«Использование дидактических материалов для активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ»
учебно-методический материал (1 класс)
Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребёнка в зпознавательную деятельность, которая имеет разную мотивацию.
Мотивационная составляющая – это психологическая основа обучения, развитие которой зависит от многих факторов, в том числе уровня сформированности высших психических функций. С другой стороны, недостаточный уровень развития познавательных процессов у младших школьников с ОВЗ, как правило, приводит к незрелости мотивационной сферы, что выступает как один из ведущих факторов, препятствующих не только усвоению образовательной программы и её практической части, но и формированию личности, что лежит в основе неуспешности ученика. Поэтому важно с младшими школьниками с ОВЗ проводить работу по развитию познавательной сферы. Одним из видов данной работы является активизация познавательной деятельности данной категории учащихся в условиях реализации современного урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo.docx | 295.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Образовательный центр №7 Майкопский район»
ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ:
«Использование дидактических материалов для активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ»
Материалы подготовила:
учитель начальных классов
Шпигарева Елена Геннадьевна
п. Каменномостский, 2021г.
Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребёнка в зпознавательную деятельность, которая имеет разную мотивацию. Мотивационная составляющая – это психологическая основа обучения, развитие которой зависит от многих факторов, в том числе уровня сформированности высших психических функций. С другой стороны, недостаточный уровень развития познавательных процессов у младших школьников с ОВЗ, как правило, приводит к незрелости мотивационной сферы, что выступает как один из ведущих факторов, препятствующих не только усвоению образовательной программы и её практической части, но и формированию личности, что лежит в основе неуспешности ученика. Поэтому важно с младшими школьниками с ОВЗ проводить работу по развитию познавательной сферы. Одним из видов данной работы является активизация познавательной деятельности данной категории учащихся в условиях реализации современного урока.
Активная познавательная деятельность должна начинаться с организационного момента. Вопросы и задачи в начале урока могут быть поставлены при помощи игровой и проблемной ситуации, мозгового штурма. Активность учащихся необходимо поддерживать на всех этапах урока.
Выделяют различные приёмы по активизации познавательной деятельности:
- задачи и задания проблемного характера (они мобилизуют и развивают умственные операции). Этот процесс вносит эмоциональное оживление, усиливает учебную мотивацию;
- проблемные вопросы направлены на активизацию знаний. При их помощи можно организовать усиленную интеллектуальную поисковую деятельность учеников. Важно задавать вопросы, содержащие элементы неизвестного, что требует поиска новых знаний;
- сталкивание мнений – этот приём позволяет самостоятельно рассуждать. Вывод могут сделать младшие школьники с ОВЗ с опорой на наводящие вопросы: «Откуда получилось…?», «Почему…?», «Каким образом…?».
Также познавательная деятельность и учебная мотивация младших школьников с ОВЗ активно развиваются в творческой деятельности:
- «вопросы к автору» - младшим школьникам предлагается домашнее задание в виде интервью с автором произведения и т.п.;
- «урок самоуправления» - ученику предлагается подготовить часть нового материала и рассказать её одноклассникам;
- «коллективная дискуссия» - каждая группа отстаивает свою точку зрения по изучаемой проблеме;
- разгадывание и составление кроссвордов, ребусов, шарад при повторении и обобщении изученной темы, раздела или произведения.
Для активизации познавательной сферы младших школьников с ОВЗ важно проводить уроки в необычной форме: урок-сказка, урок-путешествие, урок- экскурсия, презентация. При подготовке уроков данных форм необходимо использовать информационно - коммуникативные технологии (ИКТ). Такая работа вызывает у детей усиление интереса и мотивации обучения, развивает познавательную сферу.
Одной из наиболее удобных форм представления учебного материала считается создание мультимедийных презентаций, которые сочетают движение, звук и изображение, что помогает удерживать внимание младшего школьника. Осуществляется воздействие на слуховое и зрительное восприятие, что позволяет достичь наибольшего эффекта.
Применение ИКТ на уроках позволяет оптимизировать процесс обучения, создаёт обучающую среду с наглядными представлениями информации, с использованием цвета и звука, что способствует более глубокому усвоению программного материала.
ИКТ позволяет индивидуализировать обучение, осуществлять дифференцированный подход к младшим школьникам с ОВЗ.
При использовании на уроке дидактического материала процесс усвоения учебных знаний проходит эффективнее, предоставляется возможность развивать у учащихся с ОВЗ произвольность внимания и память, смекалку, находчивость, сообразительность. Это путь включения этих детей в учебную деятельность, средство активизации познавательных процессов, способ обеспечения эмоционального отклика на учебно-воспитательное воздействие.
Дидактические игры.
Дидактическая игра (содействует развитию интеллектуальных способностей: словарного запаса и общей осведомленности, пространственных представлений, логического мышления; развивает память, внимание, восприятие, коммуникативные способности).
«Знание названий предметов».
Перед ребенком раскладывается 9 картинок: яблоко, морковь, роза, груша, тюльпан, капуста, подсолнух, вишня, гвоздика. Потом просят назвать каждый предмет. При ответе, например, «Это цветок», просят уточнить, какой именно. Если ребенок называет предмет неверно, то педагог в конце задания должен исправить его ошибки.
