Новые образовательные стандарты НОО и ООО (2021): обзор изменений
статья
О новых требованиях ФГОС начального и основного общего образования (приказы Минпросвещения от 31.05.2021г№ 286 и № 287). В статье – таблица с обзором главных изменений во ФГОС НОО и ООО. В ней вы найдете, что скорректировали в новых стандартах, как было раньше и какие требования придется соблюсти теперь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otlichie_novyh_fgos.pptx | 58.32 КБ |
novye_obrazovatelnye_standarty_noo_i_ooo.docx | 25.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Новая жизнь с 1 сентября 2022 года Именно с 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а ребята, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для других ребят продолжить обучение по ним будет возможно только при согласии родителей обучающихся.
В документах отмечается, что ФГОСы обеспечивают единство образовательного пространства России , вариативность содержания образовательных программ, благоприятные условия воспитания и обучения , - формирование у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями и пр.
Главные отличия Сегодняшние ФГОС . Новый ФГОС. будут максимально точно сформулированы требования к предметам всей школьной программы, конкретизировано то, чем овладеет школьник и что освоит. Также упор сделан на применении знаний на практике. содержат общие, размытые формулировки.
Можно выделить несколько позитивных моментов: Повышается прозрачность системы образования , за что все мы бьемся уже долгое время. Любой родитель сможет ознакомиться с документом и понимать, чему именно учат в школе их ребенка, а значит, повышается вероятность включения в процесс образования родителей. Качество образования повысится за счет единства содержания. Достижение личностных результатов , которые также детализированы и конкретизированы в обновленном документе, будет направлено на реализацию программы воспитания. Определена система требований к тому, как должна реализовываться образовательная программа, это позволяет создать равные возможности для того, чтобы ребята получили качественное образование.
Новые ФГОС , как и прежде, требуют системно- деятельностного подхода . Они конкретно определяют требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. Если в старых стандартах эти результаты были просто перечислены, то в новых они описаны по группам . Личностные результаты группируются по направлениям воспитания: - гражданско-патриотическое; - духовно-нравственное; - эстетическое; - физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия; - трудовое; - экологическое; - ценность научного познания.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ООП НОО Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов ( в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей должны включать: содержание учебного предмета,учебного курса В том числе внеурочной деятельности),учебного модуля; Планируемые результаты освоения учебногопредмета,учебного курса,учебного модуля; Тематическое планирование с указанием количества академических часов,отводимых на освоение каждой темы и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов Формируются с учетом РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности совместно с семьей и др.институтами; Может иметь модульную структуру и включать: Анализ воспитательного процесса в классе; Цель и задачи воспитания обучающихся Виды, формы и содержание воспитательной деятельности с учетом специфики класса; Систему поощрения социальной успешности
Спасибо за внимание Источник: Материалы сайта Официальный интернет-портал правовой информации http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027
Предварительный просмотр:
Новые образовательные стандарты НОО и ООО (2021): обзор изменений
Какие изменения в работу школы вносят новые ФГОС НОО и ООО?
Как было | Как стало |
Способы, которыми школа обеспечивает вариативность содержания программ НОО, ООО | |
Требований к способам, с помощью которых надо обеспечивать вариативность программ, не было | Во ФГОС НОО и ООО закрепили, что школа может формировать программы разного уровня и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей школьников. Прописали три способа, с помощью которых надо обеспечивать вариативность содержания программ. Первый – в структуре программ НОО и ООО можно предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули. Второй – школа вправе разработать и реализовать программы углубленного изучения отдельных предметов. Третий – можно разработать и реализовать индивидуальный учебный план в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников (п. 6 ФГОС НОО, п. 5 ФГОС ООО) |
Требования к результатам освоения программы | |
Требований было меньше | Требования к результатам освоения программы уточнили и расширили по всем видам результатов – личностным, метапредметным, предметным. Также добавили результаты по каждому модулю основ религиозной культуры и светской этики. На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин (п. 9 ФГОС НОО, п. 8 ФГОС ООО) |
Требования к пояснительной записке | |
Содержание пояснительной записки было разным для НОО и ООО | Теперь содержание пояснительной записки одинаковое. На уровне НОО больше не нужно указывать состав участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности, но необходимо прописать механизмы реализации программы (п. 30.1 ФГОС НОО). А на уровне ООО понадобится добавить общую характеристику программы. Еще для ООО нужно описать механизмы реализации программы. это касается и индивидуальных учебных планов (п. 31.1 ФГОС ООО) |
