методический материал
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Методический материал по оценке метапредметных умений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_aleshkina.doc | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3» г. Мензелинска
Выступление по теме
«Контроль и оценка на уроке
предметных результатов»
Алешкина С.В.,
заместитель директора
по начальному образованию
апрель, 2018г.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА НА УРОКЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль.
С течением времени меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. Современный урок – это и совершенно новый урок, и не теряющий связи с прошлым и, одновременно, закладывающий основу для будущего.
В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.
В систему контроля и оценивания внесены значительные изменения, так как теперь за качество процесса обучения несёт персональную ответственность учитель и школа в целом.
Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.
При оценке предметных результатов стандарт фиксирует важную особенность: в центре внимания должно быть применение знаний в стандартной и нестандартной ситуации и овладение определенными способами действия.
Современная начальная школа уже стоит на позициях многообразия и вариативности, где важную роль играет система работы учителя и школы в целом, направленная на максимальное раскрытие и выращивание личностных качеств каждого ребенка. При этом учебный материал выступает уже не как самоцель, а как средство и инструмент, создающий условия для полноценного проявления и развития личностных качеств субъектов образовательного процесса. С учетом того, что современная начальная школа - это не школа навыка, а школа пробы сил ребенка, становится актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого ученика, нацеленная на личностный рост и развитие, а не на уровень среднего ученика.
Сегодня :
- Ученик сам формулирует проблему.
- Ученик сам находит решение.
- Ученик сам решает.
- Ученик сам оценивает правильность решения.
Научить детей анализировать результаты учебной деятельности достаточно сложно, так как специфика человеческого восприятия сориентирована на первичное вычленение недостатков, а потом достоинств. Кроме того, для детей характерно то, что они хвалят свою работу и критикуют чужую. В связи с этим очень важно сформировать положительное отношение детского коллектива к каждому ученику, так как каждый имеет свой темп развития, свои успехи.
То есть, современная оценка:
- Поддерживает и стимулирует;
- Обеспечивает точную обратную связь;
- Включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность;
- Современная оценка информативна.
Слайд 2 Контроль и оценка в начальной школе имеет несколько функций:
- Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста.
В ходе контроля проверяется соответствие достигнутых учащимися знаний-умений-навыков установленным государством эталонам (стандартам), а оценка выражает реакцию на степень и качество этого соответствия, (отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо).
- Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным.
Со стороны учителя осуществляется констатация качества усвоения учащимися учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи: устанавливается динамика успеваемости, сформированность (несформированность) качеств личности, необходимых как для школьной жизни, так и вне ее, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение); появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы, проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы.
Со стороны ученика устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.
- Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.
Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль.
- Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки) создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в разряд «отстающих», усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками.
Реализация этой важнейшей функции при проверке результатов обучения заключается в том, что эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции школьника (радоваться вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результата могут быть изменены к лучшему. Это положение соотносится с одним из главных законов педагогики начального обучения -младший школьник должен учиться на успехе. Ситуация успеха и эмоционального благополучии -предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.
- Информационная функция является основой диагноза планирования и прогнозирования. Главная её особенность - возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны ведомого.
- Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога. Учителю функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности («что я делаю не так...», «что нужно сделать, чтобы...») и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса. Таким образом, устанавливается обратная связь между педагогом и обучающимися.
Слайд 3 Задачи школьной оценочной системы:
- повышать уровень объективности оценок;
- отметки должны позволять фиксировать развитие образовательных результатов учащихся;
- снять эмоциональное напряжение и боязнь плохих отметок;
- изменить случайный характер оценивания на плановый и постоянный (учебная работа должна оцениваться систематически как учеником, так и педагогом);
- сделать процесс оценивания качества образовательных результатов более наглядным для всех;
- стимулировать развитие оценочной деятельности учащихся.
Слайд 4 ВИДЫ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Выделяют ТЕКУЩИЙ, ТЕМАТИЧЕСКИЙ И ИТОГОВЫЙ контроль
Текущий контроль - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся.
В данный период школьник должен иметь право на ошибку, на подробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Это определяет педагогическую нецелесообразность поспешности в применении цифровой оценки - отметки, карающей за любую ошибку, и усиление значения оценки в виде аналитических суждении, объясняющих возможные пути исправления ошибок.