Игра «Делай по заданию».
Педагог называет детям различные слова: стол, чашка, банан, змея, ручка и т.д. Дети должны, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Например, хлопнуть, когда встретится слово, обозначающее растение.
Усложнение: объединяются два задания (растение – хлопнуть, животное – топнуть).
Дополнительно развиваются – память, воображение, мышление.
Дидактическая игра «Что изменилось?».
Ребенок должен внимательно посмотреть на ряд предметов на картинке, рассказать, что за предметы он видит, назвать каждый предмет. Затем ему предъявляется другая картинка с изображением тех же предметов плюс еще один и предлагается ответить на вопрос: «Что появилось?». Можно предъявлять картинки наоборот и спрашивать: «Чего не стало?».
Настольная игра «Лабиринты».
Детям дается карточка с изображением лабиринта (у каждого своя карточка). Необходимо выполнить задание, оно у каждого лабиринта свое.
Графический диктант «Дорисуй до образа».
У каждого ребенка в тетради или на отдельной карточке простым карандашом нарисованы контуры. Ребенок должен придумать, кто или что из этого может получиться и дорисовать.
«Кто внимательнее?».
Оборудование: лист с геометрическими фигурами, цветные карандаши.
Ход игры. Педагог предлагает ребенку раскрасить фигуры в соответствии с инструкцией «Треугольники – красным цветом, квадраты – синим цветом». В конце игры проводится самопроверка и проверка.
«Дорисуй узор».
Оборудование: лист с начатым симметричным узором, цветные карандаши.
Упражнение «Мемори».
Детям последовательно показываются карточки с изображением геометрических фигур (время предъявления – 10 секунд). После демонстрации каждой карточки дети зарисовывают в тетрадь увиденные геометрические фигуры в том же порядке. Карточки предъявляются от простого к сложному.
Игра-соревнование «Чей предмет».
Все участники делятся на две команды. Каждая команда выбирает по водящему. Игра заключается в том, что на глазах у водящего члены его команды кладут на стол по одному предмету. Водящий смотрит и старается запомнить, кто какой предмет положил, и в какой последовательности были положены предметы. Оцениваются ответы водящих. В роли водящего должен выступить каждый.
Подвижная игра «Стань по заданию».
Дети по очереди выполняют команды ведущего: встать слева от Сережи (стола, стула и т.д.), сзади, спереди и т.п. Команды и ведущие все время меняются. Обучается и тот, кто выполняет команды и тот, кто подает их.
Дополнительно развиваются – наблюдательность, память, коммуникативные способности.
Нейрогимнастика и пальчиковые игры.
Нейрогимнастика и пальчиковые игры – это упражнения, направленные на развитие координации движений кисти и пальцев рук. Они интересны своим содержанием и возможностью фантазировать, придумывать новые варианты работы.
«Змейка».
Сцепить ладони в замок – это голова «змеи». Руки прижать друг к другу. Двигать «змею» в разные стороны, имитируя ползание.
«Восьмерки».
Рисовать в воздухе восьмерку указательным и средним пальцем левой, правой руки, затем синхронно.
«Собака»
Ладонь расположена вертикально, на ребро. Большой палец поднять вверх, указательный согнуть, остальные соединить вместе. Мизинец опускается и поднимается.
Каждое из упражнений можно усилить проговариванием стихотворных строк или чистоговорками.
Разнообразная предметная деятельность, которая развивает мелкую моторику: застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование обуви, игры с мозаикой, конструкторы, пазлы; игры с фасолью и горохом (разложить в разные коробки), разбор счётных палочек правой и левой рукой одновременно, фигуры из счётных палочек.
Лепбук
Лепбук – дидактический материал для развития познавательной деятельности. Он позволяет ребёнку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время, можно с радостью и интересом открывать лепбук и готовиться к урокам по разным тематикам.
Проблема активизации познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ является на сегодняшний день одной из актуальных. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности, развитие их способностей и самостоятельности являются первостепенной задачей современного педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Использование приемов ТРИЗ в познавательной деятельности учащихся начальной школы»
...
Развитие коммуникативных умений и навыков через использование групповой формы организации познавательной деятельности учащихся на уроках.
Эта статья, с которой я выступала на областной научно-практической конференции "Ресурсы развития современного урока" в г.Кирове Кировской области. Все участники делились материалами из опыта раб...
Методическая разработка «Использование инновационных технологий в проектной деятельности учащихся при изучении предмета «Окружающий мир» в условиях реализации ФГОС»
Начальная школа — важный этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ребенку надо не только освоить...
Роль дидактических игр в активизации деятельности учащихся на уроках математики в начальных классах
дидактическая игра позволяет не только активно включать учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный матери...
Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
Статья посвящена использованию современных технологий, которые позволяют сделать занятия по внеурочной деятельности увлекательными....
"Использование дидактических игр во внеклассной деятельности учителя коррекционной школы"
Обучение и игра - не враги, это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одной дорогой и взаимно поддерживать друг друга» Дидактические игры универсальны и их разнообразие и нап...
Подборка материалов для проектной деятельности учащихся по краеведению
Подборка материалов для проектной деятельности учащихся по краеведению Кемеровской области...