РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ В МЛАДШИХ КЛАССАХ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ СО СКАЗОЧНЫМ СЮЖЕТОМ
статья
РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ В МЛАДШИХ КЛАССАХ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ СО СКАЗОЧНЫМ СЮЖЕТОМ
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ В МЛАДШИХ КЛАССАХ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ СО СКАЗОЧНЫМ СЮЖЕТОМ
Математика как учебный предмет является фундаментом современного образования, так как вносит вклад в формирование общей культуры и служит опорой для усвоения других учебных дисциплин.
Трудности в усвоении учебного материала учащимся нередко приводит к снижению их интереса к учению.
Для успешного обучения и воспитания детей необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность. Познавательный интерес является мощным двигателем в обучении, который обеспечивает самостоятельно совершаемый встречный процесс в деятельности ученика, усиливая эффект воспитания, обучения, развития. Познавательный интерес носит интеллектуальный, поисковый характер. Развитие познавательного интереса непрерывно побуждается вопросами, задачами, активные поиски ответов на которые и составляют проникновение в глубь предмета. Другая характерная особенность познавательного интереса заключается в том, что он окрашивает эмоциями мыслительную, интеллектуальную деятельность. Познавательный интерес обязательно связан с волевой устремленностью личности к продуктивной деятельности.
Именно поэтому, на мой взгляд, представляет очень важным поиск новых приемов по развитию интереса к математике у учащихся, одним из которых может выступать использование задач со сказочным сюжетом. Это определило выбор темы моего исследования.
Цель исследования: развитие интереса к математике в младших классах через использование задач со сказочным сюжетом.
Объект исследования: методика работы над решением задач в начальной школе.
Предмет исследования: использование задач со сказочным сюжетом как средства развития интереса к математике у младших школьников.
Для формирования математических представлений необходимы развитая познавательная активность, интерес, произвольность деятельности и самоконтроля. Это означает, что роль интереса в обучении математике крайне велика.
Работа над задачей имеет большое значение не только для формирования математических представлений, но и для развития познавательной деятельности в целом, функций планирования и контроля деятельности, подготовке к самостоятельной жизни и разных аспектов воспитания. Кроме того, работа над задачей может быть использована как средство развития интереса к математике как учебному предмету у учащихся. Именно этому аспекту будет посвященная следующая часть работы.
Задачи со сказочными сюжетами и сказочными героями должны заинтересовать детей. Являясь занимательными по форме, они усиливают интерес к самой задаче, побуждают ребенка решать проблему, вызывают желание помочь полюбившимся героям. Красота решения, неожиданный поворот мысли, логика рассуждений – все это усиливает эмоциональное восприятие детей, что так важно для укрепления и развития интереса.
При решении задач развивается произвольное внимание, наблюдательность, логическое мышление, речь.
В результате анкетирования мы выявили, что интерес к математике у большинства учащихся снижен по причине трудности предмета. В целом, можно отметить, что интерес является поверхностным и неустойчивым, дети не могут выразить отношение и выделить, что именно им нравится.
Таким образом, полученные нами результаты указывают на то, что низкий уровень сформированности математических знаний и умений, слабость познавательных интересов и интереса к математике обуславливают необходимость организации экспериментального обучения, направленного на развитие интереса.
Целью экспериментального обучения являлось развитие интереса к математике через использование задач со сказочным сюжетом.
Задачами выступали:
- Формирование эмоционального отклика на содержание задач.
- Развитие мыслительных операций.
- Формирование интереса к установлению причинно-следственных связей через решение задач.
В связи с выявленными трудностями мною было организовано экспериментальное обучение, направленное на развитие интереса к математике через решение задач со сказочным сюжетом. На различных этапах урока мною использовались задачи со сказочным сюжетом или сказочными персонажами.
Полученные результаты показали, что при выполнении заданий в счете учащиеся допустили меньше ошибок, и большинство правильно подбирали цифру. В задании при сравнении дети также допускали меньше ошибок, что можно связать с развитием их вычислительных навыков. Положительные изменения у некоторых детей отмечались и при выполнении счетных операций: при наглядной опоре учащиеся справлялись уже самостоятельно.
