Проблемы, возникающие при обучении русскому языку слепых и слабовидящих школьников
консультация

Васькина Жанна Николаевна

Из-за нарушения зрительных функций из сферы ощущений выпадает огромное количество сигналов, информирующих человека о важнейших свойствах предметов и явлений, что отрицательно влияет на развитие его познавательной деятельности – понижена продуктивность и скорость запоминания, затруднено выполнение операций анализа и синтеза, а также операций, на них основанных: сравнение, обобщение, абстрагирование  и т. п., ограничены знания об окружающем мире в целом. Всё это становится серьёзной причиной трудностей, возникающих на уроках русского языка, и в связи с этим возникают специфические особенности в процессе обучения слепых и слабовидящих детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на заседании МО учителей начальных классов

Проблемы, возникающие при обучении русскому языку слепых и слабовидящих школьников (1-5 класс).

 

Проблема

Пути решения в работе

со слепыми

со слабовидящими

1. 

Письмо по Брайлю плохой почерк.

Учителю изучить Брайль.

Приучать детей к регулярному выполнению работы над ошибками. Не мириться с переколами, помарками, затиранием точек.

Работать в тесной связи с логопедом, родителями, воспитателем и психологом.

Работать по прописям.  

Требовать вести записи гелевой ручкой с чёрной пастой, для обозначений использовать шариковую ручку с зелёной пастой.

2. 

Медлительность.

Давать больше устных заданий. На уроке проводить выборочные проверки, диктанты.  

Проверку качества выполнения задания проводить по вопросам учителя/учебника.  

Уменьшить количество заданий, либо, не меняя количества заданий, уменьшить их объём.  

Работать по планам и алгоритмам.  Давать задание учащимся до урока в тетради написать число, словосочетание «Классная работа».  

Постоянно напоминать о времени, которое отведено на выполнение задания.  

Давать более компактные задания (тесты, «выпиши…») вместо более громоздких.  

Учить сокращению слов при записи теоретического материала. Применять работу в парах: медлительный - быстрый.  

Часто менять виды деятельности. Привлекать педагогов-психологов для выработки у учащихся умений сосредотачиваться, концентрировать внимание, не отвлекаться на сторонние раздражители.

Давать более компактные задания (тесты, «выпиши…») вместо более громоздких.  

Перед началом работы сообщить о времени, отведенном на выполнение задания, периодически говорить о том, сколько минут осталось.

Руководить работой класса, приучая всех выполнять задание за одинаковые промежутки времени: «Взяли ручки с зеленой пастой, подчеркнули грамматическую основу… надписали способы выражения главных членов предложения… сосчитали количество простых предложений… составили схему». Начинать проверку самостоятельного выполненного задания, не дожидаясь медлительных, тогда, когда более половины учащихся все сделали.

Учить сокращению слов при записи теоретического материала.

3. 

Низкая техника чтения.

Уменьшать объём читаемого.  Чаще предлагать прочитать задание к упражнению, текст упражнения плохо читающему.  

Практиковать совместное чтение ученика с учителем (вместе проговариваем слова, выражения, но ребёнок читает вслух).  

Давать домашнее задание по чтению (текст правила, упражнения,

Предлагать для чтения занимательные тексты с последующим использованием материала в учебной деятельности.  

Давать задания на чтение текстов упражнений предварительно на дом, читать текст на уроке по цепочке по абзацам.                  

 

 

задания, стихи, проза).

Взаимодействовать с классным руководителем, воспитателем, родителями.

4. 

Неумение ориентироваться в учебнике.

Использовать закладки.  

Оказывать индивидуальную помощь. Практиковать помощь хорошо ориентирующихся учеников более слабым.  

Называть не только номер упражнения, но и страницу, абзацы, строки.  Требовать от учащихся самостоятельного выполнения домашних заданий по учебнику на самоподготовке.

Взаимодействовать с воспитателем, родителями.

Постоянно работать с приложениями к учебнику и его оглавлением.

Пользоваться закладками, называть страницу вслух, когда ее найдет первый ученик.

5. 

Неумение рационально вести записи материала в тетрадях.

Руководить ведением записей. Предлагать учительский образец в виде карточки, удачные ученические работы в качестве образца. Вырабатывать алгоритмы записи. Обучать использованию общепринятых сокращений слов.  

