Сценарий родительского собрания на тему "Помощь родителей при выполнении домашних заданий"
учебно-методический материал (1, 2 класс) на тему
Родительское собрание на тему "Помощь родителей при выполнении домашних заданий" целесообразно проводить перед введением отметок. Данная разработка содержит подготовительную работу и конспект самого собрания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сценарий родительского собрания во втором классе.
Помощь родителей при выполнении домашнего задания.
Поскольку во втором классе домашние задания становятся более объемными и требующими большего внимания и терпения, у учащихся их выполнение зачастую вызывают трудности. В ходе практики было замечено, что домашние задания детей часто выполняются с помощью родителей, при которой доля самостоятельности учащегося очень мала.
Подготовительная работа к собранию:
Для подтверждении гипотезы о том, что родители мало внимания уделяют выполнению ребенком домашних заданий, оказывают помощь, которая помогает формировать учебные умения ребенка, были отобраны следующие методики.
I. Открытая анкета для родителей.
- Как Вы объясняете ребенку, для чего необходимо выполнять домашнее задание?
- Какой фразой Вы предлагаете ребенку начать выполнение домашнего задания?
- Что Вы говорите ребенку, если он хорошо выполнил домашнее задание?
- Что Вы говорите ребенку, если он плохо выполнил домашнее задание?
- Какой фразой Вы подводите итоги по выполнению домашнего задания?
Анализ анкет показал, что родители учащихся не уделяют должного внимания домашним заданиям. Для того, чтобы не терять времени, не ставить ребенка в затруднительные ситуации (что необходимо для прочности знаний ребенка), родители зачастую оказывают ребенку такую помощь при выполнении заданий, которая лишает ребенка самостоятельности.
II. «да – нет» анкета для родителей.
- Следите ли Вы за самочувствием и настроением ребенка, прежде чем предложить начать выполнение домашнего задания?
- Интересуетесь ли Вы успехами ребенка в школе за прошедший день?
- Интересуетесь ли Вы, какие результаты, комментарии и рекомендации были получены от учителя по предыдущей домашней работе?
- Отслеживаете ли вместе с ребенком объем и содержание домашнего задания перед его выполнением?
- Договариваетесь ли Вы с ребенком о времени, отведенном на выполнение домашнего задания?
- Следите ли Вы поэтапно (по предметам) за качеством и тщательностью выполнения домашнего задания?
- Сочувствуете ли Вы ребенку в случае неудачного выполнения домашнего задания?
- Ругаете ли Вы ребенка за плохо (неаккуратно, некрасиво, невнимательно) выполненное домашнее задание?
- Хвалите ли Вы ребенка за хорошо выполненное домашнее задание?
- Говорите ли Вы ребенку о своих мыслях и чувствах относительно его домашней работы на сегодня?
Проанализировав данные анкеты для родителей, было выявлено, что родители мало интересуются успехами ребенка, его переживаниями по поводу учебной деятельности, трудностями, возникающими в ходе выполнения заданий.
III. Анкета для учащихся.
- Когда я выполняю домашнее задание, мои родители...
- Если я что-то не понимаю в домашнем задании, я...
- Если я прошу родителей помочь мне выполнить домашнее задание, то они...
- Если я делаю ошибки в домашней работе, то мои родители...
- Если я хорошо выполняю домашнюю работу, то мои родители...
- Когда я заканчиваю выполнять домашнее задание, то родители...
- Родители говорят, что домашнее задание задают для того, чтобы...
- Я думаю, что домашнее задание нужно выполнять для того, чтобы...
Анализ анкет для учащихся показал, что родители не мотивируют детей на выполнение домашнего задания. Более того, зачастую сами не понимают смысла его выполнения и считают его лишней нагрузкой для ребенка.
IV. Наблюдение.
Средняя успеваемость ребенка по работам, выполненным дома — средняя успеваемость ребенка по работам, выполненным в классе. Наблюдение показало, что учащиеся, показывающие средние способности на уроке, дома выполняют домашнюю работу безупречно (без ошибок и даже помарок), что может свидетельствовать о небольшой доле участия ребенка в выполнении домашнего задания.
