РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ В МЛАДШИХ КЛАССАХ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ СО СКАЗОЧНЫМ СЮЖЕТОМ
статья

Полякова Татьяна Геннадьевна

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ В МЛАДШИХ КЛАССАХ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ СО СКАЗОЧНЫМ СЮЖЕТОМ

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ В МЛАДШИХ КЛАССАХ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ СО СКАЗОЧНЫМ СЮЖЕТОМ

Математика как учебный предмет является фундаментом современного образования, так как вносит вклад в формирование общей культуры и служит опорой для усвоения других учебных дисциплин.

Трудности в усвоении учебного материала учащимся нередко приводит к снижению их интереса к учению.

        Для успешного обучения и воспитания детей необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность. Познавательный интерес является мощным двигателем в обучении, который обеспечивает самостоятельно совершаемый встречный процесс в деятельности ученика, усиливая эффект воспитания, обучения, развития. Познавательный интерес носит интеллектуальный, поисковый характер. Развитие познавательного интереса непрерывно побуждается вопросами, задачами, активные поиски ответов на которые и составляют проникновение в глубь предмета.  Другая характерная особенность познавательного интереса заключается в том, что он окрашивает эмоциями мыслительную, интеллектуальную деятельность. Познавательный интерес обязательно связан с волевой устремленностью личности к продуктивной деятельности.

Именно поэтому, на мой взгляд, представляет очень важным поиск новых приемов по развитию интереса к математике у учащихся, одним из которых может выступать использование задач со сказочным сюжетом. Это определило выбор темы моего исследования.

Цель исследования: развитие интереса к математике в младших классах через использование задач со сказочным сюжетом.

Объект исследования: методика работы над решением задач в начальной школе.

 Предмет исследования: использование задач со сказочным сюжетом как средства развития интереса к математике у младших школьников.

Для формирования математических представлений необходимы развитая познавательная активность, интерес, произвольность деятельности и самоконтроля. Это означает, что роль интереса в обучении математике крайне велика.

Работа над задачей имеет большое значение не только для формирования математических представлений, но и для развития познавательной деятельности в целом, функций планирования и контроля деятельности, подготовке к самостоятельной жизни и разных аспектов воспитания. Кроме того, работа над задачей может быть использована как средство развития интереса к математике как учебному предмету у учащихся. Именно этому аспекту будет посвященная следующая часть работы.

Задачи со сказочными сюжетами и сказочными героями должны заинтересовать детей. Являясь занимательными по форме, они усиливают интерес к самой задаче, побуждают ребенка  решать проблему, вызывают желание помочь полюбившимся героям. Красота решения, неожиданный поворот мысли, логика рассуждений – все это усиливает эмоциональное восприятие детей, что так важно для укрепления и развития интереса.

При решении задач развивается произвольное внимание, наблюдательность, логическое мышление, речь.

В результате анкетирования мы выявили, что интерес к математике у большинства учащихся  снижен по причине трудности предмета. В целом, можно отметить, что интерес является поверхностным и неустойчивым, дети не могут выразить отношение и выделить, что именно им нравится.

Таким образом, полученные нами результаты указывают на то, что  низкий уровень сформированности математических знаний и умений, слабость познавательных интересов и интереса к математике обуславливают необходимость  организации  экспериментального обучения, направленного на развитие интереса.

Целью экспериментального обучения являлось развитие интереса к математике  через использование задач со сказочным сюжетом.

Задачами выступали:

  1. Формирование эмоционального отклика на содержание задач.
  2. Развитие мыслительных операций.
  3. Формирование интереса к установлению причинно-следственных связей через решение задач.

В связи с выявленными трудностями мною было организовано экспериментальное обучение, направленное на развитие интереса к математике  через решение задач со сказочным сюжетом. На различных этапах урока мною использовались задачи со сказочным сюжетом или сказочными персонажами.

Полученные результаты показали, что при выполнении заданий в счете  учащиеся допустили меньше ошибок, и большинство правильно подбирали цифру. В задании  при сравнении дети также допускали меньше ошибок, что можно связать с развитием их вычислительных навыков. Положительные изменения у некоторых детей отмечались и при выполнении  счетных операций: при наглядной опоре учащиеся справлялись уже самостоятельно.

Существенных изменений в уровне сформированности математических знаний и умений у учащихся не произошло. Несмотря на это, вспомним, что мы  ставили первоочередной задачей формирование интереса к математике, что также является свидетельством того, что работа являлась эффективной.  

