Рабочая программа по математике 1-4 Л.Г.Петерсон
рабочая программа
В данном материале представлена общая рабочая программа по математике для 1-4 классов по учебным пособиям Л.Г. Петерсон
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа 1-4 Петерсон | 105.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
3. Содержание учебного предмета
4. Тематическое планирование
5. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Пояснительная записка
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: примерной программы по предмету «Математика», а также авторской программы «Математика» Л. Г. Петерсон, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Программа предназначена для учащихся 1-4 класса общеобразовательной школы.
Цель:
- формирование у учащихся основ умения учиться;
- развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике;
- создание возможностей для математической подготовки каждого ребенка на высоком уровне.
Задачи:
- формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
- приобретение опыта самостоятельной математической деятельности с целью получения нового знания, его преобразования и применения;
- формирование специфических для математики качеств мышления, необходимых для полноценного функционирования в современном обществе, и в частности логического, алгоритмического и эвристического мышления;
- духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее с учётом специфики начального этапа обучения математике принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;
- формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основ компьютерной грамотности;
- реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учётом возрастных особенностей;
- овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых дли повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе;
- создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды).
В учебном плане МБОУ Гимназия им. А. И. Яковлева на изучение предмета отводится:
1 класс - 132 часа из расчета 4 часа в неделю.
2 класс – 136 из расчета 4 часа в неделю.
3 класс – 136 из расчета 4 часа в неделю.
4 класс – 136 из расчета 4 часа в неделю.
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета.
1 класс | Личностные результаты:
Метапредметные результаты: регулятивные
познавательные
коммуникативные
Предметные:
Ученик научится :
круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус;
выполнять их сложение и вычитание;
Ученик получит возможность научиться:
|
2 класс | Личностные результаты:
Метапредметные результаты: регулятивные
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. познавательные
коммуникативные
Предметные результаты:
Ученик научится :
« в столбик» ;
пределах 1000 в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
периметр многоугольника;
длинам их сторон, вычислять их периметр и площадь;
Ученик получит возможность научиться:
|
3 класс | Личностные результаты:
Представление о своей гражданской идентичности в форме сознания «Я» как гражданина России на основе исторического математического материала. Метапредметные результаты: регулятивные:
познавательные
коммуникативные
Предметные результаты:
Ученик научится :
(без остатка) круглые числа в случаях, сводимых к делению в пределах 100;
случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
события;
существенные признаки симметрии;
куба;
b, а : х = b, x : a = b с комментированием по компонентам действий;
Ученик получит возможность научиться:
таблиц, числового луча, выражать их в несложных случаях с помощью формул;
|
4 класс | Личностные результаты:
Представление о своей гражданской идентичности в форме сознания «Я» как гражданина России на основе исторического математического материала. Метапредметные результаты регулятивные
познавательные
коммуникативные
Предметные результаты:
Ученик научится :
действия, оценки, прикидки результата, вычисления на калькуляторе;
числами в пределах 1 000 000 000, содержащих 4–6 действий (со скобками и без скобок) на основе знания правил порядка выполнения действий;
на числовом луче, сравнивать доли, находить долю числа и число по доле;
смысл арифметических действий, разностное и кратное сравнение, равномерные процессы (вида a = bc); решать задачи на приведение к единице (четвертое пропорциональное);
делительное свойства сложения и умножения, правила вычитания числа из суммы и суммы из числа, деления суммы на число, частные случаи действий с 0 и 1, использовать все эти свойства для упрощения вычислений;
чисел с помощью числового луча и мысленно, записывать множества их решений, используя теоретико-множественную символику. распознавать, читать и применять новые символы математического языка: обозначение доли, дроби, процента (знак %), запись строгих, нестрогих, двойных неравенств с помощью знаков >, <, ≥, ≤, знак приближенного равенства , обозначение координат на прямой и на плоскости, круговые, столбчатые и линейные диаграммы, графики движения;
главную мысль и важные замечания, примеры, иллюстрирующие главную мысль и важные замечания, проверять понимание текста. Ученик получит возможность научиться:
для решения текстовых задач графики движения.
самостоятельно составленные из ломаных линий, передавать закодированное изображение «на расстояние» , расшифровывать коды;
|
3. Содержание учебного предмета.