ЧТО МЫ ОЦЕНИВАЕМ?
В обучении оценивается результат. А у нас сегодня началась тема, завтра мы проводим самостоятельную работу и ставим за неё отметки. Вы уверены, что дети что-то уже усвоили?. Результата-то нет. Идёт процесс.
Все дети различаются не уровнем психического развития (это второй момент), а темпом обучаемости. Один усвоит материал за 2-3 дня , а другой – за две недели. Значит, для того, чтобы оценить результат, надо увидеть: он состоялся ли.
А вот процесс оценивать словесно можно: «не получается», «стараемся, давайте», «вернёмся к этому», «повторим это…»
Идёт ОБУЧЕНИЕ. Отметки-то тут причём? Баллы-то тут причём? Это во- первых.
Во- вторых. Вот Петя поднял руку, ответил вам на вопрос, а вы ему: «Молодец, садись». А рядом с ним сидит Олечка, которая думает про себя:» Почему Петя молодец? А я по-другому думаю. Для неё и всех остальных вы ничего не доказали. Если хотите оценить в процессе, поставьте двоеточие и скажите, почему согласны, почему не согласны. Но это ПЛОХОЙ путь. Педагогический путь плохой, потому что вы должны сказать: «Ты так думаешь? Давай послушаем других». И чужими руками, путём размышлений, путём сталкивания мнений, показать ему прав он или не прав. И в конце на себя обратить внимание и сказать: «Ой, а вы знаете, я тоже с Петей была согласна, хотела сразу сказать, но решила послушать, что вы скажете». Это и есть процесс обучения»
Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат.
Специфика этого вида контроля:
1) ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, доделать материал, исправить полученную ранее отметку;
2) при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые «отменяют» предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным;
3) возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению.
«Учителю следует помнить, что одним из основных требований к оценочной деятельности является формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида. Работа учителя состоит в создании определенного общественного мнения в классе: каким требованиям отвечает работа на «отлично», правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление от работы, что нужно сделать, чтобы исправить эти ошибки? Эти и другие вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности школьников.
Приведем пример. Учитель проводит диктант, перед сдачей предлагает его проверить. Ученик находит в своей работе ошибки и исправляет их. В соответствии с инструкцией учитель снижает оценку на балл. Проанализируем эту ситуацию. Ученик сам нашел ошибки, что означает наличие у него навыка самоконтроля. Естественно, в данном случае требуется не наказание, а поощрение. Но найдется учитель, который скажет:
«Ученик должен сразу писать без ошибок». Однако процесс перехода умения в навык (а именно этого требует педагог) достаточно трудный и неровный, поэтому тот факт, что ученик еще не может сразу применить правило написания, скорее, его беда, а не вина. И пока у школьника не сформирован тот или иной навык, он должен иметь право на исправление ошибки, на совместный с педагогом анализ причин своих неудач. Кроме того, непедагогична эта ситуация еще и потому, что у школьника формируется негативное отношение к действию самоконтроля, безразличное отношение к оцениванию («Зачем искать у себя ошибки, если учитель все равно снизит отметку?»). Противоречие, образующееся при такой ситуации, отрицательно отражается на всем учебно-воспитательном процессе, так как вносит дискомфорт в отношения между обучаемым и обучающим, между одноклассниками, детьми и родителями.
В процессе реализации воспитательной функции создаются условия для формирования тех качеств личности, которые становятся стимулом положительного отношения к учению. Это касается прежде всего умения и желания осуществлять самоконтроль. Сюда относятся: умение сравнивать результат своей деятельности с эталоном; умение анализировать правильность (неправильность) выбора способа учебного действия, средств достижения цели; поиск ошибок в чужой и своей работах, анализ их причин и определение путей исправления.
Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения».
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени - четверть, полугодие, год. Таким образом, итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год: за I, П, III учебные четверти и в конце года. При выставлении переводных отметок (в следующую четверть, в следующий класс) отдается предпочтение более высоким.
Слайд 5 Формы контроля:
1. стартовые диагностические работы на начало учебного года;
2. стандартизированные письменные и устные работы;
3. комплексные диагностические и контрольные работы;
4. тематические проверочные (контрольные) работы;
5. самоанализ и самооценка;
6. индивидуальные накопительные портфолио обучающихся.
