«Листает ветер летопись времён» на основе русских народных сказок «Пётр l и мужик», «Пётр и Петруша»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Тема урока: «Листает ветер летопись времён…» на основе русских народных сказок «Пётр l и мужик», «Пётр и Петруша»
Характеристика класса: 4 класс. В классе 23 учащихся. Большинство ребят из социально– благополучных семей, с широким кругозором. Проявляют интерес к изучению предмета. С активной гражданской позицией. По типу темперамента учащихся преимущественно холерики и сангвиники. 76% учащихся занимаются на «4» и «5». Наблюдается высокий уровень обученности.
Авторская программа О. В. Кубасовой (УМК «Гармония»). Литературное чтение.
Учебник Кубасовой О. В. Любимые страницы .4 класс. Книга первая. Смоленск: Ассоциация 21 век, 2004 г.
Начало раздела: «Что за прелесть эти сказки...»
3 часа в неделю, 105 часов в год.
Этапы урока:
I этап – Мотивация учебной деятельности.
II этап – Актуализация опорных знаний.
III этап – Постановка цели урока.
IV этап – Решение учебных задач. Знакомство с новыми понятиями.
V этап – Первичное закрепление материала.
VI этап – Самостоятельная работа с самопроверкой.
VII этап – Итог урока.
VIII этап – Рефлексия.
Используются методы: частично – поисковый, проблемного изложения, активного чтения.
Технологии: развития критического мышления на уроке, коммуникативно – диалоговой деятельности, ИКТ технологии, развивающего обучения.
Методическое обеспечение: Учебник О.В. Кубасовой, 4 класс, компьютер, проектор, карточки с тестовыми заданиями для групповой работы, дополнительная литература для выставки по теме урока, костюмы для инсценировки сказки «Пётр I и мужик».
Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная.
Компьютерные технологии: использование интернета, презентация, музыкальная физминутка.
Анализ работы детей на уроке: Урок начинается с мотивации учебной деятельности, т. е психологического настроя, введения в урок. На этапе актуализации опорных знаний дети возвращаются к прочитанным произведениям, на основе чего определяют «что знают». На этом этапе также определяется проблема урока. На этапе постановки цели урока учащиеся определяют что «хочу знать», формулируют цель урока и определяют основные задачи урока.
В ходе решения учебных задач дети получают новую информацию. Используя методы активного чтения, через презентацию, учащиеся находят ответ на проблемный вопрос. Этап первичного закрепления позволяет систематизировать приобретённые знания.
В ходе самостоятельной работы с самопроверкой используется групповая работа учащихся. В процессе поиска ответов в группах на тестовые задания учащиеся вновь приобретают новые исторические знания, учатся находить «истину» в ходе дискуссии, вскоре, корректно выражать свою точку зрения.
На стадии рефлексии идёт обмен впечатлениями о полученных знаниях, своих ощущениях, восприятии материала урока.
Результаты урока:
1. Перечитывание сказок в новом свете, применяя приёмы театрализации, выборочного чтения.
2. Рассмотрены понятия «Название года» «2012 год – год Российской истории».
3. Составлен список знаменательных дат текущего года.
4. В ходе групповой работы дети приобрели новые сведения о войне 1812 года.
5. Опережающее задание: продолжить поиск знаменательных дат этого года для нашей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkr._ur.docx | 31.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Ибатуллина Р.А. Учитель начальных классов первой квалификационной категории
МБОУ «Тюльганская средняя общеобразовательная школа №1»
Класс: 4
Предмет: Литературное чтение
Тема: «Листает ветер летопись времён» на основе русских народных сказок « Пётр l и мужик», «Пётр и Петруша»
Тип урока: комбинированный
Цель: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний и универсальных учебных действий.
Задачи:
Предметная (обучающая):
Организовать деятельность учащихся по выявлению и освоению значимых для страны исторических событий
Метапредметные (развивающие):
Познавательная:
- создать содержательные и организационные условия для развития умения анализировать, сравнивать, выделять главное в образе исторического лица или события.
