Опыт работы Формирование креативного мышления
статья
Формирование креативного мышления
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Важнейшая задача цивилизации –
научить человека мыслить»
Т.Эдисон
Опыт работы по теме
«Развитие креативного мышления младших школьников как средство активизации их познавательной деятельности»
В основе ФГОС НОО лежат системно - деятельностный подход и компетентностный подход. Они предполагают воспитание и развитие качеств и компетенций личности, отвечающих требованиям современного общества.
Современное общество движется по пути развития мышления (познания) человека. Творческие люди хорошо адаптируются в социуме, способны противостоять негативным обстоятельствам, находят решения в сложных ситуациях, способны к самореализации собственных возможностей, саморазвитию.
Одна из самых основных задач учителя - активизация познавательной деятельности учащихся, так как среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, который возникает в процессе учения. Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся на уроке - это одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу на каждом уроке я организовываю так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. Этому способствует развитие креативного мышления через использование элементов поисковой деятельности, системы творческих заданий, решение проблемных ситуаций.
Креативное мышление - это способность к генерированию новых и совершенствованию уже существующих идей. При этом идет и поиск альтернативных путей решения задач. Во всех видах деятельности человека присутствуют элементы творчества. И у ребенка в начальной школе они есть – нужно только суметь вовремя их раскрыть.
В этой связи тема «Развитие креативного мышления младших школьников как средство активизации их познавательной деятельности» является актуальной и имеющей практическую значимость.
Классификация методов и форм развития
креативного мышления в начальной школе
Практические | Моделирование (не только построение моделей, но и любых цепочек, схем, алгоритмов), упражнения и игры |
Наглядные | Активное наблюдение |
Словесные | Работа с речью: рассказы, сказки, инсценировки, чтение, пересказы, сочинения |
В начале первого года обучения я провожу входную диагностику готовности учащихся к школе (авторы А. Керна в модификации И. Ирасека).
Цель: выявить уровень психического развития ребёнка, развитие его глазомера, способности к подражанию, степень сформированности тонких двигательных координаций.
Также во время проведения данной входной диагностики учащихся применялись методы наблюдения и беседа. Ну а чтобы получить полную картину, педагогические и психологические диагностирования всегда проводятся в комплексе совместно с педагогом-психологом.
После анализа диагностических результатов, были сделаны выводы: у обучающихся достаточно хорошо развита фантазия, дети очень активны на уроках, смело высказывают своё мнение. Но не достаточно высокий уровень готовности к школе не позволяет им правильно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, что может сказаться на снижении познавательного интереса к процессу получения знаний.
Таким образом, для эффективного достижения положительных результатов обучения учащихся данного класса требуется развитие мышления.
Работа над развитием мышления учащихся происходит системно, органично сочетаясь с опытом и индивидуальными способностями самого ребёнка. В результате положительным образом влияет на уровень обученности.
Важен первый этап введения учащихся в творческую деятельность в школе.
Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но эти задачи зачастую решаются теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Для участников образовательного процесса урок интересен тогда, когда он современен. Современный урок – совершенно новый, насущный, актуальный. Современный урок закладывает основу для будущего, готовит ребенка к жизни в современном обществе.
На заседании городского методического объединения учителей начальных классов представила опыт работы по теме «Современный урок в начальной школе».
Мною была написана статья «Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».
Данная статья была опубликована в Сборнике материалов региональных научно-практических конференций (изд. Орел-2017) Департамента образования Орловской области (стр.16-20)
Каждый день, придя в школу, обучающиеся встречаются с маленьким чудом. Ведь процесс познания сам по себе – чудо. С первого урока я строю процесс познания таким образом, чтобы у детей возник интерес к творческой деятельности, закрепились положительные чувства и эмоции, полученные от их деятельности. Пробуждая интерес к учению, создаю ситуацию успеха.
Поэтому несколько лет я работала по теме «Создание проблемной ситуации в начальной школе».
Итогом этой работы стала региональная видеоконференция «Реализация ФГОС начального общего образования: актуальные проблемы и пути их решения», где был представлен педагогический опыт работы по теме «Создание проблемной ситуации на уроках в начальной школе». Также была данная статья опубликована на сайте Инфоурок в сети Интернет.
Творческий характер образовательного процесса способствует положительной динамике достижений обучающихся.
Стимулирование творческой деятельности учащихся моего класса происходит через:
- создание благоприятной творческой атмосферы;
- доброжелательность со стороны учителя, отказ от критики в адрес любого ребёнка;
- обогащение окружающей учебной среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
- поощрение высказывания оригинальных идей;
- предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
На таких уроках в полной мере реализуется педагогика сотрудничества, которая создает все условия для качественного усвоения знаний и полноценного формирования и развития каждого учащегося.
