"Использование дидактических игр во внеклассной деятельности учителя коррекционной школы"
презентация к уроку (3 класс) на тему

Хоршева Елена Петровна

Обучение и игра - не враги, это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одной дорогой и взаимно поддерживать друг друга»  Дидактические игры  универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от  собственной  фантазии и желания работать с детьми  интересно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

Использование дидактических игр  во внеклассной  деятельности.

Хоршева Елена Петровна, учитель 3 класса

МОУ» Специальная (коррекционная) общеобразовательная

 школа - интернат №2 VIII вида"

Киселёвского городского округа,

Кемеровской области

1 слайд. Как показывает  практика, успехов в коррекции психических процессов  и в обучении детей с умственной отсталостью можно  достичь, опираясь на ведущую деятельность, которой является игра, ведь « игра – королева детства».

2 слайд. И в качестве эпиграфа к выступлению хочу привести высказывания основоположника отечественной педагогики  Ка́птерева Пётра Фёдоровича 

Обучение и игра - не враги, это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одной дорогой и взаимно поддерживать друг друга»  

 Именно игра способствует обучению и воспитанию детей. Существуют различные виды игр : подвижные, сюжетно – ролевые, режиссерские и др.  Основой и сутью обучения и воспитания в младшем школьном возрасте является дидактическая игра, так как главная особенность дидактических игр определена их названием – это игры обучающие и воспитывающие.  Решение обучающей и воспитывающей задач требует от ребенка активных умственных и волевых усилий. Дидактическая задача побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания.  То есть, дидактическая игра помогает ему приобрести знания в легкой непринужденной форме. Достижение цели происходит путем решения различных задач, одной из которых является обучение детей  через дидактическую игру, то есть  « учить, воспитывать играя». Дидактическая игра как метод, дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения.  С этой целью использую ряд дидактических игр и упражнений, которые необходимо отбирать со строгим учетом особенностей развития психических процессов у детей младшего школьного возраста. 

 При введении дидактической игры во внеклассные  занятия, используя различные игровые приемы:

3 Слайд. Создаю игровую ситуацию посредством введения в занятие сказочного или иного персонажа, что помогает детям правильно выполнить дидактическую задачу и сохранить более длительно внимание и интерес  к изучаемому материалу. Это могут быть : Зайчик ( игрушка или плоскостное изображение), Незнайка, Почтальон Печкин, Буратино и т.д.  Для усиления взаимосвязи между этапами занятия ввожу одного (или нескольких) сказочного героя, который просит детей помочь  ему выполнить какое – либо задание, или  проверяет правильность выполнения заданий детьми, или сам помогает детям. 

4 слайд. Настольно – печатные игры  использую как наглядные пособия , направленные на развитие зрительной памяти и внимания:  «Что растёт в саду, лесу, огороде?»,«Что  сначала, что потом?» (дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности сюжета),  «Где это я видел?» и др.

5.Слайд. Игры с предметами или игрушками – это сюжетно – дидактические игры и игры инсценировки. Они направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения:  «Что изменилось?» ,«Найди и назови», «Магазин»,«Чьи это детки»,«Кто скорее соберет?» и др. В сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли, продавца, покупателя в играх типа "Магазин", пекарей в играх "Пекарня" и др. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях "Путешествие в страну сказок", о нормах поведения "Что такое хорошо и что такое плохо?".

6.Слайд.  Словесные игры способствуют  развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также  развитию связной  речи.  Например, игра: «Назови три предмета», «Назови одним словом». «Похож –не похож»,  и др.  При помощи этого приема развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам,

7.Слайд.  Используя дидактические игры и упражнения отмечается, что дети быстрее вникают в суть  материала  и коррекция нарушений детей с ЗПР происходит более успешно. Кроме того:

  • повышается   речевая  мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки;
  • обеспечивается психологический комфорт;
  • дети запоминают большое количество речевого материала;
  • активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление)

Дидактические игры  универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от  собственной  фантазии и желания работать с детьми  интересно.

 Предлагаю методические рекомендации к использованию                                  дидактических игр в работе с детьми с ЗПР 

1.      Рекомендуется как можно шире использовать дидактические игры в коррекционной работе.

2.       Дидактические игры должны быть доступны и понятны детям данной категории.

3.      В каждой дидактической игре должна ставиться своя конкретная обучающая задача, которая соответствует теме занятия и коррекционному этапу.

4.       При подготовке к проведению дидактической игры рекомендуется подбирать такие цели, которые способствуют получению не только новых знаний, но и  коррекции психических процессов ребенка. 

5.       Проводя дидактическую игру, необходимо использовать разнообразную наглядность, которая должна нести смысловую нагрузку, выглядеть эстетично, без лишних отвлекающих деталей. Рабочая зона у доски ( в поле зрения детей) не должна пестрить множеством отвлекающих пособий.

6.       Зная особенности детей с ЗПР,  для лучшего восприятия ими изучаемого материала, необходимо стараться задействовать как можно большее количество анализаторов.

7.      Подбирать такие дидактические игры, которые несут положительную, эмоциональную окраску и вызывают у детей заниматься умственным трудом.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дидактические игры во внеклассных мероприятиях. / Из опыта работы / Хоршева Елена Петровна

Слайд 2

Обучение и игра - не враги, это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одной дорогой и взаимно поддерживать друг друга» П.Ф.Каптерев

Слайд 3

Игровая ситуация

Слайд 4

Настольно – печатные игры

Слайд 5

Игры с предметами или игрушками

Слайд 6

Словесные игры

Слайд 7

Результат: Повышается речевая мотивация, у спешно развиваются коммуникативные навыки; Обеспечивается психологический комфорт; Дети запоминают большое количество материала; Активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление)

Слайд 8

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Необходимость использования ИКТ на уроках в начальных специализированных коррекционных классах школы 8 вида неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья  ИКТ- помощник в осв...

ПРОФИЛАКТИКА ИСТИННЫХ И ЛОЖНЫХ ПАТОЛОГИЙ ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.(Использование технологии развивающего чтения в коррекционной школе)

Статья раскрывает вопрос об использовании технологии  развивающего  чтения Е.М. Плюсниной   в коррекционной школе....

Использование Здоровьесберегающих технологий в условиях коррекционной школы.

žЦелью  является создание условий образовательной деятельности, соответствующих требованиям сохранения здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта для всех участников образовательно...

выступление на заседании ШМО " Использование ИКТ на уроках в коррекционной школе"

Использование ИКТ на уроках в начальных классах коррекционной школы VIII вида помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы ...

Использование инновационных технологий в специальной коррекционной школе VIII вида.

В период введения ФГОС с УО, необходим поиск наиболее оптимальных путей обучения в развитии способностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью....

Использование музыкотерапии и психогимнастики в коррекционной школе VIII вида как условие обеспечения психологической безопасности детей.

Цель музыкотерапии и психогимнастики - охрана и укрепление психического и физического здоровья детей....