Выступление на МО по теме: « Развитие познавательной активности на уроке и во внеурочной деятельности»
опыты и эксперименты

Маслова Наталья Александровна

Традиционно проблемы развития познавательного интереса ребенка  решается средствами занимательности в обучении математике. Однако следует больше использовать так называемую «внутреннюю» занимательность самой математики, тесно связанную с изучаемым учебным материалом, и  врожденную любознательность маленьких детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznava_aktivnost.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

        Выступление на мет. объединении по теме:

 « Развитие познавательной активности на уроке и во внеурочной деятельности»

                              Подготовила: Маслова Н.А. учитель начальных классов

 

    Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость , особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать все, что дает учитель, создают благоприятные условия для развития у детей познавательных интересов и активности. Когда учиться интересно- учиться легко , учиться хочется. Появлению интереса способствуют условия, обеспечивающие ребенку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, т е. осознание смысла и результатов своих усилий.

   Традиционно проблемы развития познавательного интереса ребенка  решается средствами занимательности в обучении математике. Однако следует больше использовать так называемую «внутреннюю» занимательность самой математики, тесно связанную с изучаемым учебным материалом, и  врожденную любознательность маленьких детей. Внутренняя занимательность-это появление необычных, нестандартных ситуаций с уже знакомыми детям понятиями, возникновение новых «почему» там, где, казалось бы, в се ясно и понятно( но только на первый взгляд).Это и проникновение в методику элементов игровой деятельности, которая присуще ребенку. Чему нужно научить ребенка при обучении математики? Размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать , высказывать догадки, проверять, правильные ли они, наблюдать , обобщать, делать выводы.

  Линия на развитие познавательных интересов учащихся достаточно четко прослеживается в учебниках математики автора Л.Г. Петерсон ( «Программа 2100» ),в них есть упражнения ,направленные на развитие внимания, наблюдательности , памяти, задания развивающего характера, логического мышления .Формировать интерес к математике, расширять кругозор, способствовать развитию навыков самостоятельной работы и в парах интересно прошел урок:  «Икс- педиция  к Математическому полюсу» (урок34 стр.108 )  вместе со сказочными героями повторили .обобщили и закрепили материал. С удовольствием дети выполняют задания « Загадки- отгадки» закрепляя вычислительные навыки, вспоминают устное народное творчество.( №8 стр.78) Несколько уроков в третьем классе были на тему  « Как люди научились считать», познакомились с историческим материалом на тему «Арифметика каменного века», « Живая счетная машина» , « Системы счисления». С удовольствием дети играют в игру « Роботы» ( графические диктанты) учатся  правильно выполнять команды учителя, работают над выработкой внимания.

    Среди занимательных задач видное место занимают сказочные задачи, т.е.задачи со сказочными сюжетами, сказочными образами. Сказочная форма позволяет ввести необычные ,увлекательные ситуации в математические задачи. Задачи оживляются ,а через сказочные элементы учитель может найти путь в сферу эмоций ребенка. Важна и обратная связь: встреча со сказочными героями в мире математики побуждает ребенка еще раз прочитать литературное произведение, поразмыслить над ним. Симпатии на стороне положительных героев. Добро торжествует, зло наказывается. Сказки и через задачи продолжают воспитывать детей. Задача о Старике Хоттабыче (№14 стр.100) позволяет развивать не только развивать вычислительные навыки, логическое мышление, но и познакомиться с писателем Лазарем Лагиным ( юбилей которого отмечают в январе 2009 года,) прочитать  и обсудить это произведение. После работ с такими задачами , на уроках внеклассного чтения  продолжается знакомство со сказочными героями, с их авторами. (в  ноябре  было 100-летие Н. Носова- решали задачи про коротышек из Цветочного городка).