На своих уроках и во внеурочной деятельности я использую различные методические приемы, которые формируют креативное мышление:
- мозговой штурм - особенно эффективен после постановки проблемы при изучении новой темы;
- инсерт - пометки на полях, которые позволяют ученикам ориентироваться в пройденном материале и оценивать самостоятельно степень своего развития. К таким пометкам относят: новая информация, очень ценная информация, непонятная информация, удивлен(а), у меня другой результат.
- творческое задание - наибольший творческий потенциал содержат такие виды учебных заданий, как сочинение, рисунок, придумывание заданий и упражнений, составление ребусов, головоломок, написание стихотворений.
- дискуссия - метод обучения, основанный на обмене мнениями по определенной проблеме, учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнением других.
- создание креативного поля (по Д.Б. Богоявленской) - учащимся предоставляется возможность (всячески стимулируемая со стороны учителя) на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную – креативную деятельность. Вокруг выполняемых заданий как бы существует поле возможных иных, креативных решений, и каждый из учащихся может «шагнуть» туда и найти какие-то из этих вариантов, закономерностей.
Выделяют несколько принципов обусловленности креативного мышления:
индивидуальная заинтересованность:
- полученные навыки пригодятся в будущей профессии;
- успех обучающегося повышает его самооценку;
- одобрение учителя и одноклассников усиливает желание учиться лучше;
- развитие креативного мышления повышает любознательность;
- интерес – позитивная эмоция, единственная мотивация, которая обеспечивает работоспособность человека и развивает креативность мышления.
социальная значимость:
- чувство товарищества;
- уважение к старшим;
- доброта-отзывчивость: стремление делать людям добро;
- трудолюбие – труд, работа, направленная на достижение цели;
- дисциплинированность – подчинение установленным правилам;
- бережливость.
Есть несколько условий, влияющие на формирование креативного мышления:
- наличие поисковой доминанты;
- освобождение от шаблона;
- сохранение интереса к задаче;
- схематизация проблемы.
Развитие креативного мышления младших школьников наиболее ярко проявляется в поисково-исследовательской деятельности. Это их проектные работы. Проектная деятельность заставляет ребенка увидеть проблему, поставить перед собой цели и задачи, выдвинуть гипотезу, продумать ход исследования, представить продукт своей поисковой деятельности и сделать определенные выводы.
Например, в I классе на уроках обучения грамоте сразу использую проектную деятельность с помощью учителя и родителей. Например, когда изучали буквы, дети придумали образ букве, с которой начинается имя ребенка. Сочиняли частушки про буквы.
Очень любят разгадывать ребусы: Р1А (Родина) , С3ЖИ (стрижи) , 3О(трио), 7 Я(семья).
- Так, например, на уроке литературного чтения во 2 и 3 классах по темам: «Сказки», ребята с удовольствием выполняют такие задания: Подумайте и попытайтесь ответить как можно быстрее, кто из сказочных персонажей мог дать такие телеграммы:
- Купил семена, приезжай тянуть.
- Ушёл от зайца, волка и медведя.
- Ключ достал, скоро буду.
На уроке математики, чтобы вызвать у детей интерес, предлагаю разминку. Вопросы рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, шуточные. Но они же и подготавливают ребёнка к активной учебной деятельности.
- Сколько всего ушей у трех мышей?
- Росло 4 груши. На каждой – по три ветке, на каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок?
- Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько времени надо варить 5 яиц?
- Используя цифры 1 2 3 4 5 6 7 8 9 (в данном порядке) и знаки действий, попробуйте получить в результате число 100
Ответ: 1 вариант: 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 * 9 =100
2 вариант: 1 + 2 + 3 + 5 + 4 * 6 + 7 * 8 + 9 =100
На уроках литературного чтения я даю возможность детям раскрывать один из секретов волшебницы речи – рифму. Работа направлена на упражнения по рифмованию. «Дополни стихотворную строку словом!», «Допиши стихотворение!», «Сочини сказку, небылицу, считалку...!», загадки на договаривание, придумай рифму к слову “Кто больше?”, “Поймай рифму”, сочинение чистоговорок, разгадай ребус и составь стишок.
Однажды от детей поступило предложение провести урок литературного чтения на улице после завершения определённой темы. С помощью мелков ребята написали и нарисовали на асфальте про те произведения, о которых они хотели бы рассказать.
Чтобы развивать креативное мышление у младшего школьника на уроках окружающего мира, я применяю различные игровые приемы. При изучении темы «Животные» применяю игру-пантомиму «Изобрази животное». Дети должны угадать, какое животное изобразил их товарищ.
Или такой прием, как «Репортаж с места событий». (Дети разыгрывают сценку, начиная со слов: Внимание! Мы начинаем репортаж с места событий…». Тема репортажа в зависимости от темы урока.