-содействовать развитию умения наблюдать, делать выводы;
-формировать умение структурировать информацию.
Регулятивная:
-обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность; содействовать развитию умение осуществлять самоконтроль.
Коммуникативная:
-содействовать развитию у детей умение общаться, обеспечить развитие диалогической и монологической речи.
Личностная (воспитывающая)
способствовать осознанию рефлексивного алгоритма «Я – мы - дело» ; помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость представленного материала; помочь осознать ценность совместной деятельности.
Предполагаемый результат:
Первоначальное представление историческом прошлом страны; о знаменательных событиях прошлого нашей Родины, овладение учебной деятельностью; появление первоначальных навыков учебного сотрудничества.
Оборудование
-мультимедийный проектор,
-компьютер,
-экран,
-учебники чтения для 4 класса под ред. О.В. Кубасовой
-карточки с заданиями (раздаточный материал)
-презентация.
Конспект урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
I | Мотивация учебной деятельности Если только рассмеяться То начнутся чудеса От улыбок прояснятся И глаза, и небеса. Ну-ка взрослые и дети Улыбнитесь поскорей, Чтобы стало на планете И светлее, и теплей! - Я желаю вам сегодня добра… Если вам будет трудно, я помогу. Долгожданный дан звонок Начинается урок Петр Первый зовет к себе В град прекрасный на Неве. | Приветствуют учителя | |
II | Актуализация опорных знаний - Недавно вы познакомились с двумя замечательными произведениями Откройте учебник на с. 13 - Прочтите название: («Пётр и Петруша» р.н.с) - Давайте перечитаем начало сказки - Произведение, которое ему предшествовало (р.н.с «Пётр l имужик»). | чтение первых трёх абзацев сказки по предложениям | Поиск и выделение информации (П) |
- Кто же такой Пётр l? - В какой город он нас позвал? - Почему именно в Петербург? | ответы детей | ||
( слайд 20 12) - Как назовём эту запись? | ответ детей | ||
(дата, текущий год, нынешний год) | |||
- А знаете ли вы, что в нашей стране каждый год по решению правительства имеет своё название? - Как же назван текущий 2012 год? ( слайд 2012 - год Российской истории) | ответы детей | ||
- Как вы думаете, почему? | |||
lll | Постановка цели урока: - Значит, какова будет цель нашей учебной деятельности на уроке? -Мне захотелось дать нашему уроку такое поэтическое название: (слайд «Листает ветер летопись времён…») - Что в этой фразе непонятно? (слайд летопись-регулярная запись каких-либо событий, история чего-либо) | постановка цели чтение про себя вслух | самостоятельное формирование познавательной цели (П) |
lV | Решение учебных задач. Знакомство с новыми понятиями. - Город С.-П. считается детищем Петра Великого. (слайд) «Город строили тысячи и тысячи мужчин, которых сгоняли по всей России, а также пленные шведы. Места были там болотистые, сырые, и порой люди работали, стоя по пояс в воде. Много умирало людей, и их тут же хоронили. Царь работал наравне со всеми…» (слайд 300 лет назад) Пётр 1 перенёс столицу из Москвы в Петербург… -В 1722 году осуществилась ещё одна давняя мечта Петра – иметь свой собственный флот (Россия его не имела) (слайд 1722год.) - Посчитайте сколько лет прошло с тех пор? (2012-1722) - Как такие даты называются? (числа) (круглые, юбилейные) (слайд) «Рано утром … … 1672 года торжественный звон колоколов в Московском Кремле возвестил о рождении сына у царя. Алексея Михайловича у его супруги Натальи Кириловны. Царевича окрестили в Чудовом монастыре назвали Петром» - Произведите вычисления (2012 – 1672) (340 лет со Дня Рождения царя…) Чтение сказки «Пётр 1 и мужик» по ролям - Понял ли солдат из сказки «Пётр и Петруша» кем был его тёзка Пётр Алексеевич? | чтение текста дети подсчитывают ответы детей | инициативное сотрудничество в сборе информации определение способов взаимодейству (К) |