1 класс | 33 недели - 132 часа ( 4 часа в неделю) Тема 1: Общие понятия (16ч) Свойства предметов. Сравнение предметов. Совокупности предметов или фигур. Сравнение двух совокупностей. Действия. Компоненты действий. ространственно – временные отношения. Порядок Тема 2: Числа и операции над ними (93 ч) Число от 1 до 9. Цифры от 1 до 9. Состав чисел. Числовой отрезок. Сравнение чисел. Число 0. Цифра 0. Свойства нуля. «Волшебные цифры». Римские цифры. Сложение и вычитание. Составление выражений. Треугольная таблица сложения. Задача. Простейшие уравнения. Число 10. Состав числа 10. Счет десятками. Круглые числа. Запись и название чисел до 20. Сложение и вычитание в пределах 20. Сравнение двузначных чисел. Квадратная таблица сложения. Тема 3: Геометрические фигуры и величины (23 ч) Точки и линии. Области и границы. Отрезок и его части. Разбиение фигур на части. Величины и их измерение. Сравнение величин. Сбор и представление информации о единицах измерения величин, которые использовались в древности на Руси и в других странах. |
2 класс | 4ч. х 34 недели = 136 часов Тема 1: Числа и арифметические действия с ними (60 ч). Приёмы устного сложения и вычитания двузначных чисел. Запись сложения и вычитания двузначных чисел в столбик. Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. Сотня. Счёт сотнями. Наглядное изображение сотен. Чтение, запись, сравнение, сложение и вычитание круглых сотен (чисел с нулями на конце, выражающих целое число сотен). Счёт сотнями, десятками и единицами. Наглядное изображение трёхзначных чисел. Чтение, запись, упорядочивание и сравнение трёхзначных чисел, их представление в виде суммы сотен, десятков и единиц (десятичный состав). Сравнение, сложение и вычитание трёхзначных чисел. Аналогия между десятичной системой записи трёхзначных чисел и десятичной системой мер. Скобки. Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них). Сочетательное свойство сложения. Вычитание суммы из числа. Вычитание числа из суммы. Использование свойств сложения и вычитания для рационализации вычислений. Умножение и деление натуральных чисел. Знаки умножения (×) и деления (:). Название компонентов и результатов умножения и деления. Графическая интерпретация умножения и деления. Связь между умножением и делением. Проверка умножения и деления. Нахождение неизвестного множителя, делимого, делителя. Связь между компонентами и результатом умножения и деления. Кратное сравнение чисел (больше в ..., меньше в ...). Делители и кратные. Частные случаи умножения и деления с 0 и 1. Невозможность деления на 0. Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих умножение и деление (со скобками и без них). Переместительное свойство умножения. Таблица умножения. Табличное умножение и деление чисел. Сочетательное свойство умножения. Умножение и деление на 10 и на 100. Умножение и деление круглых чисел. Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих сложение, вычитание, умножение и деление (со скобками и без них). Распределительное свойство умножения. Правило деления суммы на число. Внетабличное умножение и деление. Устные приёмы внетабличного умножения и деления. Использование свойств умножения и деления для рационализации вычислений. Деление с остатком с помощью моделей. Компоненты деления с остатком, взаимосвязь между ними. Алгоритм деления с остатком. Проверка деления с остатком. Тысяча, её графическое изображение. Сложение и вычитание в пределах 1000. Устное сложение, вычитание, умножение и деление чисел в пределах 1000 в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Тема 2: Работа с текстовыми задачами (28 ч). Анализ задачи, построение графических моделей, планирование и реализация решения. Простые задачи на смысл умножения и деления (на равные части и по содержанию), их краткая запись с помощью таблиц. Задачи на кратное сравнение (содержащие отношения «больше (меньше) в …»). Взаимно обратные задачи. Задачи на нахождение задуманного числа. Составные задачи в 2—4 действия на все арифметические действия в пределах 1000. Задачи с буквенными данными. Задачи на вычисление длины ломаной; периметра треугольника и четырёхугольника; площади и периметра прямоугольника и квадрата. Сложение и вычитание изученных величин при решении задач. Тема 3: Геометрические фигуры и величины (20 ч). Прямая, луч, отрезок. Параллельные и пересекающиеся прямые. Ломаная, длина ломаной. Периметр многоугольника. Плоскость. Угол. Прямой, острый и тупой углы. Перпендикулярные прямые. Прямоугольник. Квадрат. Свойства сторон и углов прямоугольника и квадрата. Построение прямоугольника и квадрата на клетчатой бумаге по заданным длинам их сторон. Прямоугольный параллелепипед, куб. Круг и окружность, их центр, радиус, диаметр. Циркуль. Вычерчивание узоров из окружностей с помощью циркуля. Составление фигур из частей и разбиение фигур на части. Пересечение геометрических фигур. Единицы длины: миллиметр, километр. Периметр прямоугольника и квадрата. Площадь геометрической фигуры. Непосредственное сравнение фигур по площади. Измерение площади. