КЕЙС технологии
статья

Пичкур Елена  Михайловна

КЕЙС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon keys_metod_rekomendatsii.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

КЕЙС-МЕТОД

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

Лукина Светлана  Владимировна

педагогический стаж 30 лет

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

2020


КЕЙС-МЕТОД

в  развитии ключевых компетентностей

школьников на уроках экономики

Кейс-метод, как форма обучения экономических и бизнес-дисциплин получил широкое распространение в университетах и школах бизнеса Западной Европы. Своими корнями уходит в Гарвардскую бизнес школу в Бостоне. В 1908 году преподаватели этого вуза отказались от традиционных лекций. Вместо них они поместили в центр обучения обсуждение конкретных случаев из экономической практики.

В Германии кейс-метод нашел распространение при подготовке менеджеров, также на экономических факультетах вузов. В связи со стремлением школ приблизить занятия к практике изучения конкретных случаев применяется в общеобразовательных и профессиональных школах на занятиях по предмету «экономика и труд», по обществознанию, истории и географии.

Базовая структура кейс-метода основывается на том, что школьники сталкиваются со случаем из практики или же из собственного окружения.

 Они

  • обсуждают этот случай,
  • ищут альтернативы для его решения,
  • предлагают собственный вариант решения,
  • обосновывают это решение,
  • потом сравнивают его с решением, которое было принято на практике.

Цель кейс-метода – развитие способности учащихся к принятию решений.


ХОД РАБОТЫ ПО КЕЙС-МЕТОДУ

ФАЗА

ЦЕЛЬ

  1. Знакомство с конкретным случаем.
  2. Информация, полученная из предоставленных материалов и добытая самостоятельно.
  3. Обсуждение возможностей альтернативных решений.
  4. Резолюция. Принятие решений в группах.
  5. Диспут. Группы защищают свое решение.
  6. Сопоставление итогов. Сравнение решений, принятых в группах, с решениями, принятыми в действительности.

Понять проблемную ситуацию и ситуацию принятия решения.

Научиться добывать и оценивать информацию, необходимую для поиска решения.

Развивать альтернативное мышление.

Сопоставить и оценить варианты решения.

Аргументировано защищать решения.

Оценить взаимосвязь интересов, в которых находятся отдельные решения.

Варианты кейс-метода:

  • анализ скрытых проблем;
  • проблемы ясно названы;
  • информация предоставляется с пробелами;
  • проблемы называются.

Анализ скрытых проблем.

Главная задача – анализ скрытых проблем. С помощью предоставленной информации разрабатываются варианты решения проблемы и принимаются решения. Сравнение собственного решения с решением, которое было принято в действительности.

Проблемы ясно названы.

Главная задача – с помощью названных проблем и представляемой информации разрабатываются варианты решения и принимаются решения. Возможно сравнение собственного решения с решением, которое было принято в действительности.

Информация предоставляется с пробелами.

Главная задача – самостоятельное получение информации.

Проблемы называются.

Главная задача – оценка (критика) принятых решений.

Кейс-стади (английское «case-stady»)  - это реальный пример, учебная ситуация, которая описывает события из реальной жизни, демонстрирующие теорию.

Цель кейс-стади как средства обучения – в привлекательной для учащихся форме, иллюстрируя примерами из реальной жизни, продемонстрировать теоретические понятия и концепции.

Дидактические требования к кейс-стади.

  1. Кейс должен быть приближен к жизни и действительности.
  2. Кейс должен представлять возможность интерпретации данной ситуации с точки зрения участников.
  3. Кейс должен содержать проблемы и конфликты.
  4. Кейс должен быть решаемым в условиях существующих временных рамок и индивидуальных знаний, навыков и способностей школьников.
  5. Кейс должен допускать различные варианты решения.

С точки зрения дидактики хорошо оформленные кейсы отличаются тем, что в них, кроме языка, применяются таблицы, диаграммы, символы, фотографии, рисунки, сценарии ролевых и деловых игр.

С помощью звукозаписей и видеозаписей изучение кейса может быть оформлено таким образом, что описание приобретает живой характер.

Реальные примеры сталкивают учащихся с «сырыми» экономическими данными, ставят проблемы. Кейс может содержать актуальные конфликтные ситуации, требующие принятия решения.

Благодаря возможности вмешательства в реальные процессы такое «прямое участие» в процессе принятия решения приобретает характер специфической формы проведения уроков по проектному методу.

Анализ конкретной социально-экономической ситуации развивает у школьников способность к анализу нерафинированных жизненных социально-экономических проблем. Обучаемый должен определить, в чем состоит проблема, свое отношение к конкретной социально-экономической ситуации.

В ходе обработки кейса учащиеся не играют роль пассивных получателей знаний, а находятся в центре процесса решения проблем, организованного как интерактивный процесс принятия решения.

Процесс принятия решения организован интерактивно. В маленьких группах (по 4-6 человек)  изучаются материалы кейса и разрабатываются предложения для решения проблемы, которые потом обсуждаются всеми. С помощью кейс-метода можно анализировать действительность во всей ее комплексности на основе конкретного случая.

Выбор содержания и тем ориентируется не столько на теорию, сколько на важные повседневные проблемы, действия и ситуации принятия решения, с которыми непосредственно сталкивается человек.

По мнению зарубежных специалистов, составление кейс-стади – это процесс творческий, поэтому нет единой формы кейсов.

Но существует определенный алгоритм создания кейса.

  1. Определить подходящую тему или событие исследования.
  2. Выделить основные понятия и концепции данной темы.
  3. Проведение обширного исследования.