V. Анализ классных работ и анализ домашних работ учащихся и их сопоставление показало, что при выполнении домашнего задания достаточно велика помощь родителей, что не позволяет ребенку показать свои знания, применить их при выполнении определенных заданий и, как следствие, невозможность оценки этих знаний учителем.
Таким образом, проанализировав сложившуюся ситуацию, была сформулирована тема родительского собрания: «Помощь родителей при выполнении ребенком домашних заданий».
Исходя из темы были сформулированы цель и задачи собрания:
Цель собрания: выявить и предложить возможные, более рациональные способы помощи ребенку в выполнении домашнего задания — тем самым укрепить взаимодействие и найти взаимопонимание семьи и школы (то есть установить психологический контакт с родителями, найти параллель, по которой будет работать и школа, и семья).
Задачи собрания:
1)определить способы помощи, используемые родителями при выполнении детьми домашнего задания;
2)раскрыть «плюсы» и «минусы» способов, используемых родителями, определив степень и вид помощи при выполнении домашнего задания в зависимости от индивидуальных способностей ребенка;
3)обобщить и выявить наиболее оптимальные и рациональные способы помощи.
Для успешного достижения поставленной цели была выбрана форма проведения родительского собрания: лекция с элементами дискуссии.
Ход собрания.
Уважаемые родители! Добрый день! Я рада, что наша встреча состоялась: она важна и для Вас, и для Ваших детей, и для меня.
2-й класс — это возраст, когда ребенок приучается к самостоятельности — имею ввиду уже более серьезные организационные вопросы, такие как: рациональное распределение времени, выполнение некоторых закрепленных обязанностей по дому, выполнение домашнего задания и т.п. Мы собрались поговорить о помощи ребенку в выполнении домашнего задания. Думаю, что каждый из Вас извлечет из сегодняшней встречи что-то важное для себя и для ребенка: мы вместе постараемся обобщить и определить наиболее рациональные способы помощи при выполнении домашнего задания. Это даст возможность ребенку почувствовать надежную опору и поддержку в лице Вас, и выстроить с Вами доверительные отношения.
В целом успеваемость класса держится на достойном уровне, молодцы. Но в последнее время заметны следующие закономерности, которые необходимо своевременно скорректировать:
1.домашнее задание выполнено хорошо — а работа в классе на эту же тему показывает результат значительно ниже.
2.домашнее задание выполнено плохо, с ошибками — и соответственно закрепленные ошибки перенесены в работу в классе.
В этой связи у меня к вам вопрос:
Как Вы считаете, надо ли помогать ребенку в выполнении домашнего задания? (если да, то как?)
(Родители высказываются, общие тезисы записываю на доске)
Итак, получается три основных мнения:
-надо помогать — не отходя от ребенка полностью контролировать процесс;
-надо помогать — но в том случае, когда ребенок сам об этом попросит;
-помогать не надо — это его задание, с которым он должен уметь справляться сам.
Хорошо, сформулировав и определив основные способы, давайте теперь попробуем раскрыть и обсудить сильные и слабые стороны каждой из этих позиций. Мы знаем, что все дети разные, соответственно, и подход к ребенку с одной и той же проблемой будет немного отличаться.
Итак, дети, которые требуют к себе большего внимания (по разным причинам, будь то: невнимательность, неусидчивость, неуверенность, гиперактивность, несамостоятельность...) скорее всего будут нуждаться в постоянном контроле. Необходимо присутствовать при выполнении домашнего задания непосредственно рядом, чтобы в любой момент оказать поддержку и помощь ребенку.
Дети, которые достаточно легко, уверенно и спокойно выполняют домашнюю работу, всё же могут прийти к Вам с просьбой помочь (объяснить, что требуется в задании; объяснить, как выполнить; напомнить правило...) - то есть можно не присутствовать постоянно рядом с ребенком, но быть готовым спокойно ответить (возможно, не в первый раз) на все его вопросы.
Дети, которые уже вполне самостоятельны и способны выполнить любое задание без помощи взрослого (не отвлекаясь, чисто и аккуратно, не пропустив значительную часть задания), всё-таки ещё не способны на хороший самоконтроль — необходимо проверять качество выполненной ребенком работы.