V | Физминутка | ||
VI | Первичное закрепление материала: - Перечислите качества Петра - скромность - трудолюбие - стремление к знаниям - Его называли Пётр Великий самый знаменитый царь. - Сколько знаменитых дат с ним связано в этом году; (слайд дат, портрет Петра) То академик, то герой То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На тропе вечной был работник. А. С, Пушкин. | Синтез (П) | |
VII | Самостоятельная работа самопроверкой - Перелиснём следующую страницу истории… (слайд «Гроза 1812 года») - И первое о чём я хочу вас спросить, это что означают слова… - Предлагаю каждой группе взять листок с вопросами и, посоветовавшись друг с другом в группе, выбрать правильный ответ… (выступающего выберите сами) (комментарии зачитываю) | знакомятся с инструкцией работы в группе. | умение взаимодействует со сверстниками в учебной деятельности (Р) Поиск и выделение информации (П) |
VIII | Итог урока: - Над какой проблемой мы работали? - На какой вопрос мы искали ответ? - Почему же 2012 год назван годом Российской истории? (слайд с датами) | дети делают выводы | планировать и контролировать (Р) |
IX | Рефлексия - Урок для меня короткий или длинный? Я даже не предполагал(а)… Раньше я думал… Мне захотелось… | оценивание усвоеного содержания (Л) |
Приложение
1. Французская армия вторглась в Россию в :
а) 1821 году
б) 1818 году
в) 1812 году.
В 1812 году войска Наполеона перешли границы России. Император
французов мечтал о подчинении России. Он рассчитывал на быструю и
легкую победу. По планам Наполеона, после нескольких сражений Россия
должна была попросить мира.
2. Во Франции в 18 веке к власти пришел полководец:
а) Багратион
б) Наполеон
в) де Толли
Во Франции в 18 веке к власти пришел полководец Наполеон. Наполеон
Бонапарт еще в детстве мечтал о военных победах. В 24 года он стал
генералом. Прославившись несколькими удачными походами и имея на своей
стороне преданное ему войско, Наполеон стал императором Франции.
3. Почему Наполеон решил покинуть Москву?
а) для дальнейшего продвижения в глубь России
б) из-за пожара Москвы
в) для решающего сражения.
Наполеон решил покинуть Москвы из-за пожара. Не долго французы
пробыли в Москве. Есть было нечего, холодно, жить негде: страшный
пожар уничтожил больше половины домов. Силы французов таяли и враги
оставили Москву.
1. Главнокомандующим русскими войсками был назначен:
а) М. И. Кутузов
б) А. В. Суворов
в) Ф. Ф. Ушаков.
Главнокомандующим русскими войсками был назначен М. И. Кутузов –
прославленный полководец, ученик и соратник Суворова. Кутузов был
одним из создателей русского военного искусства. Он беспредельно любил
Россию и верил в силу своего народа. В трудный для России час он был
назначен командующим русскими войсками.
2. Какое решение принял Кутузов после Бородинского сражения:
а) оставить Москву
б) дать еще одно сражение
в) признать Наполеона победителем.
После Бородинского сражения Кутузов принял решение оставить Москву.
1 сентября в подмосковной деревне Фили состоялся военный совет, на
котором присутствовали все высшие генералы. Кутузов поставил вопрос,
дать ли под Москвой еще одно сражение или отступить без боя.
Выслушав обе стороны, из которых одна была за отступление, а другая
против Кутузов велел отступать. Отстаивать Москву и рисковать
армией было опасно, потому что в случае неудачи с уничтожением армии
не только Москва, но и вся Россия очутилась бы во власти неприятеля.
«С потерей Москвы, еще не потеряна Россия»,- сказал Кутузов.
3. В честь победы над Наполеоном был построен:
а) Петропавловский собор
б) Храм Христа Спасителя
в) Спасо-Преображенский собор.
10 сентября1829 года на деньги собранные по всей России состоялась
закладка грандиозного храма. 1883 году он был освящен. Почетными гостями
в храме были Ветераны Отечественной войны. У каждого на груди висел
Георгиевский крест. Но в 1931 году Храм Христа Спасителя был взорван.
