Примеры заданий микро-исследований в начальной школе
методическая разработка

ПИЛИПЕНКО ЮЛИЯ ЛЕОНИДОВНА

Выступление на школьном МО. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка.

Тема: «Заглавная буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек»

        Была поставлена проблема при вхождении в тему: Какие понятия пишутся с заглавной буквы?

Работа над темой урока

 На доске текст.

         Летом наша семья путешествовала по Казахстану. Мы побывали в крупных городах: Астане, Костанае, Алма-Ате. Погостили у бабушки в деревне Вишнёвка. В ней всего две улицы- Долгая   и Заречная. Есть глубокая и чистая река Ишим. Путешествие – интересный и полезный вид отдыха.

- Прочитайте внимательно. Что это? (текст) Докажите.

- О чем этот текст? О ком в нем говорится?

- Какие названия стран вы встретили в тексте? Что такое Казахстан?

1) Работа в группах:

Выписать в тетрадь: 

1 группа - страны,  

2 группа -  города,

3 группа – улиц.

Проверка: Какие названия улиц выписали, (городов, стран)?

-  Назовите столицу нашей страны? Покажите её на карте (на это место прикрепляется флажок)

2) Опережающее обучение и микроисследование:

- Перед вами политическая карта мира.

-Узнайте с помощью карты, есть ли другие страны на планете? Назовите их.

- Что имеет каждая страна? (свою символику, столицу) Назовите некоторые из них и попробуйте показать на карте.

 3) Продолжение работы с текстом, Использование регионального компонента.

- Какие еще названия встретились в тексте? Назовите их.

- Обратитесь к записям в тетрадях, к карте и ответьте на вопрос: как написаны данные слова?

4) Вывод: какое правило сформулируете по сказанному, увиденному, услышанному? (говорят дети) Соотнесите его с учебником.

Урок русского языка.

Тема: «Удвоенные согласные в корне слова. Перенос слов».

Поиск решения учебной задачи – открытие нового знания.

Работа по карточке

Выполняют самостоятельно.

- Сравните звучание и написание слов в упражнении и сделайте вывод.

- Алла – Аля, Анна – Аня, Васса – Вася.

- Как произносятся   слова с удвоенной согласной?

Дети делают вывод, что они звучат долго.

- Действительно при произношении, мы слышим долгий звук.

Когда – то, эти слова решили, что им нужно выделиться, только вот как не знали. Ну, вот и придумали, раз все звуки произносятся, то пусть некоторые произносятся долго. Решили и сделали! Только не все звуки согласились быть долгими, поэтому этих слов в русском языке не так уж много. А то, что есть, мы с вами научимся хорошо слышать и правильно писать.

– Какое ещё правило мы должны вспомнить при написании этих слов (Большая буква в именах собственных)

Анна, Алла, Васса

- Запишите слова (фронтальная работа, один ученик работает у доски).

– А можно ли подобрать проверку к словам?

- Нет, эти слова нужно запомнить.

- Как ещё можно назвать эти слова? (Слова с непроверяемыми согласными).

– Подведём итог нашего микроисследования.

(Двойные согласные в слове пиши, когда при произношении согласных произносится звук долго. Эти слова мы не можем проверить, поэтому их нужно запомнить или посмотреть в орфографическом словаре).

- Давайте наш вывод сравним с правилом в учебнике.

Закрепление изученного материала.

-        А теперь я предлагаю вам проверить свои знания. Согласны? (да)

-        Вам предстоит выполнить самостоятельную работу. А как вы думаете, по какой теме будет эта самостоятельная работа? (слова с удвоенной согласной).

-        У вас в карточках записаны словосочетания. Вам необходимо заменить эти словосочетания на слова с удвоенной согласной, подбирая слово по его лексическому значению. Для работы вам пригодятся слова для справок и толковый словарь.

Замени данные словосочетания одним словом с двойными согласными.

Место, где продают билеты - ________________________________

Спортивная игра с мячом или шайбой - _______________________

Шестой день недели - ______________________________________

Комната для занятий детей в школе - _________________________

Дорожка, обсаженная деревьями - ___________________________

Спортивный бег - ________________________________________

Слова для справок: кросс, касса, хоккей, аллея, суббота, класс.

Урок математики.

Тема: «Периметр многоугольника».

Работа по теме урока.

- А теперь я предлагаю вам вернуться ненадолго в прошлое.

В древнем Египте границы земельных участков измеряли ходьбой. Египтяне шли по границе своего участка и измеряли его. Так и появилось слово:

пире – ходить,

                                         метрос – измерять

ПЕРИМЕТР

- Если длину ломаной линии называют периметром многоугольника, то что надо сделать, чтобы вычислить периметр любого многоугольника? (Измерить звенья и сложить длины)

    - Периметр многоугольника – это сумма длин всех его сторон.

    - А что мы знаем, чтобы найти периметр многоугольника? (единицы измерения)

    - Назовите их (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр).

    - А что умеем? (пользоваться линейкой, циркулем, пользоваться таблицей мер)

    - При выполнении следующего задания, вам предстоит показать все свои знания и умения.

    - Что изображено на следующем слайде? (Многоугольники.)

    - Вам предстоит совместно с соседом по парте найти периметр каждого многоугольника.

(после работы в парах сравниваем по образцу.)

    - Для выполнения работы вам понадобится алгоритм, т.е. последовательность выполнения задания. Давайте его разберем (на слайде)

Алгоритм нахождения периметра (Р)

1. Выясняю, что эта за фигура.

2. Вспоминаю правила нахождения   Р.

