Подомарева Е.А. Статья Развитие речи младших школьников при изучении фольклора на уроках литературного чтения.
статья по чтению (2 класс)

Актуальной проблемой современной педагогики является создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка. При этом многими учеными и исследователями подчеркивается тот факт, что полноценное личностное развитие возможно только при развитии речи детей.      Начиная с дошкольного возраста, речевое развитие является одним из важных направлений, а также показателей развития ребенка. Несмотря на то, что пик речевого развития приходится на дошкольный возраст, в младшем школьном возрасте продолжается активное развитие всех компонентов речи.

Задачи школьного курса развития речи широкие и многогранные, поэтому педагог начальных классов должен формировать сознательную языковую личность, которая отмечается развитой речью, а, следовательно, мышлением, интеллектом, эмоционально-эстетическим восприятием, речевым чутьем, речевым этикетом.

      Большую роль в развитии речи учащихся начальных классов, повышении эмоциональности, культуры играет работа над выразительными средствами языка, поскольку они придают ей колорит, развивают мышление детей, обогащают их словарный запас. Педагог призван использовать все возможности в работе над образными средствами, чтобы именно в младшие школьные годы донести до сознания детей тончайшие оттенки речи, чтобы родное слово стало духовным богатством ребенка. Самым доступным для младших школьников является фольклор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Актуальной проблемой современной педагогики является создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка. При этом многими учеными и исследователями подчеркивается тот факт, что полноценное личностное развитие возможно только при развитии речи детей.      Начиная с дошкольного возраста, речевое развитие является одним из важных направлений, а также показателей развития ребенка. Несмотря на то, что пик речевого развития приходится на дошкольный возраст, в младшем школьном возрасте продолжается активное развитие всех компонентов речи.

Задачи школьного курса развития речи широкие и многогранные, поэтому педагог начальных классов должен формировать сознательную языковую личность, которая отмечается развитой речью, а, следовательно, мышлением, интеллектом, эмоционально-эстетическим восприятием, речевым чутьем, речевым этикетом.

      Большую роль в развитии речи учащихся начальных классов, повышении эмоциональности, культуры играет работа над выразительными средствами языка, поскольку они придают ей колорит, развивают мышление детей, обогащают их словарный запас. Педагог призван использовать все возможности в работе над образными средствами, чтобы именно в младшие школьные годы донести до сознания детей тончайшие оттенки речи, чтобы родное слово стало духовным богатством ребенка. Самым доступным для младших школьников является фольклор.

      В широком смысле фольклор трактуется как составляющая народной культуры, коллективное творчество групп или индивидов, основанная на традициях и выступает адекватным выражением культурной и социальной самобытности. Формы фольклора (фольклорные жанры) включают язык, устную литературу, музыку, танцы, обычаи, ремесла и другие виды художественного творчества. Присутствие особой контрастности, выделение красок в произведениях фольклора дает право утверждать об их очевидной целесообразности и необходимости в воспитании и речевом развитии детей.

Устное народное творчество доступно для ребенка, он легче входит в окружающий мир, пытается говорить, общаться с людьми, усваивает представление народа о красоте, морали, знакомит с обычаями, нормами поведения, общения, учит быть коммуникабельными. Развивая речь ребенка, оно дает ему новую жизнь, возможность приспосабливаться, преодолевать трудности в нелегком пути взросления.

      Пословица - это краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм. Она выражает те мысли, к которым народ пришел в процессе своей общественной практики. Форма пословицы своеобразна, ритмична, имеет особое звуковое оформление и композиционно-синтаксическое строение. За счет этого она совершенствует общие речевые навыки школьника, уточняет, обогащает, активизирует словарь ребенка, развивает грамматически правильную речь, ее точность, полноту, эмоциональность, последовательность и содержательность при изложении ее смысла. Пословица воспитывает чуткость к смысловым оттенкам слов, различение и понимание простейших случаев многозначности слов, способствует пониманию образных выражений в тексте.

     Поговорки - это поэтические, широко употребляющиеся в речи выражения, устойчивые, краткие, часто образные, многозначные, имеющие переносное значение, оформленные синтаксически как предложение, нередко организованные ритмически, обобщающие социально-исторический опыт народа и носящие поучительный, дидактический характер. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично выражать свои мысли и чувства.