Требования к рабочим программам | |
Не было требований: к тематическому планированию курса внеурочки с учетом рабочей программы воспитания; тематическому планированию рабочих программ с учетом возможности использования электронных образовательных ресурсов и цифровых образовательных платформ по каждой теме; формам проведения внеурочных занятий | Рабочие программы учебных предметов, курсов и модулей необходимо формировать с учетом рабочей программы воспитания. В тематическом планировании нужно указать, что по каждой теме возможно использовать электронные образовательные ресурсы. Требования к рабочим программам теперь едины, и нет отдельных норм для рабочих программ внеурочной деятельности. Но в описании к учебным курсам такой деятельности обязательно нужно указать форму проведения занятия (п. 31.1 ФГОС НОО, п. 32.1 ФГОС ООО) |
Содержание календарного плана воспитательной работы | |
Ранее календарный план воспитательной работы только упоминался в федеральных государственных образовательных стандартах | Указали, что в план нужно включать не только те мероприятия, которые организует и проводит школа, но и те, в которых она просто участвует (п. 32 ФГОС НОО, п. 33 ФГОС ООО) |
Перечень обязательных предметных областей, учебных предметов и учебных модулей | |
Деление предметов и курсов по предметным областям было другим | В предметной области «Математика и информатика» появился учебный предмет «Математика». В него входят учебные курсы «Алгебра», «Геометрия» и «Вероятность и статистика». Также изменили структуру предметной области «Общественно-научные предметы». Теперь учебный предмет «История» включает учебные курсы «История России» и «Всеобщая история». В предметную область «Основы религиозных культур и светской этики» входят учебные модули по основам православной, исламской, буддистской, иудейской культур, религиозных культур народов России, светской этике. Родители могут выбрать любой модуль. Свое решение им понадобится оформить письменно – подготовить заявление (п. 32.1 ФГОС НОО, п. 33.1 ФГОС ООО). Форма такого заявления не утверждена, школа вправе разработать шаблон самостоятельно |
Изучение родного и второго иностранного языка на уровне ООО | |
Включали в перечень обязательных предметных областей и учебных предметов | Теперь изучение родного и второго иностранного языка можно организовать, если для этого есть условия в школе. при этом также надо получить заявления родителей. Если ранее в школе не получали таких заявлений, нужно будет их собрать (п. 33.1 ФГОС ООО) |
Объем часов аудиторной нагрузки | |
ФГОС НОО: 2904 – минимум, 3345 – максимум | ФГОС НОО: 2954 – минимум, 3190 – максимум (п. 32.1 ФГОС НОО) |
Объем внеурочной деятельности на уровне НОО | |
1350 часов | 1320 часов (п. 32.2 ФГОС НОО) |
Требования к структуре содержательного раздела ООП | |
Раздел включал: программу формирования УУД на уровне НОО или программу развития УУД на уровне ООО; программы отдельных учебных предметов, курсов, а также курсов внеурочки на уровне НОО; рабочую программу воспитания; программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на уровне НОО; программу коррекционной работы | На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни (п. 31 ФГОС НОО). На уровне ООО вместо программы развития УУД указали программу формирования УУД. Программу коррекционной работы нужно включать, если в школе обучаются дети с ОВЗ. Также добавили рабочие программы учебных модулей (п. 32 ФГ |
Особенности обучения детей с ОВЗ | |
Применяли ФГОС НОО и (или) ФГОС НОО ОВЗ и (или) ФГОС для у/о | ФГОС НОО для детей с ОВЗ применять нельзя. Адаптированные программы на уровне ООО необходимо разрабатывать на основе ФГОС ООО (п. 12 ФГОС ООО). Предусмотрели вариации предметов. Например, для глухих и слабослышащих можно не включать в программу музыку. для всех детей с ОВЗ вместо физкультуры надо предусмотреть адаптивную физкультуру. Можно изменить срок и продолжительность изучения иностранного языка для глухих, слабослышащих учеников, детей с тяжелыми нарушениями речи и нарушениями опорно-двигательного аппарата. Если увеличиваете срок освоения адаптированной программы до шести лет на уровне ООО, то объем аудиторных часов не может быть менее 6018 (п. 33.1 ФГОС ООО) |
Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий | |
Настолько подробных норм не было | Зафиксировали право школы применять различные образовательные технологии. Например, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии (п. 19 ФГОС НОО, п. 19 ФГОС ООО). Если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, их нужно обеспечить индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам. Причем доступ должен быть как на территории школы, так и за ее пределами (п. 34.4 ФГОС НОО, п. 35.4 ФГОС ООО) |
Деление учеников на группы | |
Прямого регулирования не было, лишь упоминали о групповых формах работы | Зафиксировали, что образовательную деятельность можно организовать при помощи деления на группы. при этом учебный процесс в группах можно строить по-разному: с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей (п. 20 ФГОС НОО, п. 20 ФГОС ООО) |
Требования к программе формирования универсальных учебных действий | |
Требований и норм было больше | Для ООО прописали, что теперь нужно формировать у учеников знания и навыки в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества (п. 32.2 ФГОС ООО) |
