Статья "Формирование познавательных УУД на уроках русского языка и математики в начальной школе" с презентацией
статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование познавательных УУД на уроках русского языка и математики в начальной школе.
Слайд №1 Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.
Слайд №2
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса.
Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы;
2) учебную цель;
3) учебную задачу;
4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока:
1) личностные; 2) регулятивные; 3) коммуникативные действия; 4) познавательные.
Для формирования личностных УУД – используются все задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку.
Для формирования регулятивных УУД – подбираются задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат, например, с выводом в рамке.
Для формирования коммуникативных УУД – предлагаются задания для работы в паре, группе.
Для формирования познавательных УУД – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.
Слайд №3
Я чуть подробнее хотела-бы остановиться на формировании познавательных универсальных учебных действиях, которые для успешного обучения должны быть сформированы уже в начальной школе.
Слайд № 4
Познавательные универсальные действиявключают:
- общеучебные
- логические
- постановку и решение проблемы.
Слайд № 5
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
- определение основной и второстепенной информации;
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Слайд №6 Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
- моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
Слайд №7
Задания для формирования и диагностики познавательных УУД:
- найди отличия»;
- «на что похоже?»;
- «поиск лишнего»;
- «лабиринты»;
- упорядочивание;
- «цепочки»;
- хитроумные решения;
- составление схем-опор;
- работа с разного вида таблицами;
- составление и распознавание диаграмм;
- работа со словарями.
Слайд №8
Формирование познавательных УУД начинается с первых дней обучения грамоте. Дети учатся пользоваться учебными пособиями: находить страницу, тему, задание. Учатся читать и понимать схемы, таблицы и другие символы, представленные в учебной литературе. В 3 – 4 классах ученики обучаются поиску нужной информации в дополнительных изданиях: энциклопедиях, справочниках, словарях, в электронных и цифровых ресурсах.
Слайд № 9,10
Перед вами фрагмент урока на котором учащиеся анализируют, выделяют
общиепризнаки (Какая орфограмма встретилась нашему герою?), а далее идёт классификация (Какие части речи нам встретились?) и как следствие самостоятельное определение темы урока, выделение и формулирование целей.
Слайды №11,12,13,14.Виды упражнений встречающиеся в УМК «Гармония» формирующие познавательные УУД на уроках русского языка.
Слайд № 15
Из разных видов деятельности со знаково-символическими средствами наибольшее применение в обучении имеет моделирование. В период начального образования основным показателем развития знаково-символических универсальных учебных действий становится овладение моделированием, отражающим пространственное расположение объектов, предметов или отношения между ними или их частями для решения задач; а к концу обучения в начальной школе дети должны не только уметь использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), но и уметь самостоятельно строить схемы, модели, таблицы и т. п. Перевод текста на знаково-символический язык и обратное считывание, понимание символической записи является важным этапом в формировании логических универсальных действий и вместе с тем вызывает наибольшие трудности у учащихся.
Слайды № 16,17,18,19 Виды упражнений встречающиеся в УМК «Гармония» формирующие познавательные УУД на уроках математики.
Наиболее наглядно это можно увидеть на уроках математики. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно-следственные связи; обобщать и т.д.
Слайд № 16, 17. С 1-го класса начинается формирование моделирования как универсального учебного действия. Первые представления о взаимосвязи предметной и символической моделей формируются у учащихся при изучении темы «Число и цифра». Дети учатся устанавливать соответствие между различными моделями или выбирать из данных символических моделей ту, которая, например, соответствует данной предметной модели.
Слайд № 18К.Д. Ушинский указывал, что сравнение является основой всякого мышления. Провести обобщение, подвести под понятие ученик не сможет, пока не сравнит.
Слайд № 19 Вид задания итоговой контрольной работы 3 класс. Диаграмма.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Приоритетная цель школьного образования-формирование умения учиться Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря ФОРМИРОВАНИЮ универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия Личностные. Используются все задания, в которых ребятам предполагается дать собственную оценку . Регулятивные Подбираются задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат, например, с выводом в рамке. Коммуникативные Предлагаются задания для работы в паре, группе. Познавательные Подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде . Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание .
В конце концов, от всех приобретенных знаний в памяти у нас остается только то, что мы применили на практике. Иоганн Петер Эккерман
Для успешного обучения в начальной школе на уроках математики и русского языка должны быть сформированы следующие познавательные универсальные действия : Общеучебные Действия постановки и решения проблем Логические
К общеучебным универсальным действиям относят: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Поиск и выделение необходимой информации;(Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;) Структурирование знаний; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; (предполагает осознание учащимися всех компонентов учебной деятельности) Определение основной и второстепенной информации; Понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; Знаково-символические действия: Моделирование— преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта Пространственно-графическая или знаково – символическая); Преобразование модели с целью выявления общих законов , определяющих данную предметную область.
Логическими универсальными действиями являются: Анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных); Синтез- составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; Подведение под понятие, выделение следствий; Установление причинно-следственных, представление цепочек объектов и явлений; Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; Доказательство; Выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: Формулирование проблемы; Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера .
Задания для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий: «найди отличия»; «на что похоже?»; «поиск лишнего»; «лабиринты»; упорядочивание; «цепочки»; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями.
Познавательные универсальные учебные действия на уроках русского языка формируются через использование технологии продуктивного чтения . Это могут быть: – задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации (например, чтение таблицы, преобразование текста в таблицу, схему, выстраивание алгоритма по применению правила, составление по плану рассказа на лингвистическую тему и т.д.); – использование разного ряда визуальных подсказок и ключей, формулировок проблемных вопросов, «иллюстративного» визуального ряда (представлены в учебнике, составляются самими детьми или даются в презентациях в интерактивном режиме); – приёмы работы с правилами и определениями как учебно-научными текстами; – система работы с различными словарями .
Орфографическая минутка З…МА, СН…ГОВИК И Е Л…ПИТЬ, Е Б…ЖАТЬ, Е Б…ЛЬШОЙ, О Д…НЁК, Е В…СЁЛЫЙ, Е СТ…ЯЛ, О ЗАМ…РЗАТЬ, Е Х…ЛОДНЫЙ. О
Вспомним о ………….. речи. частях Цель урока: развивать у………. определять различные ……… …………. умение части речи восстановить ………… о ……… ………… знания частях речи
Запиши правильно дьадьа , тьотьа , ньаньа , дьэнь , пьать
Упражнение 348 Я (у) меня нас мне меня (у) неё (к) ней она к ним
"Главная задача обучения математике, причем с самого начала, с первого класса, - учить рассуждать, учить мыслить", - писал А.А. Столяр
Подготовка к решению задач
Чем похожи рисунки? Какому рисунку соответствует пара равенств? 6+1=7 2) 5+2=7 3)3+4=7 1+6=7 2+5=7 4+3=7
По какому правилу составлены столбцы выражений? Составь по этому же правилу еще три столбца выражений с другими числами. Найди значения всех выражений. 1) 60+30 2) 50+40 3) 20+70 6+3 5+4 2+7 9-6 9-5 9-7 90-60 90-50 90-70
Первое Задание итоговой контрольной работы в 3-м классе
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация по теме самообразования Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе»
Если учитель постоянно будет создавать условия для формирования познавательного интереса и целенаправленно его развивать - это будет способствовать достижению более высокого уровня познавательного инт...
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
Методы и приёмы работы на уроках русского языка и математики учителя начальных классов Токаревой Л.Н.
Методы и приёмы работы на уроках русского языка и математикиучителя начальных классов Токаревой Л.Н. На уроках русского языка опираюсь на систему комплексного интеллектуального развития, которая ...
Тема по самообразованию:Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе»Выполнила: Алексеева Г.В., учитель начальных классов, высшей категории
Цель: выявить и изучить наиболее эффективные технологии развития познавательного интереса школьников к учению на уроках русского языкаЗадачи: - изучить психолого-педагогические и методически...
Статья "Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка как иностранного в начальной школе".
Современные требования к обучению и развитию школьника требуют от учителя находить новые подходы к требованию русского языка (как иностранного) в школах. Изучение нового материала, повторение изученно...
Повышение уровня познавательной активности на уроках русского языка и математики.
В статье представлен опыт педагога по повышению уровня познавательной активности на уроках русского языка и...