коррекционно-развивающая программа на ученика.
статья

Цыжипова Юлия Булатовна

коррекционно-развивающая программа на ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrekts-razv._progr_na_uchenika.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая программа

Пояснительная записка

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа разработана на ученика 1-го класса.

Ученику пока трудно полностью переключиться в учебную (а не игровую) деятельность (У мальчика преобладает игровая деятельность). Слабо развита связная речь и умственные способности – он не умеет задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у мальчика не сформирована привычка к элементарному контролю над собой. Мальчик гиперактивен. Очень низкий уровень устойчивости внимания.

Система упражнений проводится на уроках по обучению грамоте и письму, математике  как дополнительные задания, что позволяет вести дополнительную подготовку ученика к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки культуры речи.

Главной целью программы всестороннее развитие ученика: формирование мотивации учения, развитие мышления, фантазии, творческих способностей, увеличение объема памяти, развитие внимания, речи и умения аргументировать свои высказывания, выявление индивидуальных особенностей первоклассника.  

Задачи:

- развитие мелкой моторики рук с использованием ритмической и пальчиковой гимнастики. Обводка, штриховка, игры с карандашами и т.п.;  

  -  формирование личности ребенка: изучение потребностей и индивидуальных особенностей, поведения ребенка, межличностные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

   -   развитие воображения и творческих способностей.

- адаптация к условиям школы, к обучению грамоте, развитие словаря.

На занятиях используются специальные задания

  • на выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами;
  • выделение одинаковых предметов из группы предметов;
  • выделение лишнего предмета;
  • объединение различных предметов в группы;
  • выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе.

Задания  строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет мальчику более  успешно овладеть звуковым анализом слов, с интересом наблюдать за их использованием в речи.

Принципы работы по развитию речи:

1.                Научность.

2.                Учет психологических, возрастных особенностей ученика.

3.                Учет дошкольной деятельности мальчика (игра, быт, занятие).

4.                Систематическая взаимосвязь учебного материала и интереса ребенка к речи.

5.                Доступность, конкретность.

6.                Концентричность.

Приемы обучения:

Активными приемами являются:

1. Объяснение.

2.                Повторение.

3.                Пример правильной речи ребенка.

4.                Прием сравнения.

5.                Подсказка.

6.                Исправление.

Содержание программы

Содержание программы по развитию речи на первой школьной ступени не дублирует программу первого класса, и имеет своей целью восполнить её путём корректировки .

Структура занятия по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы:

1. Обогащение и активизация словаря.

2. Работа над смысловой стороной слова.

3. Формирование грамматического строя речи.

4. Воспитание звуковой культуры речи.

5. Развитие элементарного осознания языковых явлений.

6. Развитие связной монологической речи.

Виды занятий:

1.    Рассматривание сюжетных картинок.

2.    Рассматривание предметов.

3.   Загадывание загадок.

4. Дидактические игры:

- пальчиковые;

- стихоритмика (разучивание стихов с движением рук, ног, пальцев, тела, глаз, головы);

- артикуляционная гимнастика;

- звуковые игры;

- дыхательная гимнастика.

Картины

Учить   воспринимать картину, вести от беспорядочного рассматривания к последовательному, выделять существенное; расширять запас слов; воспитывать чувства ученика.

Картины: демонстрационные, раздаточные (набор открыток на разные темы, рассказы детей по картинкам).

Основной словарный прием в ходе занятия – это вопросы к первокласснику:

1.                Для выяснения общего смысла картины: о чем? Как мы назовем картину? Правильно ли ведут себя дети?

2.                Описание предметов: что? Какой? Что делает? На что походит? Сначала на первом плане и далее, удаляясь вглубь картины.

3.                Для установления связи между частями: для чего? Почему? Показать, что это (картина) целое.

4.                Для перехода за пределы изображенного: что было до этого? Что будет потом?

5.                Вопросы о личном опыте детей, близком к содержанию картины: а у тебя дома котенок есть?

6.                Для активизации словаря задаются вопросы для подбора синонимов, антонимов. Например, девочка не смелая, трусливая, робкая, растерянная.

