Доклад на тему: «Успех как стимул развития интереса ученика к учению»
статья

Переседова Елена Ивановна

В докладе рассматривается создание ситуации успеха на уроках и во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uspeh_kak_stimul_razvitiya_interesa_uchenika_k_ucheniyu.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Успех как стимул развития интереса ученика к учению»

Успех меняет человека.
Он делает человека уверенным в себе,
придает ему достоинство, и человек обнаруживает
 в себе качества, о которых не подозревал раньше.
Джой Бразерс

 Притча:

— Сэр, в чем секрет вашего УСПЕХА?” — спросил репортер успешного человека.
— Всего два слова!
— И какие же, сэр?
— Правильные решения!
— И как же вы принимаете правильные решения?
— Одно слово.
— И что это за слово?
— Опыт!
— А как вы получаете этот самый опыт?
— Два слова.
— И какие же?
— Неправильные решения…

Для того чтобы ребенок был успешен, нужно создавать ситуацию успеха, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Создание ситуаций успеха оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения.

Как я создаю в своей педагогической деятельности «ситуацию успеха».

1. Начало урока. Моя задача - включить ребят в работу, задать темп, динамику, увлечь детей и, конечно же, настроить  на успех. 

Например:

Приветствие «Здравствуйте»

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа,  начиная с больших пальцев и говорят:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

успеха (указательными);

большого (средними);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Сама произношу слова:

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!

Или начинаю урок с девиза:

«С малой удачи начинается большой успех».

«Не ошибается тот, кто ничего не делает».

Удачное начало урока – это уже половина успеха.

2. На каждом уроке создаю проблемную ситуацию  - ситуация успеха заложена  в процессе поиска решения проблемы, который приводит к открытию нового знания.

Например:

При изучении темы по математике «Выражения со скобками», предъявляю классу два противоречивых факта:

8-3+4=9

8-3+4=1

Что вас удивило?

(Левые части одинаковые, а правые разные.)

На какой вопрос мы сегодня будем искать ответ?

(Почему это произошло?) 

При изучении темы по русскому языку: «Что в слове главное?», на доске пишу слова: замок, свёкла, кружки, стрелки, белки, хлопок, мука, плачу, полки.

Прошу в один столбик записать слова, где ударение падает на первый слог, во второй – ударение падает на второй слог.

Ребята понимают, что вариантов много и теряются в своих догадках. Предлагаю обратиться к словарю. Ребята приходят к выводу, что ударение может изменить смысл слова и любой из вариантов детей был правильным.

3. Созданию ситуации успеха способствует использование коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип «Что одному не под силу, то легко коллективу». Есть учащиеся, которые неуверенны в собственных силах, не умеют работать самостоятельно. Выполняя работу в паре, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно.

4. Дифференцированный подход к учащимся обеспечивает успех в учении, что ведет к пробуждению интереса к предмету.

Например:

На уроках даю индивидуальные карточки, особенно тем учащимся, которые боятся отвечать у доски перед всем классом. Также предлагаю карточки разных цветов (разного уровня сложности): зеленая – задания базового уровня; синяя – рассчитана на «среднего ученика», красная – задания повышенной сложности. Более сильные ученики получают шанс блеснуть своей эрудицией, но и самые слабые получат удовлетворение от выполненного задания.

На уроках предлагаю задания на выбор:

1) запиши слова и покажи их состав;

2) запиши слова по-другому: те, в которых два суффикса, – в первый столбик, те, в которых один, - во второй. Показывай строение слов.

Листочек, мосточек, орешек, сорняки, лыжник, грибочек, кустик.

Более сложное задание отмечено флажком.

Также, предлагаю домашние задания разных уровней сложности.

-Хочу, чтобы каждый сам выбрал то, что считает важным для себя и интересным после сегодняшнего урока литературного чтения:

1) Нарисовать рисунок по теме «А ты поступи по-другому…»

2) Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ.

3) Найти пословицы, высказывания о доброте и объяснить их смысл.

Учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям.

Ощущают себя успешными и уверенными от того, что они могут справиться с заданием.

У детей формируется навык не теряться в ситуации выбора, это приучает к осознанному выбору, к адекватной оценке своих сил и способностей.

5. Прием анонсирование

Заранее предупреждаю детей о самостоятельной или контрольной работе, о предстоящей проверке знаний. Предупреждаю не просто так. Смысл анонсирования - в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: повторить таблицу умножения, вспомнить правила, потренироваться в разборе слов по составу или решении задач и т. д. Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия. Сомневающимся в себе такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.

Поддерживаю ученика постоянно: на любом этапе урока, перед контрольной работой, диктантом, проверочной работой. Убеждаю и успокаиваю:

- В работе нет ничего сложного, все задания вы умеете выполнять хорошо.

А после выставления отметок, спрашиваю хорошо успевающих ребят:

- Как ты готовился к диктанту? Что помогло тебе написать его хорошо?

Подобные рассказы помогают делиться успешными ситуациями. Дети учат себя сами.

