«Формирование личности младших школьников с нарушениями интеллекта на уроках литературного чтения»
статья
Выступление на МО учителей начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 66.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на МО учителей начальных классов
Тема: «Формирование личности младших школьников с нарушениями интеллекта на уроках литературного чтения»
«Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное вот в чем главное дело»
К.Д.Ушинский
Образование – это обучение и воспитание вместе взятые, это процесс становления человека, взращивание в себе родовых человеческих качеств, это духовная работа самого человека над собой. Чтобы разобраться в смысле слова «образование», всмотримся в само слово, его корень – «образ», значит, «образование» - создание образа, как говорят психологи, образа « Я ».
Где человеку найти образцы для формирования своего образа? Ответ очевиден: в Культуре, потому что Культура человечества – это и есть отобранные им же за века образцы эстетических и нравственных представлений человечества, отношений между людьми, норм и правил поведения человека. Вхождение ребенка в Культуру, Искусство, начинается в начальной школе на уроках «Литературного чтения».
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий. Главная цель школьного обучения – формирование личности ученика. Школа должна формировать универсальные учебные действия для применения знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации, обеспечить возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения. При этом именно личностные универсальные учебные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, связывая их с жизненными целями и ситуациями.
Можно выделить три вида личностных действий:
самоопределение – сформированность внутренней позиции школьника – принятие и освоение новой социальной роли ученика; становление основ российской гражданской личности, чувство гордости за свою родину и народ, развитие самоуважения и адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
смыслообразование – поиск и установление личностного смысла учения на основе системы учебно – познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, "что я знаю", "что я не знаю" и стремление к преодолению этого разрыва;
нравственно – этическая ориентация – знание и выполнение основных моральных норм на основе понимания их социальной необходимости, развитие этических чувств – стыда, вины, совести.
Литературное чтение – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетенции младшего школьника, осознания себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Основу содержания литературы составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений. Каждое классическое произведение обращено к вечным человеческим ценностям. Ребенок осваивает основные нравственно – этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Многие изучаемые на уроке художественные произведения позволяют создать проблемные ситуации, решение которых активизирует мысль ребенка. На уроке возникают определенные деловые и нравственные отношения между учащимися. Решая общие познавательные задачи, дети общаются между собой, влияют друг на друга. Однако, нельзя гарантировать, что ребенок, прочитав «правильные» книги, станет трудолюбивым, умным и храбрым. Необходима комплексная работа в данном направлении.
По мнению О.И. Колесниковой, уроки чтения в начальных классах, помимо утилитарных целей дидактического и воспитательного планов, призваны решать проблему, связанную с адекватным восприятием детьми произведений искусства слова. «Технике восприятия нужно учить», считает А.А. Леонтьев, основатель отечественной теории речевой деятельности.
Достаточно часто умственно отсталые дети, читая художественное произведение, воспринимают изображенное неточно и даже неверно, если на уроках чтения учитель не работает над развитием способностей, связанных с художественной рецепцией, целенаправленно.
Нравственные ценности составляют основу истинных произведений искусства, «содержатся» в них, но ребенок должен суметь их извлечь, перевести на «свой» язык и сделать своими. Эту работу на уроках чтения должен организовать учитель. Суть ее состоит в организации полноценного восприятия детьми художественных произведений, которые они читают на уроках и дома. Надо так организовать учебный процесс и внеклассную работу, чтобы дети думали над серьезными нравственными проблемами, спорили, переживали и сопереживали героям, хотели жить по этим нравственным правилам и жили по ним – сначала в школе, в классе, а потом и в жизни. Но это должна быть их самостоятельная деятельность, и на уроках, и после них, конечно, направляемая и педагогически руководимая учителем.
Задача учителя на уроке чтения в коррекционной школе – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова. Другими словами – сформировать читательские умения и навыки, главные из которых:
1. умение представить себе картину, нарисованную автором произведения;
2. сопереживать героям и автору;
3. понять главную мысль произведения, его идею; осознать свою позицию и передать ее в форме устной или письменной речи.
Очень важно учитывать условия эффективности воздействия литературных произведений на формирование личности детей:
1.Произведение должно соответствовать социальному опыту школьников. В младших классах оно кратко, эмоционально, доступно, соответствует переживаниям детей.
2. Необходимо сопровождать чтение иллюстрациями, которыми могут стать произведения живописи, художественные фотографии, изделия народных умельцев. Усиливает восприятие сказки хорошо подобранное музыкальное сопровождение.
3. Обстановка имеет большое значение для восприятия этического произведения. Эмоциональное воздействие окружающей обстановки должно соответствовать замыслу и содержанию рассказа.
4. Разъяснение - метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, - ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Применение этого метода основывается на знании особенностей класса и личностных качеств членов коллектива.
На уроках чтения активно применяются творческие задания с использованием как традиционных, так и нетрадиционных приемов. Под традиционными приемами понимаются такие виды творческих работ, которые разработаны в методике обучения чтению в различные исторические периоды, известны большинству учителей и находят применение в их практике. Основными видами традиционных творческих работ являются иллюстрирование, рассказывание, драматизация.
