«Повышение мотивации обучающихся в начальной школе»
методическая разработка

Чумаченко Анна Юрьевна

Доска и мел – главные инструменты учителя, но в 21 веке этого уже не достаточно.  При этом основной остается задача:  как учительское «надо» превратить в ученическое  «хочу».

 Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к системе обучения в   школе. В связи с этим  необходимы новые подходы к организации учебного процесса. Одним из них может быть применение различных интерактивных технологий на уроках и во внеурочной деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_vystuplenie.docx28.73 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Повышение мотивации обучающихся

в начальной школе»

СЛАЙД 1

Доска и мел – главные инструменты учителя, но в 21 веке этого уже не достаточно.  При этом основной остается задача:  как учительское «надо» превратить в ученическое  «хочу».

 Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к системе обучения в   школе. В связи с этим  необходимы новые подходы к организации учебного процесса. Одним из них может быть применение различных интерактивных технологий на уроках и во внеурочной деятельности учащихся.

Я работаю в 4 классе по программе «Школа России». На своих уроках  я давно использую  возможности интерактивной доски QR BOARD , которая стационарно установлена в классном кабинете в комплекте с компьютером и проектором. Использую электронные приложения к учебникам.

СЛАЙД 2.

 У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных (нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление).

 

Доска как раз и реализует один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации ( таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.) Можно  смоделировать любую диаграмму, схему, показать связь между объектами, можно переносить объекты в любое место экрана, добавлять или удалять их. Это улучшает понимание материала, позволяет активизировать познавательную активность учащихся.

 В процессе обучения использую ИД:

  • как обычную доску для обычной работы в классе (только мел заменён электронным маркером);
  • как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для визуализации учебной информации изучаемого;
  • как интерактивный инструмент – работа с использованием специализированного программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде.

Используя доску, у меня не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов, разлиновку доски для показа написания букв или цифр,   не трачу время и на очистку доски, как раньше. В результате этого увеличивается время, которое можно потратить на изучение нового или закрепление изученного материала, ускорить темп урока, т.е. работа с доской позволяет сэкономить драгоценное время урока.

СЛАЙД 3.

 Например, на уроках математики открываю страницу с разметкой – клетка. В ней удобно показывать записи цифр, выражений,  и т.д.  На уроках русского языка   открываю страницу с разметкой – линейка.   Часто распечатываю упражнения учебника или дополнительного задания, выношу их на экран доски, и мы проводим разбор упражнения не по учебнику, а на интерактивной доске. Ребята вставляют пропущенные буквы и знаки, подчеркивают нужные слова. Можно воспользоваться таким инструментом, как шторка, закрыть запись, а открыть её в момент проверки.  

        При изучении алфавита на уроках обучения грамоте  я использовала такой прием -  писала маркером на доске письменную букву   алфавита и прямо на глазах у детей быстро переводила  её в печатную с помощью функции «Распознавание рукописного текста». Надо ли говорить, что такие «чудесные» превращения не оставляют малышей равнодушными и, конечно же, являются побуждением к тому, чтобы поработать у доски самому, а значит запомнить материал.

Благодаря размерам ИД изображения видны всему классу, а это в свою очередь - способ сосредоточить и удерживать внимание школьников, у которых процессы возбуждения и торможения не уравновешены.

 

 Не обязательно использовать доску во время всего урока, можно воспользоваться ею на конкретном этапе занятия.

Использование разлиновки экрана в клетку, в линейку, что особенно актуально   на уроках в 1 классе, позволило заложить основы ориентации на тетрадном листе, когда начинается усвоение правил единого орфографического режима и формирование навыка письма букв и цифр.

 Проецируя на доску отсканированную страницу тетради по математике с печатной основой, страницу «Прописей» или «Азбуки» у меня отпадает необходимость подходить к каждому ученику и показывать место для работы в тетради, показывать строку, клетку, номер выполняемого задания, где нужно писать.

На доске, которая видна одновременно всем ученикам, ученик сразу видит, совпало ли его написание с правильным начертанием, изображённом на доске. Повышается концентрация внимания.

СЛАЙД 4.

Младшим школьникам нравится работать с интерактивной доской. Они не боятся выходить к доске. Если была сделана ошибка, то с помощью маркера сотрут неправильную часть или отменят действие, поэтому у доски ребята чувствуют себя уверенно. Более того, им это просто интересно и увлекательно, следовательно, повышается мотивация в процессе урока.

Используя ИД, я могу сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей. 

