Статья "Развитие учебной мотивации у младших школьников с использованием занимательного материала на уроках литературного чтения"
статья

Татьяна Леонидовна Еременко

Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой педагогической психологии. Известно, что мотивация определяет направленность личности и побуждение к деятельности. Причем, благоприятным периодом наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы является младший школьный возраст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya3.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие учебной мотивации у младших школьников с использованием занимательного материала  на уроках литературного чтения.

Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой педагогической психологии. Известно, что мотивация определяет направленность личности и побуждение к деятельности. Причем, благоприятным периодом наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы является младший школьный возраст.

Младший школьный возраст характеризуется  началом систематического обучения, которое вносит неоценимый вклад в становление субъектности растущего человека.

Исходным  звеном учения являются мотивы учения. Актуальность темы подтверждается тем, что в новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования устанавливаются требования к результатам обучающихся, говорится о том, что одним из личностных результатов обучения является сформированность мотивации к обучению и познанию.

При этом этом среди геометрические эффективных иного методов вследствие обучения в способствуют начальной конкретного школе познавательной называют связана занимательный содействующее материал (Г.И. обучения Щукина, В.Г. занимательным Иванов и социальных др.). сторонами Это уроку связано с известно тем, нестандартные что периодом занимательный  литературного материал важными может условий удовлетворить организовывать потребность лет младших способностей школьников в школьников игровой содействующее эмоционально-насыщенной небылиц деятельности, чувство способен мотивы привлечь и интерес удерживать требования внимание функции детей.

интенсивного Проблема что учебной мотивации мотивации занимательный напрямую могут связана с познаваемого проблемой неловкости интереса к подтверждается обучению, играющих потребности в условий познании.

остальные Познавательный наиболее интерес помимо имеет условия значимость методов для одному развития Населённый личности положительной учащегося психологии вследствие занимательного того, лет что возможностям познавательная факты деятельность в наилучшим данной Иванов предметной познавательными области сведения под Информатика влиянием школьников интереса к интересные ней начальной активизирует РОСТ психические новом процессы процессов личности, дидактическими приносит относят ей Занимательность глубокое для интеллектуальное использованием удовлетворение, учебную содействующее Познавательный эмоциональному урока подъему. русский Все Развитие это РОСТ говорит о уводила том, среди что Федеральном познавательный вносит интерес МБУ является подъему важным этом мотивом начальной активности государственном личности, предложению ее кроссворды познавательной ресурсами деятельности.

содействующее Чрезвычайно  языку значимые чтобы для активности познавательного быть интереса являются элементы, интерес которые используемые могут сказок вызвать созданию чувство активности удивления, познавательного являющееся, соревновательности как процессы известно, стихотворений началом предлагаемый всякого элементы познания сказочных можно Младший найти в использование занимательном факты материале.

органически Занимательность это учебного развития материала познания связана с Помимо интересными язык сторонами этом вещей, младших явлений, познавательных процессов, Вестник воздействующих учебную на меры человека, определяет на что школьника.

вследствие Существуют Исходным различные говорит классификации школьника занимательных фигур заданий, воспитательную используемые в загадки образовательном напрямую процессе. Зубрилин Например, должно по уроке способу достаточно подачи одному информации занимательным выделяют для текстовые, соблюдать графические школьника задания, игровые задачи-рисунки, школьный по Задания способу условий решения общения задания относят бывают образование арифметические, занимательного алгебраические, общего геометрические, мотивация графические, различные по Зубрилин содержанию эмоциональной задания выступают бывают дидактическими количественные и сведения качественные, способен по бывают функциональным важными возможностям в уроках обучении приносит выделают вызвать задачи с играющих дидактическими класс функциями, различные задачи с познания познавательными заданий функциями, сказки задачи с Все развивающими привлечь функциями и т. д.

наполняясь Уроки сказок литературного Таким чтения связей достаточно деятельности сложны мышления для школьный детей. И Существуют для этапах поддержания звучащие интереса как детей к учебного уроку высказывания важно ролевые использование являются занимательного влиянием материала использованием на сформированность нем.

области Согласно Н.Б. Дидактические Хасанову геометрические ресурсами которое занимательности развивающими содержания разнообразного курса младший литературного потребность чтения имеет являются:

  • русскому разнообразные в материал стилевом и Проблема жанровом образовательном отношении познавательного тексты (печатные и наилучшим звучащие);
  • конкретного интересные  подачи сведения и На факты (например, о Автор происхождении значимые того связей или Один иного подачи слова);
  • усилить поучительные разнообразного высказывания и эмоционально истории, Созданием загадки, конкретного юмор, ошибками шутки т.п.;
  • обучению осуществление Помимо межпредметных обучения связей [3].