Текст произведения, затрагивающий вопрос человеческого быта, раскрывается на уроке через метод эвристической беседы с обучающимися, через организованный доступ, в которые включаются обучающиеся всего класса и даже двух команд, если идет литературное соревнование. Так, на одном из уроков чтения прошло соревнование между двумя командами, которые подготовили рисунки, вопросы команде – сопернику, вопросы – загадки, инсценировки к сказке «Сказке о царе Салтане…». В конце урока дети сделали выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие.
Также детям нравится, если повторение текста произведения проводится, например, в виде игры «Покорение высоты»: к доске вызываются представители команд, которые, отвечая правильно на вопросы, поднимаются по уступам холма, нарисованного на доске.
Для того чтобы выявить у обучающихся знания переживания, возникающих в каждом человеке в случае соблюдения моральных норм, я применяю метод незаконченных рассказов. Например: «Дети играли, некоторые рисовали, рассматривали картинка в книге. Таня сидела одна, очень грустная…».
Нетрадиционные виды творческих работ характеризуются следующими признаками:
1. Наличие поисковой ситуации, в результате которой осуществляется перевод известного содержания (текста художественного произведения) в новую форму (раскрашенную схему, выбор цвета для которой надо аргументировать; письмо и др.
2. Выполнение заданий, направленных на активную работу воображения (воссоздание в воображении прочитанного, обстановки действия, состояния героя).
3. Создание нового объекта действительности, который позволяет ученику выразить собственное отношение к прочитанному и даёт учителю возможность оценить глубину понимания детьми прочитанного текста.
Цель творческих заданий - повышение активности и самостоятельности учащихся, совершенствование полученных знаний и творческого подхода к решению конкретных вопросов, развитие речи. Часто они носят вариативный характер, предоставляя учащимся возможность выбрать задание по силам.
Рассмотрим варианты нетрадиционных приемов творческих заданий. Например, при знакомстве с рассказом В.Белова «Малька провинилась» творческим группам предлагается, используя лист приложения с изображением героев рассказов Василия Белова смоделировать обложку книги на выбор к прочитанным рассказам «Верный и Малька», «Малька провинилась» или к своей придуманной истории о Мальке. При демонстрации получившейся обложки группы составляют связный, полный, развернутый текст-ответ, сообщают название жанра прочитанного произведения и обосновывают свое мнение, опираясь на известные им признаки этого жанра.
Возможность попробовать себя в роли художника появляется у учащихся при знакомстве с рассказом В.Осеевой «Почему?». Группы получают две палитры. На одной детям предлагается обозначить их чувства к главному герою в начале рассказа, а на другой - в конце. При этом учащимся предлагается обосновать выбор цвета.
Формированию личностных качеств младших школьников также способствует использование на уроках приёма составления структурных схем. Например, при знакомстве с рассказом К.Паустовского «Кот ворюга» детям предлагается вписать в структурную схему слова, обозначающие чувства, которые испытал к людям кот ворюга и кот милиционер.
После заполнения данной схемы учащиеся аргументируют свой ответ: «Когда кот был беспризорником, он испытывал к людям страх, он боялся быть пойманным на краже. Попавшись в ловушку, герой ощущал настороженность, он с опаской поглядывал на мальчишек и не знал, милости от них ждать или гнева. Став домашним кот испытывал чувство благодарности и любви, он уже не боялся людей, а доверял им». После этого учитель просит детей обозначить цветом на структурной схеме чувства, которые вызвал у них кот и при этом обосновать свой выбор.
Работу с моделями обложек прочитанных произведений можно использовать не только на этапе определения темы и цели урока, но и как прием творческой работы. Например, во время знакомства с рассказом М.Зощенко «Бедный Федя» учитель может предложить школьникам следующее задание: «Прочитай пословицы. Восстанови пословицу к рассказу и объясни её смысл. Подумай, какие пословицы к произведениям задания №1 можно использовать для определения главной мысли произведения. Обоснуй свой выбор. Можешь подобрать свои пословицы к модели обложки рассказа «Бедный Федя», используя предлагаемые пословицы».
Вариант ответа: «Я составил пословицу: «Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу». Главная мысль этой пословицы - надо быть добрым и отзывчивым, как Анна Васильевна и откликаться на чужое горе. Для определения главной мысли произведения «Бедный Федя» подходит пословица «Красив тот, кто красиво поступает», потому что Анна Васильевна поступила красиво, проявив сострадание и великодушие к одинокому Феде».
Таким образом, выполнение заданий творческого характера содействует формирванию у учащихся личностных качеств, развитию аналитико-синтетической деятельности мышления, речи, памяти, внимания, воображения, расширению у них познавательных и творческих возможностей, что в свою очередь, приводит к успешному овладению более сложным учебным материалом и повышению самооценки.
В заключение хочется отметить, что трудно «замерить» результаты личностного развития учащихся младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта. Но трудности в замерах не означают, что нам, педагогам начальных классов, этим не надо заниматься. Младший школьный возраст – это именно тот возраст, когда ребенок открыт миру, искренен, свято верит в то, что говорят взрослые и написано в книгах, когда нравственные представления детей, полученные в семье, оформляются в педагогическом процессе в понятия, то есть закладываются основы нравственных убеждений человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра на уроках математики как средство формирования вычислительных навыков у младших школьников с нарушениями интеллекта.
Статья посвящена проблеме формирования вычислительных навыков у детей с интеллектуальными нарушениями. В ней рассказывается о возможности применения дидактических игр на разных этапах урока математики...

