"Использование дидактических игр во внеклассной деятельности учителя коррекционной школы"
презентация к уроку (3 класс) на тему
Обучение и игра - не враги, это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одной дорогой и взаимно поддерживать друг друга» Дидактические игры универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от собственной фантазии и желания работать с детьми интересно.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад
Использование дидактических игр во внеклассной деятельности.
Хоршева Елена Петровна, учитель 3 класса
МОУ» Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа - интернат №2 VIII вида"
Киселёвского городского округа,
Кемеровской области
1 слайд. Как показывает практика, успехов в коррекции психических процессов и в обучении детей с умственной отсталостью можно достичь, опираясь на ведущую деятельность, которой является игра, ведь « игра – королева детства».
2 слайд. И в качестве эпиграфа к выступлению хочу привести высказывания основоположника отечественной педагогики Ка́птерева Пётра Фёдоровича
Обучение и игра - не враги, это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одной дорогой и взаимно поддерживать друг друга»
Именно игра способствует обучению и воспитанию детей. Существуют различные виды игр : подвижные, сюжетно – ролевые, режиссерские и др. Основой и сутью обучения и воспитания в младшем школьном возрасте является дидактическая игра, так как главная особенность дидактических игр определена их названием – это игры обучающие и воспитывающие. Решение обучающей и воспитывающей задач требует от ребенка активных умственных и волевых усилий. Дидактическая задача побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. То есть, дидактическая игра помогает ему приобрести знания в легкой непринужденной форме. Достижение цели происходит путем решения различных задач, одной из которых является обучение детей через дидактическую игру, то есть « учить, воспитывать играя». Дидактическая игра как метод, дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения. С этой целью использую ряд дидактических игр и упражнений, которые необходимо отбирать со строгим учетом особенностей развития психических процессов у детей младшего школьного возраста.
При введении дидактической игры во внеклассные занятия, используя различные игровые приемы:
3 Слайд. Создаю игровую ситуацию посредством введения в занятие сказочного или иного персонажа, что помогает детям правильно выполнить дидактическую задачу и сохранить более длительно внимание и интерес к изучаемому материалу. Это могут быть : Зайчик ( игрушка или плоскостное изображение), Незнайка, Почтальон Печкин, Буратино и т.д. Для усиления взаимосвязи между этапами занятия ввожу одного (или нескольких) сказочного героя, который просит детей помочь ему выполнить какое – либо задание, или проверяет правильность выполнения заданий детьми, или сам помогает детям.
4 слайд. Настольно – печатные игры использую как наглядные пособия , направленные на развитие зрительной памяти и внимания: «Что растёт в саду, лесу, огороде?»,«Что сначала, что потом?» (дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности сюжета), «Где это я видел?» и др.
5.Слайд. Игры с предметами или игрушками – это сюжетно – дидактические игры и игры инсценировки. Они направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения: «Что изменилось?» ,«Найди и назови», «Магазин»,«Чьи это детки»,«Кто скорее соберет?» и др. В сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли, продавца, покупателя в играх типа "Магазин", пекарей в играх "Пекарня" и др. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях "Путешествие в страну сказок", о нормах поведения "Что такое хорошо и что такое плохо?".
6.Слайд. Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи. Например, игра: «Назови три предмета», «Назови одним словом». «Похож –не похож», и др. При помощи этого приема развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам,
7.Слайд. Используя дидактические игры и упражнения отмечается, что дети быстрее вникают в суть материала и коррекция нарушений детей с ЗПР происходит более успешно. Кроме того:
- повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки;
- обеспечивается психологический комфорт;
- дети запоминают большое количество речевого материала;
- активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление)
Дидактические игры универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от собственной фантазии и желания работать с детьми интересно.
Предлагаю методические рекомендации к использованию дидактических игр в работе с детьми с ЗПР
1. Рекомендуется как можно шире использовать дидактические игры в коррекционной работе.
2. Дидактические игры должны быть доступны и понятны детям данной категории.
3. В каждой дидактической игре должна ставиться своя конкретная обучающая задача, которая соответствует теме занятия и коррекционному этапу.
4. При подготовке к проведению дидактической игры рекомендуется подбирать такие цели, которые способствуют получению не только новых знаний, но и коррекции психических процессов ребенка.
5. Проводя дидактическую игру, необходимо использовать разнообразную наглядность, которая должна нести смысловую нагрузку, выглядеть эстетично, без лишних отвлекающих деталей. Рабочая зона у доски ( в поле зрения детей) не должна пестрить множеством отвлекающих пособий.
6. Зная особенности детей с ЗПР, для лучшего восприятия ими изучаемого материала, необходимо стараться задействовать как можно большее количество анализаторов.
7. Подбирать такие дидактические игры, которые несут положительную, эмоциональную окраску и вызывают у детей заниматься умственным трудом.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обучение и игра - не враги, это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одной дорогой и взаимно поддерживать друг друга» П.Ф.Каптерев
Игровая ситуация
Настольно – печатные игры
Игры с предметами или игрушками
Словесные игры
Результат: Повышается речевая мотивация, у спешно развиваются коммуникативные навыки; Обеспечивается психологический комфорт; Дети запоминают большое количество материала; Активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление)
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Необходимость использования ИКТ на уроках в начальных специализированных коррекционных классах школы 8 вида неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ- помощник в осв...
ПРОФИЛАКТИКА ИСТИННЫХ И ЛОЖНЫХ ПАТОЛОГИЙ ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.(Использование технологии развивающего чтения в коррекционной школе)
Статья раскрывает вопрос об использовании технологии развивающего чтения Е.М. Плюсниной в коррекционной школе....
Использование Здоровьесберегающих технологий в условиях коррекционной школы.
Целью является создание условий образовательной деятельности, соответствующих требованиям сохранения здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта для всех участников образовательно...
выступление на заседании ШМО " Использование ИКТ на уроках в коррекционной школе"
Использование ИКТ на уроках в начальных классах коррекционной школы VIII вида помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы ...
Требования к использованию ИКТ на уроках в коррекционной школе VII вида.
Выступление на ШМО....
Использование инновационных технологий в специальной коррекционной школе VIII вида.
В период введения ФГОС с УО, необходим поиск наиболее оптимальных путей обучения в развитии способностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью....
Использование музыкотерапии и психогимнастики в коррекционной школе VIII вида как условие обеспечения психологической безопасности детей.
Цель музыкотерапии и психогимнастики - охрана и укрепление психического и физического здоровья детей....