Зная особенности и способности своего ребенка, Вы уже можете определить вид и степень помощи при выполнении им домашнего задания. Для подтверждения Ваших версий и закрепления результата я предлагаю Вам сейчас ответить на несколько несложных вопросов. Затем будет время обдумать и обсудить возникшие вопросы.
(Родители заполняют анкеты)
Думаю, что Вы, пока отвечали на вопросы, успели отметить для себя, в каких случаях Вы и так поступаете верно, а в каких случаях можно «переиграть» ход событий. Теперь я Вам предлагаю ознакомиться с ответами Ваших детей на серию подобных вопросов. Это поможет Вам найти наиболее подходящий именно для Вашего ребенка способ помощи и контроля при выполнении домашнего задания.
На вопрос возмущенным, расстроенным тоном «Зачем вообще нужны эти домашние задания?!», можно спокойно ответить, что «это необходимо для того, чтобы учитель мог посмотреть, какой урок плохо усвоен, и, возможно, повторить тебе его; чтобы ты научился самостоятельно преодолевать некоторые трудности — пока ты учишься, тебе могут помочь с любым вопросом; чтобы ты потренировался — тогда твои знания укрепятся, и тебе проще будет учиться дальше...»
Начинать выполнение домашнего задания нужно в хорошем, спокойном настроении ребенка. Необходимо подготовить его к предстоящей работе: можно (и нужно) поинтересоваться у него, как прошел день, что понравилось, что не понравилось (дать ребенку высказаться, обсудить с ним другой возможный ход развития событий, если сегодня не все хорошо) и уже потом в позитивной (положительной) форме предложить ему начать выполнение домашнего задания.
В результате, после проверки выполненного задания, непременно найдется повод похвалить ребенка, порадоваться за него. Также, в случае необходимости, сказать ему, чем Вы недовольны, расстроены, что бы Вам хотелось исправить. Здесь одно правило неизменно работает для всех: ребенку нужно озвучивать все Ваши мысли и переживания — иначе ему не на что будет ориентироваться. Если ребенок будет Вас чувствовать, ему проще будет высказываться, не боясь случайно, неожиданно для самого себя, расстроить Вас. (например: “Я очень рад(а), что сегодня у тебя получилось выполнить домашнее задание быстро и очень аккуратно.” или: “Я очень доволен(на), что домашнее задание выполнено: ты потренировался - и теперь тебе понятно новое правило.” или “Мне очень жаль, что за такую работу будет сделано замечание: упражнение выполнено не очень внимательно).
В завершение встречи хочу попросить. Припомните любую ситуацию: нам всем нравится, когда нас замечают, ценят, хвалят... Ребенок еще больше будет стремиться выглядеть хорошим в глазах окружающих (и уж тем более, близких), если Вы чаще это будете замечать. Он же действительно большой молодец, если, приложив максимум усилий, забыв про игрушки, он всё-таки решил трудную задачу.
Но так же не забывайте: он молодец не только за то, что хорошо поел или красиво прописал строчку букв — в первую очередь он молодец просто за то, что он Ваш ребенок, который радует Вас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ (Рекомендации для родителей при подготовке домашних заданий).
Рекомендации для родителей при подготовке домашних заданий. Рекомендации по просмотру телевидения младшими школьниками....
Родительское собрание: Нужна ли самостоятельность при выполнении домашнего задания.
Выявить представления родителей об организации учебной работы детей дома.Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно....
Родительское собрание "Как преодолеть трудности при выполнении домашних заданий"
Составлено для ознакомления родителей с организацией учебной работы детей дома, а также для формирования у родителей мотивации по воспитанию у ребёнка самостоятельности при выполнении домашних заданий...
Беседа н а родительском собрании "Как помочь ребенку при выполнении домашнего задания".
Материал будет хорошим подспорьем при подготовке родительского собрания....
Родительское собрание во 2 классе "СЕКРЕТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ"
Родительское собрание во 2 классе "СЕКРЕТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ"...
Выступление на родительском собрании «Как развивать самостоятельность при выполнении домашних заданий»
Выполнение школьниками домашних заданий — обязательная часть учебы. Однако случается так что ребенок даже окончанию начальной школы так и не научился самостоятельно выполнять домашние задание. М...
Родительское собрание в 3 классе «Организация выполнения домашнего задания»
Родительское собрание в 3 классе «Организация выполнения домашнего задания»...