Требовать делить при записи текст на абзацы.

Широко использовать схемы, таблицы, учительский образец в виде карточки, презентации, обучать использованию общепринятых сокращений слов.

6. 

Неумение работать с таблицами и схемами.

Составлять и предлагать для чтения и анализа небольшие таблицы. Вырабатывать навык составления небольших (2-3 столбца, 3-4 строки) таблиц сначала под руководством учителя, а затем по инструкции.

 

Предлагать для изучения и анализа теоретический материал в виде схем и таблиц.

Требовать оформления теоретического материала в виде схем и таблиц, начиная с предложения внести текстовый материал в пустую схему, заканчивая заданием разработать внешний вид схемы самостоятельно и затем внести туда материал.

Составлять  схемы и таблицы под руководством учителя, а в дальнейшем постепенно приходить к самостоятельной работе.

7. 

Рассеянное внимание.

Часто менять виды деятельности (но не более 4-5 за урок), использовать планы, алгоритмы, комментирование.

Четко формулировать задания, после сообщения задания требовать повторения его формулировки от учащихся.  

Всегда давать установку на восприятие материала и проверять ее

Готовить для тренировочных упражнений занимательный и игровой материал.

Всегда давать установку на восприятие материала и проверять ее выполнение.

Часто менять виды деятельности (но не более 4-5 за урок), использовать планы, алгоритмы, комментирование.

выполнение.

Вводить теоретический материал небольшими порциями.  

Избегать рутинных/затяжных видов работы.

Привлекать педагогов-психологов для тренировки внимания учащихся.

Подводить промежуточный итог при завершении каждого этапа урока.

8. 

Замедленность переключения с одного вида деятельности на другой.

Использовать не более 3-х видов деятельности.  

Подводить промежуточный итог при завершении каждого этапа урока.

В зависимости от изменения задания менять интонацию, темп речи, тембр голоса.  

Привлекать педагогов-психологов для повышения переключаемости внимания учащихся.

Использовать не более 3-х видов деятельности.  

Подводить промежуточный итог при завершении каждого этапа урока.

В зависимости от изменения задания менять интонацию, темп речи, тембр голоса.  

Привлекать педагоговпсихологов для повышения переключаемости внимания учащихся.

9. 

Бедность и невыразительность речи.

Добиваться развёрнутого ответа с помощью опорного конспекта, вопросного плана, шаблона, заготовленного ответа с пропусками терминов, понятий.  

Предлагать подготовку устных тематических высказываний с определённым количеством предложений (3-5). Вначале давать возможность ответить сильному ученику, затем поручить этот же материал повторить слабому.  Выполнять различные творческие задания индивидуально и в группе.

 

Требовать полных ответов на вопросы учителя.

Указывать точное количество предложений, начиная с которого устное выступление будет оцениваться положительно.

Использовать дифференцированную оценку устных выступлений в зависимости от характера предложений: простые, простые осложненные, сложные.

Редактировать тексты творческих работ.  

Работать по поиску средств выразительности в классических текстах.

10. 

Неумение планировать и осуществлять деятельность самостоятельно.

Любой новый вид деятельности начинать с фронтальной работы по составлению ее плана с учителем, затем постепенно переходить к групповому планированию и, наконец, к самостоятельному.

Постепенно увеличивать объем самостоятельных работ.

Использовать работу в паре, в группе со сменой ролей.

Практиковать самопроверку, взаимопроверку.

Привлекать педагогов-психологов и родителей для повышения степени уверенности учащихся в своих действиях.

Любой новый вид деятельности начинать с фронтальной работы по составлению ее плана с учителем, затем постепенно переходить к групповому планированию и, наконец, к самостоятельному.

Чаще предлагать письменные задания, текст которых надо прочитать самостоятельно.

Привлекать педагогов психологов и родителей для повышения степени уверенности учащихся в своих действиях.

11. 

Неумение выполнять задания по образцу.

Практиковать задания с последующей самопроверкой.

Практиковать задания с последующей самопроверкой.

12. 

Низкий уровень общих знаний.

Активно использовать все имеющиеся у учащихся метапредметные представления для формирования новых.

