Выступление на педсовете - Метапредметные умения на уроках математики
методическая разработка

Белякова Оксана Васильевна

Основным средством формирования УУД в курсе математики являются вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод), которые нацеливают обучающихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метапредметные умения на уроках математики

в начальной школе

Подготовила:

учитель начальных классов

Белякова О.В.

  1. Вступительное слово.

            Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД.

Основным средством формирования УУД в курсе математики являются вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод), которые нацеливают обучающихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Не менее важным условием формирования УУД является логика построения содержания курса математики. Он построен по тематическому принципу. Каждая следующая тема органически связана с предшествующими, что позволяет осуществлять повторение ранее изученных понятий и способов действия в контексте нового содержания.

С самых первых уроков ребенок включается в конструктивное, предметное общение. Учитель формирует у ученика умение отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль, вести диалог, со временем осуществлять смысловое чтение и т.п. При этом учителю необходимо четко объяснять ученику, какое общение принято в семье, школе, обществе, а какое – недопустимо. В учебниках есть задания для их выполнения в парах, что позволяет ученикам использовать полученные знания в практических ситуациях. Этому способствуют игровые ситуации, сквозные герои, содержательный иллюстративный материал, вопросы и задания, задачи, направленные на развитие коммуникативных УУД.

На всех этапах усвоения математического содержания (кроме контроля) приоритетная роль отводится обучающим заданиям. Они могут выполняться как фронтально, так и в процессе самостоятельной работы в парах или индивидуально.

Важно, чтобы полученные результаты самостоятельной работы (как верные, так и неверные) обсуждались коллективно и создавали условия для общения детей не только с учителем, но и друг с другом, что важно для формирования коммуникативных УУД (умения слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться учитывать позицию собеседника). Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

  1. Практическая часть.

Тема урока математики в 3 классе «Миллиметр, метр»

  1. Мобилизующий этап.

- Какие единицы длины вы уже знаете? (см, дм)

- Какая из них наименьшая? (см)

- Какая из них наибольшая? (дм)

- Сколько см в 1 дм?

- Для чего нужно знать единицы длины?

- Начертите в тетради отрезок длиной 1 дм 2 см

  1. Целеполагание

- Измерьте длину парты, толщину ластика.

- А теперь попробуем измерить длину доски в нашем классе.

- Удобно ли было измерять большие предметы линейкой?

- Как и чем можно было бы измерить длину доски, чтобы было удобнее? (метром)

- Как он выглядит, где его можем найти?

- Точные ли измерения у вас получились, когда вы измеряли толщину ластика?

- Как измерить его толщину точнее?

- Что мы сегодня на уроке будем изучать? (мм, м)

- Зачем нам это надо изучать?

- Давайте составим план наших действий – что нам надо узнать о м и мм.

1. Что такое мм?

2. Сколько мм в 1 см?

3. Как измерять предметы точно до мм?

4. Что такое метр?

5. Сколько см и мм в 1 м?

6. Как измерять с помощью метра?

7. Как вычислять длину, периметр, площадь с новыми единицами длины?

  1. Осознание недостаточности знаний и изучение нового материала по плану
  1. Дети выдвигают предположения «Что такое мм»
  2. Посчитать по линейке – сколько мм в 1 см. Спросить результат у товарища по парте.
  3. Измерить и записать в тетрадь длину и ширину учебника (точно до мм), высчитать периметр обложки учебника. Проверка результатов в паре. Анализ результатов.

- Как вы это делали? (по-разному, у каждого свой способ). Задача была поставлена одна, выполнили по-разному, а результат у всех одинаковый.

  1. Дети выдвигают предположение «Что такое метр, сколько см и мм в 1 м».
  2.  Посчитать количество см в 1 метре. Высчитать математическим способом, сколько мм в 1 метре. Спросить результат у товарища по парте.
  3. Измерить высоту и длину классной доски. Высчитать ее периметр. Проверка результатов в паре. Анализ результатов.
  4. Выводим систему единиц длины.

  1. Рефлексия

- Чего вы не знали раньше, а на уроке узнали про новые единицы длины?

- Что научились делать, а что уже умели выполнять?

- Где, когда нам понадобятся эти знания и умения?

  1. Домашнее задание

Изготовить бумажную сантиметровую ленту.

Задание на выбор:

- Узнать (высчитать) какую по площади нужно купить обложку на тетрадь по математике.

- Высчитать площадь ковра дома. Поместится ли этот ковер в другой комнате?


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете по теме: «Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся в начальной школе».

Одним из требований деятельности учителя и условием эффективной организации учебного процесса является обеспечение полного усвоения знаний всеми ...

Формирование метапредметных умений на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе

Об эффективных интерактивных приёмах работы и мотивирующем содержании заданий на уроках русского языка и литературного чтения задумывается каждый педагог. А учитель начальной школы этому вопросу долже...

Формирование метапредметных умений на уроках литературного чтения в начальной школе.

Материал содержит итоговый отчёт по теме самообразования "Формирование метапредметных результатов на уроках литературного чтения в начальной школе....

Выступление на педсовете "Метапредметные результаты обучения. Теория и практика"

Профессионалы 21-го века – это специалисты самого широкого профиля. Любой педагог–предметник должен быть прежде всего хотя бы немножко полипредметником (метапредметником).Как сделать так, ...

Смысловое чтение как общеучебное метапредметное умение на уроках литературного чтения

Мастер-класс "Смысловое чтение как общеучебное метапредметное умение на уроках литературного чтения"...