Существенных изменений в уровне сформированности математических знаний и умений у учащихся не произошло. Несмотря на это, вспомним, что мы ставили первоочередной задачей формирование интереса к математике, что также является свидетельством того, что работа являлась эффективной.
Интерес к математике стал более устойчивым, отношение положительным. Это означает, что цель, поставленная нами, была достигнута.
Тема урока | Цель | Варианты использования задач в стихах и задач со сказочным сюжетом на уроке |
Решение задач на уменьшение числа на несколько единиц | Продолжить формирование умения решать задачи на уменьшение числа на несколько единиц, формировать вычислительный навык. | На урок «приходит» сказочный герой - Золушка. Устный счет: Потеряла Золушка башмачок, Прибежала с праздника и молчок. Стали ей потерянный примерять. Сколько же у Золушки их опять? Закрепление изученного материала: До поездки на бал злая мачеха задала Золушке много работы по дому. Нужно Золушке помочь. В клумбу Золушка высадила 10 белых роз, а розовых - на 4 розы меньше. Сколько розовых роз высадила Золушка? |
Решение задач на увеличение числа на несколько единиц | Продолжить формирование умения решать задачи на увеличение числа на несколько единиц. | На урок «приходит» сказочный герой - Красная Шапочка.
Совушка - сова, большая голова, Вывела совят, построила в ряд: 2 смелых, 2 неумелых, 1 вот такой маленький. Сколько всего совят?
Однажды Красная Шапочка по просьбе матери пошла к бабушке. Она понесла ей в корзинке 6 пирожков с клубникой, а с черникой на 4 больше. Сколько пирожков с черникой в корзинке у Красной Шапочке? |
Сутки | Познакомить учащихся с понятием «сутки». Формировать вычислительный навык. | На урок «приходит» сказочный герой - Будильник Устный счет: Рано-рано, в пять утра Слеталась птичья детвора: Воробушки, галчата, Чижи, стрижи, щеглята, Сороки, воронята, Синицы и скворцы. Пересчитаны птенцы? |
Сутки | Уточнить представления о составных частях суток. Формировать вычислительный навык. | На урок «приходит» уже знакомый сказочный герой - Будильник
Как-то ночью под кусточком Грибы выросли опять. Два гриба и три грибочка. Сколько будет? Ровно … |
Прямая. Луч. отрезок | Познакомить с геометрическим фигурами: прямая, луч, отрезок, учить чертить данные фигуры. | На урок «приходит» сказочный герой - Карандаш.
Карандаш один у Миши, Шесть карандашей у Гриши. Сколько же карандашей У обоих малышей. |
Сантиметр. Знакомство с единицей длины | Познакомить с мерой длины: сантиметр. | На урок «приходит» сказочный герой - Карандаш с подружкой Линейкой.
Мила солнцу луч чертила, А Марина сразу семь. Сколько солнце получило, Ярких лучиков совсем? |
Сантиметр. Измерение отрезков разной длины | Учить измерять отрезки с помощью линейки, сравнивать длины отрезков «на глаз». | На урок «приходит» сказочный герой - Карандаш с подружкой Линейкой.
По длинной реке, по Нилу Огромных плыло 3 крокодила. Один крокодил переел и отстал, Другой от жары устал. Сколько крокодилов к берегу приплыло? |
Сантиметр. Измерение и вычерчивание отрезков. | Учить вычерчивать отрезки заданной длины. | На урок «приходит» сказочный герой - Карандаш с подружкой Линейкой.
Утка морковку в корзине несла, Этой покупкой довольна была. Если морковку еще ей купить, Сколько их будет? Ты можешь сложить?
Задача от Линейки: Начертите отрезок 3 см, а под ним отрезок такой же длины. Какова длина второго отрезка? |
Сантиметр. | Закреплять знания о мере длины: сантиметр, продолжить работу по формированию умения чертить отрезки. | На урок «приходит» сказочный герой - Карандаш с подружкой Линейкой.