В 1996 году вновь восстановлен на деньги народа.
1. Французская армия вторглась в Россию в :
а) 1821 году
б) 1818 году
в) 1812 году.
2. Во Франции в 18 веке к власти пришел полководец:
а) Багратион
б) Наполеон
в) де Толли
3. Почему Наполеон решил покинуть Москву?
а) для дальнейшего продвижения в глубь России
б) из-за пожара Москвы
в) для решающего сражения.
1. Французская армия вторглась в Россию в :
а) 1821 году
б) 1818 году
в) 1812 году.
2. Во Франции в 18 веке к власти пришел полководец:
а) Багратион
б) Наполеон
в) де Толли
3. Почему Наполеон решил покинуть Москву?
а) для дальнейшего продвижения в глубь России
б) из-за пожара Москвы
в) для решающего сражения.
1. Французская армия вторглась в Россию в :
а) 1821 году
б) 1818 году
в) 1812 году.
2. Во Франции в 18 веке к власти пришел полководец:
а) Багратион
б) Наполеон
в) де Толли
3. Почему Наполеон решил покинуть Москву?
а) для дальнейшего продвижения в глубь России
б) из-за пожара Москвы
в) для решающего сражения.
1. Главнокомандующим русскими войсками был назначен:
а) М. И. Кутузов
б) А. В. Суворов
в) Ф. Ф. Ушаков.
2. Какое решение принял Кутузов после Бородинского сражения:
а) оставить Москву
б) дать еще одно сражение
в) признать Наполеона победителем.
3. В честь победы над Наполеоном был построен:
а) Петропавловский собор
б) Храм Христа Спасителя
в) Спасо-Преображенский собор.
1. Главнокомандующим русскими войсками был назначен:
а) М. И. Кутузов
б) А. В. Суворов
в) Ф. Ф. Ушаков.
2. Какое решение принял Кутузов после Бородинского сражения:
а) оставить Москву
б) дать еще одно сражение
в) признать Наполеона победителем.
3. В честь победы над Наполеоном был построен:
а) Петропавловский собор
б) Храм Христа Спасителя
в) Спасо-Преображенский собор.
1. Главнокомандующим русскими войсками был назначен:
а) М. И. Кутузов
б) А. В. Суворов
в) Ф. Ф. Ушаков.
2. Какое решение принял Кутузов после Бородинского сражения:
а) оставить Москву
б) дать еще одно сражение
в) признать Наполеона победителем.
3. В честь победы над Наполеоном был построен:
а) Петропавловский собор
б) Храм Христа Спасителя
в) Спасо-Преображенский собор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Иллюстрирование русских народных сказок на уроках тематического рисования.
Краткий анализ иллюстрирования русских народных сказок на уроках ИЗО по программе В.С.Кузина...
«Знатоки русских народных сказок»
В этом материале собраны те сказки, которые очень хорошо знакомы детям. Ребята очень охотно отвечали на все вопросы. Этот материал поможет проводить мероприятия как на уроках народного творчества, так...
"Путешествие в мир русских народных сказок". Классный час для 1 класса.
Классный час по русским народным сказкам. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости.Сказки любят и ...
Викторина для 1-2 класса "Мир русских народных сказок".
Данная викторина поможет в игровой форме закрепить и расширить знания детей по теме "Устное народное творчество". Она можеть быть использована и во внеклассной работе. Я проводила эту викторину вместе...
"ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК СКАЗОК" внеклассное мероприятие
Путешествие в страну русских народных сказок сказок Ведущий. Дорогие ребята, добрый день! Мы приглашаем вас совершить путешествие в необычную страну. А в...
презентация "Путешествие в страну русских народных сказок"
презентация к внеклассному мероприятию...
Викторина на знание русских народных сказок: «Путешествие в страну русских народных сказок».
Викторина проводится с целью закрепления знаний детей о русских народных сказках. Решаются задачи по коррекции связной речи, развитию воображения, логического мышления, внимания, общей моторики....