Проблема семьи, воспитывающей умственно отсталого ребенка, в специальной литературе
статья по теме
Предварительный просмотр:
Проблема семьи, воспитывающей умственно
отсталого ребенка, в специальной литературе
Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого
зависит безопасность всего большого человеческого общества.
Ф. Адлер, американский педагог
Семья – это малая группа, ячейка общества, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений. Для семьи крайне важен здоровый психологических климат (более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации, т.е. возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям). Поэтому, когда в семье возникают обстоятельства, разрушающие такое состояние, то в первую очередь страдает эмоциональная атмосфера семьи, которая является важным фактором эффективности функций жизнедеятельности семьи, состояния ее здоровья в целом и обуславливает стабильность брака. Рождение умственно отсталого ребенка является фактором, который может поставить под угрозу само существование семьи, нанести глубокую душевную рану ее членам.
Появление умственно отсталого ребенка в семье создает целый ряд проблем в семье и, прежде всего, это касается стигмы (по: Кадырова Т.М. Умственная отсталость – помогите своему ребенку. 2006). В переводе с греческого, стигма означает пятно или клеймо. Это слово дало рождение новому понятию, как стигматизация. Стигматизация – это социальное явление «пренебрежения и упрека». В упрощенном виде стигматизация означает клеймение, то есть выставление клейма на ком-то с целью подчеркнуть его непохожесть на других. А раз он не такой, как все, то его следует остерегаться, избегать с ним общения, и с его семьей тоже, а это уже дискриминация. Таким образом, стигматизация ведет к дискриминации. В медицине существует ряд заболеваний, которые стигматизирует больного. К ним относятся кожно-венерические, туберкулез, ВИЧ-инфекции, а также психические расстройства и, в частности – умственная отсталость. Семья негативно воспринимает появление умственно отсталого, как ребенка «непохожего» на других, как особенного, странного. Родители стыдятся своего ребенка, стараются избегать разговоров о нем с другими родственниками или соседями, когда же этого невозможно избежать, то испытывают чувство горечи, раздражения. То есть семья уже стигматизирована появлением в семье умственно отсталого ребенка и продолжает стигматизироваться, так как по мере роста ребенка возникают проблемы посещения вместе с ним детских учреждений (поликлиника, детский сад, школа), езды в транспорте, когда ребенок становится объектом внимания, вопросов типа «что это с ним», насмешек, что еще более усугубляет переживания стигмы у членов семьи. В других семьях отрицают наличие у ребенка умственной отсталости, более того родители уверены, что у ребенка это пройдет со временем, то есть он «перерастет» это, станет как все. В качестве подтверждения своих слов вспоминают себя или других родственников, что в детстве сами поздно начали говорить, имели особенности развития, плохо учились, но ничего это не помешало стать им «людьми», так будет и с их ребенком.
Ниже перечислены переживания стигмы, которые испытывают обычно члены семьи по отношению к умственно отсталому ребенку:
- чувство вины перед ребенком, что он родился таковым, поиски причин этого, обвинения в адрес других членов семьи;
- родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребёнка;
- личностные проявления и поведение ребёнка не отвечают ожиданиям родителей, и как следствие, вызывают у них раздражение, горечь, неудовлетворённость;
- чувство раздражения, гнева, ведущее к отдалению, изоляции, ограничению общения;
- чувство обиды, безнадежности;
- чувство страха за его будущее или, что другие дети в семье будут такими же;
- «отрицание» родными задержки развития у ребенка;
- социальный статус семьи снижается – возникающие проблемы затрагивают не только внутрисемейные взаимоотношения, но приводят к изменениям в её ближайшем окружении;
- семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются;
- чувство стыда, ведущее к утаиванию семейной проблемы;
- родители стараются скрыть факт отклонения в развитии у ребёнка от друзей и знакомых, соответственно круг внесемейного функционирования сужается;
- особый психологический конфликт возникает в семье, как результат столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и лечению такого ребёнка.
Чтобы преодолевать эти чувства, необходима открытость – не стоит стыдиться того, что есть. Умственно отсталый нисколько не повинен в том, что он родился таковым, также как и родители, которые мечтали о здоровом ребенке. И чем дольше семья держит в тайне отставание в развитии у ребенка или, наоборот, не придает должного значения, тем хуже для ребенка, он еще более задерживается в развитии. А чем старше ребенок становится, тем труднее его приучить к какому-то виду поведения, появляется упрямство, ребенок отказывается выполнять задания, инструкции, так как до этого ему не позволяли делать или делали многое за него.
Семье отводится решающая роль в определении направленности поведения ребенка, именно в ней в процессе межличностных отношений между супругами, родителями и детьми формируется самосознание, личностные особенности, закладываются основы норм и правил нравственности, ценностные ориентации и т.д. В зависимости от того, как складываются эти взаимоотношения и общение, каков потенциал семьи (структура семьи, образовательный, культурный уровень родителей, социально-бытовые условия жизни семьи, психологический микроклимат, распределение функциональных обязанностей между членами семьи и др.), формируется личность ребенка. Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских отношений, рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики.
Исследованием межличностных отношений в семьях, воспитывающих детей с нормальным развитием, занимались многие ученые: А.А. Бодалев, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, А.С. Спиваковская (Багдарасьян И.С., 2000).