 Еще я использую цифровые образовательные ресурсы, разработанные на федеральном уровне. Практически по всем   предметам в нашей программе  есть электронные приложения к учебнику.   Сочетание интерактивной доски и цифрового образовательного ресурса использую не просто для визуализации учебного процесса, но и для организации таких форм работы в классе, где ученики являются активными участниками познавательной деятельности. Интерактивная доска позволят разнообразить фронтальную форму работы и сочетать ее с индивидуальной в рамках традиционной классно-урочной системы.

Материалы ЭОР для своих уроков  беру на сайте  «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/   

СЛАЙД 5.

 Использую возможность перемещения объектов на доске, их группировку по определенным признакам и на уроках математики, ознакомления с окружающим миром. Например, в приложении по русскому языку отражены все виды работ, представленные в учебнике: изложение правил и определений, упражнения всех типов (в том числе по развитию речи), работа со словарными словами, странички для любознательных. Для  контроля усвоения знаний  в пособии представлены проверочные работы по всем темам
и интерактивные игры.
 Поэтому мы учимся играя!

СЛАЙД 6

На ИД можно проводить такие формы контроля, которые позволяют сразу видеть результат. Задания могут выполнять несколько учеников по очереди,  и процесс,  и результат их действий виден каждому ученику.  И в этом мне помогают  такие платформы как:

Яндекс.Учебник  https://education.yandex.ru/home /

Учи.ру http://uchi.ru/ 

РЭШ http://resh.edu.ru 

На  этих платформах ребята  могут выполнять домашние задания, повторить и закрепить пройденный материал, участвовать в различных  олимпиадах, подготовиться к ВПР. Это очень удобно, интересно и дает определенный результат.

СЛАЙД 7

Сейчас для учителей разработано очень много ресурсов и инструментов в помощь учителю. Это конечно же и ЦОР по предметам,  это платформы для проведения викторин и тестов в  игровой форме:

Kahoot https://kahoot.com/

Plickers https://www.plickers.com/

сервисы для конструирования презентаций:

Genia.ly https://www.genial.ly/

Google Slides https://www.google.ru/intl/ru/slides/about/

Еще  в своей работе пользуюсь интерактивным навигатором  ресурсов на сайте ИРО:http://iro23.ru/sites/default/navigator/navigator.html

А еще активно пользуюсь ссылками и генератором  QR кодов и включаю это в свою работу.

 

СЛАЙД 8.

Все это помогает мне активно повышать мотивацию в процессе урока. Более того, и мне  это  интересно и увлекательно.

К.Д.Ушинский писал, что ученик должен учиться самостоятельно, а учитель должен умело руководить этим самостоятельным трудом. Но чтобы была достигнута цель образования, чтобы образование состоялось, учитель должен не только руководить, но и увлечь детей, вести их за собой. Недаром пословица гласит:

«Скажи мне - и я забуду.

Покажи мне - и я могу запомнить.

Вовлеки меня - и это станет моим навсегда».

https://uchi.ru/b2g/teacher/monitoring/groups/10758847/tests  - учи  . ру  моё

https://education.yandex.ru/lab/classes/514891/spec-course/6215813/  - яндекс учебник

https://uchi.ru/b2g/teacher/monitoring/groups/10758847/tests  - генератор  QR кодов

G:\Выступление на педсовете\qr-code.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формы работы на уроках немецкого языка в начальной школе по повышению мотивации обучающихся»

laquo;Формы работы на уроках немецкого языка в начальной школе по повышению мотивации обучающихся»...

ОБЩЕШКОЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «КНИГА ГОДА» КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К УЧАСТИЮ В КОНКУРСНОМ ДВИЖЕНИИ.

Как сформировать положительную, устойчивую, внутреннюю мотивацию к чтению у обучающихся? Эту проблему решали педагоги г. Серова школы №1 с углубленным изучением отдельны предметов "Полифорум"...

Современные технологии как средство повышения мотивации обучения учащихся начальной школы

Современные технологии как средство повышения мотивации обученияучащихся начальной школы...

Доклад "Повышение мотивации обучающихся начальной школы на урочных занятиях".

В докладе я рассказала о приемах мотивации учащихся наальной школы  на уроках. Мотивация необходима, чтобы создать у учащихся интерес к изучаемой теме. Игра-средство формирования познавательного ...

Статья на тему "Герои мультфильма – помощник учителя на уроке" Мотивация обучающихся в начальной школе с помощью героев из мультфильмов.

Снижение мотивации одна из главных проблем, с которой сталкиваются учителя начальной школы. Результаты диагностики показали, что  использование героя из мультфильма на уроке может значи...