моей методической темой «Интегрированные уроки в начальной школе как способ развития ребёнка»

Сегодня я покажу Вам фрагмент интегрированного урока, где я покажу методы и приемы, которые помогают ребенку увидеть богатство и разнообразие мира «в меру своих способностей» и в то же время  ощутить свою важность, значимость на уроке.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

  1. Актуализация знаний.

II. Развитие умений.

1.Введение в урок – 3 мин.

- Каким одним словом мы можем объединить слова: раскаты, дождь, молния, гром? (Это гроза)

- Так, о чем же сегодня мы будем говорить на уроке? или Какова тема нашего урока? ( о грозе, гроза).

Как мы можем ощутить её, представить себе? (Услышать, увидеть, прочитать о ней)

/На доске появляются карточки/

ГРОЗА

Описание: http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//900igr.net/datai/tekhnologija/Proverka-znanij/0015-014-Proverka-znanij.png&mb=imgdb_preview_355Описание: http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//www.news.turne.com.ua/Data/NImg/ns6928.jpg&mb=imgdb_preview_1484Описание: http://go4.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/92/Open_book_nae_02.svg/200px-Open_book_nae_02.svg.png&mb=imgdb_preview_1229

- Что сейчас вы будете делать?

/Под книгой появляется карточка со значком: корень слова./

(Придумывать однокоренные слова к слову «гроза»: угроза, грозный, грозить.)

/На доске:

ГРОЗА

 

                                                            ГРОЗА

                                                            ГРОЗНЫЙ

                                                          УГРОЗА

-Посмотрите на картину …

Кто знает название, автора?

( Маковский «Дети, бегущие от грозы»)

Подумайте и запишите (в столбик), какие чувства могут испытывать эти дети. А поможет вам в этом музыка Вивальди «Гроза»

(испуг, смятение, страх)

-Мы услышали, грозу, увидели, но у нас урок литературного чтения, значит мы ещё и…? (почитаем)

-О чём будет наше стихотворение?  (О грозе)

Раз тема нашего раздела: «Весна», то и гроза у нас будет какая? (Весенняя)

Вот и получилось название стихотворения, какое?

(«Весенняя гроза»)

-Кто автор этого произведения? или Вам известен автор этого стихотворения? (Фёдор Тютчев….)

/ слайд/

2.Работа со стихотворением Ф. Тютчева

«Весенняя гроза».

  1. Первичное восприятие (про себя)

/Участники получают отпечатанные тексты , с выделенными «жирным» шрифтом сочетаниями./

какое настроение вызывает у вас это стихотворение? Запишите в столбик рядом.( Радость, восторг…)

  1. Создание проблемной ситуации.

–Сравните слова на доске, что вы видите? (Антонимы, разные, ….) Учитель: да, вы столкнулись с противоречием.

- Давайте раскроем секрет автора и узнаем, как ему удалось создать совсем другой образ грозы?

3.  Повторное чтение вслух (читает учитель) и размышление по ходу чтения. 

Исследовательский анализ стихотворения…

Дать творческое задание – нарисовать

1-е четверостишие

«…гром резвится и играет»

-Кто может резвиться и играть?  (Дети)

-Автор одушевил  гром сделал  живым.

/Приём олицетворения/

-Какую автор даёт подсказку, что гроза короткая, нестрашная?  (Небо голубое)

/Приём «цветописи»/

- При помощи  каких звуков мы можем гром услышать? («г», «р»)

/Приём «звукописи»/

2-е четверостишие

«…перлы дождевые..»,

«…солнце нити золотит».

/В начальной школе обращаемся к словарю/

-Во что превратились дождевые капли, нити? (В жемчуг, нити стали золотыми)

/Метафора, приём сравнения./

-Обилие какого цвета вы видите? (Золотого.)

- Каких здесь много частей речи? (Глаголов.)

-Значит как будем читать быстро или медленно? (Быстро.)

3-четверостишие.

«гам»-шум

«вторит»-откликается

-В каких словах  слышим последний раскат  грома?(Громам.)

Творческая работа-………

Готовые рисунки дети размещают на доске, а потом сопоставляют с картиной художника, но не озвучивают свои выводы.

Кто помнит проблемный наш вопрос? Для чего мы все это сейчас делали?  Какой секрет Вы раскрыли и что узнали? (Давайте раскроем секрет автора и узнаем, как ему удалось создать совсем другой образ грозы?)

3. Выразительное чтение.

Задание классу: кто попробует прочитать стихотворение Тютчева так, чтобы передать состояние природы?

2 чел. по желанию читают….

Почему ребята прочитали стихотворение по-разному? (Разное восприятие, мы разные.)

4. Итог урока.

/Возвращаемся к плану, но двигаемся снизу вверх./

-Что вы делали сегодня на уроке?

/Возвращаемся к слову «ГРОЗА»/

Какие виды искусства нам помогли прочувствовать грозу лучше?

 ( лучше понять прочувствовать грозу нам помогали:

Музыка, живопись, слово автора), то есть-…(Искусство)

Как вы думаете, музыка, живопись, слово поэта помогает ли нам лучше понять мир и друг друга? (Полный ответ ребенка).

/В начальной школе дети отвечают в письменной или устной форме на вопросы вида:

МНЕ БЫЛО СЛОЖНО…

МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ…

После урока получают дифференцированное домашнее задание:

прочитай последнее четверостишие, расскажи в классе о его героях,

нарисуй грозу Тютчева,

нарисуй грозу в своём представлении../

Познавательные УУД

Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Личностные результаты.

Развиваем умения выражать свои эмоции.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Учиться работать по плану.

Учиться высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД

Развивать умение слушать и понимать речь других.

Выразительно читать.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Литературное чтение 1 класс система Л.В. Занкова

Методы и приемы, направленные на реализацию новых образовательных стандартов  через УМК системы «Л.В. Занкова», в частности на уроках литературного чтения по учебнику  Н.В. Нечаевой, К.С. Бе...

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс».

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс»....

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Мастер-класс по литературному чтению (4 класс). Л.Н. Толстой "Лев и собачка" 2022 г.

Мастер-класс. Литературное чтение. Л.Н. Толстой "Лев и собачка", 4 класс, 2022 г....

Мастер - класс по литературному чтению, 2 класс

Мастер-класс на тему «Методы и приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения», во 2 классе....