- Таблица Инсерт
V ( уже известно) | – (не согласны) | + (интересно, неожиданно) | ? (хотим узнать больше) |
Успешно сотрудничаю с образовательным полилингвистическим центром развития «Белая Береза». Оказываю методическую и практическую помощь русской школе «Белая Береза», делюсь своим педагогическим мастерством с коллегами из Италии.
Начальная школа не может оставаться в стороне от использования информационных средств обучения: ИКТ предоставляет учителю широкие возможности при подготовке, организации, проведении урока и контроле учебной деятельности учащихся. Использование ИКТ способствует сделать учебный материал более доступным для понимания, активизирует познавательную деятельность обучающихся. Помогает проводить уроки на более высоком эмоциональном и эстетическом уровне.
На городском методическом объединении учителей начальной школы мною был обобщен опыт работы по теме «Обучающие презентации - средство оптимизации учебного процесса».
Формирование креативного мышления у обучающихся провожу и через внеурочную и воспитательную деятельность.
Воспитательная программа «Р.И.Т.М. (Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление)» получила Лицензию. По данной программе работают и мои коллеги.
Программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремесла народов России» успешно осваивается моими учениками. Методика работы с детьми строится в направлении личностно – ориентированного взаимодействия с ребёнком. Осваивая этот курс, дети учатся экспериментировать, у них развивает поисковая деятельность, что способствует развитию креативного мышления.
Работая над реализацией личного плана самообразования, прохожу курсы повышения квалификации. Самым эффективным способом показать результаты учительского творчества является участие в профессиональных конкурсах и размещение материалов в сети Интернет.
Таким образом, развитие креативного мышления младших школьников с учетом выбранной стратегии предполагает внесение следующих изменений в учебный процесс:
- вовлечение учащихся в систематическую совместную творческую деятельность на основе личностно - деятельностного взаимодействия, ориентированную на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов материальной и духовной культуры, обязательным результатом которой должно быть получение творческого продукта;
- системное использование методов творчества, обеспечивающих продвижение учащихся в развитии креативных способностей путем накопления опыта творческой деятельности при выполнении постепенно усложняющихся творческих заданий в рамках дополнительной учебной программы.
Включение учащихся в творческую деятельность с самого первого дня пребывания в школе способствует активизации поисковой активности, развитию интеллектуальных умений, исследовательских навыков, творческих способностей, качественному усвоению знаний. Большой вклад в развитие творческой деятельности учащихся вносит проектная деятельность. Проектирование - это создание новых природных, технических, культурных и социальных объектов.
Проекты в начальной школе отличаются несложностью и простотой, но это не снижает актуальности их применения в процессе развития и обучения младших школьников. Младшие школьники учатся отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ними, но и возможные пути её решения.
Активное использование в традиционном учебном процессе разнообразных развивающих заданий, специфически направленных на развитие памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является одной из важнейших задач педагога.
Обобщение опыта работы по данной теме позволило выявить следующее:
- положительная динамика развития креативного мышления, выявленная в ходе организованного психолого – педагогического диагностирования - показатель активизации познавательной деятельности в обучении младших школьников.
- организация творческой деятельности младших школьников позволяет сохранить уровень обученности и качество знаний на достаточно высоком уровне.
Творческие задания, создание проблемных ситуаций, участие в проектах, конкурсах, олимпиадах - наиболее приемлемые методы и приемы развития креативного мышления для учащихся начальной школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из работы "Формирование креативного мышления на уроках русского языка"
Материал полезен на уроках русского языка. Используется для развития креативного мышления младших школьников, повышения мотивации к изучаемому предмету....
Статья из работы "Формирование креативного мышления на уроках русского языка" Группирование. Кластеры
В работе представлен материал по русскому языку, направленный на формирование творческих способностей учащихся....
Опыт работы: "Развитие креативного потенциала учащихся начальных классов на уроках как результат применения разных видов самостоятельных работ"
В начальную школу дети уже приходят с определенным творческим потенциалом, у них развито большое желание проявлять себя в разных видах деятельности, выполнять работы творческого хара...
Мастер-класс "ТРИЗ- педагогика как инновационный инструмент формирования креативного мышления младших школьников"
Термин «креативность» близок к понятию «творчество». Только если последнее дается от природы, то креативный подход можно развить, не только у детей, даже во в...
Статья "Формирование креативного мышления младших школьников посредством работы с иллюстративными материалами на уроках литературного чтения в 4 классе"
Данная статья предоставляет возможность учителям начальной школы познакомиться с использованием иллюстративного материала на уроках литературного чтения....
Формирование креативного мышления в младшем школьном возрасте
В статье рассматривается проблема креативного мышления младших школьников. Результатом развития данного вида мышления является возможность каждого ученика раскрыть свои таланты, реализовать творческий...
Мастер-класс «Формирование креативного мышления в рамках развития функциональной грамотности у младших школьников»
Мастер-класс «Формирование креативного мышления в рамках развития функциональной грамотности у младших школьников»...