         

Загадки

Загадки были распространены на Руси в древности. Загадкам посвящены разные исследования.

        Типы:

1. Метафоры – употребление слова в переносном значении, на основе сходства каких-либо отношений или явлений.

2. Загадка-сказка звукоподражательного образа, например, медведь, лиса, какие звуки издают? А заяц?

3. В виде шутливого вопроса.

4. Загадки-задачки.

Решающую роль в поддержании интереса к загадке играют:

- конкретность;

- доступность;

- красочность образов;

- звучность рифм.

Каждая новая загадка, разгаданная ребенком, укрепляет в нем чувство собственного достоинства, является очередной ступенькой в развитии его мышления. Если загадка не разгадана, это вызывает у ребенка жажду познания.

Дидактические игры

        Дидактические игры широко используются в обучении ученика как средство обогащения, закрепления, уточнения знаний об окружающем мире.

В начале игры создаю:

        - игровое настроение, прежде всего сам педагог настраивается на игровой лад;

         Создать условия для умственной активности ученика. 5. Объяснение правил для школьника.

 «Подбор слов синонимов, антонимов». Например, при рассматривании картинок выделить то слово, которому учим: мальчик огорчен (печален, не веселый), неуклюжий щенок (спотыкающийся, его не держат лапы).

«На подбор прилагательных». «Добавим слово»: хлеб – хлебушка; поле – полюшко.

«Как назвать вторым словом», например, шуба – одежда, чашка – посуда.

«Из чего сделан предмет»: металлические, резиновые, деревянные.

О смысле слов: «Объяснение смысла слов, например, день был пасмурный, солнечный.

«Вершки – корешки».

«Кто, что лишнее». Карточки: насекомые – одна рыба; лесные цветы – домашние; листья осины – береза. Кубики: голова, хвост, лапы в одном существе от разных животных.

«Определи на ощупь» (бархат, шерсть, шелк).

«Кто заметит, услышит больше», показывать предметы, на что это похоже.

«Составление детьми небылиц»    - 15 лягушек палили из пушек дубовый пенек;

 «Кто веселее?» «Мимические картинки» «Кто старше?». Карточки с выражением лица: дед, папа, сын.  «Что теплее?»: зимнее платье, летнее платье, купальник.

«Кто сильнее?»: слон, обезьяна, зебра. «Что выше?»: дерево, жираф, небо.

«Что тверже?»: камень, глина, земля. «Что ярче светит?»: свеча, люстра, солнце, прожектор, луна. «Кто назовет больше качеств предмета», арбуз – разрезать.

«Чем похожи, не похожи предметы». «Как сказать иначе».

«Угадай, кто пришел», например, Миша! Кто к тебе подошел? – описывают девочку (мальчика), как одеты, особенности. «Кто ловкий?»: кто больше соберет воздушных шаров. В ложечке принести воду, не разлить. «Отгадай, какой цветок?», например, серединка желтая, лепестки белые.

Воспитание звуковой культуры речи:

1.                Четкое, ясное произношение звуков.

2.                Артикуляционная гимнастика.

3.                Предлагая произносить звук, соотносить с песенкой (комара, жука).

4.                Произношение данного звука отрабатывать в словах, слоге, в речи.

5.                Проводить работу над развитием интонационных средств самовыражения (грустно, весело, медленно, быстро) с учетом естественной высоты голоса.

Формирование диалогической речи:

1.                Постоянно обращать внимание: о чем говорит  и как?

2.                 Есть ли в речи ученика вежливые слова.

3.                Перед проведением беседы на определенную тему учитывать предшествующую работу и вопросы исходят из темы.

 

 Обучение рассказыванию

        1. Составить рассказ описательного или сюжетного характера, используя игрушки, предметы, иллюстрации, картинки. Например, игрушка Мишка.

Ознакомление с художественной литературой

1.                Чтение целого произведения (рассказывание);

2.                Чтение художественных произведений (рассказывание), объединенных одной целью;

3.                Слушание дисков, записей;

4.                Показ настольного, кукольного театров и др.

