Развитие толерантности младших школьников в процессе проектной деятельности
материал на тему
Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная возможность к толерантному поведению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tolerantnosti_mladshih_shkolnikov.rar | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Развитие толерантности младших школьников
в процессе проектной деятельности
В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Актуальность воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат мировую общественность, так и российское общество. Прежде всего, это рост различного вида экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.
Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная возможность к толерантному поведению.
Наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости является воспитание уважительного отношения к ценностям других людей, умения сопереживать, понимать мотивы поступков людей, уметь общаться и сотрудничать с людьми иных взглядов, ориентаций, культур.
Моя задача, как учителя - создать условия для организации образовательной и внеурочной деятельности учащихся таким образом, чтобы дети понимали и принимали друг друга, уважали традиции и культуру разных народов, живущих в России.
Толерантность необходима в отношениях, как между отдельными людьми, так и на уровне семьи. В школе и дома необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности.
Важность проблемы очевидна, поскольку именно в младшем школьном возрасте закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и окружающим.
Необходимо научить младших школьников уважать не только себя, но и тех, кто рядом. В начальной школе формирование толерантного отношения к окружающим людям имеет своей целью воспитание у младшего школьника чувства уверенности в себе и уважения самого себя и других.
В своей работе использую следующие приёмы воспитания толерантности.
Приём «Взаимопомощь». Деятельность так организуется, чтобы от помощи друга зависел успех общего дела.
Приём «Найти лучшее». Я в разговоре с детьми стараюсь подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.
Приём «Правила». На период выполнения того или иного задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся. Такой приём в значительной мере снимает негативные моменты общения.
Приём «Общее мнение». Учащиеся «по цепочке» высказываются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют.
Приём «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица.
Приём «Прогнозирование развития ситуации». Педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация.
На уроках литературного чтения широкое поле для воспитания толерантности дают рассказы, из которых дети извлекают уроки и нравственные выводы. Именно, читая, их мы обращаем внимание детей на добрые дела и поступки.
Воспитанию доброго отношения к одноклассникам способствует участие в совместных делах класса (конкурсы, игры, соревнования).
Особое значение в воспитании толерантности имеют групповые формы деятельности, которые я широко использую в проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Метод проектов особенно ценен тем, что он представляет собой дидактическое средство развития различных умений, навыков, мышления учащихся через применение разнообразных учебных приемов, а также для становления разнообразных показателей развития толерантности:
1) Социальные (связанные с групповым взаимодействием). Проектная работа предполагает коллективную деятельность, а значит, способствует формированию:
• умения работать в группе, внимательно относиться к другим, делиться материалами, соблюдать очередность, принимать и выполнять определенную роль (лидер, исполнитель, оппонент);
умение договариваться, находить общее решение;
• умения пойти на компромисс, разумно реагировать в ситуации конфликта.
2) Коммуникативные (связанные с работой с информацией). Проектная работа предполагает изучение некоторого объекта и передачу полученной информации. Поэтому в ходе этой работы формируются:
умение слушать и слышать другого человека (не перебивая говорящего), принимать другое мнение, часто отличное от собственного;
умение высказывать свое мнение (говорить спокойно, не обижая слушателей), отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; Необходимо научить детей принимать друг друга такими, какие они есть. Критика должна быть конструктивной. Данная критика не может быть направлена на конкретную личность, она должна быть обращена к трудной ситуации.
умение рассказать о проделанной работе.
3) Нравственные.
умение ориентироваться на моральную норму;
учёт ребенком объективных последствий нарушения нормы;
принятие решения на основе соотнесения нескольких моральных норм;
способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха;
Метод проектов использую на уроке при проверке домашнего задания (сообщение, доклад, презентация и т. д.), при изучении новой темы (выполнение исследования, творческой работы, проведение эксперимента и т. д.), при закреплении изученного (творческие работы). Проектно-исследовательскую деятельность детей на уроках организую следующим образом: создаю проблемные ситуации, активизирую познавательную деятельность в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построение гипотез.
Для воспитания гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам и обязанностям человека, использую такие виды проектов: практико-ориентированный проект, исследовательский проект, информационный проект, творческий. Что касается задач воспитания гражданственности и патриотизма, это проекты, нацеленные на воспитание любви к России, к своему народу, к своей малой родине, долга перед Отечеством, старшими поколениями, семьей, уважения к закону и правопорядку, воспитание толерантности, доверия и уважения к людям. Это всевозможные краеведческие проекты, воспитывающие любовь к родному краю, стране, исторические проекты, развивающие чувство гражданственности и патриотизма и др.
Экологические проекты помогают детям быть более внимательными, заботливыми, добрыми к окружающему миру, а исследования, проводимые в рамках экологического проекта, развивают исследовательские способности детей.
Как классный руководитель, я вижу положительные результаты группового взаимодействия в процессе выполнения проектно-исследовательской деятельности.
Организация проектной деятельности реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, активизирует становление толерантного отношения к близким людям, людям других народностей и веры; позволяет сочетать коллективные и индивидуальные формы работы; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме " Развитие коммуникативной и познавательной активности младшего школьника в процессе проектной деятельности с использованием ИКТ"
Обобщение опыта в электронном виде с приложением методической литературы и школьных проектов....
Опыт работы по теме "Развитие интеллектуальной и коммуникативной активности младшего школьника в процессе проектной деятельности с использованием ИКТ"
Данный опыт представлен в модульной технологии и позволяет учителю с помощью проектов развивать УУД учащихся....
«Духовно-нравственное развитие учащихся младших классов через проектную деятельность ОПК во внеурочное время».
Можно использовать во внеурочное время. 1 -4 класс...
Мастер-класс и презентация на тему: «Развитие способностей младших школьников через проектную деятельность».
Материалы МО учителей начальных классов...
Развитие функциональной грамотности в процессе проектной деятельности
В статье рассматриваются возможности развития функциональной грамотности младших школьников в условиях внеурочной деятельности....
Мастер-класс «Развитие способностей младших школьников через проектную деятельность»
Представление опыта работы внеурочной деятельности по формированию и применению проектного метода обучения для развития творческой активности учащихся....
Мастер-класс «Развитие способностей младших школьников через проектную деятельность»
Представление опыта работы внеурочной деятельности по формированию и применению проектного метода обучения для развития творческой активности учащихся....