Преимущества уроков, проектируемых с опорой на современные педтехнологии
материал

Главное изменение, которое произошло в деятельности педагогов с введением стандарта – это изменение подхода к организации урока. На смену традиционному понятию – планирование урока, приходит новое методическое понятие «проектирование урока».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektirovanie.docx26.13 КБ
PDF icon kruglyy_stol.pdf1.09 МБ

Предварительный просмотр:

Преимущества уроков, проектируемых с опорой на современные педтехнологии

(выступление на семинаре)

Главное изменение, которое произошло в деятельности педагогов с введением стандарта – это изменение подхода к организации урока. На смену традиционному понятию – планирование урока, приходит новое методическое понятие «проектирование урока».

Проектирование  (от лат. projectus, буквально – брошенный вперёд) – процесс создания продукта, прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Педагогическое проектирование – предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагога на уроке, прогнозирование её результатов.

Таким образом, появление в профессиональном языке термина

проектирование отражает те изменения, которые происходят сегодня в деятельности учителя при подготовке урока, реализующего требования ФГОС:

- осуществление целеполагания не как обозначение ориентиров в собственной обучающей деятельности, а как определение результатов образования ребенка (результатоориентированные цели в виде системы универсальных учебных действий);

- переход от определения (планирования) последовательности своей собственной деятельности к продумыванию совместной деятельности учителя и ученика;

- смена собственной позиции обучающего-информирующего на позицию создающего условия (образовательную среду) для учения, т.е. освоения и присвоения содержания образования ребенком.

Творческой группой учителей-предметников гимназии №498 города Санкт-Петербурга под руководством директора Медведевой Нины Владимировны был в 2015 году был разработан электронный конструктор урока «От цели к результату». Актуальность электронного конструктора состояла в том, чтобы максимально сократить время проектирования урока, соответствующего требованиям ФГОС, и составления технологической карты урока. Электронный конструктор позволяет учителю самостоятельно проектировать урок, выбирая из предложенных формулировок этапов урока, целей, результатов, необходимые ему. Затем позволяет проанализировать урок с точки зрения соответствия урока требованиям ФГОС. (Показ проектирования урока в электронном конструкторе).

Следует отметить, что данный конструктор допускает изменение заложенных в него формулировок с учетом потребностей и особенностей ОУ.

В связи с введение новых образовательных стандартов на смену понятия «методика обучения» пришло понятие «педагогическая технология».(Слайд 4) Различия этих понятий представлены в таблице.

Педагогическая технология

Методика обучения (воспитания)

1. Педагогическая технология всегда может быть описана как некоторый алгоритм (цепочка сопряженных действий педагога и учащихся, совокупность этапов и стадий).

1. В методике не всегда можно выделить четкий алгоритм деятельности.

2. Педагогическая технология требует диагностической постановки целей. Цели обучения (воспитания) формулируются диагностически – через конкретный результат («сформировать понятие…», «сформировать умение…», «выработать навык…» и т.д.).

2. В методике педагог чаще всего формулирует цели обучения (воспитания) через собственную деятельность или через изучаемое содержание («научить учащихся…», «изучить материал…»).  

3. Педагогическая технология всегда концептуальна, т.е. разрабатывается на основе определенной философской, психологической, педагогической, нейрофизиологической, этической концепции.

3. Методика редко опирается на определенную научную концепцию. Чаще всего она выводится из практического опыта.

4. Педагогическая технология универсальна, т.е. может быть использована в обучении всем или, по крайней мере, многим предметам.

4. Методика по определению предметна, т.е. ее использование ограничено одним учебным предметом или небольшим числом близкородственных предметов.

5. Признак педагогической технологии – наличие систематической оперативной обратной связи. Это значит, что учитель регулярно контролирует промежуточные результаты деятельности всех учащихся на основании четких показателей (для этого часто применяются тесты).

5. В методике используется чаще всего эпизодический контроль, т.е. учащиеся опрашиваются по разным вопросам в разные дни.

6. Использование педагогической технологии требует, как правило, определенной переработки содержания образования. Это значит, что учебный материал перерабатывается (переструктурируется) учителем в соответствии с данной технологией.

6. Методика обучения, как правило, не затрагивает содержания материала.

7. Педагогическая технология обладает свойством воспроизводимости, т.е. может быть успешно воспроизведена любым учителем по ее описанию.

7. Методика обучения (воспитания) тесно связана с личностными особенностями ее автора и с трудом подается воспроизведению другими учителями (хотя отдельные элементы методики могут быть технологизированы).