     Загадка - один из жанров народного творчества, заключающийся в иносказательном, часто представленном в поэтической форме описании какого-либо предмета или явления. То есть это такое метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого.     Загадка подразумевает наличие отгадки, которую и требуется отыскать - "разгадать" загадку. Действие разгадывания заключается в том, чтобы "увидеть" за этим метафорическим, порой алогичным, описанием истинный предмет. Задача разгадчика - приложив умственные усилия найти ответ. Распознавание скрытого за описанием реального предмета и есть процесс разгадывания загадки. А он требует и логики, и ассоциативного мышления.

Загадки отличаются разнообразием тематики и богатством художественных приёмов, им присущи композиционная чёткость, рифма, наличие ритма. Словесные загадки - это очень полезное развлечение, которое развивает внимание, расширяет словарный запас, учит чувствовать слово и вырабатывает умение мыслить нестандартно. Область применения загадок чрезвычайно широка.

      С помощью прибауток, небылиц, дразнилок дети могут развеселить, потешить, рассмешить сверстников.

     С помощью потешек, пестушек возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания-наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией.          Народные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, развитию речи. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги развивают речь младших школьников.

       И.Н. Тихонова и З.И. Шадманова отмечают, что «при работе на уроках литературного чтения в младших классах необходимо активно использовать малые фольклорные формы, которые помогут заинтересовать ребенка в изучении народного творчества. Особенно активно это заметно при использовании в методике обучения литературы и русского языка народных пословиц. Обращение к народным пословицам, обогащает словарный запас ребенка, формирует кругозор, расширяет его лексикон. Помогает избежать ошибок в выборе места ударения в словах, иногда ударение в словах определяется рифмой».

       А.В. Кузьмина считает, что скороговорки являются эффективным средством развития экспрессивной речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи.

       Е.М. Рендакова также выделяла значимость скороговорок для развития речи младших школьников: «Скороговорки улучшают подвижность языка, артикуляционного аппарата, развивают слуховое внимание, тренируют правильное произнесение звуков. Содержание скороговорок становится прекрасной основой для расширения и обогащения словаря ребенка. Положительный эмоциональный фон при разучивании веселых скороговорок позволяет организовывать общение с взрослыми комфортно, а обучать и развивать без принуждения. Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали. Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении. Он также учится не только говорить, но и слушать».

       По мнению Е.Г. Азиной, большим потенциалом для развития связной речи младших школьников обладают народные сказки. Этой же позиции придерживается С.Ю. Аншакова, которая считает, что образно-выразительный язык народных сказок способствует обогащению речи младших школьников.

      Уроки литературного чтения в начальной школе призваны не только познакомить младших школьников с литературными и народными произведениями, но и направлены на развитие – ведь именно в детском возрасте эмоциональность, образность мышления помогает ребёнку лучше воспринять нравственные и духовные принципы, которые заложены в художественных произведениях народа, усвоить нравственные ценности, лучше понять такие духовно-нравственные категории, как дружба, любовь, жизнь, красота, добро и пр. С помощью фольклора ребенок расширяет свой кругозор, воспитывает уважение к традициям, обычаям, ценностям и культуре других народов, узнаёт быт народов. Используя в своей речи малые жанры фольклора, учащиеся учатся ясно, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение творчески описать предмет, дать ему яркую характеристику. При изучении фольклорных произведений ребенок может сделать и обобщающий вывод – у любого народа человек, который любит трудиться – в почёте, а лентяй достоин осуждения и порицания. В культуре любого народа добро всегда побеждает зло, добро – то, что служит правде жизни, умножает красоту мира, дарит радость людям. Постепенно ребёнок приходит к мысли, что ценностью любого народа является миролюбивый, трудолюбивый, талантливый, творческий человек, поэтому мысли и чувства, вкладываемые народом в эти произведения одинаково близки каждому из нас, и поэтому они живут до сих пор.

1.Абакумова С.Н. Развитие речи младших школьников при изучении малых жанров фольклора на уроках литературного чтения.

2. Азина Е.Г. Использование русской народной сказки в развитии связной речи младших школьников / Е.Г. Азина // Начальная школа плюс До и После. – 2013. – № 7. – С. 88-91.

3.        Аншакова С.Ю. Работа над былинным эпитетом в начальных классах / С.Ю. Аншакова. – Начальная школа. – 2011. – № 9. – С. 28-31.

4. Варфоломеева Е.В. Развитие речи у младших школьников в процессе изучения фольклора.

4.        Кузьмина А.В. Использование скороговорок для развития речи младшего школьника / А.В. Кузьмина // Язык и социальная динамика. – 2014. – № 14-2. – С. 79-84.