6. Прием «Умышленная ошибка»

Умышленно допускаю ошибку и предлагаю детям найти ее. Дети включаются в поиск. Но это не главное, главное — дальше ребята будут слушать ещё внимательнее, стараясь не пропустить очередную «ошибку», класс стимулируется к работе. Такой прием применяю на известном учащимся материале.

7. Прием-подсказка

План-ответ, рисунок-подсказка, таблица, опорные сигналы, опорные слова и пр.

Например:

На уроке русского языка при изучении темы: «Учимся рассказывать о словах», детям при написании изложения предлагала опорные слова:

В старину слово красный…

В книгах начало первой строки … Страницы…  Вот поэтому первую строку…

Со временем название красная строка…  Теперь оно означает…

8. Игра «Волшебный стул»

Провожу во внеурочное время

-Вы знаете, что в дружном коллективе видят не только и не столько недостатки, а главное, видят достоинства друг друга. Давайте поучимся замечать хорошее у своих друзей. А поможет вам в этом “волшебный стул”.

На “волшебный стул” приглашается один из участников игры: как только он садится, “высвечиваются” и становятся очевидными только все его достоинства. Присутствующие рассказывают о том, что видят их глаза: называют качества (умный, добрый, внимательный...); дают поведенческие характеристики (он всегда помогает, к нему можно обратиться с просьбой...); говорят о внешних достоинствах, например: красивые волосы.

Это упражнение помогает детям обрести уверенность в себе, позволяет осознать себя как носителя достоинств, изменяют положение ребенка в классе, переориентируют внимание детей с “недостатков” на “достоинства”

9. Закреплению уверенности ученика в собственных силах способствует любое подтверждение педагогом или коллективом одноклассников удачного итога деятельности ребенка, признание его успехов. С этой целью с первого класса каждым ребенком заводится портфолио. Это один  из методов, который позволяет ученику наглядно видеть свои достижения: есть повод для гордости и переживания успеха. Портфолио мы разделили на разделы: «Моя семья», «Мои достижения», «Мое творчество», «Мои награды».

В конце учебного года проводим конкурс «Лучшее портфолио» ученика, где ребенок рассказывает о своих достижениях за учебный год. 

10. Использую элементы соревнования

В классном уголке размещаем коллективные и индивидуальные грамоты. Ребята очень хотят, чтобы их фамилии, фотографии, дипломы, грамоты были на видном месте.

11. Анкетирование

Чтобы узнать, когда мои ученики будут успешными, я предложила им закончить несколько предложений.

1. Если я получаю хорошую оценку – это значит, что …

… меня похвалят родители;

… я хорошо знаю материал;

… учительница будет рада;

… у меня поднимается настроение и появляется желание делать уроки и ходить в школу.

2. Если я получаю плохую отметку – это значит, что …

… у меня испортится настроение;

… учительница будет недовольна;

… я буду считаться плохим учеником;

… у меня пропадает интерес к учёбе.

3. Мне всегда приятно, когда взрослые в школе…

… обращают на меня внимание;

… меня хвалят;

… доверяют мне;

… справедливо оценивают каждого.

4. Я чувствую себя уверенно, когда в школе …

… меня хвалят;

… ставят хорошие оценки;

… мне помогают;

… меня понимают и поддерживают.

Проанализировав ответы, хочу отметить, что дети более уверены, когда их хвалят, доверяют, помогают им; поднимается настроение и появляется желание учиться от хорошей оценки, а пропадает интерес - от плохой.

Поэтому очень часто произношу такие слова:

Молодец.

Умница.

Отлично.

Хорошо.

Старайся.

У тебя получается, твой ответ отличный.

Ты меня радуешь.

Ещё постарайся и будет отлично.

Я довольна.

Мама будет рада.

Ты постарался.

Ты заслужил похвалы.

В заключении хочется отметить, что успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Безотметочное оценивание в начальной школе- стимул для максимального развития каждого ученика в ссответствии со склонностями, интересами и возможностями

Безотметочное оценивание является одной из важных проблем при работе в 1 классе . Эта статья поможет учителю оценивать детей в соответствиями с требованиями ФГОС....

Развитие интереса к учению на уроках в начальной школе.

Презентация для учителей начальных классов...

Развитие интереса к учению, через использование игровых технологий.

В данной статье освещается вопрос важности применения игр во время учебных занятий, для развития интереса учащихся....

Развитие интереса к учению у младших школьников в малокомплектной школе в процессе использования игровых технологий

Развитие интереса к учению у младших школьников в малокомплектной школе в процессе использования игровых технологий...

Развитие интереса к учению у младщих школьников в малокомплектной школе и процессе использования игровых технологий

Развитие интереса к учению у младших школьников в малокомплектной школе в процессе использования игровых технологий...

Использование игровых технологий в малокомплектной школе как средство развития интереса к учению у младших школьников. Презентация

Использование игровых технологий в малокомплектной школе как средство развития интереса к учению у младших школьников. Презентация...