По анализу же проблем межличностных отношений в семьях, имеющих детей с проблемами в развитии, можно найти довольно немного работ. Отдельные проблемы семьи такого ребенка освещены в работах Т.Г. Богдановой, Н.В. Мазуровой (1998); Т.А. Добровольской (1989, 1991); С.Д. Забрамной, 1993; А.И. Захарова (1976, 1978, 1982); И.Ю. Левченко, В. В. Ткачевой (1999); И.И. Мамайчук, В.Л. Мартынова, Г.В. Пятаковой (1989), Е.М. Мастюковой (1989), Г.А. Мишиной (1998), А.И. Раку (1977, 1981, 1982); М.М. Семаго (1992); А.С. Спиваковской (1981, 1986, 1999), У.В. Ульенковой (1986); В.В. Юртайкина, О.Г. Комаровой (1996) и др. Авторы обращают внимание на различные стороны сложных процессов взаимодействия аномального ребенка с окружающими, восприятия этого ребенка близкими для него людьми и развития самого ребенка как личности (там же).
Целенаправленно же исследованию проблем семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, и разработке технологий психологического изучения и диагностике подобных ячеек общества, посвящен ряд трудов В.В. Ткачевой (1998, 1999, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008).
Божович Л.И. в работе «Этапы формирования личности в онтогенезе» (1979) установила, что в процессе онтогенетического развития в психике ребенка возникают качественно новые образования. Эти психологические образования как некий целостный механизм, определяют поведение и деятельность человека, его взаимоотношения с людьми, его отношение к окружающему и к самому себе. Выготский Л.С., Лисина М.И., Эльконин Д.Б., разрабатывая проблему периодизации психического развития показали, что с возрастом изменяется мировоззрение ребенка, тип его ведущей деятельности, отношения со взрослыми и сверстниками, и это влечет за собой и изменения в отношение родителей к нему. Дубровина И.В. в работе «Семья и социализация ребенка» (Екжанова Е.А., Стребелева Е.А., 2005) рассматривает семью как главный источник социализации. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, основным механизмом ее является воспитание. Воспитание – это процесс социальный в самом широком смысле. На каждом возрастном этапе для успешного развития ребенка необходимо присутствие взрослых людей. Наиболее оптимальным является ситуация, когда в процессе формирования личности участвуют близкие и значимые для ребенка люди – оба родителя.
Неполноценные, а тем более искаженные эмоциональные контакты между родителями и детьми пагубно сказываются не только на формировании эмоциональной сферы ребенка, но и на его психическом развитии.
Негативные факторы, например, безразличие родителей в силу нежелания или каких-либо других причин, не удовлетворяющих стремлению ребенка к общению, депривации различного типа (неполноценные эмоциональные контакты между детьми и родителями, материнская депривация, авторитарность родителей, конфликтность между матерью и отцом, лишение родительского попечения, развод родителей) (исследования Захарова А.И., В.Н. Мясищева и др.), неизбежно играют отрицательную в развитии личности ребенка.
Рассматривая в историческом аспекте взаимоотношения семьи, воспитывающей аномального ребенка с окружающими, можно констатировать, что в разные времена социум по-разному реагировал на ее проблемы и нужды (Я.А. Коменский, Ж. Демор, Ж. Итар, С.С. Корсаков, И.В. Маляревский, А.М. Шерешевский).
Таким образом, семьи, воспитывающие умственно отсталого ребёнка, требуют социально-педагогической поддержки. Воспитание умственно отсталого малыша ставит перед родителями множество проблем, с которыми они нередко не могут справиться, что приносит вред как им самим, так ребенку. Ведь известно, чем раньше начинается коррекция дефекта, тем лучше прогноз. Развитие ребёнка в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. В связи с этим необходимо проводить целенаправленную работу с родителями, которая включает обследование внутреннего состояния родителей, выявление наиболее трудных в психологическом плане моментов жизни семьи, оказание консультативной и практической помощи.
Поэтому ряд исследователей обращались к вопросу организации помощи таким семьям, разработке путей психолого-педагогической коррекционной работы, хотя на данный момент подобные работы немногочисленны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в развитии умственно отсталого ребенка
Проблемы семьи, в которой родился ребенок с интеллектуальной недостаточностью, система помощи семьям в настоящее время, психологические типы родителей....
Формирование навыков самостоятельности у воспитанников 1-4 классов с умственной отсталостью в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната г. Киржача Обобщение педагогического опыта
Составитель: Красных Тактьяна Ивановна, воспитательгосударственного казенного общеобразовательного учрежденияВладимирской области «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат ...
Выступление на педагогическом совете "Задачи процесса социализации. Проблемы в развитии умственно отсталого ребенка и их преодоление в условиях организации учебно-воспитательного процесса с целью их социальной адаптации и интеграции в общество"
В материале предоставлено выступление на педагогическом совете с опытом работы педагога-психолога на занятиях по "Развитию психомоторики и сенсорных процессов" обучающихся с нарушением интел...
Статья: "Социально-психологические проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья"
В статье описываются социально-психологические проблемы, возникающие в семьях, где рождается ребенок с ограниченными возможностями здоровья, раскрываются особенности восприятия данной ситуации родител...
Понятие умственной отсталости в современной специальной педагогике.
Умственная отсталость – стойкое, необратимое нарушение интеллектуальной деятельности, возникающее уже на ранних этапах онтогенеза в результате травмы или заболевания ЦНС.У.о. относится к б...
Логопедическое сопровождение детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях специально организованного обучения
Выступление на педагогическом совете...
Развитие связной устной речи у умственно отсталых учащихся на специальных уроках
Работа над связной устной речью осуществляется на всех уроках русского языка, но наиболее оптимальные условия для этого создаются на уроках развития речи в связи с изучением предметов и явлений окружа...