3. Выполняю действия сложения (сколько сторон у фигуры, столько и должно быть слагаемых в записи выражения)

4. Не забыть указать, в каких   единицах измерения   вычислили   Р (см, дм, м, мм)

- Проверьте правильность выполнения по ключу (на слайде)

- Оцените работу в паре:

        - Кто выполнил все задания правильно – поставьте себе на листочке «5»

        - Кто правильно вычислил 3 периметра – поставьте себе «4»

        - Кто правильно вычислил 2 периметра – поставьте себе «3».

- Встаньте те, кто выполнил задание на «5»

- Встаньте те, кто выполнил задание на «4»

- Встаньте те, кто выполнил задание на «3»

- Ребята, какие умения вам пригодились при выполнении этого задания (измерять отрезки, находить периметр).

- Подскажите, людям каких профессий требуется умение находить периметр? (перечисляют профессии)

Урок математики.

Тема: «Задача».

Работа в паре.

- На столе у вас лежат красные листки. Найдите среди них задачи, отметьте их и докажите, что это задачи. Рядом напишите решение.

КАРТОЧКА

1) Дед Мороз и Снегурочка привезли в школу на новогодний праздник подарки. Сколько всего подарков они привезли?

2) Волк пригласил на свой день рождения 3 поросят, 7 козлят и 1 Красную Шапочку. Сколько аппетитных гостей пригласил волк на свой день рождения?

3) Чему равно значение суммы 8 и 7?

4) Начертите ломаную линию со звеньями 5см, 3см и 4см.

5) В люстре горело 6 лампочек. После того, как трехлетняя Маша случайно попала в люстру тапком, осталось гореть 4 лампочки. Сколько лампочек погасло?

6) Девочки нашего класса сделали 11 подарков, а мальчики – 10 подарков

Проверка.

– Докажите (дети разбирают текст на компоненты, тем самым доказывая, что это задача)

- Сделайте вывод, что такое задача?

- Задача – это математический рассказ, в котором есть вопрос. Чтобы ответить на вопрос задачи, нужно её решить.

Задача обязательна должна состоять из 4 компонентов: условие, вопрос, решение, ответ.

Урок литературного чтения.

Тема: «Русская народная сказка «У страха глаза велики».

Поиск решения проблемы.  

1. Чтение сказки вслух учащимися.

Словарная работа по ходу чтения. 

Слайд  (Словарные слова)

– Что такое колодец? (Укрепленная срубом узкая и глубокая яма для получения воды из водоносного слоя.)

– Что такое колода? (большое корыто грубой обделки, для месива и пойла: водопойная колода)

2. Работа в группах.

   – Для того, чтобы ответить на два главных вопроса, я предлагаю всем вам выступить в роли исследователей. Каждая группа получает лупу, на которой записаны задания. Прошу внимательно прочитать эти задания и дать ответы.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 1 ГРУППЫ:

Прочитайте отрывок сказки на с.35 (эпизод, когда с чем ходили герои сказки за водой)

  • Нарисуйте словами картинку, которую вы представили себе.
  • Ответьте на вопросы:

– Почему героев так назвали?      

– Почему у героев разные предметы для переноса воды?      

– С чем их сравнивают? Прочитайте эти сравнения.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 2 ГРУППЫ:

Прочитайте отрывок сказки на с.35 (эпизод, когда все шли с водой)

  • Нарисуйте словами картинку, которую вы представили себе.
  • Ответьте на вопросы:

– Из чего каждый герой сказки набирали воду?

– Почему у героев по-разному изображены звуки расплёскивающейся воды?

– По какому пути герои возвращались с водой домой?

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 3 ГРУППЫ:

     Прочитайте отрывок на с.35-36 до слов: «Бабка охает…»

  • Нарисуйте словами картинку, которую вы представили себе.
  • Ответьте на вопросы:

– Какое дерево росло в огороде?

– Кто сидел под яблоней?

– Почему заяц испугался?

– Почему герои сказки испугались, побросали ведра и побежали?

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 4 ГРУППЫ:

      Прочитайте отрывок на с.36-37 со слов: «Бабка охает…».

  • Ответьте на вопросы:

– Кто, по мнению каждого героя сказки, напал на них?

– Почему герои представили разных обидчиков?

– Что подумал зайчик?

  • Прочитайте его размышления выразительно (с.37)

Обобщение результатов исследования. Выступления групп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

олимпиадные задания по экологии для начальной школы " Мой край - Югра"

Представлены олимпиадные задания для учащихся 2-4 классов начальной школы по экологии на тему: " Мой край - Югра"...

Олимпиадные задания по русскому языку, начальная школа

Ох и трудная эта работа - составить олимпиаду по какому-либо предмету. Перелистала много литературы, использовала интернет. Буду рада, если кому пригодиться!!!...

Использование тестовых заданий на уроках в начальной школе

Современные образовательные стандарты  в качестве основной цели обучения называют «развитие личности учащихся на основе освоения универсальных способов деятельности» и определяют ...

Олимпиадные задания по математике для начальной школы

Задания повышенной трудности, задания на сообразительность для подготовки детей начальной школы к олимпиадам по математике....

Пример работы с информацией в начальной школе

Работа представляет собой пример того, как с помощью одного несплошного текста формировать у учащихся такие навыки, как:-Получение, поиск и фиксация информации-Понимание и преобразование информации-Пр...

Пример портфолио для ученика в начальной школе

Пример портфолио для ученика в начальной школе...

Мастер-класс «Создание лэпбука как пример использования метода проектов в начальной школе»

Мастер-класс "«Создание лэпбука как пример использования метода проектов в начальной школе»...