5.   Латыпова Н. Х. Изучение фольклорных произведений на уроках литературы в начальных классах / Н.Х. Латыпова [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2015/article/2015014133 (дата обращения: 20.03.2020).

6.   Рендакова Е.М. Использование методики скороговорения для развития речи младших школьников / Е.М. Рендакова // Начальная школа. – 2000. – № 11. – С. 34-39.

7.   Тихонова И.Н. Особенности использования фольклора в работе над развитием речи младших школьников / И.Н. Тихонова, З.И. Шадманова // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. – 2019. – № 2. – С. 85-87.

8.   Шашкова Р.И. К вопросу о влиянии малых форм фольклора на развитие речи младших школьников / Р. И. Шашкова // Современные тенденции развития дошкольного и начального образования в Дальневосточном регионе. – 2012. – № 1. – С. 253-257.

Фольклор – неписаная литература, устное народное творчество, уходящее корнями в историю народа.

Использование на том или ином этапе урока примеров из исторических песен или легенд, пословиц и загадок расширяет кругозор учащихся, воспитывает их патриотические чувства, пробуждает интерес к истории, литературе, развивает речь, делая ее меткой, богатой и выразительной.

Проблема фольклора в русской детской литературе имеет огромное теоретическое и практическое значение, заслуживает глубокого и всестороннего исследования. Особенно актуальна она в наши дни.

Существует особый вид устного народного поэтического творчества – это детский фольклор. Все произведения детского фольклора по их функциональной роли можно разделить на две группы:

  • произведения, связанные с игровыми действиями (пестушки и потешки, жеребьевки, считалки, игровые приговорки и припевки);
  • произведения, которые занимают детей своим словесным содержанием и исполняются независимо от игровых действий (колыбельные песни, заклички, молчанки, прибаутки, небылицы, скороговорки или частоговорки).

В современной начальной школе перед учителем наряду с задачей полноценного владения навыками чтения стоят задачи литературного развития школьников. Проблему эту можно и нужно решать на любом материале по чтению. Мне же представляется весьма ценным фольклорный материал.

“Ум и чувства”, которыми изобилуют пословицы во все времена, служили и продолжают служить расширению знаний людей, способствуют более конкретному пониманию сущности социально-политических отношений в обществе.

Пословицы и поговорки представляют величайшую ценность для обогащения литературного языка, для придания ему выразительности, точности.

Существует и другое деление фольклорных жанров, которое зависит от объема произведения. Так к большим фольклорным жанрам относятся сказки, легенды, былины, исторические песни, народный театр, а к малым – частушки, загадки, пословицы, поговорки, чистоговорки, скороговорки, частоговорки.

Содержание многих пословиц служит материалом не только для изучения грамматических правил, но также является источником воспитания нравственных качеств: любви к природе, Родине, труде, учат быть добрыми и отзывчивыми. Например, такая пословица: “Свалить дерево – секунда, вырастить – года” - воспитывает любовь к природе, бережное отношение к ней.

Работа над пословицами и поговорками на уроках русского языка и чтения младших школьников, занимает важное место в обучении грамоте, и является прекрасным источником для развития мышления и речи учащихся.

Загадки развивают у ребенка наблюдательностьучат сопоставлять явления, делать выводы, помогают увидеть мир по-новому, необыкновенно поэтически.

Под загадкой обычно понимают построенное в виде иносказание небольшое фольклорное произведение, содержащее замысловатый вопрос, на который необходимо дать исчерпывающий ответ.

Загадки применяются и на уроках русского языка в более старших классах при изучении правил правописания, на занятиях по выработке грамотного письма, при работе со словарными словами. Это должны быть такие загадки, которые содержат немало сочетаний букв, при написании которых учащиеся чаще всего допускают ошибки: слова с безударными гласными, звонкими и глухими согласными, словарные слова.

Скороговорки, чистоговорки и частоговорки способствуют формированию и развитию правильной чистой речи учащихся, помогают совершенствовать такие качества чтения, как правильность и беглость. Работа со скороговорками, чистоговорками и частоговорками носит характер усвоения содержания и правильного произнесения отдельных звуков или их сочетаний. Их можно использовать при изучении звуков в период обучения грамоте.

Существенную дидактическую функцию с давних пор выполняют пословицы и поговорки. Они убедительно и просто учат людей жить и работать, знакомят с итогами долгих наблюдений над явлениями природы, дают разумный совет, как поступать в той или иной ситуации. Четко формулируя основные правила трудовой деятельности и морально эстетические нормы, произведения этого жанра становились учебником жизни.

