Задания по формированию функциональной грамотности. 3 класс.
учебно-методический материал (3 класс)

Задания по формированию функциональной грамотности на уроках. 3 класс.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_po_formirovaniyu_funktsionalnoy_gramotnosti.docx58.55 КБ

Предварительный просмотр:

Задания по формированию функциональной грамотности

на уроках.

                                                                             Учитель: Куликова Л.П.

3 класс Уроки чтения и окружающего мира.

        

  1. Прочитайте текст

Журавль

Радостно слышать весною крики журавлей в небе. Прилет журавлей обещает близкое тепло. Любит этих птиц наш народ. Много сказок и песен сложил он о журавлях.

Журавль очень высок на ногах. У него большие крылья и длинные перья. Клюв журавля крепкий и острый.

Гнездо журавль вьет прямо в ямке на поле. На сухую траву журавлиха кладет два крупных яйца. Молодых журавлят родители уводят в кусты или в камыши.

Раненый журавль бросается на спину и бьет собаку ногами и клювом. Один охотник потерял глаз, когда хотел схватить раненого журавля.

Теперь охота на журавлей в нашей стране запрещена. (95 слов.)

(По С. Аксакову.)

1).Определи и запиши тему текста___________________________________

2). Запиши основную мысль текста__________________________________

 __________________________________________________________________

Ответьте на вопросы

3). Что обещает прилёт журавлей? Подчеркни:

А) Раннюю весну;

Б) Позднюю осень;

В) Скорый дождь;

Г) Близкое тепло.

4). Из пар слов подчеркни то, что соответствует тексту:

       А) Много (былин и легенд, сказок и песен) сложили о журавлях;

     Б) Журавлиха кладет (два, три) крупных яйца;

 В) Гнездо журавль вьет (в ямке на поле, на дереве);

 Г) Молодых журавлят уводят (в лес, в камыши);

5). Подчеркни в тексте описание  внешнего вида журавля.

6). Чем опасен раненый журавль?____________________________________

__________________________________________________________________

  1. Прочитай текст

Белый журавль

     Белый журавль, или  стерх, гнездится исключительно на территории России, в Якутии и в Ямало-Ненецком округе. В зимнее время птицы мигрируют в  Индию. Птица стерх в высоту достигает около 140-160 сантиметров, размах крыльев составляет 210-230 сантиметров, а вес журавля от 5 до 8 килограмм. Передняя часть головы белого журавля лишена оперения, окрашена в красный цвет. Оперение почти полностью белое, кроме маховых перьев черного цвета на крыльях. Продолжительность жизни птицы составляет около 70 лет. Гнездо белые журавли устраивают в тундре, в воде с глубиной в 30-40 сантиметров.  Белый журавль остерегается человека: если он заметит человека на горизонте, то навсегда  может покинуть гнездо.

      В дикой природе белых журавлей максимум 3000. В ЯНАО около 20 особей. Белые журавли стерхи находятся на грани вымирания, поэтому внесены в международные списки Красной книги и Красную книгу России.

( Материал из Википедии )

7).Выбери правильные высказывания:

А) Текст №1 – художественный текст;

Б) Текст №2 – научно-познавательный текст;

 В) Оба текста – художественные тексты;

 Г) Оба текста - научно-познавательные.

8). Выпиши из текста слова, значение которых тебе непонятно.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

9).В текстах идёт речь об одном виде журавлей?_(ДА;  НЕТ;)

10).Перечисли перелетных птиц нашего округа_______________________

_________________________________________________________________

11).Перечисли зимующих птиц нашего округа_______________________

__________________________________________________________________

Литературное чтение

Умение ориентироваться в источнике информации

1 класс

1. Послушай, (прочитай) отрывок из книги В. Сутеева «Мешок яблок» и дополни иллюстрацию. Как ты думаешь, где сидел волк? Посади его на это место.

-Умение извлекать информацию

Прочитай заметку из «Лесной газеты» Виталия Бианки. Найди на рисунках бабочек, которых описывает автор.

- Умение работать с недостающей информацией

Прочитай текст. Определи, какие пауки по размеру — большие или маленькие.

