Мастер - класс Развитие читательской компетентности
методическая разработка (1 класс)

Маякина Марина Юрьевна

Мастер класс, в котором рассказывается , как развивать внимательного читателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_razvitie_chitatelskoy_kompetentnosti.docx16.76 КБ

Предварительный просмотр:

Нельзя не согласиться с великим педагогом В.А. Сухомлинским что «чтение – это один из способов мышления и умственного развития», так как учит размышлять, думать, говорить. Если научимся читать – научимся - мыслить! Научимся мыслить – станем успешными и в обучении, и в жизни!

Итак, мы выделили 4 основные характеристики навыка чтения: осознанность, правильность, выразительность, скорость.

И сегодня я вам вам предлагаю получить сертификат компетентного читателя и пройти со мной путь от начинающего до квалифицированного читателя.

А вначале разминка, артикуляционная гимнастика.

а) разминка

вдох носом, выдох через рот;

вдох, задержка дыхания, выдох;

вдох, выдох по порциям.

б) упражнения для развития четкости произношения:

Самолеты взлетают: у-у-у.

Машины едут: ж-ж-ж.

Лошадки поскакали: цок-цок-цок.

Рядом ползет змея: ш-ш-ш.

Муха бьется в стекло: з-з-з-з.

в) чтение чистоговорок шепотом и медленно:

ра-ра-ра – начинается игра,

ры-ры-ры – у нас в руках шары,

г) чтение тихо и умерено:

арка арца арта арда

арла арча арса аржа

д) чтение громко и быстро:

гарь – парь – жарь

дверь – зверь – червь

е) чтение скороговороки.

Летят три пичужки через три пусты избушки

- произнести шёпотом , чётко,

-произнести беззвучно,

- произнести вполголоса,

- произнести голосом, постепенно увеличивать темп.

ж) чтение согласных

Уч-ся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС

Чтение согласной с какой-нибудь гласной, используя эту же таблицу. (гласная а)

Итак, первый уровень – скорость чтения.

  1. Упражнение «Прыжки» (чтение через слово в быстром темпе учитель – ученик)
  2. Упражнение «Голова и хвост» (учитель начинает читать предложение, дети быстро находят его и дочитывают его до конца)
  3. Упражнение «Первый и последний» (чтение первой и последней буквы в словах)
  4. Упражнение «Прятки» (нахождение в тексте слова с определенным признаком)

Итак, второй уровень – правильность чтения.

  1. Упражнение «Перевертыши» (чтение слов и предложений наоборот)
  2. Упражнение «вверх ногами» (Чтение перевернутого текста)
  3. Упражнение «Загадочное писание» (восстановить деформированные предложения)

1. стоящего мимо осторожно автомобиля проходи

2. дали каши Маше манной нашей

3. летом одним и зимой цветом

4. рыбу на ловят рыбаки рыбалке

5. ко мне друзья пришли мои на праздник

Третий уровень – осознанность чтения.

  1. Упражнение «Лишнее» (найти лишнее слово и объяснить)

1. минута, время, час, секунда

2. дорога, шоссе, тропинка, путь

3. Дмитрий, Антон, Сидоров, Роман

4. груша. Банан, яблоко, ежевика.

2. Упражнение «Восстанови текст» (текст разрезан на предложения. Его нужно восстановить)

3. Упражнение «Каверзные вопросы» (Поиск информации из текста на вопросы учителя)

Четвертый уровень – выразительность чтения

1. Упражнение «Артист». (Произнесите поговорку, передавая интонацией разное отношение к случившемуся:   (сочувствие,  злорадство, удивление и др.)

Проворонила ворона воронёнка.

2. Произнесите  одно  и  тоже междометие с различной интонацией.

О! – удивление, радость, недовольство, испуг.

А! – негодование, презрение, радость.

Ах – радость, восхищение, сожаление.

3. Упражнение «Музыка» (чтение текста под музыку)

4. Упражнение «Настроение» (чтение текста с настроением, а остальные пробуют угадать его настроение)

Итак, все уровни пройдены, вы показали просто гениальные умения. Разрешите вам вручить сертификаты, удостоверяющие ваш уровень развития читательской компетенции.

Рефлексия.

Мастер – класс подходит к концу. Разрешите узнать Ваше мнение, услышать рекомендации, пожелания.

А я хотела бы закончить свой мастер-класс такими словами:

Отдай частицу сердца своего
Тому, кто ждет тепла, участья. 
Ведь нет прекрасней ничего, 
Чем подарить другому счастье. 
Глаза ребенка смотрят на тебя,
Его судьба лишила детства. 
Пусть за него, как за себя,
Твое болит и плачет сердце. 
Пусть обретет он добрый дом, 
Забудет страх и униженье. 
Оплачено большим трудом 
В мир детства будет возвращенье. 
Наградою за этот труд 
Придут любовь и уваженье, 
Глаза ребенка не солгут, 
На вас взирая с восхищеньем. 
Ведь наш здесь дом как покаянье
За мир жестокий и бездушный. 
Дипломы, чин, образованье 
Не оправдают равнодушья. 
Случайный здесь не приживется, 
Экзамен выдержит лишь тот,
В ком сердце в тон ребячьим бьется, 
Кто их заботами живет.
Здесь нет чужих, здесь наши дети.
И мы с тобой за них в ответе. 
Из детских глаз больших и синих 
Глядит доверчиво... Россия.

Спасибо большое за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка».

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. В Концепции модернизации Российского образования гово...

Мастер – класс «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка».

Современный этап развития школы в России характеризуется  изменениями, неизбежно затрагивающими содержание образования.  Обновление и инновация учебных дисциплин требуют включения в ...

Развитие читательской компетентности учащихся начальных классов.

Создание условий для развития читательской компетентности у младших школьников. Разработка и внедрение в образовательную систему комплекса мероприятий , способствующих  приобщению детей к формиро...

Развитие читательской компетентности и опыт организации работы по поддержке детского чтения на уровне начального общего образования

Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятель...

развитие читательской компетентности с применением Сингапурский образовательных программ

Для того, чтобы наши ученики действительно стали успешными нам необходимо обучить их навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде. Им также необходимо овладеть навыками критичес...

Мастер - класс Развитие читательской компетентности

Презентация, содержащая метериал для развития внимательного читателя на уроках литературного чтения...