Развитие толерантности младших школьников в процессе проектной деятельности
материал на тему

Варакута Людмила Николаевна

Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная возможность к толерантному поведению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tolerantnosti_mladshih_shkolnikov.rar2.98 МБ

Предварительный просмотр:

Развитие толерантности младших школьников

в процессе проектной деятельности

          В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Актуальность  воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат мировую общественность, так и российское общество. Прежде всего, это рост различного вида экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

      Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная возможность к толерантному поведению.

       Наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости является воспитание уважительного отношения к ценностям других людей, умения сопереживать, понимать мотивы поступков людей, уметь общаться и сотрудничать с людьми иных взглядов, ориентаций, культур.

         Моя задача, как  учителя  - создать условия для  организации образовательной  и внеурочной  деятельности учащихся таким образом, чтобы дети понимали и принимали друг друга, уважали традиции и культуру разных народов, живущих в России.

        Толерантность необходима в отношениях, как между отдельными людьми, так и на уровне семьи. В школе и дома необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности.

        Важность проблемы очевидна, поскольку именно в младшем школьном возрасте закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и окружающим.

         Необходимо научить младших школьников уважать не только себя, но и тех, кто рядом. В начальной школе формирование толерантного отношения к окружающим людям имеет своей целью воспитание у младшего школьника чувства уверенности в себе и уважения самого себя и других.
В своей работе использую следующие приёмы воспитания толерантности.

          Приём «Взаимопомощь». Деятельность так организуется, чтобы от помощи друга зависел успех общего дела.

          Приём «Найти лучшее». Я в разговоре с детьми стараюсь подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.

         Приём «Правила». На период выполнения того или иного задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся. Такой приём в значительной мере снимает негативные моменты общения.

      Приём «Общее мнение». Учащиеся «по цепочке» высказываются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют.

      Приём «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица.

       Приём «Прогнозирование развития ситуации». Педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация.

        На уроках литературного чтения широкое поле для воспитания толерантности дают рассказы, из которых дети извлекают уроки и нравственные выводы. Именно, читая, их мы обращаем внимание детей на добрые дела и поступки.                  

Воспитанию доброго отношения к одноклассникам способствует участие в совместных делах класса (конкурсы, игры, соревнования).

        Особое значение в воспитании толерантности имеют групповые формы деятельности, которые я  широко использую в проектно-исследовательской деятельности учащихся.

         Метод  проектов особенно ценен тем, что он представляет собой дидактическое средство развития различных умений, навыков, мышления учащихся через применение разнообразных учебных приемов, а также для становления разнообразных   показателей развития толерантности:

1) Социальные (связанные с групповым взаимодействием). Проектная работа предполагает коллективную деятельность, а значит, способствует формированию:

•        умения работать в группе, внимательно относиться к другим, делиться материалами, соблюдать очередность, принимать и выполнять определенную роль (лидер, исполнитель, оппонент);

умение договариваться, находить общее решение;

•        умения пойти на компромисс, разумно реагировать в ситуации конфликта.

2)  Коммуникативные (связанные с работой с информацией). Проектная работа предполагает изучение некоторого объекта и передачу полученной информации. Поэтому в ходе этой работы формируются:

умение слушать и слышать другого человека (не перебивая говорящего), принимать другое мнение, часто отличное от собственного;

умение высказывать свое мнение  (говорить спокойно, не обижая слушателей),  отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; Необходимо научить детей принимать друг друга такими, какие они есть. Критика должна быть конструктивной. Данная критика не может быть направлена на конкретную личность, она должна быть обращена к трудной ситуации.                              

умение рассказать о проделанной работе.

3)  Нравственные.

умение ориентироваться на моральную норму;

учёт ребенком объективных последствий нарушения нормы;

принятие решения на основе соотнесения нескольких моральных норм;

способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха;
        Метод проектов использую  на уроке при проверке домашнего задания (сообщение, доклад, презентация и т. д.), при изучении новой темы (выполнение исследования, творческой работы, проведение эксперимента и т. д.), при закреплении изученного (творческие работы).  Проектно-исследовательскую  деятельность детей на уроках организую  следующим образом: создаю проблемные ситуации,  активизирую познавательную деятельность в поиске и решении сложных вопросов,  требующих актуализации знаний, построение гипотез.

         Для  воспитания гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам и обязанностям человека,  использую такие виды проектов: практико-ориентированный проект, исследовательский проект, информационный проект, творческий. Что касается задач воспитания гражданственности и патриотизма, это проекты, нацеленные на воспитание любви к России, к своему народу, к своей малой родине, долга перед Отечеством, старшими поколениями, семьей, уважения к закону и правопорядку, воспитание толерантности, доверия и уважения к людям. Это всевозможные краеведческие проекты, воспитывающие любовь к родному краю, стране, исторические проекты, развивающие чувство гражданственности и патриотизма и др.  

         Экологические проекты помогают детям быть более внимательными, заботливыми, добрыми к окружающему миру, а исследования, проводимые в рамках экологического проекта, развивают исследовательские способности детей.

          Как классный руководитель, я вижу положительные результаты группового взаимодействия в процессе выполнения проектно-исследовательской деятельности.

          Организация проектной деятельности реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, активизирует становление толерантного отношения к близким людям, людям других народностей и веры; позволяет сочетать коллективные и индивидуальные формы работы;  является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Развитие интеллектуальной и коммуникативной активности младшего школьника в процессе проектной деятельности с использованием ИКТ"

Данный опыт представлен в модульной технологии и позволяет учителю с помощью проектов развивать УУД учащихся....

Развитие функциональной грамотности в процессе проектной деятельности

В статье рассматриваются возможности развития функциональной грамотности младших школьников в условиях внеурочной деятельности....

Мастер-класс «Развитие способностей младших школьников через проектную деятельность»

Представление опыта работы внеурочной деятельности по формированию и применению проектного метода обучения для развития творческой активности учащихся....

Мастер-класс «Развитие способностей младших школьников через проектную деятельность»

Представление опыта работы внеурочной деятельности по формированию и применению проектного метода обучения для развития творческой активности учащихся....