Рабочая программа воспитания | |
Рабочая программа воспитания НОО должна была быть модульной и включать в себя обязательные разделы. для рабочей программы воспитания ООО было меньше требований | Требования к рабочей программе воспитания НОО стали мягче. Законодатели указали, что программа воспитания для НОО может, но не обязана включать модули, и описали, что еще в ней может быть (п. 31.3 ФГОС НОО). для ООО модульная структура также стала возможной, а не обязательной. Но для этого уровня образования добавили обязательные требования к рабочей программе воспитания. Так, она должна обеспечивать целостность образовательной среды, самореализацию и практическую подготовку учеников, учет социальных потребностей семей (п. 32.3 ФГОС ООО) |
Информационно-образовательная среда | |
Для учеников в школьной библиотеке надо было организовать доступ к информационным интернет-ресурсам, коллекциям медиаресурсов | Зафиксировали, что доступ к информационно-образовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода обучения (п. 34.3 ФГОС НОО, п. 35.3 ФГОС ООО) |
Оснащение кабинетов | |
Были общие требования к оснащению кабинетов. Так, в школе должны быть лингафонные кабинеты и помещения для проектной деятельности, занятий музыкой | Новые ФГОС ООО устанавливают требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям. В частности, кабинеты естественно-научного цикла нужно оборудовать комплектами специального лабораторного оборудования (п. 36.3 ФГОС ООО) |
Обеспечение учебниками и учебными пособиями | |
Школа обязана обеспечить каждого ученика как минимум одним экземпляром учебников и учебных пособий – в печатном или электронном виде | Школа обязана обеспечить каждого ученика минимум одним экземпляром учебных пособий в печатном виде, дополнительно можно предоставить электронную версию. Учебники можно предоставить в печатной или в электронной форме (п. 36.1 ФГОС НОО, п. 37.3 ФГОС ООО) |
Психолого-педагогические условия | |
Требований было меньше | В новых ФГОС акцентировали внимание на социально-психологической адаптации к условиям школы. Также расписали порядок, по которому следует проводить психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений (п. 37 ФГОС НОО, п. 38 ФГОС ООО) |
Повышение квалификации | |
Во ФГОС было требование, по которому педагоги должны были повышать квалификацию минимум раз в три года | Исключили норму, по которой педагоги должны повышать квалификацию не реже, чем раз в три года. В Законе об образовании по-прежнему закреплено, что педагог вправе проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию. Но теперь нет указания, как часто он должен это делать (п. 38.2 ФГОС НОО, п. 39.2 ФГОС ООО) |
Частные школы | |
Частные школы могли получить бюджетные средства только в объеме норматива региона. Они не включали в себя все виды расходов и были ниже, чем у муниципальных школ. при этом брать деньги с родителей частные школы не могли, если услугу хотя бы частично профинансировали из бюджета | Частные и государственные школы, которые реализуют государственные программы, теперь надо финансировать в одинаковом объеме (п. 39.4 ФГОС НОО, п. 40.5 ФГОС ООО) |
Источник: Справочник руководителя образовательного учреждения № 10 Октябрь 2021года https://e.rukobr.ru/922080?utm_medium=refer&utm_source=www.menobr.ru&utm_term=65889&utm_content=art&utm_campaign=red_block_content_button
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые образовательные стандарты - новый формат урока
Статья о возможностях, которые открываются благодаря использованию ИТ в учебном процессе....
Статья «Использование образовательных электронных ресурсов в условиях перехода на новые образовательные стандарты».
Сегодня компьютер в школе немыслим без электронных образовательных ресурсов. Учитель, использующий их на уроках, работает намного эффективнее, а ученик - гораздо более успешно учится....
Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения новых образовательных стандартов: включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность на основе принципа дифференциации
Одним из инструментов, позволяющих решить задачу реализации личностно-ориентированной модели начальной школы, является построение образовательного процесса на основе учебно-исследова...
Доклад :«Современные образовательные технологии и методики в воспитательной системе классного руководителя в условиях реализации и перехода на новые образовательные стандарты»
«Современные образовательные технологии и методики в воспитательной системе классного руководителя в условиях реализации и перехода на новые образовательные стандарты»...
ЭССЕ на тему: Новые образовательные стандарты - что ждет российских школьников в «Нашей новой школе»
ЭССЕпо дисциплине «Теоретические основы методической работы учителя начальных классов»Новые образовательные стандарты - что ждет российских школьников в «Нашей новой школе»Спец...
Новые образовательные стандарты НОО и ООО: обзор изменений
В статье – таблица с обзором главных изменений во ФГОС НОО и ООО. В ней вы найдете, что скорректировали в новых стандартах, как было раньше и какие требования придется соблюсти теперь. Вам не пр...
Особенности логопедического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов обучающихся с ОВЗ
Цель работы учителя - логопеда в рамках ФГОС: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и са...