 Интерес к математике стал более устойчивым, отношение положительным. Это означает, что цель, поставленная нами, была достигнута.

Тема урока

Цель

Варианты использования задач в стихах и задач со сказочным сюжетом на уроке

Решение задач на  уменьшение числа на несколько единиц

Продолжить формирование умения решать задачи на  уменьшение числа на несколько единиц, формировать вычислительный навык.

На урок «приходит» сказочный герой - Золушка.                              

Устный счет:

Потеряла Золушка башмачок,

Прибежала с праздника и молчок.

Стали ей потерянный примерять.

Сколько же у Золушки их опять?

Закрепление изученного материала:

До поездки на бал злая мачеха задала Золушке много работы по дому. Нужно Золушке помочь.

В клумбу Золушка высадила 10 белых роз, а розовых - на 4 розы меньше. Сколько розовых роз высадила Золушка?

Решение задач на   увеличение числа на несколько единиц

Продолжить формирование умения решать задачи на увеличение числа на несколько единиц.

На урок «приходит» сказочный герой - Красная Шапочка.

  1. Устный счет:

Совушка - сова, большая голова,

Вывела совят, построила в ряд:

2 смелых, 2 неумелых,

1 вот такой маленький.

Сколько всего совят?

  1. Закрепление изученного материала:

Однажды Красная Шапочка по просьбе матери пошла к бабушке. Она понесла ей в корзинке 6 пирожков с клубникой, а с черникой на 4 больше. Сколько пирожков с черникой в корзинке у Красной Шапочке?

Сутки

Познакомить учащихся с понятием «сутки». Формировать вычислительный навык.

На урок «приходит» сказочный герой - Будильник

Устный счет:

Рано-рано, в пять утра

Слеталась птичья детвора:

Воробушки, галчата,

Чижи, стрижи, щеглята,

Сороки, воронята,

Синицы и скворцы.

Пересчитаны птенцы?

Сутки

Уточнить представления о составных частях суток. Формировать вычислительный навык.

На урок «приходит» уже знакомый сказочный герой - Будильник

  1. Устный счет:

Как-то ночью под кусточком

Грибы выросли опять.

Два гриба и три грибочка.

Сколько будет? Ровно …

Прямая. Луч. отрезок

Познакомить с геометрическим фигурами: прямая, луч, отрезок, учить чертить данные фигуры.

На урок «приходит» сказочный герой - Карандаш.

  1. Устный счет:

Карандаш один у Миши,

Шесть карандашей у Гриши.

Сколько же карандашей

У обоих малышей.

Сантиметр. Знакомство с единицей длины

Познакомить с мерой длины: сантиметр.

На урок «приходит» сказочный герой - Карандаш с подружкой Линейкой.

  1. Устный счет:

Мила солнцу луч чертила,

А Марина сразу семь.

Сколько солнце получило,

Ярких лучиков совсем?

Сантиметр. Измерение отрезков разной длины

Учить измерять отрезки с помощью линейки, сравнивать длины отрезков «на глаз».

На урок «приходит» сказочный герой - Карандаш с подружкой Линейкой.

  1. Устный счет:

По длинной реке, по Нилу

Огромных плыло 3 крокодила.

Один крокодил переел и отстал,

Другой от жары устал.

Сколько крокодилов к берегу приплыло?

Сантиметр. Измерение и вычерчивание отрезков.

Учить вычерчивать отрезки заданной длины.

На урок «приходит» сказочный герой - Карандаш с подружкой Линейкой.

  1. Устный счет:

Утка морковку в корзине несла,

Этой покупкой довольна была.

Если морковку еще ей купить,

Сколько их будет?

Ты можешь сложить?

  1. Закрепление изученного материала:

Задача от Линейки: Начертите отрезок 3 см, а под ним отрезок такой же длины. Какова длина второго отрезка?

Сантиметр.

Закреплять знания о мере длины: сантиметр, продолжить работу по формированию умения  чертить отрезки.

На  урок «приходит» сказочный герой - Карандаш с подружкой Линейкой.

  1. Устный счет:

Восемь храбрых малышей

Переходят в брод ручей.

Один встал: «Домой хочу!»

Сколько их пошло к ручью?

 Дециметр. Знакомство с единицей измерения длины.