Восемь храбрых малышей Переходят в брод ручей. Один встал: «Домой хочу!» Сколько их пошло к ручью? |
Дециметр. Знакомство с единицей измерения длины. | Познакомить с мерой длины – дециметр, раскрыть соотношение сантиметра и дециметра. | На урок «приходит» сказочный - гном Вася:
Два гуся, семеро козлят, Один из маленьких телят Оказались в волчьей пасти. Нужно помочь не пропасть им. Ребята, скорее считайте, Скольким нужна помощь Васи?
Задача от гнома Васи: Бабушка связала мне галстук длиной 1 см, а дедушке длиной 1 дм. Начертите отрезки такой длины. Чей галстук длиннее? Чей короче? |
Дециметр. Вычерчивание отрезков заданной длины | Учить измерять и вычерчивать отрезки с данной мерой длины. | На урок «приходит» сказочный герой - Дюймовочка.
Два жучка бежали в домик. Им на встречу муравей. Сколько будет насекомых? Сосчитай-ка поскорей!
Задача от Дюймовочки: Длина стебелька ландыша 1 дм, а длина стебелька одуванчика 4 см. Начерти отрезки такой длины. Какой отрезок длиннее? Какой короче? |
Контрольная работа | Осуществить контроль за уровнем усвоения изученного материала. | 1 вариант: Знайка из города Коротышек решил 10 задач, а Незнайка на 8 задач меньше. Сколько задач решил Незнайка? 2 вариант: Винтик из города Коротышек отремонтировал 6 машин, а Шпунтик на 2 машины больше. Сколько машин отремонтировал Шпунтик? |
Работа над ошибками | Проанализировать допущенные ошибки; повторить и систематизировать материал, в котором допущены ошибки. | 1 вариант: Знайка из города Коротышек решил 9 задач, а Незнайка на 7 задач меньше. Сколько задач решил Незнайка? 2 вариант: Винтик из города Коротышек отремонтировал 5 машин, а Шпунтик на 3 машины больше. Сколько машин отремонтировал Шпунтик? |
Десяток | Повторить способ образования десятка. Формировать вычислительный навык. | На урок «приходят» сказочные герои - Чип и Дейл.
У белки в дупле Пять орешков в мешке. Еще три на полке. Посчитай – ка их, сколько?
Для запасов на зиму Чип и Дейл приготовили 10 мешков. 6 мешков они уже заполнили орехами. Сколько мешков им осталось заполнить? |
Образование числа 11. | Раскрыть способ образования числа 11, учить читать и писать число | На урок «приходит» сказочный герой - цифра 1
На тарелочке пять слив, Вид их очень уж красив. Съел четыре сливы Павел. Сколько мальчик слив оставил? |
Число 11. | Закреплять знания об образовании числа 11, его разрядном составе; формировать умения решать задачи. | На урок «приходит» сказочный герой –Кот Леопольд
Леопольд - не просто кот, У него полно хлопот На рыбалку он пошёл – Был отличный, сильный клёв, В миг попались на крючок Щука, 3 ерша и лещ, Карасёк и окунёк. Сколько рыб поймал наш кот
Кот Леопольд пригласил мышат на обед, он очень хотел с ними жить дружно. А мышата приготовили для него очередные шалости. Серый мышонок приготовил 7 шалостей, а белый мышонок – 3. Сколько шалостей приготовили мышата? |
Образование числа 12. | Раскрыть способ образования числа 12, учить читать и писать число | На урок «приходит» сказочный герой – Шука из сказки «По щучьему веленью»
Щука в озере жила. Червячка с крючка сняла. Наварила щука щей, пригласила трех ершей. Говорили всем ерши: «Щи у щуки хороши!» Сколько было всего рыбок? |
Число12. | Закреплять знания об образовании числа 12. | На урок «приходит» сказочный герой – Емеля
В лодке ехал дед Евсей И поймал он карасей. Три больших и средних два Сколько же поймал Евсей На рыбалке карасей?
Задача от героя: В замке царя Емеля рассмешил 10 придворных дам. Ему осталось рассмешить 1 принцессу Несмеяну. Сколько всего дам Емеля рассмешит в замке? |
Число 12. | Формировать умение решать задачи. | На урок «приходит» сказочный герой – Карлсон.