Педагогическая технология – это инструмент, позволяющий учителю эффективно решать задачи своей профессиональной деятельности. Применение педагогических технологий делает процесс решения задач последовательным, упорядоченным, продуманным и осознанным, позволяя педагогу достичь запланированного результата. Это очень важный момент, так как технологичность – одна из характеристик деятельности педагога XXI века!

Педагогическая технология реализуется в ходе совместной деятельности учителя, учеников и порой даже их родителей. В продолжение своего выступления мне бы хотелось остановиться на  некоторых элементах таких педагогических технологий как ТРКМ (технология развития критического мышления)  ТРИЗ (технология решения изобретательских задач)

2.        Попробуйте угадать о чем идет речь? Этот предмет поднимает настроение и ароматом, и вкусом, и цветом. Существует легенда, что Павел 1 решил свернуть проект Екатерины II по строительству Одессы увидев его бесперспективным. Тогда из города отправили ему три тысячи штук этих предметов, бывших в то время в Петербурге большой редкостью. Русский  император решил, что город, через который морем в страну доставляют столь чудесные предметы, все же приносит какую-то пользу и не стал отменять указ Екатерины. И горожане даже установили у себя в городе бронзовый памятник этому предмету. (Апельсин) Этот прием в ТРИЗ носит название «Отсроченная отгадка». Чаще всего используется для начала организации урока, так как позволяет включить обучающихся в мыслительную деятельность с первых минут урока.

3.        Следующий прием ТРКМ называется «Идеал». Нужно в обсуждении попробовать найти идеальное решение проблемы. А проблема такая – Маше и Мише нужен апельсин, но имеется только один оранжевый фрукт. Как решить эту проблему?

4.        Обсуждение результатов работы в парах.

1) Апельсин можно поделить, не так ли? Это стратегия компромисса, весьма почитаемая в нашей культуре. В этом случае каждому достанется пол-апельсина, а значит потребность каждой стороны удовлетворяется лишь наполовину. И вот удивительная деталь: даже если дележ происходил очень строго, у каждого участника остается смутное ощущение, что другому досталось больше.

Девиз: “Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть”.

2) Каждая сторона может завладеть фруктом лично, воспользовавшись для этого физической силой, социальным статусом, психологическим влиянием, возрастными или половыми привилегиями.

Это стратегия соперничества: “Мои цели мне важнее всего, остальные пусть сами решают свои проблемы”.

Девиз: “Чтобы я победил, ты должен проиграть”.

3) Апельсином можно распорядиться и нетривиально: выбросить его в окно, подарить третьему лицу, раздавить. В общем: “Зачем мы, интеллигентные люди, будем сориться из-за какого-то апельсина?” Такова стратегия избегания, нет объекта – нет конфликта; нет личных целей – нет проблемы.

Девиз: “Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что я в этом участия не принимаю”.

4) Фрукт может отойти в собственность одному из участников конфликта вследствие самоотверженного поступка другого: “Тебе он больше нужен, я обойдусь” Это стратегия приспособления – отказ от собственных целей ради целей другого человека.

Девиз: “Чтобы ты выиграл, я должен проиграть”.

5) Наконец, ситуацию вокруг апельсина можно разрешить и таким способом. Партнерам нужно позволить себе две вещи, на первый взгляд, совершенно несовместимые. Во-первых, иметь собственные жизненные цели (в данном случае – в виде потребности в апельсине), во-вторых, признать аналогичное право за оппонентом.

Два счастливых обладателя цитруса садятся за круглый стол с тем, чтобы не спеша обсудить взаимные ожидания, опасения и тревоги. В ходе разговора может выясниться, что один из них нуждается в апельсиновом соке по причине авитаминоза, а второй вовсе не претендует на жидкую часть фрукта, так как печет пирог и нуждается в апельсиновой цедре. Апельсин торжественно чистится, а бывшие оппоненты расстаются совершенно удовлетворенные, так как потребность каждого полностью удовлетворена. Кроме того, сам процесс конструктивного решения проблемы оставил у каждого приятное ощущение компетентности и мудрости. Называется такой вариант, как мы уже знаем, стратегией сотрудничества.

Девиз: “Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть”.