Конечная цель системы контроля и оценки заключается в переводе внешней оценки во внутреннюю самооценку и в достижении (в перспективе) полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования.
Слайд 6 На начальной ступени обучения используется преимущественно внутренняя оценка, которая включает разнообразные методы оценивания:
1. наблюдения за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении (например, наблюдения за совершенствованием техники чтения и письма, или за развитием коммуникативных и исследовательских умений),
2. оценку процесса выполнения учащимися различного рода творческих заданий, выполняемых ими как индивидуально, так и в парах, группах (чтение и пересказ, участие в обсуждениях, выполнение проектов и мини-исследований и т.д.);
3. тестирование (как правило, для оценки продвижения в освоении системы предметных знаний);
4. оценку открытых ответов (т.е. даваемых учеником в свободном формате) – как устных, так и письменных;
5. оценку закрытых или частично закрытых ответов, ограничиваемых форматом заданий (задания с выбором ответа, задания с коротким свободным ответом);
6. оценку результатов рефлексии учащихся (разнообразных листов самоанализа, листов достижений, дневников учащихся и т.п.).
У оценки две функции: контролирующая и стимулирующая. Как показывают исследования, самый большой страх у учащихся - это страх проверки знаний. Школьная тревожность, которую психологи часто выявляют у них, также напрямую связана с оцениванием и отметками. Причем тревожен может быть как отличник, так и двоечник. Ребенок может бояться не соответствовать ожиданиям окружающих, иногда возникает страх самовыражения, страх перед конкретным учителем, с именем которого связан негативный опыт.
В 1-ых классах обучение является безотметочным в соответствии с методическим письмом Министерства образования от 03.06.2003г. №13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях». В течение 1-го года в журнале фиксируются только пропуски уроков. В условиях безотметочного обучения важно сформировать положительное отношение детского коллектива к каждому ученику, так как каждый имеет свой темп развития, свои успехи.
Детей нельзя сравнивать: этот умный, спокойный, лучше других, а этот слабый, отстающий. То, что одному дается легко и просто, для другого может представлять большие трудности. В связи с этим нужно нацелить детей не на обнаружение недостатков одноклассников, а на выявление положительных сторон. При безотметочном обучении очень важно научить детей эталонам самооценки, способам обнаружения возможных ошибок и их исправления.
Важное условие повышения эффективности учебного процесса — систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. От того, как осуществляются контроль и оценка знаний учащихся, во многом зависит их отношение к учебе, формирование интереса к предмету, воспитание самостоятельности, инициативности, трудолюбия.
С целью сохранения психического здоровья детей учителя предлагают для текущего, тематического и итогового контроля обозначать индивидуальную динамику развития учащегося и степень усвоения им знаний, умений и навыков в наглядно-игровой, занимательной форме. Например:
Наш сказочный лес
На полотне нарисовано голубое небо, солнышко, зеленая трава. Задания обозначаются деревьями, цветами, птицами, зверями и т. п. У каждого ребенка есть конверт с набором подписанных картинок. Когда ученик успешно справляется с определенным заданием по изучаемой теме, то прикрепляет на полотно свою картинку. Постепенно лес оживает.
Аппликация
У учителя находится набор для аппликации на каждого ученика. Ребенок, справившийся с контрольным заданием, получает одну деталь для аппликации — итак, пока не накопит весь набор. Затем по заданному образцу (дома или на уроке) ученик выполняет аппликацию, добавляя что-то свое. В конце изучения темы (раздела) проводится выставка аппликаций. (Детали лучше выдавать детям в виде геометрических фигур.)
Предложенные развернутые полотна можно демонстрировать только родителям, чтобы снизить риск психического травмирования детей. А в дневнике у каждого ребенка может быть помещен соответствующий индивидуальный лист.
-Не надо скупиться на похвалу.
-Формула «опять ты НЕ…» - верный способ выращивания неудачника.
-Не высмеиваем, а шутим по- доброму.
-Хвалим исполнителя, критикуем исполнение.
Центральной идеей, определяющей отношение к системе оценивания, является формирование действий контроля и оценки у учащихся.