Карлсон очень любит плюшки. За обедом он съел 11 плюшек, а на тарелке осталась еще одна. Сколько перед обедом плюшек было на тарелке?
|
Образование числа 13. | Раскрыть способ образования числа 13, учить читать и писать число. | На урок «приходит» сказочный герой – Король Лев.
На качели, на качели В зоопарке звери сели, Пять пятнистых леопарда Солнцу улыбаются И со старым добрым львом Весело качаются. Сколько всего зверей? |
Закрепление изученного материала | Отрабатывать приемы образования чисел второго десятка, формировать вычислительный навык. | На урок «приходит» сказочный герой – Зайка из сказки «Заюшкина избушка» Устный счет: Раз к зайчонку на обед Прискакал дружок-сосед. На пенёк зайчата сели И по пять морковок съели. Кто считать, ребята, ловок? Сколько съедено морковок? Закрепление изученного материала. Задача от героя Зайка на обед для своих друзей приготовил 10 морковок и 1 кочан капусты. Сколько овощей приготовил Зайка? |
Закрепление изученного материала | Отрабатывать приемы образования чисел второго десятка, формировать вычислительный навык, умение решать задачи | На урок «приходит» сказочный герой – Кошка из м.ф. «Кошкин дом»
У нашей кошки пять котят, В лукошке рядышком сидят. А у соседской кошки - три! Такие милые, смотри! Помогите сосчитать, Сколько будет три и пять?
Тетя Кошка, Старый Дворник и котята строили новый дом. Сколько ступенек крылечка Кошке и ее племянникам котятам осталось покрасить, если их всего 13 штук, а они покрасили уже 10 штук? |
Подготовка к проверочной работе | Повторить и ситематизировать знания о правилах образования чисел второго десятка. | На урок «приходит» сказочный герой – Коза из сказки «Волк и семеро козлят»
Семь весёленьких козлят У крылечка в ряд стоят. Два ушли ложиться спать, Сколько козликов продолжили играть?
Коза своим козляткам прочитала в один вечер 10 сказок про волка, во второй вечер столько же и еще 3 сказки. Сколько сказок прочитала Коза во второй вечер? |
Проверочная работа | Осуществить контроль за уровнем усвоения изученного материала. | Винни-Пух на зиму заготовил 16 горшочков меда. Сколько у него останется горшочков меда, если он уже съел 10 горшочков? |
Работа над ошибками | Проанализировать допущенные ошибки; повторить и систематизировать материал, в котором допущены ошибки. | Маша пекла пирожки, для того чтобы перехитрить Медведя. Сколько Маше осталось испечь пирожков, если в короб входит 18 штук, а она испекла уже 10 штук? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике в 4 классе.Тема: " Решение задач на движение"
Материал содержит подробный конспект урока, мультимедийный тренажер,карточки с разноуровневыми заданиями. Рекомендуется использовать на этапе закрепления изученного материала....
Конспект урока по математике в 1 классе "Практическое решение задач".
Решение задачи на примере выполнения практических действий - поручений....
Урок математики в 1 классе_тема "Решение задач"_Технологическая карта
Урок составлен с учетом новых ФГОС, предусматривающих развитие УУД. Цель урока: закрепить знания учащихся о составных частях задачи, развитие умения составлять задачи по рисунку, ставить вопросы, опре...
План-конспект урока по математике в 3 классе. Тема "Решение задач"
Совершенствовать умения решать составные задачи у учащихся 3 класса (по учебнику М.И. Моро)...
Урок математики в 4 классе. Тема "Решение задач на движение"
Урок проводится в период работы над темой "Задачи на движение разных видов"...
Урок математики в 4 классе. Тема: «Решение задач на движение».
Урок математики в 4 классе по теме "Решение задач на движение" УМК "Школа России". Урок применения знаний и умений, разработан в соответствии с тебованиями ФГОС....
Конспект урока математики в 1 классе. Тема. Решение задач. Цели: формировать умение решать задачи изученных типов; закреплять вычислительные навыки в пределах 10; воспитывать стремление следить за своим здоровьем.
Фестиваль нетрадиционных уроков для родителей в рамках декады физической культуры «Хорошо здоровым быть»«В гостях у Айболита»...