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр) и соотношения между ними. Площадь прямоугольника. Площадь квадрата. Площади фигур, составленных из прямоугольников и квадратов. Объём геометрической фигуры. Единицы объёма (кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр) и соотношения между ними. Объём прямоугольного параллелепипеда, объём куба. Преобразование, сравнение, сложение и вычитание однородных геометрических величин. Тема 4: Величины и зависимости между ними (6 ч). Зависимость результата измерения от выбора мерки. Сложение и вычитание величин. Необходимость выбора единой мерки при сравнении, сложении и вычитании величин. Поиск закономерностей. Наблюдение зависимостей между компонентами и результатами умножения и деления. Формула площади прямоугольника S = a ∙ b. Формула объёма прямоугольного параллелепипеда V = (a b)c. Тема 5: Алгебраические представления (10 ч). Чтение и запись числовых и буквенных выражений, содержащих действия сложения, вычитания, умножения и деления (со скобками и без них). Вычисление значений простейших буквенных выражений при заданных значениях букв. Запись взаимосвязи между умножением и делением с помощью буквенных равенств вида а ∙ b = с, b ∙ а = с, с: а = b, с :b = a. Обобщённая запись свойств 0 и 1 с помощью буквенных формул: а ∙ 1 = 1 ∙ а = а, а ∙ 0 = 0 ∙ а = 0, а : 1 = а, 0: а = 0 и др. Обобщённая запись свойств арифметических действий с помощью буквенных формул. Уравнения вида а ∙ х = b, а :х = b, x : a = b, решаемые на основе графической модели (прямоугольник). Комментирование решения уравнений. Тема 6: Математический язык и элементы логики (2 ч). Знакомство со знаками умножения и деления, скобками, способами изображения и обозначения прямой, луча, угла, квадрата, прямоугольника, окружности и круга, их радиуса, диаметра, центра. Определение истинности и ложности высказываний. Построение простейших высказываний вида «верно/неверно, что …», «не», «если …, то …». Построение способов решения текстовых задач. Знакомство с задачами логического характера и способами их решения. Тема 7: Работа с информацией и анализ данных (10 ч). Операция. Объект и результат операции. Операции над предметами, фигурами, числами. Прямые и обратные операции. Отыскание неизвестных: объекта операции, выполняемой операции, результата операции. Программа действий. Алгоритм. Линейные, разветвлённые и циклические алгоритмы. Составление, запись и выполнение алгоритмов различных видов. Чтение и заполнение таблицы. Анализ данных таблицы. Составление последовательности (цепочки) предметов, чисел, фигур и др. по заданному правилу. Упорядоченный перебор вариантов. Сети линий. Пути. Дерево возможностей. Сбор и представление информации в справочниках, энциклопедиях, интернет-источниках о продолжительности жизни различных животных и растений, их размерах, составление по полученным данным задач на все четыре арифметических действия, выбор лучших задач и составление «Задачника класса». |
3 класс | 4ч. х 34 недели = 136 часов Тема 1. Множество и его элементы (29ч). Множество. Элемент множества. Их обозначение. Пустое множество и его обозначение. Равенство множеств. Диаграмма Венна. Подмножество, его обозначение. Классификация. Пересечение множеств. Свойства пересечения. Объединение множеств, их обозначение, свойства объединения. Тема 2. Многозначные числа. Римская нумерация (14ч). Чтение, запись, сравнение и классификация любого натурального числа в пределах класса единиц, класса тысяч, класса миллионов по заданному основанию; определение места каждого из них в натуральном ряду. Представление натурального числа в виде суммы разрядных слагаемых. Продолжение изучения римской письменной нумерации. Знакомство с цифрами L, C, D, M. Запись чисел с помощью всех изученных знаков. Сравнение римской и современной письменной нумерации. Тема 3. Величины (7ч). Единицы длины, массы. Километр. Миллиметр. Грамм. Центнер. Тонна. Соотношение между величинами. Тема 4. Умножение и деление на однозначное число (14ч). Умножение и деление многозначного числа на однозначное. Запись умножения и деления в столбик Умножение на двузначное и трехзначное число. Общий случай умножения многозначных чисел. Кратное сравнение чисел. Распределительное свойство умножения относительно сложения. Деление суммы на число. Деление с остатком. Связь делимого, делителя, значения неполного частного и остатка между собой. Вычисление значения сложного числового выражения со скобками и без них, содержащего 3-5 действий. Решение уравнений и текстовых задач с соответствующими случаями действий над числами. Буквенные и числовые выражения, задачи и выражения с переменной. Тема 5. Симметрия (4ч). Знакомство с окружностью. Центр окружности. Свойство точек окружности. Радиус окружности. Построение окружности с помощью циркуля. Взаимное расположение точек плоскости и окружности. Продолжение знакомства с пространственными телами: шаром, цилиндром, конусом, призмой и пирамидой. Сравнение геометрических тел. Преобразование фигур. Симметрия. Симметричные