  1. Прочитай текст, и ты узнаешь, какого цвета животик у зелёной пересмешки. Отметь фотографию с этой птичкой.
  2. Представь, что ты делаешь книжку – малышку для дошкольников. В ней надо заменить картинками некоторые слова. Прочитай строчку из сказки и обрати внимание на выделенные слова, которые надо будет заменить картинками. Отметь слова, к которым ты можешь подобрать картинку.
  3. На вопрос «Какая бабочка?» мы можем ответить по-разному: можем сказать, какого она цвета, размера, какой у нее характер.

  Структура материала в номинации

«Я конструирую задание, направленное на формирование

математической грамотности»

3 класс

  1. Название задания: Покупка

Формулировка задания: Мама решила приготовить роллы в домашних условиях. Для изготовления ей понадобилось ряд ингредиентов: рис, лист нори, рисовый уксус, огурец, крабовые палочки, творожный сыр. Она отправилась   за покупками в магазин. Это был день недели - пятница. Мама знала, что в пятницу в некоторых магазинах действуют скидки. Поблизости находились магазины, со следующими ценами на необходимые продукты. В каком магазине мама сделает выгодную покупку, если у неё в кошельке 300 рублей?

Название продуктов

Название магазинов

«Магнит»

0 %

«Хороший»

+ 10 %

«Светофор»

+5% скидка

1.

Рис

61 рублей

63 рублей

50 рублей

2.

Лист нори

72 рублей

68 рублей

59 рублей

3.

Уксус рисовый

53 рубля

59 рублей

45 рублей

4.

Огурец

30 рублей

27 рублей

32 рубля

5.

Крабовые палочки

83 рублей

75 рублей

26 рублей

6.

Творожный сыр

57 рублей

 60 рублей

45 рублей

Решение задания: 1) 61 + 72 + 53 + 30 + 83 + 57 = 356 (р.) стоимость покупки в магазине «Магнит».

2) 63 + 68 + 59 + 27 + 75 + 60 = 352 (р.) стоимость покупки в магазине «Хороший».

3) 50 + 59 + 45 + 32 + 26 + 45 = 257 (р.) стоимость покупки в магазине «Светофор».

4) 257 < 300  

Ответ: в магазине «Светофор» мама сделает выгодную покупку, если в кошельке у неё 300 рублей.

Предметные умения (объект проверки): Решать текстовые задачи.

Сравнивать числа.

Выполнения арифметических действий с числами.

Критерии оценивания: Выполнены необходимые вычисления и/или рассуждения, приводящие к ответу, получен верный ответ –2 балла;

Приведены все необходимые преобразования и/или рассуждения, приводящие к ответу, но допущена одна арифметическая ошибка, не нарушающая общей логики решения, в результате чего получен неверный ответ – 1 балл;

Решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше – 0 баллов.

 Когнитивные процессы (мыслительная деятельность): Рассуждать; применять; интерпретировать.

  1. Задача   «Ремонт. Выкладывание кафельной плитки».

Папа решил сделать ремонт в ванной комнате и выложить кафельной плиткой стену  над раковиной. Размеры стены – 1 м х 1 м (100 см х 100 см). Он решил купить плитку квадратной формы со стороной 20 см.

             20 см                                      100 см

 20 см

                              100 см

Вопрос. Сколько таких плиток ему надо купить?

Выберите и отметьте верный ответ.

А. 10 000 шт.

Б. 400 шт.

В. 100 шт.

Г. 25 шт

Вопрос 2. В магазине выяснилось, что нет плиток нужного размера, но имеются два вида плиток, которые можно приложить друг к другу и сложить из них плитку размером 20 см х 20 см. Рассчитайте, сколько плиток каждой формы нужно купить. Для этого заполните следующую таблицу.

Форма плитки.

Сколько надо плиток этой формы, чтобы сложить из них плитку размером 20 см х 20 см?

Сколько надо плиток этой формы, чтобы выложить квадратную площадку размером 100 см х 100 см?

10 см

          20 см

________ шт.

________ шт.

10 см

          10 см

________ шт.

________ шт.

Задание «Ремонт. Выкладывание кафельной плитки». 1 из 2.