Организовывать частые выходы в «большой мир»: экскурсии, внеклассные мероприятия с обязательными последующими творческими отчётами.  

Целенаправленно работать над формированием и коррекцией представлений.  

Давать учащимся задания по подготовке на основе дополнительного материала сообщений, рефератов, исследований, индивидуальных и коллективных проектов.  

Проигрывать разнообразные ситуации.  

Как можно больше включать в урок дополнительных сведений на этапах словарной работы, работы с текстом, иллюстрировать тексты и задания, демонстрировать портреты авторов текстов, рассказывать о книгах, делиться интересной информацией.

Активно использовать все имеющиеся у учащихся метапредметные представления для формирования новых.

Организовывать частые выходы в «большой мир»: экскурсии, внеклассные мероприятия с обя-

зательными последующими творческими отчётами.  

Целенаправленно работать над формированием и коррекцией представлений.  

Давать учащимся задания по подготовке на основе дополнительного материала сообщений, рефератов, исследований, индивидуальных и коллективных проектов.  

Как можно больше включать в урок дополнительных сведений на этапах словарной работы, работы с текстом, иллюстрировать тексты и задания, демонстрировать портреты авторов текстов, рассказывать о книгах, делиться интересной информацией.

13. 

Кратковременность памяти

Читать правила вслух хором, повторять правила после хорового чтения.

Вести тетради-справочники.

Практиковать письмо по памяти. Проводить работу в парах: рассказ правил друг другу.

Привлекать педагогов-психологов и родителей для развития памяти у учащихся.

Читать правила вслух хором, повторять правила после хорового чтения.

Вести тетради-справочники.

Практиковать письмо по памяти.

Проводить работу в парах: рассказ правил друг другу.

Привлекать педагогов психологов и родителей для развития памяти у учащихся.

14. 

Инфантильность.

Практиковать работу в группах.  Внушать каждому ответственность за качественное выполнение задание группой («Ты должен подготовить, проверить, оценить… От тебя зависит…»).

Создание ситуации проживания: «Поставь себя на место героя». Привлекать педагогов-психологов и родителей для повышения степени ответственности учащихся за свои действия.

Подбирать тексты упражнений, изображающие обдуманные, ответственные поступки детей или, наоборот, последствия необдуманных поступков.

Чаще применять взаимооценку по четким критериям.

Предлагать групповые задания с четким делением обязанностей. Вести разъяснительную работу с родителями учащихся.

15. 

Низкая мотивация учебной деятельности.

Давать нестандартные задания.

Проводить беседы с детьми. Организовывать встречи с выпускниками.  

Вести разъяснительную работу с родителями учащихся.

Награждать         символическими призами за успехи.

16. 

Низкое качество усвоения материала.

Постоянно повторять наизусть определения и правила, делить новый материал на фрагменты, постоянно поддерживать обратную связь, контролируя степень усвоения материала, проверять письменные работы каждый урок.

Постоянно повторять наизусть определения и правила, делить новый материал на фрагменты, постоянно поддерживать обратную связь, контролируя степень усвоения материала, проверять письменные работы каждый урок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы обучения русскому языку детей мигрантов и пути их решения.

Материал представляет собой статью о проблемах обучения русскому языку детей мигрантов....

Проблемы воспитания речевой грамотности в процессе обучения русскому языку и литературному чтению у младших школьников.

В статье говорится о проблемах с граммотностью у младших школьников. Предлагаются пути их разрешения....

Обучение русскому языку слабовидящих учащихся

В статье указаны специальные методы и  приёмы, позволяющие слабовидящим учащимся  проедолевать трудности при изучении русского языка....

Особенности работы логопеда со слепыми и слабовидящими школьниками, имеющими речевые нарушения

Особенности работы логопеда со слепыми и слабовидящими школьниками, имеющими речевые нарушения Важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей – это хорошая речь. Правильная, б...

Формирование УУД анализа и синтеза у младших школьников при обучении русскому языку как междисциплинарная проблема

В статье отражены результаты обобщения психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы по проблеме формирования универсальных учебных действий анализа и синтеза у младших школьнико...

Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий в начальной школе для слепых и слабовидящих школьников

Типовые задания по формированию универсальных учебных действий на уроках в начальных классах, которые могут быть использованы в учебном процессе....