фигуры. Тема 6. Меры времени (6ч). Меры времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век, эра, столетие, тысячелетие. Календарь. Таблица мер времени. Виды часов: механические, песочные, электронные, солнечные. Операции с единицами времени. Тема 7. Выражения с переменной (13ч). Сложение и вычитание в пределах изученных чисел. Связь выполнения этих действий с таблицей и разрядным составом чисел. Буквенные и числовые выражения, содержащие одно – два действия с использованием терминов: сумма, разность. Тема 8. Формулы периметра, объёма, боковой поверхности параллелепипеда (5ч). Знакомство с общепринятой единицей измерения углов - градусом и его обозначением. Транспортир как инструмент для измерения величины углов, его использование для измерения и построения углов заданной величины. Единица измерения длины – километр. Нахождение площади прямоугольника различными способами: разбиением на квадраты, с помощью палетки, по значениям длины и ширины. Знакомство с понятием объёма. Вычисление объёма параллелепипеда. Тема 9. Решение задач на движение (6ч). Формула пути. Формула стоимости. Формула работы. Формула произведения. Таблица, чертёж, схема и рисунок как форма краткой записи задачи. Обратные задачи. Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз (косвенная форма). Задачи на приведение к единице. Задачи на пересечение и объединение множеств. Составные задачи на разностное и кратное сравнение. Задачи на нахождение суммы двух произведений. Задачи, решаемые по формуле произведения: («Скорость. Время. Расстояние», «Цена. Количество. Стоимость», «Время работы. Производительность. Объём работы»). Тема 10. Умножение многозначных чисел (38ч). Умножение и деление многозначных чисел в столбик. Деление с остатком. Текстовые задачи с соответствующими случаями умножения и деления. |
4 класс | 4ч. х 34 недели = 136 часов Тема 1. Неравенство (16ч). Что такое неравенство. Способы решения неравенств. Понятие «двойное неравенство». Отличие неравенства от других математических записей. Нахождение множества решений неравенства. Тема 2. Письменное деление (12ч). Алгоритм письменного деления. Деление методом прикидки. Тема 3. Оценка площади (10ч). Понятие оценки, прикидки. Нахождение границы любой фигуры. Поиск приближенного значения площадей. Тема 4. Дроби (45ч). Понятие дроби как числа, выражающего часть единиц счета. Понятие доли числа. Понятие правильной и неправильной дроби, смешанного числа. Запись и чтение дроби. Сравнение дробей. Нахождение части числа. Нахождение числа по его части. Решение задач на нахождение части и целого. Выполнение действий с дробями: сложение и вычитание. Выделение целой части из неправильной дроби. Запись смешанного числа в виде неправильной дроби. Тема 5. Координаты (12ч). Понятие диаграммы. Виды диаграмм. Понятие координаты. Построение точки по координатам. Определение координаты точки. Тема 6. Одновременное движение (21ч). Понятие одновременного движения. Понятия «скорость сближения», «скорость удаления». Решение задач на движение. Тема 7. Новые единицы площади (9ч). Понятие ар, гектар. Соотношение ара и гектара к другим единицам площади. Перевод из одних единиц измерения площади в другие. Тема 8. Углы (11ч). Понятия «развернутый угол», «смежный угол». Способы сравнения углов. Алгоритм измерения углов. Измерение угла с помощью транспортира. Сравнение углов разными способами. Построение угла. |
4.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ | Тема раздела | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся |
1 класс 33 недели - 132 часа ( 4 часа в неделю) | |||
1 | Общие понятия: Свойства предметов. Сравнение предметов. Совокупности предметов или фигур. Сравнение двух совокупностей. Действия. Компоненты действий. Пространственно – временные отношения. Порядок | 16 ч. | Учащиеся осваивают первоначальные умения: - задавать вопросы; - вступать в учебный диалог; -пользоваться условными обозначениями учебника; - сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, материалу. -основные отношения между предметами: больше - меньше, выше – ниже, шире – уже, толще – тоньше, спереди – сзади, сверху – снизу, слева – справа. -составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности. Сравнение двух совокупностей. Знаки = и =. -установлению равночисленности двух совокупностей с помощью составления пар. Равенство и неравенство чисел. Знаки < и >. -соединений совокупностей в одно целое (сложение). Знак сложения. -удаления части совокупности (вычитание). Знак вычитания. -связи между сложением и вычитанием совокупностей. Переместительное свойство сложения. -называть компоненты сложения и вычитания. Зависимость результатов этих действий от изменения компонент. |