 Характеристики задания:

- Содержательная область оценки – Пространство и форма

- Компетентностная область оценки - Применять

- Контекст- Личная жизнь

- Формат ответа – выбор ответа (из четырех предложенных)

- Описание задания («объект оценки») – применение представления о площади для решения практической задачи, конструирование фигуры из составных частей

Дополнительные характеристики. Проверяются действия универсального характера: планировать ход решения, мысленно конструировать ситуацию на нахождение количества равных частей в целом

Система оценивания                                                                                                                                                    1 балл: Выбран ответ «25»                                                                                                                                                  0 баллов :Другие ответы. Ответ отсутствует.

Задание «Ремонт. Выкладывание кафельной плитки». 2 из 2.

Характеристики задания:

- Содержательная область оценки – Изменение и зависимости

- Компетентностная область оценки - Применять

- Контекст - Личная жизнь

- Формат ответа – краткий ответ

- Описание задания («объект оценки») – соотнесение размеров площадей данных фигур, установление зависимости между величинами

Дополнительные характеристики. Проверяются действия универсального характера: устанавливать зависимость между данными, представленными в соседних столбцах таблицы, составлять целое из заданных частей, обобщать информацию, заполнять таблицу

Верно заполнены все ячейки таблицы.

2 балла

Форма плитки.

Сколько надо плиток этой формы, чтобы сложить из них плитку размером 20 см х 20 см?

Сколько надо плиток этой формы, чтобы выложить квадратную площадку размером 100 см х 100 см?

10 см

           20 см

2 шт.

50 шт.

10 см

          10 см

4  шт.

100 шт.

1 балл

Верно заполнена хотя бы одна строка или один столбец таблицы, а другие строки/столбцы не заполнены или заполнены неверно.

0 баллов

Другие ответы.

Ответ отсутствует.

1 класс «Математическая разминка»

  1. Какой день наступает после понедельника?
  2. Какой день следует за вторником?
  3. Какой день недели наступает раньше других?
  4. Какой день недели наступает позже других?
  5. Какой день недели предшествует субботе?
  6. Какой день недели находится между средой и пятницей?
  7. Как перечислить пять дней недели, не называя их?

Практико-ориентированные задания на уроках курса «Окружающий мир»  в начальной школе как средство развития естественнонаучной грамотности учащихся.

Задания «Попробуй объяснить» соответствуют группе заданий, которые формируют умения объяснять и описывать явления, прогнозировать изменения или ход процессов (вторая из компетенций). Эти умения базируются не только на определённом объёме научных знаний, но и на способности оперировать моделями явлений, на языке которых, как правило, и даётся объяснение или описание.

Серия «Сделай вывод» соответствует третьей компетенции и включает задания, которые формируют умения получать выводы на основе имеющихся данных. Эти данные могут быть представлены в виде массива чисел, рисунков, графиков, схем, диаграмм, словесного описания. Анализ этих данных, их структурирование, обобщение позволяют логическим путём прийти к выводам, состоящим в обнаружении каких-то закономерностей, тенденций, к оценкам и так далее. Эти умения не совпадают, как может показаться, с умениями объяснять явления, поскольку в большей степени опираются на формальные, логические действия, тогда как объяснение (включая «генерирование» модели) - это в значительной степени эвристическое действие.                                                              

Примерные вопросы, используемые при тестировании международного исследования TIMMS.

Вопрос 1.

Какой организм сам производит питательные вещества, используя солнечный свет?

а) ящерица

б) дерево

в) олень

г) ястреб

Вопрос 2.

Запиши одно различие между Солнцем и Луной.

Вопрос 3.

Какие из следующих тел могут заржаветь?

а) деревянные опилки

б) пластмассовые трубочки для питья

в) железные гвозди

г) стеклянные бусинки

Вопрос 4.

Древесина-это природный ресурс, используемый человеком. Для чего люди используют древесину? Приведи два разных примера.

Вопрос 5.

Птица - живая, облако - неживое. Почему птицы относятся к живой природе, а облако к неживой? Приведи два объяснения.

Вопрос 6.

На рисунке изображен скелет человека. Напиши две причины, почему человеку нужен скелет.

Вопрос 7.

Людям не стоит пить воду непосредственно из моря или океана. Объясни почему.

Вопрос 8.

Какое из следующих животных имеет зубы, больше всего похожие на зубы человека?

