Обучение русскому языку слабовидящих учащихся
статья по русскому языку

Прысь Ольга Евгеньевна

В статье указаны специальные методы и  приёмы, позволяющие слабовидящим учащимся  проедолевать трудности при изучении русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_russkomu_yazyku_slabovidyashchih_uchashchihsya.docx15.92 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение русскому языку  слабовидящих учащихся.

Программа  начальных классов по русскому языку для слабовидящих детей соответствуют аналогичным программам массовой общеобразовательной школы. Вместе с тем эти программы построены с учётом особенностей развития слабовидящих детей, которые проявляются в сфере восприятия, представлений, мышления, речи, движений, ориентировки в пространстве. Это предполагает использование как традиционных методов обучения (словесные, наглядные, практические), так и специальных приёмов коррекционной работы.

 По функциональному значению приёмы коррекции для урока русского языка следует рассмотреть в следующей совокупности:

•  приёмы, обеспечивающие доступность учебной информации для детей с     нарушением зрения;

•  специальные приёмы организации обучения по предмет: алгоритмизация      учебной деятельности с учетом зрительных нарушений, специфика

      структурного построения урока, специальная гимнастика для глаз и др.;

•  логические приёмы переработки учебной информации (конкретизация,

     установление аналогии по образцам, обобщение);

•  приёмы использования технических средств, специальных приборов и

    оборудования (тифлотехника, аппараты, усиливающие зрительную

    информацию).

В ходе учебно-познавательной деятельности дети с нарушениями зрения испытывают трудности, связанные как с темпом учебной работы, так и с качеством выполнения учебных заданий. Для данной категории детей характерными являются:

  • низкий уровень умения целостно, детально и последовательно воспринимать содержание сюжетной картины, композиции, включающей большое количество героев, деталей; выделять первый, второй планы;
  • низкий уровень умения узнавать предметы, изображенные в различных вариантах (контур, силуэт, модель);
  • низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в основе овладения навыками письма и чтения;
  • плохое запоминание букв;
  • невозможность различения конфигураций сходных по написанию букв, цифр и их элементов;
  • пропуск или появление новых (лишних) элементов в череде однородных предметов;
  • низкий уровень овладения навыками письма и чтения;
  • наличие серьезных затруднений в копировании букв;
  • появления зеркального написания букв, носящий стойкий характер и др.

  Для преодоления трудностей используются специальные приёмы:

•  широкое использование зрительной наглядности с учётом зрительных

    особенностей детей. (Плакаты со словами из словаря, графическое цветное     выделение орфограммы, индивидуальные памятки, сигнальные карточки,     алгоритмы, таблицы, схемы-опоры);

•  сокращение временных интервалов между написанием слов, в которых

    было много ошибок, системное их повторение;

•  использование перфокарт, выборочных диктантов, списываний,  

    комментированного письма;

•  использование приёмов, облегчающих запоминание написания слов из

    словаря: орфографическое проговаривание, этимологический анализ,  

    приём    сравнения, группировка слов;

•  соблюдение принципа от простого к сложному, правильное

    чередование     устных и письменных работ.

      В целях повышения эффективности обучения русскому языку слабовидящих школьников и повышения интереса к предмету необходимо использовать на уроках задания, содержащие игровые моменты, загадки, дидактические игры, задания по развитию речи.

      При работе со слабовидящими учащимися следует широко применять наглядный метод обучения.  В качестве средств наглядности необходимо использовать схемы и таблицы, иллюстрации в учебнике, раздаточный и дидактический материалы, альбомы сюжетных картинок, открытки, карточки, плакаты, муляжи, гербарии, диафильмы,  звукозаписи. Выбор их определяется конкретным содержанием каждого урока. Всё это помогает детям усвоить учебный материал лучше и качественнее.

       Обучение русскому языку слабовидящих учащихся строится на тех же общедидактических принципах, что и в обычной массовой школе. Но учебный процесс для этих детей только тогда будет эффективен, когда пути реализации данных принципов не механически переносятся из массовой школы, а используются с учётом особенностей слабовидящих.

       Учитывая специфические особенности учащихся с нарушениями зрения, выявляя трудности усвоения ими знаний по русскому языку, педагог, знающий тифлопедагогические требования, владеющий необходимым арсеналом специальных приёмов и способов обучения детей с дефектами зрения, может эффективно организовать учебно-познавательную деятельность на уроке, существенно влиять как на качество знаний, так и на охрану зрения в режиме школьного урока.

       Таким образом, специально организованное обучение с применением лечебно-оздоровительных мероприятий, целенаправленная коррекционно-педагогическая работа со слабовидящими школьниками позволяют существенно влиять на психофизическое развитие личности, и дети способны продолжать успешное обучение в среднем звене, адаптироваться в окружающей их среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно- развивающая программа обучения и воспитания учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталости 1 клаа 1 год обучения

Коррекционно - развивающая программа обучения и воспитания учащихся с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости. 1 класс.1 год обучения...

Доклад на тему « Коррекционная работа на уроках русского языка, как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями»

В докладе раскрывается суть коррекционной работы на уроках русского языка, её актуальность, виды,методы и приемы работы....

«Некоторые аспекты обучения русскому языку учащихся- инофонов.»

«Некоторые аспекты обучения русскому языку учащихся- инофонов.»...

Коммуникативный подход к обучению русскому языку – возможный путь к совершенствованию речевой культуры и развитию творческих способностей учащихся младших классов.

Коммуникативный подход к работе по развитию речи школьников может обеспечить высокие результаты: развитие мышления детей, формирование правильности, образности и выразительности их речи....

Обучение русскому языку учащихся-инофонов (рекомендации логопеда)

Современная ситуация в России требует пристального внимание к детям-инофонам (билингвам), особенно в связи широкими миграционными процессами. В данной статье прописаны рекомендации для учителей и роди...

Формирование толерантного сознания учащихся в процессе обучения русскому языку.

  Формирование толерантного сознания учащихся в процессе обучения русскому языку.На современном этапе развития общества вопрос воспитания толерантного сознания приобретает особую остроту. ...