2 | Числа и операции над ними Число от 1 до 9. Цифры от 1 до 9. Состав чисел. Числовой отрезок. Сравнение чисел. Число 0. Цифра 0. Свойства нуля. «Волшебные цифры». Римские цифры Сложение и вычитание. Треугольная таблица сложения. Задача Простейшие уравнения. Число 10. Состав числа 10. Счет десятками. Круглые числа Запись и название чисел до 20. Сложение и вычитание в пределах 20. Сравнение двузначных чисел. Квадратная таблица сложения. Гимназический компонент: Составление выражений. Прием «Шесть шляп» | 93 ч. | Учащиеся осваивают умения: - работать с натуральными числами как результатом счета и измерения. - работать с числами и цифрами от 1 до 9. Наглядное изображать однозначные числа совокупностями точек, костями домино, точками на числовом отрезке и т.д. Состав чисел от 1 до 9. Отношения между числами (=,=,<,>) Нуль. Сложение с нулем. Вычитание нуля. Знакомятся: - с римскими цифрами. Алфавитной нумерацией. «Волшебными цифрами». -С сложением и вычитанием. компонентами сложения и вычитания. Взаимосвязи сложения и вычитания. Изучают: - наглядное изображение сложения и вычитания с помощью совокупностей предметов и на числовом отрезке. - нахождение неизвестного компонента сложения, вычитания. Переместительное свойство сложения натуральных чисел. - таблицу сложения. Чтение, запись и нахождение числового значения выражения (без скобок). Сравнение выражений. -условие и вопрос задачи. Запись решения и ответа на вопрос задачи. Изображение условия задач с помощью графических моделей. Решение текстовых задач арифметическим способом. Решение простых и составных задач на сложение, вычитание и разностное сравнение чисел. -арифметические действия с величинами при решении задач. -уравнения вида a+x=b, a-x=b, x-a=b, решаемые на основе соотношения между частью и целым. - десяток. Состав числа 10. Счет десятками. Наглядное изображение десятков. Запись «круглых» чисел и действий с ними. -счет десятками и единицами. Наглядное изображение двузначных чисел. Запись и чтение двузначных чисел. Сравнение двузначных чисел. -сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд. -сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток. Поиск закономерностей. Таблица сложения. |
3 | Геометрические фигуры и величины Точки и линии. Области и границы. Отрезок и его части. Разбиение фигур на части. Величины и их измерение. Сравнение величин. Гимназический компонент: Сбор и представление информации о единицах измерения величин, которые использовались в древности на Руси и в других странах. | 23 ч. | Учащиеся осваивают умения: -распознавать и называть геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная (замкнутая, незамкнутая), многоугольник, квадрат, прямоугольник, треугольник. -выделения фигур на чертеже. Изображать фигуры от руки и с помощью чертежного инструмента (линейки). - сравнения и раскраски фигур. - составления фигур из частей и разбиение фигур на части. - конструирования фигур из палочек. - распознавания и называния геометрических тел: шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед, куб. Знакомятся с: - величинами длины, массы, объема и их измерение. - единицами измерения в древности и в наши дни. |
2 класс 4ч. х 34 недели = 136 часов | |||
1. | Числа и арифметические действия с ними. Приёмы устного сложения и вычитания двузначных чисел. Запись сложения и вычитания двузначных чисел в столбик. Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. Сотня. Счёт сотнями. Наглядное изображение сотен. Чтение, запись, сравнение, сложение и вычитание круглых сотен (чисел с нулями на конце, выражающих целое число сотен). Счёт сотнями, десятками и единицами. Наглядное изображение трёхзначных чисел. Чтение, запись, упорядочивание и сравнение трёхзначных чисел, их представление в виде суммы сотен, десятков и единиц (десятичный состав). Сравнение, сложение и вычитание трёхзначных чисел. Аналогия между десятичной системой записи трёхзначных чисел и десятичной системой мер. Скобки. Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них). Сочетательное свойство сложения. Вычитание суммы из числа. Вычитание числа из суммы. Использование свойств сложения и вычитания для рационализации вычислений. Умножение и деление натуральных чисел. Знаки умножения (×) и деления (:). Название компонентов и результатов умножения и деления. Графическая интерпретация умножения и деления. Связь между умножением и делением. Проверка умножения и деления. Нахождение неизвестного множителя, делимого, делителя. Связь между компонентами и результатом умножения и деления. Кратное сравнение чисел (больше в ..., меньше в ...). Делители и кратные. Частные случаи умножения и деления с 0 и 1. Невозможность деления на 0. Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих умножение и деление (со скобками и без них). Переместительное свойство умножения. Таблица умножения. Табличное умножение и деление чисел. Сочетательное свойство умножения. Умножение и деление на 10 и на 100. Умножение и деление круглых чисел. Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих сложение, вычитание, умножение и деление (со скобками и без них). Распределительное свойство умножения. Правило деления суммы на число. Внетабличное умножение и деление. Устные приёмы внетабличного умножения и деления. Использование свойств умножения и деления для рационализации вычислений. Деление с остатком с помощью моделей. Компоненты деления с остатком, взаимосвязь между ними. Алгоритм деления с остатком. Проверка деления с остатком. Тысяча, её графическое изображение. Сложение и вычитание в пределах 1000. Устное сложение, вычитание, умножение и деление чисел в пределах 1000 в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. | 60 ч. | Систематизировать изученные способы сложения и вычитания чисел: по общему правилу, по числовому отрезку, по частям, с помощью свойств сложения и вычитания. Устанавливать способы проверки действий сложения и вычитания на основе взаимосвязи между ними. Моделировать сложение и вычитание двузначных чисел с помощью треугольников и точек, записывать сложение и вычитания чисел в столбик. Строить алгоритмы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через разряд, применять их для вычислений, самоконтроля и коррекции своих ошибок, обосновывать с их помощью правильность своих действий. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее рациональный способ. Образовывать, называть, записывать число 100. Строить графические модели круглых сотен, называть их, записывать, складывать и вычитать. Сравнивать геометрические фигуры, описывать их свойства. Различать, обозначать и строить с помощью линейки отрезки, лучи, ломаные линии, многоугольники, находить точку пересечения прямых, длину ломаной, периметр многоугольник. Измерять с помощью линейки звенья ломаной, длины сторон многоугольников, строить общий способ нахождения длины ломаной и периметра многоугольника, применять его для решения задач. Находить рациональные способы вычислений, используя переместительное свойство сложения. Использовать зависимости между компонентами и результатами сложения и вычитания для сравнения выражений и упрощения вычислений. Составлять числовые и буквенные выражения, находить их значения, закреплять изученные приемы устных и письменных вычислений. Составлять и сравнивать числовые и буквенные выражения, определять порядок действий в выражениях, находить их значения наиболее рациональным способом, строить и исполнять вычислительные алгоритмы, закреплять изученные приемы устных и письменных вычислений. Решать простые и составные задачи (2-3 действия), сравнивать различные способы решения текстовых задач, примеров, находить наиболее рациональный способ. Собирать, обобщать и представлять данные (работая в группе или самостоятельно), составлять собственные задачи и вычислительные примеры всех изученных типов. Фиксировать результат своей учебной деятельности на уроке открытия нового знания, использовать эталон для обоснования правильности выполнения учебного задания, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона). |
2 | Работа с текстовыми задачами Анализ задачи, построение графических моделей, планирование и реализация решения. Простые задачи на смысл умножения и деления (на равные части и по содержанию), их краткая запись с помощью таблиц. Задачи на кратное сравнение (содержащие отношения «больше (меньше) в …»). Взаимно обратные задачи. Задачи на нахождение задуманного числа. Составные задачи в 2—4 действия на все арифметические действия в пределах 1000. Задачи с буквенными данными. Задачи на вычисление длины ломаной; периметра треугольника и четырёхугольника; площади и периметра прямоугольника и квадрата. Сложение и вычитание изученных величин при решении задач. | 28 ч. | Выделять в задаче условие, вопрос, данные, искомое. Дополнять текст до задачи на основе знаний о структуре задачи. Выполнять краткую запись, используя чертёж и условные знаки. Обосновывать выбор действий для решения задач, содержащих отношения «больше в…» , меньше в …», задач на расчёт стоимости (цена, количество, стоимость), на нахождение промежутка времени (начало, конец, продолжительность события). Решать простые и составные задачи на выполнение четырёх арифметических действий. Составлять задачу по рисунку, краткой записи, схеме, числовому выражению. |
3. | Геометрические фигуры и величины Прямая, луч, отрезок. Параллельные и пересекающиеся прямые. Ломаная, длина ломаной. Периметр многоугольника. Плоскость. Угол. Прямой, острый и тупой углы. Перпендикулярные прямые. Прямоугольник. Квадрат. Свойства сторон и углов прямоугольника и квадрата. Построение прямоугольника и квадрата на клетчатой бумаге по заданным длинам их сторон. Прямоугольный параллелепипед, куб. Круг и окружность, их центр, радиус, диаметр. Циркуль. Вычерчивание узоров из окружностей с помощью циркуля. Составление фигур из частей и разбиение фигур на части. Пересечение геометрических фигур. Единицы длины: миллиметр, километр. Периметр прямоугольника и квадрата. Площадь геометрической фигуры. Непосредственное сравнение фигур по площади. Измерение площади. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр) и соотношения между ними. Площадь прямоугольника. Площадь квадрата. Площади фигур, составленных из прямоугольников и квадратов. Объём геометрической фигуры. Единицы объёма (кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр) и соотношения между ними. Объём прямоугольного параллелепипеда, объём куба. Преобразование, сравнение, сложение и вычитание однородных геометрических величин. | 20 ч. | Чертить на клетчатой бумаге квадрат и прямоугольник с заданными сторонами. Определять вид треугольника по содержащимся в нём углам (прямоугольный, тупоугольный, остроугольный) или соотношению сторон треугольника (равносторонний, равнобедренный, разносторонний). Сравнивать пространственные тела одного наименования ( кубы, шары) по разным основаниям. Сравнивать фигуры по площади, измерять площадь различными мерками на основе использования общего принципа измерения величин, чертить фигуры заданной площади. Устанавливать соотношения между общепринятыми единицами площади: 1 см2, 1 дм2, 1 м2, преобразовывать, сравнивать, складывать и вычитать значения площадей, выраженные в заданных единицах измерения, разрешать житейские ситуации, требующие умения находить значение площади (планировка, разметка). Находить периметр , площадь прямоугольника. Использовать при решении задач формулы для нахождения периметра и площади квадрата и прямоугольника. Использовать единицы измерения длины и соотношения между ними. Исследовать и описывать свойства прямоугольного параллелепипеда, различать его вершины, ребра и грани, пересчитывать их, изготавливать его предметную модель, соотносить модель с предметами окружающей обстановки. |
4. | Величины и зависимости между ними Зависимость результата измерения от выбора мерки. Сложение и вычитание величин. Необходимость выбора единой мерки при сравнении, сложении и вычитании величин. Поиск закономерностей. Наблюдение зависимостей между компонентами и результатами умножения и деления. Формула площади прямоугольника S = a ∙ b. Формула объёма прямоугольного параллелепипеда V = (a b) c. | 6 ч. | Складывать и вычитать однозначные, двузначные и трехзначные числа на основе использования таблицы сложения, выполняя записи в строку или в столбик. Использовать знаки и термины, связанные с действиями умножения и деления. Выполнять умножение и деление в пределах табличных случаев на основе использования таблицы умножения. |
5. | Алгебраические представления Чтение и запись числовых и буквенных выражений, содержащих действия сложения, вычитания, умножения и деления (со скобками и без них). Вычисление значений простейших буквенных выражений при заданных значениях букв. Запись взаимосвязи между умножением и делением с помощью буквенных равенств вида а ∙ b = с, b ∙ а = с, с : а = b, с : b = a. | 10 ч. | Чтение и запись любых изученных чисел. Определять место каждого из изученных чисел в натуральном ряду и устанавливать отношения между числами. Группировать числа по указанному или самостоятельно установленному признаку. Устанавливать закономерность ряда чисел и дополнять его в соответствии с этой закономерностью. Называть три первых разряда натуральных чисел. Представлять двузначные и трёхзначные числа в виде разрядных слагаемых. Дополнять запись числовых равенств и неравенств в соответствии с заданием. Использовать единицу измерения массы (килограмм) и единицу вместимости (литр). Использовать единицы измерения времени (минута, час, сутки, неделя, год) и и соотношения между ними: 60 мин=1ч, 24ч=1сут., 7сут.=1нед., 12мес=1год. Определять массу с помощью весов и гирь. Определять время суток по часам. Складывать и вычитать однозначные, двузначные и трехзначные числа на основе использования таблицы сложения, выполняя записи в строку или в столбик. Использовать знаки и термины, связанные с действиями умножения и деления. Выполнять умножение и деление в пределах табличных случаев на основе использования таблицы умножения. Устанавливать порядок выполнения действий в сложных выражениях без скобок и со скобками, содержащих действия одной или разных ступеней. Находить значения сложных выражений, содержащих 2-3 действия. Использовать термины: уравнение, решение уравнения, корень уравнения. Решать простые уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, множителя, делимого и дели |
6. | Математический язык и элементы логики Знакомство со знаками умножения и деления, скобками, способами изображения и обозначения прямой, луча, угла, квадрата, прямоугольника, окружности и круга, их радиуса, диаметра, центра. Определение истинности и ложности высказываний. Построение простейших высказываний вида «верно/неверно, что …», «не», «если …, то …». Построение способов решения текстовых задач. Знакомство с задачами логического характера и способами их решения. | 5 ч. | |
7. | Работа с информацией и анализ данных Операция. Объект и результат операции. Чтение и заполнение таблицы. Анализ данных таблицы. Составление последовательности (цепочки) предметов, чисел, фигур и др. по заданному правилу. Сбор и представление информации в справочниках, энциклопедиях, интернет-источниках о продолжительности жизни различных животных и растений, их размерах, составление по полученным данным задач на все четыре арифметических действия, выбор лучших задач и составление «Задачника класса». Обобщение и систематизация знаний, полученных во 2 классе. | 10 ч | |