а) олень

б) лев

г) обезьяна

д) собака

и другие.

Из данных вопросов видно, что тестируемые показывают умение справляться с жизненными ситуациями, прослеживается меж предметная связь. Ученик должен уметь анализировать, сопоставлять, сравнивать и делать выводы.

Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности.

Этот тип заданий – самый распространенный в учебнике и рабочей тетради по курсу «Окружающий мир». Приведем типичные примеры таких заданий.

-  Воспроизводить по памяти, узнавать

Пример 1. Соедини линиями понятия.

Пример 2. Проставь номера месяцам по порядку следования в году. Укажи число дней и месяцев.

Пример 3. Изобрази условными знаками, какие виды осадков бывают в разные времена года

- Определять

Пример 1. Запиши показания термометров.

Пример 2. Какие времена года изображены на рисунках.

Пример 3. Что можно узнать об этих предметах с помощью органов чувств?

- Приводить примеры

Пример 1. Какие национальные одежды носят жители твоего родного края?

Пример 2. Какие ты знаешь тела и вещества?

Пример 3. Приведи примеры животных, которые родились зимой, застыли, заснули, поменяли шерсть.

- Описывать

Пример 1 . Пользуясь рисунком, составь рассказ о жизни людей в Арктике.

Пример 2. Расскажи, какие изменения в неживой природе происходят осенью

Пример 3. Опиши снаряжение воина, рассмотрев картину художника

- Демонстрировать знания об использовании приборов и материалов, методов и процедур

Пример 1. Расскажи, как устроен микроскоп.

Пример 2. Как называется эта группа изделий человека (см. рисунок)? Что можно ими измерить?

Пример 3. Подчеркни и объясни, какие предметы нужны при наблюдении за Солнцем?

Практико-ориентированные задания, направленных на применение знаний в опыте деятельности.

Пример 1. Вы собираетесь в отпуск на 1 месяц. За вашими любимыми фиалками согласился ухаживать ваш лучший друг. Напишите другу записку о том, как ухаживать за цветами.

Источники информации – статья о фиалках из энциклопедии, памятка из учебника «Как составить записку».

Инструмент проверки – аналитическая шкала.

Пример 2. Наступили каникулы. Теперь вы чаще остаетесь дома одни. Какую записку оставит вам мама?

Источники информации - картинный ряд «Один дома», памятка из учебника «Как составить записку»

Инструмент проверки – модельный ответ.

Инструментом проверки может быть:

- Ключ - используется для тестовых заданий закрытого типа.

- Модельный ответ – обычно используется для открытых тестовых заданий с кратким ответом.

- Аналитическая шкала - используется для открытых тестовых заданий с развёрнутым ответом.

- Бланк наблюдений за групповой работой – используется для оценки вклада каждого участника в групповой продукт и эффективности деятельности всей группы в целом.

Развитие финансовой грамотности 1-3 классы

Задание 1. Соедините части пословиц и объясните их смысл. (5 руб.)

  1. Без денег торговать
  2. Восьми гривен
  3. Гроша не стоит
  4. Лучше на гривну убытку
  5. На грош дела
  1. до рубля не хватает.

Б.  на рубль суматохи.

В.  как без соли хлебать.

Г.  а глядит рублём.

Д.  чем на алтын стыда.

1

2

3

4

5

Задание 2. Сопоставьте: (7 руб.)

  1. Рубль

А.  Польша

  1. Доллар

Б.  Япония

  1. Евро

В.  Россия

  1. Злотый

Г.   Великобритания

  1. Фунт стерлингов

Д.  Китай

  1. Иена

Е.   США

  1. Юань

Ж.  Страны Европы

1

2

3

4

5

6

7

Задание 3. Расположите по порядку действия, которые надо предпринять, совершая покупку в супермаркете. Ответы впишите в таблицу. (8 руб.)

A. Выложить продукты из тележки.

Б. Получить сдачу.

В. Проверить сроки годности.

Г. Выбрать продукты.

Д. Проверить чек.

Е. Оплатить покупки.

Ё. Занять очередь в кассу.

Ж. Взять тележку.

1

2

3

4

5

6

7

8


Примеры заданий на развитие креативности мышлений

  Задания на разминку.

