ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
статья (4 класс)

В статье описываетсяусловия организации учебной исследовательской деятельности учащихся в системе образования в рамках учебной и внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

        ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ

        Проблема приобщения к учебно-исследовательской деятельности учащихся остается актуальной в педагогике по сей день. Там, где ведется самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск новых, оригинальных способов их решения, начинается подлинно творческая деятельность учащихся.                                                                         Задачи исследовательской деятельности в нашей школе состоят в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Проблема включения школьника в учебно-исследовательскую деятельность оказывается весьма актуальной, но не всегда успешно решаемой. В силу этого нами создаются необходимые благоприятные условия организации учебной исследовательской деятельности учащихся в системе образования в рамках учебной и внеурочной деятельности.

Первое условие – это учет возрастных особенностей. Для этого при реализации исследовательской деятельности используются на уроках и во внеурочной деятельности игровые моменты, ролевые игры,  занимательные задачи, осуществляются связи со сказочным материалом.        Темы детских работ в нашем ОУ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Выбирается тема, которая несет в себе познавательный заряд,  является доступной и соответствует возрастным особенностям детей.                         

Второе условие – это учет индивидуальных особенностей.  Мы  исходим от интересов конкретного ребенка, учитываем индивидуальные различия и прирождённые задатки учащихся и создаем условия, направляющие их развитие.  Проводится индивидуальная работа с каждым учащимся, собеседования с детьми и родителями. Далее участниками исследования составляется план работы над темой.

Третье условие – формирование мотивации учащихся к исследовательской деятельности. Прежде всего в рамках урочной деятельности учащихся. В качестве творческих домашних заданий, заданий на лето ребятам предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на те или иные вопросы, написание рефератов, составление кроссвордов и вопросов для одноклассников и младших школьников и т. п. Эта нехитрая, но оценочная деятельность подталкивает к ежедневной работе с дополнительной литературой, посещению библиотек.

Четвертое условие – создание в классе и в школе исследовательской среды. Учитывая интересы детей, педагогу необходимо держаться ближе к той сфере, в которой он сам лучше всего разбирается, чувствует себя компетентным.

Пятое условие – взаимодействие с родителями. В организации исследовательской деятельности активное участие принимают  родители. Дети, чувствуя поддержку родителей, быстрее и ярче раскрывают свои творческие способности. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение основной части работы, иначе губится сама идея исследовательской деятельности. А вот помощь советом, важной информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности учеников.

Наиболее интересным и перспективным представляется нам организация учебно-исследовательской деятельности по краеведению. Такая работа активизирует интерес к истории родного края; формирует бережное отношение к исторической памяти народа; воспитывает любовь к родному краю и его традициям. В целом, она направлена на воспитание патриотизма к своей «малой родине».  

 Нами ведется работа по следующим направлениям:

  • изучение своей родословной;
  • изучение флоры и фауны родного края;
  • изучение жизни выдающихся людей своего края;
  • изучение истории родного края;
  • изучение литературного и художественного наследия своих знаменитых земляков.        

Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подробную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. Мы придерживаемся следующих этапов:

  • I этап. Выбор и формулировка темы. Правильно выбрать тему исследования - значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение. Формулировка темы может сложиться позднее, корректироваться. Умение видеть проблему – одно из базовых умений исследователя.
  • II этап. Знакомство со всей опубликованной литературой по данной проблеме и составление библиографии. Самым сложным при организации такой работы является отсутствие литературы. Именно поэтому большое место занимают специфические методы, такие, как: изучение архивных документов, изучение материалов местной периодической печати разных лет, беседы со старожилами, с родственниками известных земляков.
  • III этап. Составление плана. Для того чтобы составить план исследования, мы отвечаем  на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?». Нами учитывается то, что при проведении работы возникает необходимость дорабатывать и совершенствовать план.
  • IV этап. Изучение литературы, написание конспектов, тезисов и аннотаций на прочитанное, проведение анкетирования, интервью, накопление собственных выводов, обобщений, продумывание доказательств, обращение  к Интернет-ресурсам, изучение документальных источников в архивах, музеях, подведение итогов, подготовка к защите. Любая работа требует выводов и заключения. Выводы нужны для того, чтобы кратко охарактеризовать основные результаты, к которым мы пришли в процессе работы. На данном этапе гипотезы сопоставляем с полученными результатами исследования, подтверждаем или опровергаем их. Кратко формулируем основные результаты работы в виде утверждения, а не перечисления всего того, что было сделано. Утверждающее содержание вывода - это то, на чем настаивает автор, что он готов защищать и отстаивать; иными словами, выводы - это убеждения автора работы, за которые он готов бороться. Формулируем выводы кратко и точно.        Особо следует остановиться на случае, когда все выдвинутые гипотезы не подтверждаются. Результат исследований – отрицательный. Но это тоже результат и заслуживает внимания при формулировке выводов и перспективы дальнейшего исследования.                        
  • V этап. Оформление результатов работы.
  • VI этап. Презентация результатов проделанной работы.        Наиболее мотивированные к исследовательской деятельности учащиеся  являются участниками школьного научного общества (ШНО) и представляют результаты свой работы на рабочих заседаниях общества, классных часах, мероприятиях недели начальной школы, школьном пресс-центре,  научных конференциях институционального и муниципального уровня.  Наиболее популярными формами представления работ являются: текстовые работы (научный доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия), публичный рассказ,  статья, радиовыступление.  Кроме того, исследовательские работы представляются в форме компьютерной презентации или видеофильма с текстовым сопровождением.

Наиболее интересными и ценными с точки зрения новизны можно назвать работы «Сохраним русскую выхухоль», «Русская тряпичная кукла», «Моя малая родина».  Результаты данных работ были представлены в рамках Недели экологии в ОУ, на классных часах параллели 3-4 классов, на уроках технологии. Работы были оформлены в виде буклетов, выпущены листовки с обращением к горожанам (распространены в микрорайоне школы). На основе работы «Русская тряпичная кукла»  создана рабочая программа кружка для учащихся 1-4 классов.

Опыт организации учебно-исследовательской деятельности по краеведению показал, что год из года растет число учащихся, испытывающих интерес к исследовательской деятельности,   увеличивается число участников и лауреатов конференций. У учеников, имеющих навыки исследовательской и проектной деятельности,  сформирован устойчивый интерес к данному виду работы  и они продолжают ее на других уровнях (ступенях) обучения, что, несомненно, будет иметь значение в их будущей профессиональной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе

Главную задачу школы – повышение качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей - невозможно решить без формирования положительной мотивации учащихся. Метод проектов – способ достижения...

Исследовательская и проектная деятельность учащихся начальной школы

Презентация расказывает о проектной деятельности учащихся в начальной школе....

Исследовательская и проектная деятельность учащихся начальной школы в рамках ФГОС НОО.

Одна из главных задач современной начальной школы – создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи с этим возник...

Организация учебно - исследовательской и проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС в начальной школе.

Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. В основе всевозможных форм и видов деятельности, нацеленных на применение ...