Принципы безотметочного обучения:
- критериальность;
- приоритет самооценки;
- отказ от принципа «вычитания»;
- гибкость и вариативность;
- естественность процесса контроля и оценки.
Наиболее простой в употреблении инструмент дифференцированного оценивания –«линеечки». Подробно методика описывается в книге Г.Цукерман «Оценка без отметки». Например, использования «линеечек» на уроке в первом классе.
Дается первый диктант, состоящий из 6 имен: Алена, Люся, Никита, Леня, Лена, Андрюша. Дети оценивают себя после того, как учитель диктант проверил, т.е. исправил ошибки, но не оценил, по трем критериям: К – красота, Б – пропуск букв, Г – выбор гласной буквы. Нарисовав на доске три линеечки, учитель самым подробным образом объясняет значение каждой шкалы: «На самом верху первой линеечки поставят себе крестик те, кто считает, что каждую букву написал очень красиво. Кто недоволен 1-2 буквами, поставит крестик чуть ниже. Кто недоволен половиной букв, а половиной доволен, поставит крестик ровно посередине линеечки. А кто недоволен ни одной буквой, поставит крестик в самом низу…. Вторая линеечка оценивает ваше умение слышать все звуки в слове и обозначать их буквами. Всего надо было написать 30 букв. Тот, кто не написал ни одной, поставит себе крестик в самом низу. Тот, кто пропустил 15 букв – посередине. Тот, кто не пропустил ни одной буквы, поставит себе крестик в самом верху». Выслушав объяснения учителя, дети рисуют в тетради три линеечки, обязательно отмечая их серединки. При регулярном самооценивании дети быстро справляются. Учитель обходит весь класс и в каждой тетради выставляет свои три крестика. Если самооценка ребенка и учителя совпадает, то учитель просто обводит детский крестик своей красной ручкой. Некоторым детям комментирует индивидуально свою оценку, некоторые случаи расхождения обсуждаются со всем классом. Как правило, самооценка первоклассника завышена, но постепенно сравнивается с оценкой учителя.
Другой вид работы, представляющийся интерес, позволяющий сформировать и проконтролировать алгоритм действий, это оценивание своей работы по критериям в таблице.
Например, дается задание составить модель слова «Лёня».
Слайд 7 У каждого ученика имеются заламинированные и скрепленные карточки: «+ - согласен», «- - не согласен», «? – у меня вопрос» и «Л – задание с ловушкой».
Составлен план работы, который позволяет оценить составленную модель по критериям. После того, как два ученика, закончив работу в группе, презентовали свои модели, происходит обсуждение.
Слайд 8 По каждому критерию происходит обращение к классу: «Оцените, как Ваня обозначил звуки? Поднимите карточки». В личной карточке учащиеся выставляют знаки:
Критерии/ученик | Обозначение звуков | Деление на слоги | ударение | Характеристика согласных звуков | Буквы |
Иван | + | + | + | + | + |
Петр | + | - | + | + | + |
Общая оценка выставляется на шкале.
Это практическое, действенное обучение контролю. Любое действие контроля состоит из знания алгоритма этого действия, и если учащийся знает алгоритм, он может себя проконтролировать.
Не отказываясь от системы выставления баллов, следует исходить из того, что каждое детское усилие должно оцениваться отдельно. Если работа требует пяти усилий, ставится 5 баллов, если шести – 6 баллов, если трех – 3 балла. Например, детям дается задание найти значение выражения:
(56 827 – 58 015 : 205) + 567 =
Перед тем, как выполнять задание, класс договаривается о плане работы. Сначала надо определить порядок действий. Это усилие оценивается в 1 балл. Потом надо выполнить каждое арифметическое действие. Их всего 3, значит общая оценка за это задание 4. Да, это четверка, но вся кухня этой оценки, обычно настолько скрытая от учеников, что они ощущают себя в глубокой зависимости от милости учителя и собственного везения, здесь целиком раскрыта детям. Они сами изготовили оценочный инструмент, учителю досталась лишь эмоциональная часть оценки: от души поздравить тех, кто эти 4 балла заработал.
