Приемы формирования и развития читательской компетентности младших школьников
методическая разработка (3 класс)

Крупнова Валентина Федоровна

Мнемотехника для обучения пересказу

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы формирования и развития читательской компетентности младших школьников

Мнемотехника для обучения пересказу

Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение литературных произведений - методом мнемотехники.

Какую методику обучению пересказу  выбрать, чтобы  детям было интересно пересказать любое литературное произведение?

 Я пользуюсь методикой, которую предложил профессор Л. Венгер и считаю её наиболее удачной.

Дети на таких занятиях  уверенны в своих способностях, не боятся пересказывать.

Профессор Л. А. Вегер утверждает, что наиболее  эффективно для успешного пересказа использовать картинно – графический план или пиктограммы. 

Картинно – графический план или пиктограммы   выступают  как средство мнемотехники.

Мнемотехника ( от греческого mnemonikon – искусство запоминания) – система специальных приёмов, служащих для облегчения запоминания, увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, а ещё для сохранения и воспроизведения информации.

Основные требования для составления картинно – графического плана  или пиктограмм:

·       картинно-графический план должен последовательно отражать содержание произведения;

·        графические  изображения должны быть легкоузнаваемыми;

·       пиктограмма должна  усиливать характерные  черты  изображаемого предмета;

·       общее количество картинок к одной сказке или рассказу не должно превышать 6 или 8  .

Опора на  картинку или пиктограмму способствует активизации у  ребёнка зрительного и слухового внимания, способствует лучшему осмыслению текста, помогает точнее воспроизводить последовательность событий, делает высказывания  малыша более выразительными, эмоциональными,  информативными  и даже формирует навык контроля и самоконтроля за построением высказываний.

Не нужно иметь способностей к рисованию, чтобы нарисовать картинно – графический план рассказа. Все образы рисуйте схематично или даже можно использовать разные геометрические фигуры. Главное, чтобы малыши запомнили, что, например, круг – это колобок, овал – это зайчик, прямоугольник – это волк.

Первыми пересказывают произведение, глядя на картинно – графический план, самые активные дети. Остальные  слушают пересказ, следя за планом, нарисованном на демонстрационной доске.

Далее пересказывают литературное произведение среднеактивные, а затем и малоактивные дети. 

Пересказ рассказа А. Седугина « Как булочка сметану караулила»

Рассказ Арсения Седугина «Как булочка сметану караулила»

На завтрак мама дала Мише чашку сметаны и булочку. Булочка была не простая, а выпечена птичкой. И вместо глаз две изюминки прилеплены.

Мише  жалко даже стало есть такую красивую булочку.

А рядом сидел кот и посматривал, то на Мишку, то на сметану.

Мама сказала:

- Ешь скорей, пока кот не добрался до сметаны.

И ушла.

Мишка посмотрел в окно и увидел там своего дружка Валерку, который бегал по лужам. Брызги так и летели во все стороны, словно солнечные осколки.

Миша глянул на кота, потом на булочку с глазами – изюминками и сказал:

- Ты, булочка, покарауль сметану, а я пойду побегаю по лужам.

И Мишка убежал играть со своим дружком.

Вспрыгнул кот на стол. Тронул лапкой булочку и отскочил на всякий случай. Булочка молчит. Осмелел кот.

Когда Мишка прибежал домой, на столе стояла пустая чашка, а вокруг чашки капельки сметаны.

Кот тёр лапой мордочку, умывался после вкусного завтрака.

А булочка смотрела на Мишку глазами – изюминками.

Словно хотела сказать: «Ну, разве я виновата?»

Вопросы по содержанию.

1.     Что дала мама  Мише на завтрак?

2.     Как выглядела  булочка?

3.     Почему Мише стало жалко есть булочку?

4.     Хотел ли кот тоже поесть сметану на завтрак?

5.     Почему Миша решил, что булочка может охранять сметану от кота в то время, пока Миши не будет дома?

6.     Испугался ли кот булочки?

7.     По каким признакам Миша догадался, что кот съел сметану?

8.     Почему булочка не справилась с заданием мальчика?

9.     Виновата ли булочка?

Слова и конструкции из текста, отражающие эмоциональную характеристику и объяснения  к ним.

1.     Булочка выпечена птичкой.

Булочка имеет силуэт птички с глазками.

2.     Вместо глаз две изюминки прилеплены.

3.     Пока кот до сметаны не добрался.

Пока кот не съел сметану. Кот тоже, как и люди любит сметану.

4.     Дружок.

От слова друг.

5.     Когда дружок Валерка бегал по лужам, брызги воды  летели, словно солнечные осколки.

Солнце отражается в воде, поэтому казалось, что брызги – это солнечные осколки.

6.     Булочка, покарауль сметану.

Караулить – охранять.

Миша попросил булочку охранять сметану, быть в качестве охранника.

7.     Кот вспрыгнул на стол.

Вскочить, прыгнуть вверх. Устаревшее выражение.

8.     Кот тронул лапкой булочку.

Кот прикоснулся лапой к булочке.

9.     Кот тёр мордочку.

Картинно - графический план к рассказу ( мнемотехника).

1.     Чашка и силуэт птички.

2.     Мордочка кота.

3.     Мальчик, который стоит в луже. Из лужи летят брызги вверх.

4.     Два мальчика стоят в луже. Из лужи летят брызги вверх.

5.     Чашка, силуэт птички,  мордочка кота.

6.     Силуэт птички и мальчика.

пересказ, опорные картинки

 Опорные картинки для пересказа рассказа А. Седугина " Как булочка сметану караулила".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование читательской компетентности младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности»

В данном учебном материале  выявляются  оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие формированию  основ читательской компетентности  младших школьников,обобщается ...

Формирование читательской компетентности младших школьников

В данной статье описан опыт работы по формированию читательской компетентности младших школьников.  Работа по ФГОС  в курсе литературного чтения имеет главную цель"воспитание потребности в ч...

Использование практико-ориентированных технологий как средства формирования читательской компетентности младшего школьника (на примере уроков литературного чтения и внеурочной деятельности)

 «Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» Э. Тоффлер       Целью образования в современно...

Презентация "Формирование читательской компетентности младших школьников"

Данная презентация познакомит опытом работы по формированию читательской компетентности младшего школьника....

«Формирование читательской компетентности младших школьников»

Выступление на педагогическом совете. 2014 год. Ноябрь....

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФГОС НА ОСНОВЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ «Работа с данными»

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФГОС НА ОСНОВЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ «Работа с данными»...

Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»

Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...