Необходимо использовать все источники для сбора информации (газетные вырезки с отрывками из статей, журналы, книги, общение с друзьями, коллегами). Можно организовать учащихся для поиска и подбора информации.

  1. Обработка информации. Проанализировать кейс, определить актуальность примера для данной теоретической темы.
  2. Подготовить вопросы для учащихся и возможные варианты ответов.

Вопросы должны

  • следовать друг за другом в порядке возрастания сложности,
  • охватывать все теоретические концепции данной темы,
  • быть направлены на применение учащимися аналитических навыков,
  • прогнозировать ситуации,
  • могут содержать задания проведения анализа таблиц и диаграмм,
  • предполагать развернутые ответы.

Учащийся должен знать, что будет принят всякий ответ, даже если он неверный, главное, чтобы он был аргументированным и исчерпывающим.

  1. Размножить кейс.

По объему кейсы могут быть от нескольких абзацев до двадцати и более страниц.

Использовать кейсы можно

  • на лекции, когда школьники изучают теорию,
  • в дискуссии для анализа и выстраивания стратегии или прогнозирования ситуации.

Если есть необходимость, к кейсу прилагаются основные положения теории (понятия, концепции, тезисное изложение лекционного материала).

Анализ кейса не должен подводить учащихся к однозначным выводам и единственному решению. Появление различных взглядов, точек зрения, провоцируют дискуссию. По окончании дискуссии преподаватель формулирует выводы.

За основу классификации конкретных ситуаций нами взята классификация М. Новик:

  1. ситуации-проблемы,
  2. ситуации-оценки,
  3. ситуации-иллюстрации,
  4. ситуации-упражнения.

Ситуация-проблема – определенное сочетание фактов из реальной жизни. Задается реальная социально-экономическая ситуация, которая имела положительные и отрицательные последствия.

Учащиеся должны

  • вычленить проблему,
  • сформулировать проблему,
  • определить, каковы были условия,
  • какие выбирались средства решения проблемы,
  • были ли они адекватны и почему.

Проблемная ситуация создает условия свободного осознанного выбора, через который происходит углубленное познание субъективных и объективных экономических реалий.

«Проблемная ситуация – это ситуация, ставящая человека в условия, требующие от него необходимости сделать выбор, принимать решения» (Рубинштейн С.Л., 1976, с.201).

Принятие проблемы создают состояние озадаченности, психологического дискомфорта, что и побуждает школьника искать выход из создавшегося положения неопределенности, дефицита информации.

«В образовательном пространстве личности должна воссоздаться система таких жизненных ситуаций, которые востребуют проявления, а, следовательно, и развития не только познавательных, но и личностных функций учащихся, своего рода личностного способа жизнедеятельности» (Сериков В.В., 1999, с. 89).

ПРИМЕРЫ

Ситуация-проблема.

«В свое время правительство России для оплаты закупаемых тракторов продало в США некоторые из шедевров живописи, хранившихся в Эрмитаже. Моно ли считать такое использование сокровищ выгодным?»

«Можно ли остановить инфляцию, если заменить бумажные деньги золотыми монетами?»

Ситуация-оценка описывает социально-экономическую ситуацию, выход из которой в определенном смысле уже найден.

Школьниками проводится критический анализ ранее принятых решений, дается мотивированное заключение по поводу произошедшего события. Коллективное обсуждение вариантов решения одной и той же социально-экономической ситуации углубляет опыт школьников.

Тема «Проблема выбора. Альтернативная стоимость».

Задачи урока:

  • определить альтернативную стоимость решения как наиболее ценную альтернативу, от которой приходится отказываться, принимая данное решение;
  • проанализировать факторы, влияющие на компромиссный выбор при принятии решений о расходах.

Ситуация 1

В городе существует большой незастроенный участок земли. Городские власти обсуждают вопрос о том, что построить на этом участке: больницу, универсам, бассейн или крытую автомобильную стоянку. При этом размеры участка таковы, что на нем можно построить только одно здание.

 Учащиеся делятся на 4 группы:

  1. мнение работников здравоохранения,
  2. жители, живущие вблизи этого участка,
  3. родители часто болеющих детей и живущих рядом с пустырем,
  4. сотрудники фирм, магазинов, которым необходимо ставить транспорт на автостоянку.

Ситуация-иллюстрация проясняет какую-либо экономическую проблему или социально-экономическую ситуацию, относящуюся к определенной теме.

Предъявление таких заданий усиливает у школьников стремление к приобретению теоретических знаний для получения ответов на поставленные вопросы, у учащихся развиваются аналитические способности, вырабатывается самостоятельность и инициативность в решениях.

Ситуация-упражнение предусматривает применение уже принятых ранее положений.

Носят тренировочный характер, помогают приобрести опыт решения определенных экономических задач.

ПРИМЕР

Ситуация-упражнение

Тема «Инфляция и семейная экономика».

  • Понаблюдайте в течение нескольких недель за изменением цен на товары, входящие в «потребительскую корзину».
  • Проанализируйте факторы, влияющие на это изменение, и последствия для семейного бюджета, из этого вытекающие.
  • Объектом наблюдения могут быть курсы валют, коммунальные услуги, проезд на транспорте, оплата телефона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

«Новые образовательные стандарты: Творческие поиски, методические находки – кейс-технологии, учебный диалог»

В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии....

Конспект урока с применением кейс-технологий

"Как помочь будущему хозяину выбрать свою собаку"...

«Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Методическая находка - кейс-технология».

Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Использование кейс-технологии на уроках....

«Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Кейс-технология».

МАОУ СОШ № 64, г. Улан-Удэ            Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных ...

Кейс технологии. Исследовательский кейс.

Пример исследовательского "кейса" для начальной школы...