Формирование креативного мышления в младшем школьном возрасте
статья
В статье рассматривается проблема креативного мышления младших школьников. Результатом развития данного вида мышления является возможность каждого ученика раскрыть свои таланты, реализовать творческий потенциал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tv_filatova.docx | 18.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование креативного мышления в младшем школьном возрасте
Мир, в котором мы живём, регулярно изменяется. Стремительный подъём научно-технического прогресса обуславливает необходимость формирования и воспитания людей, обладающим креативным мышлением и способностью к нестандартному решению недостатков.
В настоящее время необходимы люди, способные находить выход из проблемных ситуаций, принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. В связи с этим повышается роль образовательных учреждений. Ведь целью Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является развитие личности школьников, их творческих способностей, формирование желания и умения учиться.
Стратегия современного образования состоит в том, чтобы дать возможность всем учащимся проявлять свои способности и творческий потенциал. Формирование креативных возможностей важно на всех этапах школьного обучения, но больше всего в младшем школьном возрасте.
Как показывает опыт, именно в начальной школе развивающее обучение позволяет раскрыть индивидуальные способности школьника. А наиболее эффективным средством формирования креативного мышления является использование творческих заданий в процессе обучения.
Каковы же особенности формирования креативного мышления младших школьников? Младший школьный возраст называют вершиной детства. Однако в этом возрасте появляется другая логика мышления, утрачивается детская непосредственность, происходит смена образа и стиля жизни. Меняются интересы, ценности ребёнка. Он приобретает не только знания и умения, но и новый социальный статус. Преобладающей функцией младшего школьника становится мышление, в результате чего интенсивно развиваются и перестраиваются мыслительные процессы, которые тесно связаны с творческой деятельностью.
Формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления является главной задачей педагога. А развитие таких качеств делает мышление ребёнка нестандартным, продуктивным, гибким.
Развитие творческого мышления возможно при создании определенных условий, благоприятствующих его формированию. Такими условиями являются:
- создание творческой обстановки;
- обеспечение учащимся свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом;
- предоставление младшим школьникам возможности для самостоятельного решения задач, требующих максимального напряжения сил.
Проблемой развития творческих способностей детей, креативного мышления сегодня занимаются психологи и учителя. Задача учителя – активизировать творческую деятельность ученика, в результате которой возникает познавательный интерес в учебном процессе. Именно в начальной школе ребёнок должен научиться работать с информацией, синтезировать знания, приобретать навыки выхода за рамки привычных цепочек рассуждений, используя при этом своё воображение.
Успешное развитие возможно при создании определенных условий, таких как:
1. Изменение роли ученика. Ученик – активный участник познания, имеющий возможность выбирать, удовлетворять свои потребности, интересы, реализовывать свой потенциал.
2. Создание комфортной обстановки, благоприятствующей развитию способностей. Поощрение и стимулирование стремления детей к творчеству, принятие каждого ученика, уважение его мнений, исключение замечаний и осуждений.
3. Создание внутренней мотивации учения. Установка на творчество, высокая самооценка, уверенность в своих силах.
4. Корректная педагогическая помощь ребёнку. Доброжелательная помощь взрослых, а не подсказка.
5. Сочетание разнообразных форм работы в зависимости от целей выполнения творческого задания и уровня сложности.
6. Межпредметность. Использование знаний из разных областей.
7. Самостоятельность выполнения творческого задания.
8. Разнообразие творческих заданий как по содержанию, так и по степени сложности.
9. Последовательность и системность в развитии творческих способностей школьников.
Таким образом, каждый учитель начальных классов должен ставить перед собой задачу - создание благополучных условий для формирования креативных способностей через использование творческих заданий. Ему нужно создать систему педагогических действий и средств для достижения результата. Педагогу необходимо оказать помощь ученику узнать свои способности, увлечь и поддержать, продемонстрировать результат его творчества. Работу по формированию и развитию творческих способностей младших школьников необходимо проводить на каждом уроке и во внеурочное время, используя различные приёмы.
Одним из эффективных приёмов, активно воздействующих на творческую деятельность, является творческая игра. Например, на уроках математики предлагаю различные типы заданий и задач: стихотворения математического характера, кроссворды, составление тестов, задачи с несформулированным вопросом, логические задачи, синквейны. Выполняя такие задания, учащиеся овладевают умением самостоятельно вести поиск решения в нестандартной ситуации. А задачи развивают умственную активность, инициативу, помогают сохранить живой интерес к математике.
Творческие задания способствуют обогащению словарного запаса, кругозора учащихся. Поэтому на уроках литературного чтения можно использовать следующие приёмы: чтение текстов с заданной интонацией, придумывание загадок в стихах, сочинение фантазий, инсценирование небольших рассказов и стихотворений.
Для творческого развития на уроках русского языка приоритетное значение отводится свободным высказываниям детей. Поэтому предлагаю писать сочинения на основе собственных наблюдений и впечатлений.
Уроки окружающего мира являются эффективным средством развития речи, логики, образности, выразительности. Такое упражнение, как творческий рассказ, позволяет ученику самостоятельно думать, размышлять, сочинять, делать выводы. Он использует знания, приобретённые в самостоятельной деятельности.
