Обучение русскому языку слабовидящих учащихся
статья по русскому языку
В статье указаны специальные методы и приёмы, позволяющие слабовидящим учащимся проедолевать трудности при изучении русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_russkomu_yazyku_slabovidyashchih_uchashchihsya.docx | 15.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение русскому языку слабовидящих учащихся.
Программа начальных классов по русскому языку для слабовидящих детей соответствуют аналогичным программам массовой общеобразовательной школы. Вместе с тем эти программы построены с учётом особенностей развития слабовидящих детей, которые проявляются в сфере восприятия, представлений, мышления, речи, движений, ориентировки в пространстве. Это предполагает использование как традиционных методов обучения (словесные, наглядные, практические), так и специальных приёмов коррекционной работы.
По функциональному значению приёмы коррекции для урока русского языка следует рассмотреть в следующей совокупности:
• приёмы, обеспечивающие доступность учебной информации для детей с нарушением зрения;
• специальные приёмы организации обучения по предмет: алгоритмизация учебной деятельности с учетом зрительных нарушений, специфика
структурного построения урока, специальная гимнастика для глаз и др.;
• логические приёмы переработки учебной информации (конкретизация,
установление аналогии по образцам, обобщение);
• приёмы использования технических средств, специальных приборов и
оборудования (тифлотехника, аппараты, усиливающие зрительную
информацию).
В ходе учебно-познавательной деятельности дети с нарушениями зрения испытывают трудности, связанные как с темпом учебной работы, так и с качеством выполнения учебных заданий. Для данной категории детей характерными являются:
- низкий уровень умения целостно, детально и последовательно воспринимать содержание сюжетной картины, композиции, включающей большое количество героев, деталей; выделять первый, второй планы;
- низкий уровень умения узнавать предметы, изображенные в различных вариантах (контур, силуэт, модель);
- низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в основе овладения навыками письма и чтения;
- плохое запоминание букв;
- невозможность различения конфигураций сходных по написанию букв, цифр и их элементов;
- пропуск или появление новых (лишних) элементов в череде однородных предметов;
- низкий уровень овладения навыками письма и чтения;
- наличие серьезных затруднений в копировании букв;
- появления зеркального написания букв, носящий стойкий характер и др.
Для преодоления трудностей используются специальные приёмы:
• широкое использование зрительной наглядности с учётом зрительных
особенностей детей. (Плакаты со словами из словаря, графическое цветное выделение орфограммы, индивидуальные памятки, сигнальные карточки, алгоритмы, таблицы, схемы-опоры);
• сокращение временных интервалов между написанием слов, в которых
было много ошибок, системное их повторение;
• использование перфокарт, выборочных диктантов, списываний,
комментированного письма;
• использование приёмов, облегчающих запоминание написания слов из
словаря: орфографическое проговаривание, этимологический анализ,
приём сравнения, группировка слов;
• соблюдение принципа от простого к сложному, правильное
чередование устных и письменных работ.
В целях повышения эффективности обучения русскому языку слабовидящих школьников и повышения интереса к предмету необходимо использовать на уроках задания, содержащие игровые моменты, загадки, дидактические игры, задания по развитию речи.
При работе со слабовидящими учащимися следует широко применять наглядный метод обучения. В качестве средств наглядности необходимо использовать схемы и таблицы, иллюстрации в учебнике, раздаточный и дидактический материалы, альбомы сюжетных картинок, открытки, карточки, плакаты, муляжи, гербарии, диафильмы, звукозаписи. Выбор их определяется конкретным содержанием каждого урока. Всё это помогает детям усвоить учебный материал лучше и качественнее.
Обучение русскому языку слабовидящих учащихся строится на тех же общедидактических принципах, что и в обычной массовой школе. Но учебный процесс для этих детей только тогда будет эффективен, когда пути реализации данных принципов не механически переносятся из массовой школы, а используются с учётом особенностей слабовидящих.
Учитывая специфические особенности учащихся с нарушениями зрения, выявляя трудности усвоения ими знаний по русскому языку, педагог, знающий тифлопедагогические требования, владеющий необходимым арсеналом специальных приёмов и способов обучения детей с дефектами зрения, может эффективно организовать учебно-познавательную деятельность на уроке, существенно влиять как на качество знаний, так и на охрану зрения в режиме школьного урока.
Таким образом, специально организованное обучение с применением лечебно-оздоровительных мероприятий, целенаправленная коррекционно-педагогическая работа со слабовидящими школьниками позволяют существенно влиять на психофизическое развитие личности, и дети способны продолжать успешное обучение в среднем звене, адаптироваться в окружающей их среде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно- развивающая программа обучения и воспитания учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталости 1 клаа 1 год обучения
Коррекционно - развивающая программа обучения и воспитания учащихся с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости. 1 класс.1 год обучения...
Доклад на тему « Коррекционная работа на уроках русского языка, как средство повышения мотивации к обучению и социализации учащихся с особыми образовательными потребностями»
В докладе раскрывается суть коррекционной работы на уроках русского языка, её актуальность, виды,методы и приемы работы....
«Некоторые аспекты обучения русскому языку учащихся- инофонов.»
«Некоторые аспекты обучения русскому языку учащихся- инофонов.»...
Коммуникативный подход к обучению русскому языку – возможный путь к совершенствованию речевой культуры и развитию творческих способностей учащихся младших классов.
Коммуникативный подход к работе по развитию речи школьников может обеспечить высокие результаты: развитие мышления детей, формирование правильности, образности и выразительности их речи....
«Коррекционная работа на уроках русского языка, как средство мотивации к обучению и социализации учащихся с ОВЗ».
Выступление на методическом объединении...
Обучение русскому языку учащихся-инофонов (рекомендации логопеда)
Современная ситуация в России требует пристального внимание к детям-инофонам (билингвам), особенно в связи широкими миграционными процессами. В данной статье прописаны рекомендации для учителей и роди...
Формирование толерантного сознания учащихся в процессе обучения русскому языку.
Формирование толерантного сознания учащихся в процессе обучения русскому языку.На современном этапе развития общества вопрос воспитания толерантного сознания приобретает особую остроту. ...