Статья "Формирование познавательных УУД на уроках русского языка и математики в начальной школе" с презентацией
статья

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование познавательных УУД на уроках русского языка и математики в начальной школе.

Слайд №1    Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых    информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.  Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

Слайд №2

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса.

 Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы;

2) учебную цель;

3) учебную задачу;

4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока:

1) личностные; 2) регулятивные; 3) коммуникативные действия; 4) познавательные.

Для формирования личностных УУД – используются все задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку.

Для формирования регулятивных УУД – подбираются задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат, например, с выводом в рамке.

Для формирования коммуникативных УУД – предлагаются задания для работы в паре, группе.

Для формирования познавательных УУД – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.

Слайд №3

Я чуть подробнее хотела-бы остановиться на формировании познавательных универсальных учебных действиях, которые для успешного обучения должны быть сформированы уже в начальной школе.  

Слайд № 4

Познавательные универсальные действиявключают:

  • общеучебные
  • логические
  • постановку и решение проблемы.

Слайд № 5

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
  • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
  • определение основной и второстепенной информации;
  • свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Слайд №6 Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

  • моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

Слайд №7  

Задания для формирования и диагностики познавательных УУД:

  • найди отличия»;
  •  «на что похоже?»;
  •  «поиск лишнего»;
  •  «лабиринты»;
  • упорядочивание;
  •  «цепочки»;
  • хитроумные решения;
  • составление схем-опор;
  • работа с разного вида таблицами;
  • составление и распознавание диаграмм;
  • работа со словарями.

Слайд №8

Формирование познавательных УУД начинается с первых дней обучения грамоте. Дети учатся пользоваться учебными пособиями: находить страницу, тему, задание. Учатся читать и понимать схемы, таблицы и другие символы, представленные в учебной литературе. В 3 – 4 классах ученики обучаются поиску нужной информации в дополнительных изданиях: энциклопедиях, справочниках, словарях, в электронных и цифровых ресурсах.

Слайд № 9,10

  Перед вами фрагмент урока на котором учащиеся анализируют, выделяют

общиепризнаки (Какая орфограмма встретилась нашему герою?), а далее  идёт классификация (Какие части речи нам встретились?) и как следствие самостоятельное определение темы урока, выделение и формулирование целей.

Слайды №11,12,13,14.Виды упражнений встречающиеся в УМК «Гармония» формирующие познавательные УУД на уроках русского языка.

Слайд № 15

Из разных видов деятельности со знаково-символическими средствами наибольшее применение в обучении имеет моделирование. В период начального образования основным показателем развития знаково-символических универсальных учебных действий становится овладение моделированием, отражающим пространственное расположение объектов, предметов или отношения между ними или их частями для решения задач; а к концу обучения в начальной школе дети должны не только уметь использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), но и уметь самостоятельно строить схемы, модели, таблицы  и т. п. Перевод текста на знаково-символический язык и обратное считывание, понимание символической записи является важным этапом в формировании логических универсальных действий и вместе с тем вызывает наибольшие трудности у учащихся.

Слайды № 16,17,18,19 Виды упражнений встречающиеся в УМК «Гармония» формирующие познавательные УУД на уроках математики.

Наиболее наглядно это можно увидеть на уроках математики. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно-следственные связи; обобщать и т.д.

Слайд № 16, 17. С 1-го класса начинается формирование моделирования как универсального учебного действия. Первые представления о взаимосвязи предметной и символической моделей формируются у учащихся при изучении темы «Число и цифра».  Дети учатся устанавливать соответствие между различными моделями или выбирать из данных символических моделей ту, которая, например, соответствует данной предметной модели.

Слайд № 18К.Д. Ушинский указывал, что сравнение является основой всякого мышления.  Провести обобщение, подвести под понятие ученик не сможет, пока не сравнит.
Слайд № 19 Вид задания итоговой контрольной работы 3 класс. Диаграмма.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики и русского языка Презентацию составила Макарова О.А.

Слайд 2

Приоритетная цель школьного образования-формирование умения учиться Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря ФОРМИРОВАНИЮ универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия Личностные. Используются все задания, в которых ребятам предполагается дать собственную оценку . Регулятивные Подбираются задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат, например, с выводом в рамке. Коммуникативные Предлагаются задания для работы в паре, группе. Познавательные Подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде . Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание .

Слайд 3

В конце концов, от всех приобретенных знаний в памяти у нас остается только то, что мы применили на практике. Иоганн Петер Эккерман

Слайд 4

Для успешного обучения в начальной школе на уроках математики и русского языка должны быть сформированы следующие познавательные универсальные действия : Общеучебные Действия постановки и решения проблем Логические

Слайд 5

К общеучебным универсальным действиям относят: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Поиск и выделение необходимой информации;(Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;) Структурирование знаний; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; (предполагает осознание учащимися всех компонентов учебной деятельности) Определение основной и второстепенной информации; Понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; Знаково-символические действия: Моделирование— преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта Пространственно-графическая или знаково – символическая); Преобразование модели с целью выявления общих законов , определяющих данную предметную область.

Слайд 6

Логическими универсальными действиями являются: Анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных); Синтез- составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; Подведение под понятие, выделение следствий; Установление причинно-следственных, представление цепочек объектов и явлений; Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; Доказательство; Выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: Формулирование проблемы; Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера .

Слайд 7

Задания для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий: «найди отличия»; «на что похоже?»; «поиск лишнего»; «лабиринты»; упорядочивание; «цепочки»; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями.

Слайд 8

Познавательные универсальные учебные действия на уроках русского языка формируются через использование технологии продуктивного чтения . Это могут быть: – задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации (например, чтение таблицы, преобразование текста в таблицу, схему, выстраивание алгоритма по применению правила, составление по плану рассказа на лингвистическую тему и т.д.); – использование разного ряда визуальных подсказок и ключей, формулировок проблемных вопросов, «иллюстративного» визуального ряда (представлены в учебнике, составляются самими детьми или даются в презентациях в интерактивном режиме); – приёмы работы с правилами и определениями как учебно-научными текстами; – система работы с различными словарями .

Слайд 9

Орфографическая минутка З…МА, СН…ГОВИК И Е Л…ПИТЬ, Е Б…ЖАТЬ, Е Б…ЛЬШОЙ, О Д…НЁК, Е В…СЁЛЫЙ, Е СТ…ЯЛ, О ЗАМ…РЗАТЬ, Е Х…ЛОДНЫЙ. О

Слайд 10

Вспомним о ………….. речи. частях Цель урока: развивать у………. определять различные ……… …………. умение части речи восстановить ………… о ……… ………… знания частях речи

Слайд 11

Запиши правильно дьадьа , тьотьа , ньаньа , дьэнь , пьать

Слайд 14

Упражнение 348 Я (у) меня нас мне меня (у) неё (к) ней она к ним

Слайд 15

"Главная задача обучения математике, причем с самого начала, с первого класса, - учить рассуждать, учить мыслить", - писал А.А. Столяр

Слайд 16

Подготовка к решению задач

Слайд 17

Чем похожи рисунки? Какому рисунку соответствует пара равенств? 6+1=7 2) 5+2=7 3)3+4=7 1+6=7 2+5=7 4+3=7

Слайд 18

По какому правилу составлены столбцы выражений? Составь по этому же правилу еще три столбца выражений с другими числами. Найди значения всех выражений. 1) 60+30 2) 50+40 3) 20+70 6+3 5+4 2+7 9-6 9-5 9-7 90-60 90-50 90-70

Слайд 19

Первое Задание итоговой контрольной работы в 3-м классе

Слайд 20

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по теме самообразования Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе»

Если учитель постоянно будет создавать условия для формирования познавательного интереса и целенаправленно его развивать - это будет способствовать достижению более высокого уровня познавательного инт...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

Методы и приёмы работы на уроках русского языка и математики учителя начальных классов Токаревой Л.Н.

Методы и приёмы работы на уроках русского языка и математикиучителя начальных классов Токаревой Л.Н. На уроках русского языка опираюсь на систему комплексного интеллектуального развития, которая ...

Тема по самообразованию: Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе» Выполнила: Алексеева Г.В., учитель начальных классов, высшей категории

Цель: выявить и изучить наиболее эффективные технологии развития познавательного интереса школьников к учению на уроках русского языкаЗадачи: - изучить психолого-педагогические и методически...

Статья "Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка как иностранного в начальной школе".

Современные требования к обучению и развитию школьника требуют от учителя находить новые подходы к требованию русского языка (как иностранного) в школах. Изучение нового материала, повторение изученно...

Повышение уровня познавательной активности на уроках русского языка и математики.

В  статье представлен  опыт  педагога  по    повышению  уровня  познавательной  активности  на  уроках  русского  языка  и...