2 класс 4ч. х 34 недели = 136 часов | |||
- Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического оснащения | Коли-чество | Назначение, описание |
1 | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1.1 | Стандарт основного общего образования по предмету | 1 | |
1.2 | Л.Г. Петерсон. Математика. 1 - 4 класс. Учебник (3 части) – М.: Издательство «Ювента», 2017 г. | Учебник разработан в соответствии с ФГОС НОО и является составной частью завершённой предметной линии учебников «Математика». Содержание и структура учебника направлены на достижение учащимися предметных, метапредметных и личностных результатов, определённых в ФГОС. | |
1.3 | Рабочая программа по учебному предмету. | Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 1 - 4 классов общеобразовательной четырёхлетней начальной школы, разработана и составлена в соответствии с ФГОС второго поколения для УМК «Перспектива» | |
1.4 | Л.Г.Петерсон. Методическое пособие: Математика, 1 - 4 класс. Пособие для учителей. М.: Издательство «Ювента», 2017г. | В методическом пособии описана Система работы по учебнику Математики для 1 - 4 классов Л. Г. Петерсон, приведены программа, тематическое планирование, цели и задачи каждого этапа обучения, методические подходы к изложению знаний и результаты обучения. | |
1.5 | Л.Г. Петерсон. Самостоятельные и контрольные работы по математике. –М.: Издательство «Ювента», 2017 г. | Самостоятельные и контрольные работы составлены в соответствии с программой по математике для начальной школы автора Л.Г.Петерсон. Содержат рекомендации по организации и проведению контроля знаний учащихся. Могут быть использованы во всех типах учебных заведений. | |
1.6 |
| Пособие содержит тренинговые карточки по математике для начальной школы. Показано, как организовать учебные ситуации, в которых ученик находит новые способы действия, открывает новые средства решения учебных задач соответствующие требованиям ФГОС НОО. | |
Л.Г. Петерсон Электронное приложение к учебнику "Математика". 4 класс. | 1 | Электронное приложение содержит более 600 ресурсов, объединённых в рубрики: Новый материал. Решение задачи из учебника. Тренажёр. Проверочная работа. Игра. Все ресурсы электронного приложения скомпонованы в соответствии с логикой курса в целом и каждого урока в отдельности. Подробная инструкция с описанием возможностей и технологии использования электронного приложения к учебнику представлена в разделе Помощь. | |
2. | Демонстрационные учебные пособия | ||
2.1 | СД диск. Математика. Демонстрационные таблицы. Издательство «Учитель». 2017г. | 1 | Компакт-диск содержит комплект демонстрационных таблиц, систематизированных по основным темам математики в начальной школе. |
2.2 | Плакаты методические | - | |
2.3 | Портреты выдающихся деятелей | - | - |
3 | Экранно-звуковые пособия | ||
3.1 | Аудиозаписи, видеозаписи | - | |
4 | Технические средства обучения | ||
Компьютер Интерактивная доска «SMART Board» www. smarttech.com – интерактивная доска«SMART Board» school-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов nsportal.ru - Сеть работников народного образования uroki.net – для учителей начальных классов moi-universitet.ru - Образовательный портал "Мой университет". http://annik-bgpu.nm.ru-Материалы по преподаванию математики в начальной школе: ru http://www.proshkolu.ru - Интернет портал Pro Школу kinder.ru - Сайт «Интернет для детей», каталог детских ресурсов | 1 1 | В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ - ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку математики "Уравнение" 3 класс Петерсон
Презентация к уроку "Уравнение" 3 класс Петерсон...
Презентация для учащихся 2 класса по математике (автор Л.Г. Петерсон) " Такая загадочная Индия"
Данная презентация создана на уроках проектной деятельности учащимися 2 класса. Мотивирующим фактором стал урок математики, где в одном из заданий после ряда решённых примеров получалось слово "Индия"...
Календарно-тематическое планирование по математике 1 класс Л.Петерсон
Данное календарно-тематическое планирование составлено к учебнику Л.Петерсон. Математика1 класс по ФГОС....
Рабочая программа по математике 4 класс учебник Петерсон Л.Г.
Рабочая программа по математике, 4 класс, учебник Л.Г. Петерсон. Пояснительная записка к программе, учебно-тематическое планирование, содержание программы, требования к уровню подготовки учащихся, кал...
планирование по математике по программе Л. Петерсон 4 класс
Календарно-тематическое планирование по математике по программе Л. Г. Петерсон для 4 класса...
Урок математики попрограмме Л.Г.Петерсон во 2 классе с презентацией.
Проект урока математики по теме:Закрепление таблицы умножения на 4, задач на увеличение и уменьшение в несколько раз.Цель: закрепить навыки решения задач на увеличение, уменьшение числа в ...
Рабочая программа по математике для 1 класса. Петерсон Л. Г.
Рабочая программа по математике для 1 класса содержит пояснительную записку, тематическое планирование. Соответствует ФГОС....