Форм контроля очень много, т.к. каждый учитель вправе придумать и провести собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания. Государственный стандарт обозначил обязательные требования к форме и содержанию контрольных мероприятий на уроках: "Проверка соответствия учебной подготовки школьников требованиям стандарта проводится с помощью специально разработанной системы измерителей достижения стандарта образования».
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДЛАГАЕМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ
- В соответствии с ФГОС меняется инструментарий – формы и методы оценки. Изменяется традиционная оценочно-отметочная шкала (так называемая «пятибалльная»). Шкала становится по принципу «прибавления» и «уровнего подхода» – решение учеником простой учебной задачи, части задачи оценивается как безусловный успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться.
- Комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных, личностных результатов).
- Оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов осуществляется на основе системно-деятельностного подхода (способность к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач). За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.
- Оценка динамики образовательных достижений учащихся.
- Сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования
- Использование персонифицированных процедур для итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур для оценки состояния и тенденций развития системы образования.
- Уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных.
- Главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика становится портфель достижений (портфолио).
Официальный классный журнал не отменяется, но итоговая оценка за начальную школу (решение о переводе на следующий уровень образования) принимается не на основе годовых предметных отметок в журнале, а на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных), накопленных в портфеле достижений ученика за четыре года обучения в начальной школе.
Слайд 9 «Портфель достижений», характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений, - обязательный компонент определения итоговой оценки в Основной образовательной программе, дополняющей Федеральный государственный образовательный стандарт.
Основные разделы «Портфеля достижений»:
Обязательной составляющей портфолио являются:
- материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.
- показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов,
- выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);
- Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений) за процессом овладения УУД, которые ведут учителя начальных классов, школьный психолог и другие непосредственные участники образовательного процесса, т.е. показатели метапредметных результатов;
- показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).
- материалы, характеризующие достижения обучающихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
Материалы портфолио должны допускать проведение независимой внешней оценки, например, при проведении аттестации или аккредитации.
Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен ученик. Учитель же раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную часть (после контрольных работ), а в остальном обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «почти отлично», «отлично», «превосходно»
Оценка предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся (оценка на единой критериальной основе; самоанализ, самооценка, самоконтроль).
Отрицательной стороной деятельности учителя по контролю и оценке является его эгоцентричность. Учитель стоит как бы над детьми, только сам имеет право оценить, похвалить, исправить ошибки. Ученик не принимает участия в этой деятельности. Такой подход формирует у школьника убеждение в том, что оценка - проявление отношения учителя не к его деятельности, а к нему самому.
Оценка учителя может быть только после самооценки. Совпадение означает «Ты молодец! Умеешь себя оценивать». В случае завышенной или заниженной самооценки ученика учитель ещё раз объясняет критерии и просит в следующий раз быть к себе строже или снисходительней.
Обязательный структурный элемент урока-самоконтроль. «Проверь себя». Наша беда, а не вина, старая школа так говорит, в том, что каждый шаг ребёнка должны оценивать: «молодец», или наоборот, «отвлекаешься, не слушаешь» - не нужно этого делать в процессе урока. Идёт диалог, идёт учебная беседа, идёт обсуждение какой-то проблемы – идёт работа. Закончится эта работа - и тогда можно «раздать всем сёстрам по серьгам».
Когда идёт работа, все эмоциональные всплески, а тем более все отметки или бальные оценки нужно снять. Иначе мы не решаем задач формирования самоконтроля, формирования самооценки ребёнка и его регулятивных действий, которые ему необходимы.
Домашние задания должны быть выполнены хуже, чем в классе!
Снимите свою миссию зачёркивать и исправлять ошибку, забудьте просто про это. Подчёркивайте место, где ребёнок совершил ошибку. Он её должен сам исправить. Должно «войти в руку», глазом ничего не сделаешь. Отсюда и критическое отношение ко все этим несчастным работам над ошибками, которые мы даём дома. Проводить работу над ошибками надо в классе!
Контроль, рефлексия, регуляция – это когда ребёнок сам отвечает себе на вопрос: «Правильно ли я сделал?» Психологи доказали, что если мы не зачёркиваем, а только подчёркиваем ошибку и ставим палочку на полях, то уже через 2 месяца количество ошибок уменьшится на 30%. А если полгода поработаем, то ошибки уйдут, так как важно, чтобы ребёнок увидел место, где произведена ошибка, а не вспомнил правило.
