Инклюзивное образование в начальной школе
статья
В этой статье я делюсь опытом работы с детьми с ограниченными возможностями. Сегодня, хоть мы все знаем о том, что это за дети, педагогам трудно порой найти методы, позволяющие продуктивно работать с ними. Нужно понимать, что они не являются ущербными по сравнению с другими. Просто другие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_detmi_s_ovz-statya_04.01.22.docx | 172.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Инклюзивное образование в начальной школе сегодня
(из опыта работы)
Н.В. Морозова, учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №47» г.Чебоксары
В этой статье хочу поделиться своим личным опытом работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Так получилось, что в каждом классе, с которым я работала как классный руководитель был хоть один такой ребенок. В первое время было очень…. тяжело - не то слово… малоинформативно, если позволите так выразиться. Сразу возникла лавина вопросов, и не совсем было понятно где искать на них ответы. Работать приходилось «наощупь», искать решения в литературе, но этого было очень и очень мало. Все равно ощущение отсутствия почвы под ногами не покидало меня. Курсы повышения квалификации по работе с детьми с ОВЗ дали только общее представление.
Только попав на курсы Татьяны Георгиевны Никулиной, прослушав ее лекции, туман стал рассеиваться. Уже после первых занятий появилось осознание, что с этими детьми можно работать и есть люди которые знают как. Конечно, тьютор для таких детей - это лучший вариант помощи для таких детей.
НО! Их очень мало и проект «Тьютор для особых детей» только набирает обороты. А детей с таким диагнозом с каждым днем все больше и работать нужно уже сегодня и сейчас. Изучение технологий тьюторского сопровождения ребенка с ОВЗ было тем толчком, который сегодня помогает мне в поиске способов работать с такими детьми.
Итак, кто они эти дети с ограниченными возможностями здоровья, сегодня знают все. Инклюзия прочно вошла в современные школы. И именно она обязана учитывать особенности развития КАЖДОГО ребенка. Другой острой темой стоит необходимость постоянно повышать эффективность учебно-воспитательного процесса КАЖДОГО ребенка и такого в том числе.
Многие дети с ОВЗ отличаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса. Первое правило, что я для себя вывела – терпение и не в квадрате, а в кубе. В такие моменты я мысленно говорю себе, что данный ребенок не виноват в том, что он такой.
Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. Приходиться порой подстраиваться под настроение. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство (во время урока через каждые 10-15 минут нужно делать перерыв, в противном случае он сам найдет причину, по которой ему обязательно нужно выйти). Часто диагноз ОВЗ ставят детям тогда, когда у последних неудачи в обучении уже уронили познавательную мотивацию до самого нижнего уровня, какой только можно себе представить. Школа к этому моменту у них ассоциируется с негативными эмоциями.
У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности. К этому нужно быть готовым.
Раз есть дети особенные, то и условия обучения для них особенные, им необходимо создать специальную коррекционно-развивающую среду, обеспечивающую условия для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов. Кроме этого, образование детей с ОВЗ предусматривает: лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса для каждой конкретной ситуации, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения.
При обучении детей с ОВЗ педагог должен понимать, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Просто они другие. Эти дети не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных правилах. Задача педагогов состоит в том, чтобы создать такие условия обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появится возможность компенсировать имеющийся дефект. Система коррекционно-развивающего обучения направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию. Она включает в себя много технологий, но я остановлюсь на тех, что чаще всего использую.
Сегодня технология разноуровневого обучения является одним из ключевых направлений школы – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Она базируется на принципах индивидуализации и дифференциации обучения, которые используются в педагогике давно.
Важным этапом на уроке является этап мотивации. Технология проблемного обучения представляет собой современную образовательную технологию деятельностного подхода, которая помогает развить ее, заставить ребят активно самостоятельно решать проблему.
Объяснительно-иллюстративные технологии – технологии при которых объяснение учебного материала сопровождается различными визуальными средствами. Установлено, что более 80 % информации человек усваивает с помощью органов зрения. Повышая активность зрительных рецепторов, учитель может рассчитывать на более высокое усвоение новой темы. Современное преподавание сочетает также интерактивные средства в виде презентаций, учебных фильмов. Я сразу заметила, что при визуализации усваиваемость материала увеличивается.
Материал легче удается понять, закрепить если ученик может не только увидеть, но и пощупать. Поэтому стараюсь активно это использовать. Например, при прохождении тем «Числа от 1 до 100» пришлось запастись десятью пакетиками с фасолинками по 10 штук, потом счетами (Рисунок 1).
Игровые технологии позволяют превращать урок в увлекательный учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Игровую технологию можно использовать в качестве части урока, а иногда и в качестве проведения целого урока. При подборе необходимо учитывать склонности ребенка.
Нужно отметить, что предпочтения приходиться учитывать во всем! К примеру, моему ученику очень нравилось писать на доске. Тогда большую часть работы он выполняет там, и занятия проходят легче, а иногда это становиться видом поощрения.
Информационно-коммуникационные технологии. ИКТ оживляют учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры. При использовании ИКТ, знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), лучше усваиваются и запоминаются на более долгий срок. Чаще всего использую занятия на платформе УЧИ.РУ.
Все технологии, которые учитель использует на современном уроке при работе с детьми с ОВЗ призваны чтобы сделать занятия более интересными, убедительными, а поток информации легко доступным. Что позволит управлять познавательной деятельностью школьников, учитывать индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков, уровень сложностей. И тогда обучение будет в радость и обучающемуся и учителю. Чего я всем и желаю!
Рисунок 1. Счеты позволяют потрогать «десятки и единицы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Эффективные методы и приемы работы с детьми в условиях инклюзивного образования в начальной школе»
Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников.Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить вс...
Презентация "Инклюзивное образование в начальной школе"
Инклюзивное образование в России находится в стадии формирования, поэтому для нашей страны задача налаживания системы инклюзивного образования требует решения на государственном уровне. Именно инклюзи...
Инклюзивное образование в начальной школе: Опыт, проблемы, перспективы.
Опыт, проблемы, перспективы инклюзивного образования в начальной школе....
Методы и приёмы работы инклюзивного образования в начальной школе
Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме "Методы и приёмы работы инклюзивного образования в начальной школе"...
Методы и приёмы работы инклюзивного образования в начальной школе
Конспект выступления "Методы и приёмы работы инклюзивного образования в начальной школе"...
Выступление на ШМО «Инклюзивное образование в начальной школе: Опыт, проблемы».
laquo;Инклюзивное образование в начальной школе:Опыт, проблемы»...
«Организация инклюзивного образования в начальной школе в соответствии с ФГОС»
Инклюзивное образование – особый подход к построению общего образования, который подразумевает доступность образования для каждого ребёнка, независимо от его особых нужд и потребностей....