5.                Показ фильмов, просмотр телевизионных передач, компьютерных игр.

        Цель: научить ребенка выражать свое отношение к поступкам героев, различать жанры произведения, видеть в тексте свойства художественной выразительности. Незнакомые слова нужно внести в речь ребенка до занятия, даже если они будут мало использованы на самом занятии.

Рассматривание иллюстраций

Рассматриваются до занятия. В ходе занятия – это книги познавательного характера.

Заучивание стихотворения наизусть

        Прежде чем предложить стихотворение, оно:

- должно радовать;

- запоминать стихотворение из любви самого педагога;

- хором нельзя учить;

Спросить от начала до конца.

- перед заучиванием не делать установку на заучивание;

- придумать (или взять образец движений) при разучивании слов стихотворения.

 Формирование грамматически правильной речи

1.                Общие понятия о грамматическом строе речи.

2.                Типичные синтаксические и морфологические ошибки в речи девочки, их причины.

3.                Задачи педагога в овладении грамматических навыков в разном возрасте.

При формировании грамматически правильной речи детей следует различать работу над ее морфологической и синтаксической стороной.

Методы и приемы:

        1. Упражнения на составление предложений с трудными словами (пальто, кофе, пианино, какао).

        2. Словесные упражнения (определить род существительных). Например, что голубое? О чем еще можно сказать, что голубое? Голубая? «Докончи предложение», например, пловец ныряет глубоко, а водолаз глубже. Красивый – красивее. Я хочу, мы хотим. Стрелять! – мы стреляем; скакать – скачем; ездить – ездим; жечь – жжем.

 

Результаты к концу обучения

Специально разработанные занятия по развитию речи у школьника приводят к крупным сдвигам в речевом и общем умственном их развитии. У школьника сформируются следующие результаты:

1. Повысится культура речи.

2. Повысится точность, связность и выразительность речи. Ребёнок начнет уместно употреблять средства художественной выразительности в собственном словесном творчестве (при сочинении сказок, загадок, рассказов, стихов). Вместе с тем уточнение средств формирования и выражения мысли становится важным стимулом развития высших речевых форм его мышления.

3. Ученик более успешно будет обучаться и усваивать программу школьного обучения .

Список литературы

  1. Безруких М.М. Ступеньки  к   школе. Книга для педагогов и родителей. М.: Дрофа, 2007.
  2. Волков Б.С. Готовим ребенка  к   школе. СПб: Питер, 2008.
  3. Гризик Т.И. Как подготовить ребенка к школе. Методическое пособие для воспитателей. М.: Просвещение, 2011.
  4. Доценко Е. В.  Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) – Волгоград: Учитель, 2008.
  5. Предшкольное образование. Региональная модель. Сборник научно-практических материалов. М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2010.
  6. Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста). Методические рекомендации. Авторский коллектив Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев, Л.М. Денякина и др. М.: Баласс, 2008.
  7. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  8. Ценарёва Н.Н. Формирование школьно-значимых функций в условиях вариативности моделей подготовки детей к школе: диагностика школьно-значимых функций первоклассников. Методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2009.
  9. Е.Г. Юдина, Г.Б. Степанова, Е.Н. Денисова. Педагогическая диагностика в детском саду. М.: Просвещение, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для ученика 4 класса

Данная прграмма разработана для сопровождения ребёнка инвалида....

Коррекционно – развивающая программа ученика 3 специального коррекционного класса VII вида П. А.

Программа коррекционной работы  обеспечивает выявление особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ( ограниченными возможностями здоровья) и осуществлениеиндивидуально ориентированной психол...

Программа индивидуальных коррекционно- развивающих занятий с учеником 4 класса, обучающимся по АООП.

В статье описываются формы и методы индивидуальной психокоррекционной работы педагога-психолога с ребенком с ЗПР....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область) 1-4 класс

Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия:психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область)1...

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 1 дополнительного класса Вариант 6.2

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ НОДА...

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 1 класса Вариант 5.2

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ ТНР 1 класс...

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 2 класса Вариант 1

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ с интеллектуальными нарушениями....