- Какое сегодня число?(1 класс)

- День недели? Месяц?

- Какая буква третья в алфавите?

- Быстро назовите пять имен девочек?

- Сколько всего ушей у трех мышей?

- Росло 4 груши. На каждой – по три ветке, на каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок?

- Сколько яиц можно съесть натощак?

- Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько времени надо варить 5 яиц?

- Перечислите пять деревьев, названия которых начинается с гласной буквы?

- Сколько концов у двух палок? А у двух с половиной?

- Кто становится выше, когда садится?

- Стоят два барана. Один смотрит на юг, другой на север. Видят ли они друг друга.

 Нестандартные задачи на умножение и деление

1) Можно ли 10 книг расставить на 3 полках поровну?

2) Чему равно произведение 0*1*283*4*5?

3) Запиши все пары чисел, произведение которых равно 12.

4) Хватит ли 8 двухместных парт, чтобы рассадить 20 учеников?

5) Придумайте и запишите такое число, не равное 0, которое делится  на 3, на 4, на 6.

6) Запиши цифру 5. Какую цифру нужно  приписать справа, чтобы полученное число разделилось на 6?

7) В записи 6 5 2 расставь знаки действия и скобки так, чтобы значение полученного выражения было равно 42. Запишите равенство.

8) Каждый торт разделили пополам, а каждую половинку ещё пополам. На каждое из 12 блюдец положили 1 кусок торта. Сколько было тортов?

9) Через 5 лет Петя будет вдвое старше, чем сейчас. Сколько лет ему сейчас?

10) Какие два целых числа, если их перемножить, дают столько же, сколько получается от их сложения?

11) Лена хотела умножить какое-то число на 7. При умножении она ошиблась и у неё получилось18, что на 3 меньше верного ответа. Какое число Лена хотела умножить?

 Нестандартные задачи на умножение и деление

1) Можно ли 10 книг расставить на 3 полках поровну?

2) Чему равно произведение 0*1*283*4*5?

3) Запиши все пары чисел, произведение которых равно 12.

4) Хватит ли 8 двухместных парт, чтобы рассадить 20 учеников?

5) Придумайте и запишите такое число, не равное 0, которое делится  на 3, на 4, на 6.

6) Запиши цифру 5. Какую цифру нужно  приписать справа, чтобы полученное число разделилось на 6?

7) В записи 6 5 2 расставь знаки действия и скобки так, чтобы значение полученного выражения было равно 42. Запишите равенство.

8) Каждый торт разделили пополам, а каждую половинку ещё пополам. На каждое из 12 блюдец положили 1 кусок торта. Сколько было тортов?

9) Через 5 лет Петя будет вдвое старше, чем сейчас. Сколько лет ему сейчас?

10) Какие два целых числа, если их перемножить, дают столько же, сколько получается от их сложения?

11) Лена хотела умножить какое-то число на 7. При умножении она ошиблась и у неё получилось18, что на 3 меньше верного ответа. Какое число Лена хотела умножить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ И ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Функциональная грамотность - это способность человека вступать в отношения с внешней средойи максимально быстро адаптироваться и функционировать в...

СБОРНИК ЗАДАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И МАТЕМАТИКИ.

Сборник заданий по формированию функциональной грамотности на уроках окружающего мира и математики.Аннотация«Наши дети умеют читать! Они просто не умеют понимать прочитанное…» - так...

Примеры заданий по формированию функциональной грамотности в начальной школе

В работе предлагаются примеры заданий, направленные на формирование математической и естественнонаучной функциональной грамотности в начальной школе...

Сборник заданий по формированию функциональной грамотности

Сборник методических материалов разработан в рамках заседания школьного методического объединения учителей начальных классов МАОУ «Ги...

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность».Что же такое «функциональная грамотность&raq...

Задания по формированию функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе.

Некоторые задания по формированию функциональной грамотности на уроках литературного чтения...

Задание по формированию функциональной грамотности на уроках. Уроки чтения и окружающего мира.

1. Блок заданий.1.1. Можар Юлия Эдуардовна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №1 г.Шахты.1.2. Задание для развития функциональной грамотности 3 класс.1.3. Цель — формирование у обучающихся пол...