Итак, новые средства, формы и методы оценки должны обеспечить комплексную оценку результатов. Это не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты. Педагог сводит все данные диагностик в простые таблицы образовательных результатов. Все помещаемые в таблицах оценки и отметки являются необходимым условием для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученика в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.
В 1-м классе контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20–25 апреля. Обучающиеся первого класса на второй год не оставляются.
К структуре итоговой оценки выдвигаются определенные требования. Она должна позволять фиксировать индивидуальный прогресс в образовательных достижениях ребенка и получить объективные и надежные данные об образовательных достижениях каждого ребенка и всех учащихся.
===============================================================
Итак, согласно требованиям Стандарта в итоговой оценке освоения обучающимися ООП НОО выделены две составляющие:
- 1) результаты промежуточной аттестации (накопленные оценки), отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения программы;
- 2) результаты итоговых работ (оценки за стандартизированные итоговые работы), характеризующие уровень освоения основных формируемых способов действий, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.
- Фиксация накопленных в ходе обучения оценок и проведение итоговых работ – область компетенции педагогов и школы.
- Проведение итоговых работ обусловлено необходимостью получения объективных и сопоставимых данных о достигаемых системой начального образования уровнях образовательных результатов. Для проведения итоговых работ в целях обеспечения объективности и сопоставимости данных целесообразно использовать единый инструментарий, разрабатываемый или на федеральном уровне, или на областном уровне, или образовательными учреждениями на основе спецификаций и демонстрационных вариантов, созданных в рамках системы внешней оценки.
- В начальной школе особое место в системе итоговых работ занимают работы, проверяющие достижение предметных планируемых результатов по русскому языку и математике, а также работы, проверяющие достижение метапредметных результатов, в том числе по программе «Чтение: работа с информацией».
- Именно эти результаты имеют решающее значение для успешного обучения на следующей ступени, для оценки деятельности системы начального образования в целом, ОУ и педагогов, работающих в начальной школе.
- Проверку результатов целесообразно вести при проведении 3 итоговых работ: по русскому языку(тест и контрольный диктант), по математике, и комплексной работе на межпредметной основе.
Литература, использованная для подготовки выступления
1.Методическое письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».
Департамент общего среднего образования (для использования в практической работе общеобразовательные учреждений)
Руководитель Департамента общего среднего образования М.Р. ЛЕОНТЬЕВА
2. Виноградова Н.Ф., доктор пед.наук, член-корреспондент РАО, заслуж. деятель науки РФ, академик международной академии образования (вебинар «Как построить современный урок в начальной школе с учётом требований ФГОС»)
3. Материалы с курсов «Система оценки в начальной школе по ФГОС»
4. Материалы Интернет с порталов для учителей начальных классов.
Закон РФ «Об образовании», п.3 ст.15− Федерального государственного образовательного стандарта начального общего− образования (ФГОС НОО) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373),
Методическое письмо Министерства общего и профессионального образования РФ− от 19.11.1998 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал. Дидактические игры.
Дидактические игры по математике и русскому языку в рамках системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников...
Методический материал к уроку музыки в 3 классе "Образ матери в музыке, поэзии и живописи"
Методический материал к уроку музыки в 3 классе "Образ матери в музыке, поэзии и живописи". Урок по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой в теме: "О России петь-что стремиться в храм"...
Методический материал «Дополнительные задания для учащихся, испытывающих трудности в освоении учебного материала по русскому языку»
Методический материал в помощь учащимся, испытывающим трудности в освоении учебного материала по русскому языку ...
Методический материал «Дополнительные задания для учащихся, испытывающих трудности в освоении учебного материала по математике»
Методический материал в помощь учащимся, испытывающим трудности в освоении учебного материала по математике ...
Методический материал для участия в фестивале «Прикладной педагогической продукции» Название: «Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода». ( материал рассчитан на учащихся 1-4 классов) Автор работы: Шинкаренко Светлана Викторовна,
Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода....
Методический материал "Праздник - день Матери"
Разработка методического материала к Всероссийскому празднику - день Матери. В сценарий включены стихи, песни, частушки, сценка....