Познакомить с мерой длины – дециметр, раскрыть соотношение сантиметра и дециметра.

На урок «приходит» сказочный -  гном Вася:

  1. Устный счет:

Два гуся, семеро козлят,

Один из маленьких телят

Оказались в волчьей пасти.

Нужно помочь не пропасть им.

Ребята, скорее считайте,

Скольким нужна помощь Васи?

  1. Первичное закрепление изученного материала:

Задача от гнома Васи: Бабушка связала мне галстук длиной 1 см, а дедушке длиной 1 дм. Начертите отрезки такой длины. Чей галстук длиннее? Чей короче?

 Дециметр. Вычерчивание отрезков заданной длины

Учить измерять и вычерчивать отрезки с данной мерой длины.

На урок «приходит» сказочный герой - Дюймовочка.

  1. Устный счет:

Два жучка бежали в домик.

Им на встречу муравей.

Сколько будет насекомых?

Сосчитай-ка поскорей!

  1. Закрепление изученного материала

Задача от Дюймовочки:

Длина стебелька ландыша 1 дм, а длина стебелька одуванчика 4 см. Начерти отрезки такой длины. Какой отрезок длиннее? Какой короче?

Контрольная работа

Осуществить контроль за уровнем усвоения изученного материала.

1 вариант: Знайка из города Коротышек решил 10 задач, а Незнайка на 8 задач меньше. Сколько задач решил Незнайка?

2 вариант: Винтик из города Коротышек отремонтировал 6 машин, а Шпунтик на 2 машины больше. Сколько машин отремонтировал Шпунтик?

 Работа над ошибками

Проанализировать допущенные ошибки; повторить и систематизировать материал, в котором  допущены ошибки.

1 вариант: Знайка из города Коротышек решил 9 задач, а Незнайка на 7 задач меньше. Сколько задач решил Незнайка?

2 вариант: Винтик из города Коротышек отремонтировал 5 машин, а Шпунтик на 3 машины больше. Сколько машин отремонтировал Шпунтик?

 Десяток

Повторить способ образования десятка. Формировать вычислительный навык.

На урок «приходят» сказочные герои - Чип и Дейл.

  1. Устный счет:

У белки в дупле

Пять орешков в мешке.

Еще три на полке.

Посчитай – ка их, сколько?

  1. Задача от героя:

Для запасов на зиму Чип и Дейл приготовили 10 мешков. 6 мешков они уже заполнили орехами. Сколько мешков им осталось заполнить?

Образование числа 11.

Раскрыть способ образования числа 11, учить читать и писать число

На урок «приходит» сказочный герой - цифра 1

  1. Устный счет:

На тарелочке пять слив,

Вид их очень уж красив.

Съел четыре сливы Павел.

Сколько мальчик слив оставил?

 Число 11.

Закреплять знания об образовании числа 11, его разрядном составе; формировать умения решать задачи.

На урок «приходит» сказочный герой –Кот Леопольд

  1. Устный счет:

    Леопольд - не просто кот,

У него полно хлопот

На рыбалку он пошёл –

Был отличный, сильный клёв,

В миг попались на крючок

Щука, 3 ерша и лещ,

Карасёк и окунёк.

Сколько рыб поймал наш кот

  1. Закрепление изученного материала. Задача от героя.

Кот Леопольд пригласил мышат на обед, он очень хотел с ними жить дружно. А мышата приготовили для него очередные шалости. Серый мышонок приготовил 7 шалостей, а белый мышонок – 3. Сколько шалостей приготовили мышата?

Образование числа 12.

Раскрыть способ образования числа 12, учить читать и писать число

На урок «приходит» сказочный герой – Шука из сказки «По щучьему веленью»

  1. Устный счет:

Щука в озере жила.

Червячка с крючка сняла.

Наварила щука щей, пригласила трех ершей.

Говорили всем ерши:

«Щи у щуки хороши!»

Сколько было всего рыбок?

 Число12.

Закреплять знания об образовании числа 12.

На урок «приходит» сказочный герой – Емеля

  1. Устный счет:

В лодке ехал дед Евсей

И поймал он карасей.

Три больших и средних два

Сколько же поймал Евсей

На рыбалке карасей?

  1. Закрепление изученного материала:

Задача от героя:

В замке царя Емеля рассмешил 10 придворных дам. Ему осталось рассмешить 1 принцессу Несмеяну. Сколько всего дам Емеля рассмешит в замке?