На своих уроках я использую комплекс творческих заданий (Таблица 1), ориентированных на развитие креативного мышления у младших школьников в учебном процессе, который поможет ребёнку развивать память, мышление, воображение, научит находить главное, подготовит к переходу в среднее звено и успешному обучению.
В основе каждого задания положены методы творчества, обеспечивающие высокий уровень формирования творческого мышления. А выполнение этих заданий позволяет формировать креативные способности младшего школьника.
Комплекс творческих заданий, используемый на уроках.
Таблица 1.
Математика | - Задачи с меняющимся содержанием; - Прямые и обратные задачи; - Задачи с несколькими решениями; - Задачи на перестройку действия; - Задачи, в которых нет вопроса; - «Определяй-ка»; - «Третий лишний»; - «Что на что похоже»; - «Сочини задачу в стихотворной форме»; - «Сочини сказку»; - «Новая геометрическая фигура»; - Составление римских цифр - «Ассоциативная цепочка»; - «Волшебные очки»; - «Итоги урока, от имени изучаемой темы». |
Русский язык | - Сочинения – сказки; - Импровизация; - Узнай предмет по описанию; - «Лесенка»; - «Помоги учительнице!»; - Ребусы; - Словарные диктанты с творческим подходом (картинный диктант, грамматическая эстафета, «Закрой форточку», работа по перфокартам); - «Творческие словари»; - «Салат из сказок»; - «Вырази мысль другими словами»; - «Определяй-ка»; - «Подходит – не подходит»; - «Дерево предсказаний»; - Игра «Верю – не верю»; - «Ассоциативная цепочка»; - «Журналисты»; - Игра «Загадай желание»; - Эмблема темы; - «Итоги урока, от имени изучаемой темы». |
Литературное чтение | - «Шапка вопросов»; - «Оживление»; - Приём «Бином-фантазия»; - «Фантастические гипотезы»; - Творческое пересказывание; - Продолжи произведение; - «Живые картинки»; - «А что, если бы?» - «Безумный генетик»; - «Древо мудрости»; - «Очумелые глазки»; - Закончи сказку; - «Представь себе»; - «Угадай кто/что это?»; - Метод «Шесть шляп»; - Рецензирование созданных рисунков; - «Журналисты»; - Драматизация; - Словотворчество; - «Я начну, а ты продолжи»; - «Фантастические гипотезы»; - «Ассоциативная цепочка». |
Окружающий мир | - «Определяй-ка»; - «Подходит – не подходит»; - «Безумный генетик»; - «А что, если бы…?»; - «Журналисты»; - «Угадай кто/что это?»; - «50 вариантов»; - «Воображаемая экскурсия»; - «Поиск общего»; - «Жалобная книга»; - «Составь своё задание»; - «Составь загадку»; - «Ассоциативная цепочка»; - Игра «Загадай желание». |
Изобразительное искусство, технология | - «Необычные зверята»; - «Очумелые глазки»; - «Безумный генетик»; - «Настроение в цвете»; - «Незавершённый рисунок»; - «Оживший рисунок»; - Рисование обеими руками; - «Тик-так»; - «Фантастический цветок»; - «Новый образ персонажа»; - «Волшебный квадрат»; - «Необыкновенные бусы»; - «Геометрический зверь»; - «В стране роботов»; - «Угадайка»; - «Житель страны Алфавит»; - «Всё наоборот»; - «Изобрази графически музыку». |
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в настоящее время воспитание творчески мыслящего, вдумчивого, заинтересованного в своём труде человека – главная задача образовательного учреждения. Залогом успеха начинающей творческой деятельности ребёнка является возможность свободно творить, фантазировать, не боясь допустить ошибки. Развитие креативных способностей младших школьников должно проходить в учебной и во внеклассной деятельности. Причём деятельность эта должна координироваться. Успешная адаптация к новым жизненным условиям заставляет действовать активно, самостоятельно находить верные решения в затруднительных ситуациях. Всё это способствует расширению кругозора, развитию познавательных интересов, творческой инициативы и активной жизненной позиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности наглядно-образного мышления в младшем школьном возрасте
В данной работе представлено теоретическое обоснование наглядно-образного мышления в младшем школьном возрасте. Особенности развития наглядно-образного мышления детей начальных классов, а так же ...
Особенности мышления детей младшего школьного возраста.
В чём особенность мышления детей младшего школьного возраста? Как помочь развить интеллект детей?...
Развитие рефлексии как компонента теоретического мышления в младшем школьном возрасте.
Развитие УУД...
01. Развитие креативного мышления учащихся младшего школьного возраста в рамках системы НФТМ-ТРИЗ
Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyovaПроблема развития творческого мышления школьников в процессе обучения сегодня является, пожалуй, одной из первых среди многих...
Образное мышление детей младшего школьного возраста
Этот материал поможет учителям более детально изучить вопрос с целью подбора средств и методов обучения и успешного усвоения школьной программы с учетом особенностей развития образного мышления ...
Развитие творческого мышления в младшем школьном возрасте
Развитие творческого мышления в младшем школьном возрасте...
Развитие логического мышления в младшем школьном возрасте.
Развитие логического мышления в младшем школьном возрасте. Психолого-педагогический аспект....