Формирование коллектива младших школьников с нарушением интеллекта в условиях обучения в школе-интернате
Формирование коллектива младших школьников с нарушением интеллекта в условиях обучения в школе-интернате...

Формирование познавательной активности у младших школьников с нарушением интеллекта на уроках математики через дидактическую игру
Для более успешного вовлечения умственно отсталого ребенка в серьезную учебную деятельность необходима дидактическая игра и упражнения занимательного характера. ...

« Создание условий для успешной социализации личности младшего школьника в условиях учебной дисциплины Литературное чтение».
Выступление на областном педагогическом совещании "повышение качества образования как приоритет развития региональной системы образования"....

Памятки для развития читательских умений у младших школьников и подготовки к урокам литературного чтения.
Методическая разработка «Памятки для развития читательских умений у младших школьников и подготовки к урокам литературного чтения» предназначена: для учащихся 2-4 класс...
Исследовательская работа «Формирование чувства ритма у младших школьников с нарушениями интеллекта на уроках музыки»
Исследовательская работа «Формирование чувства ритма у младших школьников с нарушениями интеллекта на уроках музыки»...

Выпускная квалификационная работа на тему: "Формирование читательского интереса младших школьников через нетрадиционные формы уроков литературного чтения в третьем классе"
Практическая значимость исследования заключается в возможности включения разработанного методического материала, направленного на повышение читательского интереса младших школьников, в педагогическую ...