Статья "Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка как иностранного в начальной школе".
статья (4 класс)

Филимонова Ольга Михайловна

Современные требования к обучению и развитию школьника требуют от учителя находить новые подходы к требованию русского языка (как иностранного) в школах. Изучение нового материала, повторение изученного осуществляется в тесной связи с развитием коммуникативных навыков учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.9 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка как иностранного в начальной школе.

Современные требования к обучению и развитию школьника требуют от учителя находить новые подходы к требованию русского языка (как иностранного) в школах. Изучение нового материала, повторение изученного осуществляется в тесной связи с развитием коммуникативных навыков учащихся.

В содержание уроков русского языка нужно включать задания, направленные на развитие у ребят к лексическому значению слова и его употребления в предложении. Для детей, которые изучают русский язык как иностранный надо повышать словарный запас на каждом уроке, знакомить с толковым словарем в учебнике.

 Дети открывают в учебнике для второго класса и находят слово:

  1. Проталина – место, где таял снег и открылась земля.
  2. Скворечник – небольшой домик для скворца.
  3. Картина – произведение живописи в красках.
  4. Шоссе – дорога с твердым покрытием.

Для успешной работы обязательно нужно на каждом уроке использовать наглядные пособия: картинки, таблицы, карточки.

При изучение по развитию речи темы «Семья» нужно использовать картинку, где есть все члены семьи. Дать общее понятие о семье: мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь. Кроме этого объяснить, что мамины сестра и братья, папины сестра и братья для их детей тети и дяди. Для бабушки и дедушки девочка – внучка, а мальчик – внук. Разнообразный материал для коллективной работы, работы в парах помогут развитию навыков грамотности, письменной и устной речи, памяти, обогатят словарный запас.

Очень важно на каждом уроке проводить работу по развитию речи, исправлять ошибки при произношении. Нестандартные задания способствуют развитию познавательной активности у учащихся и делают урок не только полезным, но и интересным. Можно провести словарный диктант:

  • Запиши одним словом:

Москва, Киев, Иркутск, Дархан (города)

Чашки, тарелки, блюдца, пиала (посуда)

После пятницы идет (суббота)

На заборе очень громко утром каркала (ворона)

На пеньке растут опята, очень дружные (ребята)

Особый  интерес вызывает игра.

При изучении темы «Имена собственные» проводится  игра «Самый внимательный».У ребят кружки красного и синего цвета. Учитель называет слова и если это слово имя собственное, ребята поднимают синий кружок, а если не имя собственное, то поднимают красный кружок: Дима, котенок, дядя, Алеша, собака, река, Иванов, Ангара, лесник, пожарный, Барсик, Амина, Бадра.

Уроки русского языка призваны познакомить учащихся с типично русской картиной мира. Это сложное понятие включает в себя разнообразие представлений о мире, основанных на текстах устного народного творчества, знаниях культуры, обычаев, правил, русского этикета, знакомство с волшебными словами. Для этого очень важно использовать тексты загадок, пословиц, поговорок, скороговорок для формирования языковых знаний у инностранных  граждан. Необходимо подбирать то, что будет понятно детям без перевода. Работа над пословицей выливается в полноценный урок или даже целую серию уроков, в зависимости от задачи, которую ставил учитель: работа над лексикой, грамматикой, культурными представлениями, знакомство с традициями народа.

Декабрь год кончает, о зиму начинает.

Все за одного, а один за всех.

Вместе тесно, а врозь скучно.

Делу время, а потехе час.

Уроки литературного чтения помогают развитию памяти, мышления. Особую ценность играют тексты. Эти тексты должны соответствовать двум требованиям: культурная значимость и минимальный объем, учитывая то, что словарный запас у детей, изучающий русский язык – как иностранный, минимальный. На их примере мы решаем несколько методических задач: пополнение лексического запаса учащихся, овладение грамматикой системой, умение определить тему и главную мысль текста, умение озаглавить текст.Текст можно озаглавить по картинке, где мальчик Коля заболел, не ходит в школу и лежит в пастели. И когда он посмотрел в окно, в окне он увидел шарик, на котором было написано «Мы с тобой». Мальчику стало хорошо, потому что о нем помнят друзья.

Особую ценность составляет обобщающие уроки по пройденной теме. Они дают возможность быстро и эффективно повторить, закрепить и обобщить материал в игровой форме.

Подведение итогов урока – рефлексия (самоконтроль) является обязательным для детей.Можно использовать различные формы:

  • выберите и продолжите любое предложение:

Сегодня на уроке я узнал   . . . .  .

На этом уроке я похвалил бы себя . . . .  .

  •  нарисовать смайлик
  • Изобразить линеечку успеха.

 Учитель начальных классов МБОУ  КСОШ №4 Филимонова О.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по теме самообразования Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе»

Если учитель постоянно будет создавать условия для формирования познавательного интереса и целенаправленно его развивать - это будет способствовать достижению более высокого уровня познавательного инт...

Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе.

Позновательная деятельность развивает такие процессы как: мышление,внимание,память,речь,воображение,поддерживает интерес к обучению....

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе.

Проблема познавательной активности, способы и методы активизации учебной деятельности обучающихся – одна из вечных  проблем  педагогики.Активизируя познавательную деятельность, ч...

Тема по самообразованию: Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе» Выполнила: Алексеева Г.В., учитель начальных классов, высшей категории

Цель: выявить и изучить наиболее эффективные технологии развития познавательного интереса школьников к учению на уроках русского языкаЗадачи: - изучить психолого-педагогические и методически...

Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе.

Данный материал поможет начинающему учителю познакомиться и подобрать для себя наиболее интересные методы и приемы обучения на уроках в начальной школе....

Статья "Формирование познавательных УУД на уроках русского языка и математики в начальной школе" с презентацией

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Приоритетной целью школьного обр...