Мастер-класс "ТРИЗ- педагогика как инновационный инструмент формирования креативного мышления младших школьников"
методическая разработка на тему

Ахметзянова Лилия Касимовна

Термин «креативность»  близок к  понятию «творчество».  Только если последнее дается от природы, то креативный подход можно развить, не только у детей, даже во взрослом возрасте. Любой человек может серьёзно в несколько раз повысить качество своих решений с позиции креативности: беглость мышления, гибкость мышления, способность переключаться с одной задачи на другую. Креативное мышление – нешаблонный (нестандартный) подход к решению задач. Одна из составляющих креативности – уверенность в своих силах. Она добывается, тренируется, закрепляется в реальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_triz.docx36.51 КБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД        Мастер-класс

«ТРИЗ-педагогика как инновационный инструмент формирования креативного мышления младших школьников».

Цель: знакомство с ТРИЗ-педагогикой как инновационным инструментом для формирования креативного мышления младших школьников, включение слушателей в активную самостоятельную работу по изучению приёмов и методом ТРИЗ-педагогики.

СЛАЙД  Обучение, построенное на усвоении конкретных фактов, изжило
себя в принципе, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности.
А.И. Гин

Ход мастер-класса.

–Добрый день.

Если вы обратили внимание, я пришла к вам с предметом. Как называется этот предмет? (браслет)

- А, теперь, проведём небольшой тест. Я попрошу вас  в течении 2 минут найти как можно больше решений в применении этого предмета. (ответы участников).

- