КЕЙС технологии
статья
Предварительный просмотр:
КЕЙС-МЕТОД
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Лукина Светлана Владимировна
педагогический стаж 30 лет
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2020
КЕЙС-МЕТОД
в развитии ключевых компетентностей
школьников на уроках экономики
Кейс-метод, как форма обучения экономических и бизнес-дисциплин получил широкое распространение в университетах и школах бизнеса Западной Европы. Своими корнями уходит в Гарвардскую бизнес школу в Бостоне. В 1908 году преподаватели этого вуза отказались от традиционных лекций. Вместо них они поместили в центр обучения обсуждение конкретных случаев из экономической практики.
В Германии кейс-метод нашел распространение при подготовке менеджеров, также на экономических факультетах вузов. В связи со стремлением школ приблизить занятия к практике изучения конкретных случаев применяется в общеобразовательных и профессиональных школах на занятиях по предмету «экономика и труд», по обществознанию, истории и географии.
Базовая структура кейс-метода основывается на том, что школьники сталкиваются со случаем из практики или же из собственного окружения.
Они
- обсуждают этот случай,
- ищут альтернативы для его решения,
- предлагают собственный вариант решения,
- обосновывают это решение,
- потом сравнивают его с решением, которое было принято на практике.
Цель кейс-метода – развитие способности учащихся к принятию решений.
ХОД РАБОТЫ ПО КЕЙС-МЕТОДУ
ФАЗА | ЦЕЛЬ |
| Понять проблемную ситуацию и ситуацию принятия решения. Научиться добывать и оценивать информацию, необходимую для поиска решения. Развивать альтернативное мышление. Сопоставить и оценить варианты решения. Аргументировано защищать решения. Оценить взаимосвязь интересов, в которых находятся отдельные решения. |
Варианты кейс-метода:
- анализ скрытых проблем;
- проблемы ясно названы;
- информация предоставляется с пробелами;
- проблемы называются.
Анализ скрытых проблем.
Главная задача – анализ скрытых проблем. С помощью предоставленной информации разрабатываются варианты решения проблемы и принимаются решения. Сравнение собственного решения с решением, которое было принято в действительности.
Проблемы ясно названы.
Главная задача – с помощью названных проблем и представляемой информации разрабатываются варианты решения и принимаются решения. Возможно сравнение собственного решения с решением, которое было принято в действительности.
Информация предоставляется с пробелами.
Главная задача – самостоятельное получение информации.
Проблемы называются.
Главная задача – оценка (критика) принятых решений.
Кейс-стади (английское «case-stady») - это реальный пример, учебная ситуация, которая описывает события из реальной жизни, демонстрирующие теорию.
Цель кейс-стади как средства обучения – в привлекательной для учащихся форме, иллюстрируя примерами из реальной жизни, продемонстрировать теоретические понятия и концепции.
Дидактические требования к кейс-стади.
- Кейс должен быть приближен к жизни и действительности.
- Кейс должен представлять возможность интерпретации данной ситуации с точки зрения участников.
- Кейс должен содержать проблемы и конфликты.
- Кейс должен быть решаемым в условиях существующих временных рамок и индивидуальных знаний, навыков и способностей школьников.
- Кейс должен допускать различные варианты решения.
С точки зрения дидактики хорошо оформленные кейсы отличаются тем, что в них, кроме языка, применяются таблицы, диаграммы, символы, фотографии, рисунки, сценарии ролевых и деловых игр.
С помощью звукозаписей и видеозаписей изучение кейса может быть оформлено таким образом, что описание приобретает живой характер.
Реальные примеры сталкивают учащихся с «сырыми» экономическими данными, ставят проблемы. Кейс может содержать актуальные конфликтные ситуации, требующие принятия решения.
Благодаря возможности вмешательства в реальные процессы такое «прямое участие» в процессе принятия решения приобретает характер специфической формы проведения уроков по проектному методу.
Анализ конкретной социально-экономической ситуации развивает у школьников способность к анализу нерафинированных жизненных социально-экономических проблем. Обучаемый должен определить, в чем состоит проблема, свое отношение к конкретной социально-экономической ситуации.
В ходе обработки кейса учащиеся не играют роль пассивных получателей знаний, а находятся в центре процесса решения проблем, организованного как интерактивный процесс принятия решения.
Процесс принятия решения организован интерактивно. В маленьких группах (по 4-6 человек) изучаются материалы кейса и разрабатываются предложения для решения проблемы, которые потом обсуждаются всеми. С помощью кейс-метода можно анализировать действительность во всей ее комплексности на основе конкретного случая.
Выбор содержания и тем ориентируется не столько на теорию, сколько на важные повседневные проблемы, действия и ситуации принятия решения, с которыми непосредственно сталкивается человек.
По мнению зарубежных специалистов, составление кейс-стади – это процесс творческий, поэтому нет единой формы кейсов.
Но существует определенный алгоритм создания кейса.
- Определить подходящую тему или событие исследования.
- Выделить основные понятия и концепции данной темы.
- Проведение обширного исследования.
Необходимо использовать все источники для сбора информации (газетные вырезки с отрывками из статей, журналы, книги, общение с друзьями, коллегами). Можно организовать учащихся для поиска и подбора информации.
- Обработка информации. Проанализировать кейс, определить актуальность примера для данной теоретической темы.
- Подготовить вопросы для учащихся и возможные варианты ответов.
Вопросы должны
- следовать друг за другом в порядке возрастания сложности,
- охватывать все теоретические концепции данной темы,
- быть направлены на применение учащимися аналитических навыков,
- прогнозировать ситуации,
- могут содержать задания проведения анализа таблиц и диаграмм,
- предполагать развернутые ответы.
Учащийся должен знать, что будет принят всякий ответ, даже если он неверный, главное, чтобы он был аргументированным и исчерпывающим.
- Размножить кейс.
По объему кейсы могут быть от нескольких абзацев до двадцати и более страниц.
Использовать кейсы можно
- на лекции, когда школьники изучают теорию,
- в дискуссии для анализа и выстраивания стратегии или прогнозирования ситуации.
Если есть необходимость, к кейсу прилагаются основные положения теории (понятия, концепции, тезисное изложение лекционного материала).
Анализ кейса не должен подводить учащихся к однозначным выводам и единственному решению. Появление различных взглядов, точек зрения, провоцируют дискуссию. По окончании дискуссии преподаватель формулирует выводы.
За основу классификации конкретных ситуаций нами взята классификация М. Новик:
- ситуации-проблемы,
- ситуации-оценки,
- ситуации-иллюстрации,
- ситуации-упражнения.
Ситуация-проблема – определенное сочетание фактов из реальной жизни. Задается реальная социально-экономическая ситуация, которая имела положительные и отрицательные последствия.
Учащиеся должны
- вычленить проблему,
- сформулировать проблему,
- определить, каковы были условия,
- какие выбирались средства решения проблемы,
- были ли они адекватны и почему.
Проблемная ситуация создает условия свободного осознанного выбора, через который происходит углубленное познание субъективных и объективных экономических реалий.
«Проблемная ситуация – это ситуация, ставящая человека в условия, требующие от него необходимости сделать выбор, принимать решения» (Рубинштейн С.Л., 1976, с.201).
Принятие проблемы создают состояние озадаченности, психологического дискомфорта, что и побуждает школьника искать выход из создавшегося положения неопределенности, дефицита информации.
«В образовательном пространстве личности должна воссоздаться система таких жизненных ситуаций, которые востребуют проявления, а, следовательно, и развития не только познавательных, но и личностных функций учащихся, своего рода личностного способа жизнедеятельности» (Сериков В.В., 1999, с. 89).
ПРИМЕРЫ
Ситуация-проблема.
«В свое время правительство России для оплаты закупаемых тракторов продало в США некоторые из шедевров живописи, хранившихся в Эрмитаже. Моно ли считать такое использование сокровищ выгодным?»
«Можно ли остановить инфляцию, если заменить бумажные деньги золотыми монетами?»
Ситуация-оценка описывает социально-экономическую ситуацию, выход из которой в определенном смысле уже найден.
Школьниками проводится критический анализ ранее принятых решений, дается мотивированное заключение по поводу произошедшего события. Коллективное обсуждение вариантов решения одной и той же социально-экономической ситуации углубляет опыт школьников.
Тема «Проблема выбора. Альтернативная стоимость».
Задачи урока:
- определить альтернативную стоимость решения как наиболее ценную альтернативу, от которой приходится отказываться, принимая данное решение;
- проанализировать факторы, влияющие на компромиссный выбор при принятии решений о расходах.
Ситуация 1
В городе существует большой незастроенный участок земли. Городские власти обсуждают вопрос о том, что построить на этом участке: больницу, универсам, бассейн или крытую автомобильную стоянку. При этом размеры участка таковы, что на нем можно построить только одно здание.
Учащиеся делятся на 4 группы:
- мнение работников здравоохранения,
- жители, живущие вблизи этого участка,
- родители часто болеющих детей и живущих рядом с пустырем,
- сотрудники фирм, магазинов, которым необходимо ставить транспорт на автостоянку.
Ситуация-иллюстрация проясняет какую-либо экономическую проблему или социально-экономическую ситуацию, относящуюся к определенной теме.
Предъявление таких заданий усиливает у школьников стремление к приобретению теоретических знаний для получения ответов на поставленные вопросы, у учащихся развиваются аналитические способности, вырабатывается самостоятельность и инициативность в решениях.
Ситуация-упражнение предусматривает применение уже принятых ранее положений.
Носят тренировочный характер, помогают приобрести опыт решения определенных экономических задач.
ПРИМЕР
Ситуация-упражнение
Тема «Инфляция и семейная экономика».
- Понаблюдайте в течение нескольких недель за изменением цен на товары, входящие в «потребительскую корзину».
- Проанализируйте факторы, влияющие на это изменение, и последствия для семейного бюджета, из этого вытекающие.
- Объектом наблюдения могут быть курсы валют, коммунальные услуги, проезд на транспорте, оплата телефона.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение кейс-технологии в групповой работе,направленное на формирование УУД учащихся в рамках реализации ФГОС второго поколения.
Статья об использовании кей-технологии в учебном процессе....
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
«Новые образовательные стандарты: Творческие поиски, методические находки – кейс-технологии, учебный диалог»
В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии....
Конспект урока с применением кейс-технологий
"Как помочь будущему хозяину выбрать свою собаку"...
«Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Методическая находка - кейс-технология».
Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Использование кейс-технологии на уроках....
«Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Кейс-технология».
МАОУ СОШ № 64, г. Улан-Удэ Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных ...
Кейс технологии. Исследовательский кейс.
Пример исследовательского "кейса" для начальной школы...