Методы и приёмы работы инклюзивного образования в начальной школе
материал
Конспект выступления "Методы и приёмы работы инклюзивного образования в начальной школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 18.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приёмы работы в инклюзивном образовании в начальной школе
На фоне глубоких социально-экономических изменений в развитии общества происходят серьезные перемены в системе образования: в осмыслении его целей, содержания, методов вследствие наметившейся тенденции в направлении к гуманистическому, личностно-ориентированному обучению и воспитанию. В сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) формируется новый социальный заказ на инклюзивное образование ребенка. Инклюзия (включение) означает обеспечение гарантий поддержки тем, кто в ней нуждается, в какой бы форме она им не потребовалась. В образовательной области – это форма обучения, при которой учащиеся с ОВЗ посещают те же школы, что и их нормально развивающиеся сверстники; имеют индивидуальные, соответствующие их потребностям и возможностям учебные цели и обеспечиваются необходимой поддержкой.
В классах нашей школы система работы с обучающимися с ОВЗ направлена на компенсацию недостатков и восполнение пробелов дошкольного развития, преодоление негативных особенностей эмоционально - личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности и другое.
У детей с особыми образовательными потребностями отмечается низкий уровень познавательной активности, незрелость мотивации учебной деятельности, сниженная способность к приёму и переработке информации, недостаточная сформированность мыслительных операций (анализа, сравнения, синтеза, обобщения), быстрая утомляемость, и не только, поэтому особенно важно выбирать методы и приёмы обучения способные нивелировать особенности, затрудняющие освоение образовательных программ.
Наиболее приемлемыми методами и приёмами в практической работе учителя с обучающимися, имеющими особые образовательные потребности, считаем те, что содержат опору на:
- наглядный материал,
- практическую деятельность обучающихся,
- ведущий вид деятельности – игровой,
- краткие и чёткие инструкции,
- личный опыт обучающихся,
- ситуации успеха.
Работа с обучающимися с ООП проводится как в рамках уроков в общеобразовательном классе, так и индивидуально (или в малой группе), что так же влияет на выбор тех или иных методов и приёмов.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ на уроках использую следующие активные методы и приёмы обучения:
- Использование сигнальных карточек при выполнении заданий.
(Математика - с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус, числа от 1 до 10, Русский язык - круги разного цвета по звукам, карточки с буквами).
С использованием сигнальных карточек дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка. Так же сигнальные карточки можно использовать для того, чтобы ребёнок мог попросить помощи в затруднительной для него ситуации, не привлекая внимания других обучающихся.
2. Узелки на память. Данный приём важно использовать на протяжении всего урока. (Составление, запись и вывешивание на доску темы, цели, основных моментов). Детям с ООП зачастую сложно удерживать в памяти цели, поставленные в начале урока, что необходимо для формулировки выводов, рефлексии. Планомерная работа с «узелками» на уроке даёт возможность ребёнку, воспользовавшись опорой, сделать выводы самостоятельно.
3. Бланковая работа. Некоторые обучающиеся с ОВЗ имеют сложности с записью, правильным оформлением работ. Ребята работают медленно, тратя больше времени на запись, нежели на само задание. В таких случаях целесообразно давать детям подготовленный бланк, где ответ предполагается в более простой форме записи.
4. Восприятие материала с закрытыми глазами
Используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
5. Активные методы рефлексии.
Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно.
При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.
На своих уроках наиболее часто я использую рефлексию настроения и эмоционального состояния.
Приём с различными цветовыми изображениями.
«Дерево чувств» – учащимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт.
«Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по своему настроению.
6. Разрезные картинки. Помогают мотивировать детей на выполнение заданий. Урок превращается в квест. Выполненное задание приносит ребёнку кусочек раскраски на интересующую его тему, по результатам урока картинку склеиваем и раскрашиваем.
7. Работа на онлайн-платформе Учи.ру.
Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.
Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.
Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Эффективные методы и приемы работы с детьми в условиях инклюзивного образования в начальной школе»
Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников.Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить вс...
Презентация "Инклюзивное образование в начальной школе"
Инклюзивное образование в России находится в стадии формирования, поэтому для нашей страны задача налаживания системы инклюзивного образования требует решения на государственном уровне. Именно инклюзи...
Инклюзивное образование в начальной школе: Опыт, проблемы, перспективы.
Опыт, проблемы, перспективы инклюзивного образования в начальной школе....
Методы и приёмы работы инклюзивного образования в начальной школе
Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме "Методы и приёмы работы инклюзивного образования в начальной школе"...
Инклюзивное образование в начальной школе
В этой статье я делюсь опытом работы с детьми с ограниченными возможностями. Сегодня, хоть мы все знаем о том, что это за дети, педагогам трудно порой найти методы, позволяющие продуктивно работать с ...
Выступление на ШМО «Инклюзивное образование в начальной школе: Опыт, проблемы».
laquo;Инклюзивное образование в начальной школе:Опыт, проблемы»...
«Организация инклюзивного образования в начальной школе в соответствии с ФГОС»
Инклюзивное образование – особый подход к построению общего образования, который подразумевает доступность образования для каждого ребёнка, независимо от его особых нужд и потребностей....