Тема: «Нужно ли ученикам задавать домашнее задание»
статья

Симакова Валентина Сергеевна

Чтобы ответить на вопрос «Нужно ли задавать ученикам домашнее задание?», мне пришлось познакомиться и прочитать мнения многих известных педагогов и учёных. На все мои вопросы я нашла ответ в статье преподавателя Санкт – Петербургского Колледжа управления и экономики «Александровского лицея» Кольцовой Л. А. Не считаю нужным переделывать эту статью, выдавая мысли, с которыми я совершенно согласна, за свои. Представляю частично эту статью. Познакомьтесь, пожалуйста.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-5.docx15.47 КБ

Предварительный просмотр:


Тема: «Нужно ли ученикам задавать домашнее задание»

подготовила учитель начальных классов Симакова В.С.

Чтобы ответить на вопрос «Нужно ли задавать ученикам домашнее задание?», мне пришлось познакомиться и прочитать мнения многих известных педагогов и учёных. На все мои вопросы я нашла ответ в статье преподавателя Санкт – Петербургского Колледжа управления и экономики «Александровского лицея» Кольцовой Л. А. Не считаю нужным переделывать эту статью, выдавая мысли, с которыми я совершенно согласна, за свои. Представляю частично эту статью. Познакомьтесь, пожалуйста.

«1. История вопроса. 
Волнующая нас, педагогов, ныне, на пороге нового века, проблема домашних заданий, увы не нова. В спорах на эту тему «скрещивали шпаги» наши коллеги и сто, и более лет назад. Тема дискуссий та же, что и ныне: нужно ли загружать детей домашними уроками или не нужно? А если нужно, то в каких объемах? И еще – чем компенсировать отсутствие таких заданий?
В девятнадцатом веке споры всегда завершались в пользу сторонников домашних заданий – детей заставляли заниматься и на уроках, и после уроков, практически весь день. Но по мере приближения двадцатого века и особенно в его начале, споры разгорелись с новой силой.
К началу двадцатого века уже был накоплен опыт работы без домашних заданий: преподаватель читает лекцию, затем каждого, начиная с лучших просит повторять, дополняя их ответ. Оказывалось, что дома тогда не надо ничего повторять. Что же касается выполнения при таком методе учебной программы, то «исполнить ее всецело находится в зависимости от умения преподавателя отделить существенное от несущественного». То есть можно «не задавать уроков для заучивания наизусть дома, а взамен этого вести преподавание в виде бесед, заставляя повторять если не всех, то многих.
Существенной причиной, по которой следует избегать домашних заданий, является то, что они поглощают свободное время добросовестных учеников. « Для того и создаются классы, чтобы учиться там, а не дома. Для того и существуют учителя, чтобы учить. Учебник не всегда может заменить учителя, но учитель всегда должен заменить учебник».
Выполнение учащимися домашних учебных заданий, является одной из форм обучения. Под домашней учебной работой следует понимать самостоятельное выполнение учащимися учебных заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изученного на уроке материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований, а также по совершенствованию умений и навыков самостоятельно пополнять, расширять и упрочивать знания. Попытки отдельных учителей под видом преодоления перегрузок учащихся осуществлять обучение без организации домашней работы и афишировать этот "опыт" в печати в научном отношении являются несостоятельными.
Необходимость домашней учебной работы обусловливается следующими факторами:
а) на уроке имеет место концентрированное усвоение изучаемого материала, после чего знания быстро забываются. Чтобы предотвратить это забывание, нужна домашняя учебная работа;
б) овладение научными понятиями требует их неоднократного осмысления и усвоения;
в) обстоятельность и прочность усвоения изучаемого материала достигается только при рассредоточенном его запоминании;
г) домашняя учебная работа имеет важное значение для развития творческих задатков и способностей учащихся.

2. Современная точка зрения на домашнее задание. 
Специальные исследования показывают, что проблема повышения
эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. Между тем в периодической печати появляются публикации, в которых рассказывается о якобы передовом опыте отдельных учителей, осуществляющих обучение без домашних заданий, и ставится вопрос об их отмене, поскольку они, по их мнению, не приносят никакой пользы и только перегружают школьников. Эти предложения чаще всего основываются на педагогической некомпетентности. Дело в том, что как уже отмечалось, познание идет не по кругу, а по спирали и что каждое последующее обращение к изучению одного и того же материала открывает в нем новые грани и смысловые оттенки, что, естественно, указывает на необходимость организации домашней учебной работы. Далее, на уроках, как бы хорошо они ни проводились, имеет место концентрированное запоминание, и знания переводятся лишь в оперативную, кратковременную память. Чтобы перевести их в память долговременную, учащимся необходимо осуществить их последующее повторение.
Домашняя учебная работа учащихся состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков.
Домашние задания по своему содержания включают в себя:
а) усвоение изучаемого материала по учебнику.
б) выполнение устных упражнений (придумывание примеров на изучаемые правила по русскому языку, определение признаков делимости чисел по математике, заучивание различных таблиц и т.д.).
в) выполнение письменных упражнений по языкам, математике, литературному чтению и другим предметам.
г) выполнение творческих работ.
д) подготовку докладов по изучаемому материалу.
е) проведение наблюдений по окружающему миру.                                                                 ж) выполнение практических работ по окружающему миру.
з) изготовление таблиц, диаграмм, схем по изучаемому материалу и т.д.
и) решение и составление задач.
Наряду с общими для всех учащихся нередко даются индивидуальные домашние задания. Они рассчитаны на преодоление пробелов в знаниях учащихся по отдельным темам, на усиление тренировочных упражнений по выработке практических умений и навыков. Кроме того, даются задания повышенной трудности для хорошо успевающих школьников с целью развития их творческих способностей и склонностей.
Отсюда вытекает, что домашняя работа является естественным и логичным продолжением классной. Можно установить следующие цели, к которым следует стремиться при организации домашней работы:
• закрепление в памяти материала, разобранного в классе, и в отдельных случаях – более углублённое и расширенное его изучение;
• повторение ранее пройденного материала;
• закрепление и расширение разнообразных навыков и умений, необходимых для самостоятельной работы, посредством выполнения соответствующих заданий. …»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сжатое содержание пройденной темы для подготовки ребенка к домашнему заданию

Данный конспект содержит в себе основное содержание темы "Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы"(проводимые в 4 классе по предмету "Окружающий мир" А.А.Плешаков), словарную работу, дополнит...

Сценарий родительского собрания на тему "Помощь родителей при выполнении домашних заданий"

Родительское собрание на тему "Помощь родителей при выполнении домашних заданий" целесообразно проводить перед введением отметок. Данная разработка содержит подготовительную работу и конспект самого с...

Нестандартное родительское собрание на тему: «Гигиенические требования к приготовлению домашних заданий младшими школьниками»

Форма проведения собрания -  круглый стол. Родители в ходе собрания знакомятся с гигиеническими требованиями к приготовлению домашних заданий, получают рекомендации о том, как формировать у детей...

Исследовательская работа. Тема «Повышение физических показателей учеников начальной школы через домашнее задание».

Данный материал показывает, как через домашнее задание и контроль за выполнением, повышает физические показатели учащихся с низким уровнем физического развития и пониженной мотивацией к уроку физкульт...

Памятка для родителей на тему: «Как правильно организовать логопедическое домашнее задание с вашим ребенком»

Часто родители считают, что если ребенок попал на логопункт или в логопедическую группу, то все проблемы решены. Логопед и воспитатели научат его правильно говорить, подготовят к школе. Что еще нужно?...