6) По статистике дети проводят в школе 11.000 часов за период обучения, а за телевизором и компьютером – свыше 18 000 часов за этот же период. И задача учителя создать на уроках условия для развития коммуникативных способностей детей, научить их общаться и взаимодействовать в социуме. В связи с этим педагога важную роль играет технология педагогического сотрудничества.  Данная технология не является новой, но педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии. Целевыми ориентациями данной технологии являются: переход от педагогики требований к педагогике отношений, гуманно – личностный подход к ребёнку, единство обучения и воспитания.

А теперь посмотрите на формулировку термина «сотрудничество» на экране и скажите, как его можно улучшить? какое слово здесь нужно изменить или может совсем убрать?

Размышляя о том, в чем же преимущество уроков, проектируемых с опорой на современные педтехнологии, я нашла ответ в одной мудрой китайской притче.

Однажды двое учеников подошли к своему Учителю с просьбой рассудить их спор. Ученики не могли решить как в разговоре с собеседником, следует давать ответы на вопросы. Один сказал:

— Учитель, я думаю, что лучше отвечать на вопрос без промедления, и позже, в случае ошибки, исправляться, чем заставлять собеседника слишком долго ждать ответа.

На это другой ученик возразил:

— Нет, напротив, следует обдумывать свой ответ тщательно, взвешивая каждую мелочь и деталь. Пусть на это уйдёт сколько угодно времени, главное — дать верный ответ.

Учитель взял в руки апельсин и сказал, обращаясь к первому ученику:

— Если ты дашь своему собеседнику съесть первую половину апельсина неочищенной, и лишь потом, очистив кожуру, отдашь вторую, может случиться так, что твой собеседник, распробовав горечь первой половины, выбросит вторую.

Затем Учитель обратился ко второму ученику:.

— Ты, конечно же, не накормишь своего собеседника горьким апельсином. Наоборот, ты будешь долго и тщательно очищать его, старательно отделяя от мякоти малейшие прожилки кожуры. Но, боюсь, что твой собеседник может уйти, так и не дождавшись обещанного угощения.

— Так как нам следует поступать, — в один голос спросили ученики.

8)Представим, что апельсин – это знание и умение, которые мы должны передать нашим ученикам. Как вы думаете, каков же был ответ Учителя?

— Перед тем как угощать кого-либо апельсинами, научитесь их чистить так чтобы не кормить собеседника ни горечью кожуры, ни напрасными ожиданиями, — ответил Учитель, — ну а пока не научитесь, доверьте лучше этот процесс тому, кого собираетесь угостить… И ещё, — немного погодя добавил он, — почаще чистите апельсины для себя.

  Поэтому главное преимущество современных уроков – это разнообразие видов деятельности, которое педагоги должны предоставлять ученикам, и постоянное совершенствование своего педагогического мастерства.

Преимущества уроков, проектируемых на основе современных педтехнологий определяются тем, что:

- Учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействиях личности и информации.

- Обучение проводится на основе принципов сотрудничества, совместного планирования, осмысливания.

- Ученики получают возможность реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания.

- На уроке создается целостное (многогранное) представление об изучаемом материале.

Закончить свое выступление хочется разговором двух учеников:

Что означает словосочетание «Сизифов труд»?

- Это значит бесполезная работа. Например, выучил урок, а тебя не спросили!

Хочу пожелать вам, дорогие коллеги, чтобы ваши уроки ученики не воспринимали, как сизифов труд, а учили с удовольствием и интересом. Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО "Аспектный анализ урока как основной вид анализа современного урока"

Современный урок- это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, дл...

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА НА ОСНОВЕ ТРЕБОВАНИЙ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ.

Настоящий современный урок начинается не со звонка, а задолго до него, так как подготовка к уроку – это не просто разработка урока, его моделирование или проектирование, оформление в поурочный план, н...

Современные педтехнологии на уроках литературного чтения

Происходящая сегодня модернизация образовательной системы в стране в целом в качестве первостепенной выдвигает задачу повышения качества и ...

Современные педтехнологии.

Справочная информация....

Использование современных педтехнологий как средство повышения качества образования школьников.

Использование современных педтехнологий  как средство повышения качества образования школьников.    Во всех странах мира педагоги занимаются поиском путей повышения обучения в совр...

Конспект урока математики во 2 классе "Современный урок, какой он?"

Конспект урока математики во 2 классе по теме «Умножение числа 2»1.  ФИО: Темербекова Алия Алексеевна2.  Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение...

Технологическая карта урока окружающего мира "Опора тела и движение" "УМК Школа России" (3 класс)

Тема урока «Опора тела и движение»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся понятий «скелет,мышцы,опорно-двигательная система,осанка» и...