 Число 12.

Формировать умение решать задачи.

На урок «приходит» сказочный герой – Карлсон.

  1. Закрепление изученного материала:

Карлсон очень любит плюшки. За обедом он съел 11 плюшек, а на тарелке осталась еще одна. Сколько перед обедом плюшек было на тарелке?

  1. На тарелке лежало 12 плюшек. 1 плюшку съел Карлсон. Сколько плюшек осталось на тарелке?

Образование числа 13.

Раскрыть способ образования числа 13, учить читать и писать число.

На урок «приходит» сказочный герой – Король Лев.

  1. Устный счет:

На качели, на качели

В зоопарке звери сели,

Пять пятнистых леопарда

Солнцу улыбаются

И со старым добрым львом

Весело качаются.

Сколько всего зверей?

Закрепление изученного материала

Отрабатывать приемы образования чисел второго десятка, формировать вычислительный навык.

На урок «приходит» сказочный герой – Зайка из сказки «Заюшкина избушка»

Устный счет:

Раз к зайчонку на обед

Прискакал дружок-сосед.

На пенёк зайчата сели

И по пять морковок съели.

Кто считать, ребята, ловок?

Сколько съедено морковок?

Закрепление изученного материала. Задача от героя

Зайка на обед для своих друзей приготовил 10 морковок и 1 кочан капусты. Сколько овощей приготовил Зайка?

  Закрепление изученного материала

Отрабатывать приемы образования чисел второго десятка, формировать вычислительный навык, умение решать задачи

На урок «приходит» сказочный герой – Кошка из м.ф. «Кошкин дом»

  1. Устный счет:

У нашей кошки пять котят,

 В лукошке рядышком сидят.

 А у соседской кошки - три!

 Такие милые, смотри!

 Помогите сосчитать,

Сколько будет три и пять?

  1. Закрепление изученного материала. Задача от героя.

Тетя Кошка, Старый Дворник и котята строили новый дом. Сколько ступенек крылечка Кошке и ее племянникам котятам осталось покрасить, если их всего 13 штук, а они покрасили уже 10 штук?

Подготовка к проверочной работе

Повторить и ситематизировать знания о правилах образования чисел второго десятка.

На урок «приходит» сказочный герой – Коза из сказки «Волк и семеро козлят»

  1. Устный счет:

Семь весёленьких козлят

 У крылечка в ряд стоят.

 Два ушли ложиться спать,

 Сколько козликов продолжили играть?

  1. Закрепление изученного материала. Задача от героя.

Коза своим козляткам прочитала в один вечер 10 сказок про волка, во второй вечер столько же и еще 3 сказки. Сколько сказок прочитала Коза во второй вечер?

Проверочная работа

Осуществить контроль за уровнем усвоения изученного материала.

Винни-Пух на зиму заготовил 16 горшочков меда. Сколько у него останется горшочков меда, если он уже съел 10 горшочков?

Работа над ошибками

Проанализировать допущенные ошибки; повторить и систематизировать материал, в котором  допущены ошибки.

Маша пекла пирожки, для того чтобы перехитрить Медведя.

Сколько Маше осталось испечь пирожков, если в короб входит 18 штук, а она испекла уже 10 штук?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике в 4 классе.Тема: " Решение задач на движение"

Материал содержит подробный конспект урока, мультимедийный тренажер,карточки с разноуровневыми заданиями. Рекомендуется использовать на этапе закрепления изученного материала....

Конспект урока по математике в 1 классе "Практическое решение задач".

Решение задачи на примере выполнения практических действий - поручений....

Урок математики в 1 классе_тема "Решение задач"_Технологическая карта

Урок составлен с учетом новых ФГОС, предусматривающих развитие УУД. Цель урока: закрепить знания учащихся о составных частях задачи, развитие умения составлять задачи по рисунку, ставить вопросы, опре...

План-конспект урока по математике в 3 классе. Тема "Решение задач"

Совершенствовать умения решать составные задачи у учащихся 3 класса (по учебнику М.И. Моро)...

Урок математики в 4 классе. Тема "Решение задач на движение"

Урок проводится в период работы над темой "Задачи на движение разных видов"...

Урок математики в 4 классе. Тема: «Решение задач на движение».

Урок математики в 4 классе по теме "Решение задач на движение" УМК "Школа России". Урок применения знаний и умений, разработан в соответствии с тебованиями ФГОС....