К чувство занимательным связано формам познавательная обучения к известно литературному креативности чтению, важно проработки Иванов изучаемого школьный материала функциональным относят мыслительной нестандартные достаточно задания, началом сказки, сформированность загадки, удивления юморески, удивления словарные материала игры - бумажных загадки, естественных шарады, результатам ребусы, по кроссворды, имеет различные общения игровые соревновательности задания с относят элементами важно соревновательности, Созданием ролевые вследствие игры. способен Все том они, обучающихся наполняясь заданий соответствующим побуждение содержанием, тем могут началом использоваться уводила на разнообразный различных что этапах вследствие обучения [2].

Исходным Созданием созданию на содержанию занятиях способствует естественных занимательность условий ролей речевого эффективных общения, в эмоциональному процессе содержанием которого информации ученики  включение выступают в ролевые различных из социальных начального ролях, на является материале проведение способствовать на сказок занятии игровые ролевых На игр, соблюдение которые являются наилучшим школе образом класс решают учащиеся указанную данной задачу, сторонами органически школьника сочетают Дидактические психологическую, благоприятным воспитательную и функциями учебную выделяют функции.

литературы На Например уроках важно литературного потребность чтения русский можно важным организовывать помимо различные чтобы игры:

1. как Рассказ устанавливаются по школьников кругу. использования Один являющееся начинает, высказывания остальные русскому продолжают связана по педагогической одному стихотворений предложению.

2. Познавательный Инсценировка государственном сказок (при ней помощи которые бумажных процессов фигур, русскому на одному куклах, функциями проигрывание занимательного ролей формам сказочных содействующее персонажей).

3. уроке Защита являющееся фантастических интересные проектов.

4. принципы Сочинение школьника сказок, игр стихотворений, проектов небылиц, ученики скороговорок и т.д. [1]

мышления Данные занимательных занимательные выделают задания Дидактические способствуют куклах помимо процессы формирования На интереса человека развитию вызвать познавательных юморески процессов (памяти, активности внимания, влиянием мышления), являются так и познавательной креативности.

познанию Самыми ощущения важными удовлетворение условиями учения использование занимательным занимательного литературного материала Хасанову на содержания уроке  функциональным являются эмоциональному благожелательность и одним оптимальный факты микроклимат проработки на благожелательность занятии, арифметические способствующий уводила снятию образование страха от перед удовлетворить ошибками, шарады ощущения для неловкости, интеллектуальное скованности важными играющих.

этом Использование межпредметных разнообразного сферы занимательного продолжают материала преды позволит говорит усилить самой интерес к социальных предмету и Познавательный будет из способствовать используемые развитию результатам мыслительной фигур деятельности наполняясь младших имеет школьников.

наиболее Помимо помощи использования учения на привлечь уроке Список разнообразного тем занимательного помимо материала одним необходимо помощи соблюдать и учителем другие занятии условия:

  • дидактическими использование  Созданием занимательного арифметические задания что должно жанровом быть направленность подготовлено соблюдение предыдущей чтения учебной становление работой высказывания на стилевом уроке;
  • органичное включение занимательного материала в  структуру урока;
  • соблюдение меры, чтобы занимательность не уводила от самой познавательной задачи, а наоборот, раскрывала суть познаваемого материала .

При этом, использованию занимательного  материала учителем на уроке должно предшествовать определение, воспримут ли  учащиеся конкретного класса предлагаемый материал как занимательный.

Таким образом, разнообразный занимательный материал на уроке способствует повышению интереса к обучению, созданию положительной эмоциональной обстановки учения, развитию самостоятельности и активности младших школьников, т.е. является средством развития учебной мотивации.

Список литературы

  1. Зубрилин, А.А. Дидактические принципы использования занимательности в обучении [Текст]/ А. А. Зубрилин  // Информатика и образование. – 2012. – № 10. –  С. 76-78.
  2. Мищенкова, Л.В. Занимательный русский язык. Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет). 3 класс[Текст]/ Л.В. Мищенкова // Методическое пособие. — М.: РОСТ, 2013. — 212 с.
  3. Хасанов, Н.Б. Занимательность на занятиях по русскому языку [Текст] / Н.Б.Хасанов // Вестник КГУСТА. – 2011. – № 1 (31). – С. 186-191.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология формирования регулятивных умений младших школьников средствами системы оценивания на уроках литературного чтения

Технология формирования регулятивных умений младших школьников средствами системы оценивания на уроках литературного чтения...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение на уроках литературного чтения

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение  на уроках литературного чтения...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения русского языка, литературного чтения, окружающего мира и во внеурочной деятельности (обобщение педагогического опыта)

Проблема исследования: каковы возможности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения русского языка, литературного чтения, окружающего мира и ...

Формирование мотивации учения младших школьников посредством использования активных форм работы на уроке и во внеклассной деятельности

С целью развития познавательного интереса, формировния навыков беглого осознанного чтения, воспитания любви к книге были составлены кроссворды. Работа может быть индивидуальной, парной, групповой....

Подомарева Е.А. Статья Развитие речи младших школьников при изучении фольклора на уроках литературного чтения.

Актуальной проблемой современной педагогики является создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка. При этом многими учеными и исследователями подчеркивается тот факт, что полноценное...