    На уроках информатики( по учебнику А. Горячева «Информатика в играх и задачах»уроки проходят с героями :инопланетянином Янтом и роботом Бобом. Знакомились с понятием алгоритм и его видами, выполняли задания: « Посади дерево », «Собери портфель», « Вскипяти воду», « Отправь письмо».Знакомились с понятиями: Из чего предмет состоит? Что умеет?  Что такое? Кто такой? Что у любого есть? Что любой умеет? Имя для всех, имя для каждого, придумывали необычное животное, давали ему имя. В конце четверти подводим итоги и результаты неплохие.

    В основе грамотного письма по русскому языку – аналитико - ситнтетическая работа над слогом и развитие фонематического слуха. Важны и разнообразны упражнения по выработке орфографической зоркости: ПИСЬМО С ПРОГОВАРИВАНИЕМ, КОММЕНТИРОВАНОЕ ПИСЬМО , СПИСЫВАНИЕ. В учебнике   « Русского языка» авт. Р.Н. Бунеев и др. есть тексты объясняющие лексическое значения слов.( № 5 стр.119), дети знакомятся с родословной слова оладьи, при изучении темы «Безударная гласная в корне» в №110 стр.82 задание:  «Подчеркни все безударные гласные в корнях, а потом  проверь себя , все ли подчеркнул , их должно быть 25 !» , на уроках знакомятся с историческим материалом (Свободный диктант « Самолет» №142 стр.96-когда появилось слово, какие и где были первые самолеты. ), часто встречаются тексты познавательного характера.(Н-р:№27  стр.22  )-интересно детям было узнать, что многие имена в разных языках соответствуют русским, и почему русский язык называют богатым?

       Заканчивая урок  не забываю хвалить тех, кто часто на уроках не уверен в себе, малоактивен , но сегодня работал чуть лучше, чем вчера , отмечаю даже небольшие достижения .Похвала вдохновляет ребенка, позволяет поверить в себя, а это стимулирует и развивает познавательную деятельность и активность учащихся.  

        Познавательную активность развиваем и во внеурочное время. Участвуя в конкурсе « Мой край!» разучивали стихи и частушки на мордовском языке, ребята с уважением смотрели на тех , кто рассказывал эти стихи, переводили на русский, а Филиппова Марина поправляла ребят, учила правильно произносить слова- не зря учим язык со второго класса.  По истории проходили интересный материал про первого государя, первых царей, ребята с удовольствием  в библиотеке читали энциклопедии, писали доклады про  русских царей.  Посещая Музей С. Эрьзя узнали о первобытных людях, их жизни,  о первобытном искусстве ,цикл лекций:      

расширяет кругозор детей при посещении и национального музея, где познакомились с жизнью, укладом, народными обычаями, костюмами и культурой мордовского народа.

    В результате систематической работы по развитию познавательной активности дети стали более активными, любознательными , качество их знаний заметно повысилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие познавательной активности младших школьников на уроках математики и во внеурочное время".

В данном обобщении опыта прослеживается:  использование известных и новых методик, разработка новых средств и правил их применения, современных ИКТ с целью повышения уровня творческого, познавате...

Распространение передового педагогического опыта на тему: «Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время»

Распространение передового педагогического опыта на тему: "Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время"...

Выступление на тему "Развитие познавательной активности младших школьников через игровую деятельность в урочное и внеурочное время".

В начальной школе очень важно заинтересовать детей учебной и познавательной деятельностью, а проще всего это сделать через хорошо им знакомую  игру.Цель выступления:-показать воспитательный и обу...

ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ по теме: « Развитие познавательной активности на уроке и во внеурочной деятельности»

  Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость , особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать все, что дает учитель, соз...

Опыт работы по теме "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"

     Материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных учреждениях,  с детьми разных возрастных групп, при организации образовательной, самостоятельной и совмес...

Методические рекомендации "Развитие познавательного интереса и творческой активности на уроках и во внеурочной деятельности в начальных классах с применением информационно-коммуникационных технологий".

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позв...