Загадка стимулирует умственную деятельность ребенка, прививает вкус к умственной работе, способствует не только совершенствованию сообразительности, но и существенно расширяет представление о мире вообще. Являясь произведением словесного искусства, загадка одновременно с расширением кругозора детей воспитывает художественное восприятие окружающего и раскрывает метафорические богатства русского языка.

Устное народное творчество продолжает развиваться и в наши дни. Таким образом, проблемы фольклоризма заслуживают пристального внимания, а использование малых фольклорных форм на уроках в начальной школе актуально и перспективно.

Таким образом, в результате активного использования малых фольклорных жанров повышаются воспитательные и познавательные возможности детей; дети учатся говорить более выразительно, глубже выражать свою мысль, что отражается на других уроках; занимательные задания способствуют развитию логики мышления, пространственных представлений, воображения и воли детей, расширению их кругозора и общей осведомленности об окружающем мире; улучшается артикуляция, вырабатывается хорошая дикция.

Следовательно, формирование знаний, умений и навыков по русскому языку и чтению можно и нужно производить с использованием фольклорного материала, что позволяет заинтересовать детей и способствует развитию мыслительной деятельности.

3. Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников с малыми жанрами фольклора. Использование пословиц в обучении и воспитании имеет давнюю историю. Одна из целей пословицы - привить людям определенные оценки явлений действительности, жизненного поведения человека. Пословицы легко запоминаются. Это объясняется выразительностью и строгостью формы, их созвучием, ритмикой. Пословица, как и сказка, и загадка, может присутствовать на любом уроке.

Упражнения

• Вместо точек вставь название животных : Голоден, как... Упрям, как... Здоров, как... и т.д.

• Доскажи пословицу : Без труда ... Каков мастер ... Поспешишь ... • Где и когда можно употребить данную пословицу?

 • Кто больше? За определенное время вспомнить пословицы на определенную тему .

• Вспомни, как называется в народе такой человек : Ел да устал, спал да намаялся, (лентяй) Язык без костей, что хочет, то и лопочет, (болтун) Подал ручку, да подставил ножку, (двуличный)

• Составь пословицу: День - ночь, дело - потеха, дело - мастер.

• Пословицы - ребусы.

• Восстанови пословицу, добавив прилагательное: За (какой?) головой, ногам покоя нет.

 • Соотнеси пословицу и картинку.

•  Вспомни пословицу с числом 7.

• «Скучен день до вечера, когда делать нечего».

• Чистописание.

• Подчеркнуть все знакомые орфограммы.

 • Найти слова, где два слога, три слога, выписать их, поставить ударение.

• Выписать слова с мягким знаком на конце (в середине) слова, разделить их для переноса.

• Найти слова, где все согласные звонкие (или глухие)

 • Выписать слова, в которых букв больше, чем звуков.пословица, много картинок

Еще один вид малых форм фольклора - скороговорка.

Работа над скороговоркой проста. Нравится детям и опять же используется на разных уроках.

Упражнения

Читаем по слогам.

• Читаем по словам.

 • Цепочкой.

• Медленно - ласково.

• Быстро - четко.

• Первое слово громко, постепенно понижая голос и т.д.

• Подражая какому - нибудь животному. Память

 • Расскажи по памяти.

 Можно предложить сразу несколько скороговорок - повтори, что запомнил.

• Повтори скороговорку на определенную тему. Логическое ударение

• Выделяй голосом указанное слово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья . Развитие речи младших школьников.

Важнейшей задачей школы является формирование у учащихся потребности к овладению знаниями, умению пользоваться ими. Одним из условий, решающих эту задачу, является хорошо развитая речь. Развитие...

Методическая разработка на тему:"Система работы над развитием речи младшего школьника в 1 классе на уроках русского языка"

Речевое развите младшего школьника необходимо осуществлять в системе, начиная с подготовительного этапа - периода обучения грамоте. Учебные пособия для 1 класса ("Прописи", "Азбука",   уче...

Статья "Развитие речи младших школьников"

Развитие речи младших школьников...

Научная статья "Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения".

Научная статья "Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения"....

Статья "Развитие речи младших школьников"

В данной статье предлагаются методические приёмы по работе над развитием речи....

Статья "Развитие речи младших школьников"

В статье предлагаются методические материалы для работы по развитию речи в начальной школе....

Статья "Развитие речи младших школьников через знакомство с истоками русской культуры"

Статья "Развитие речи младших школьников через знакомство с истоками русской культуры"...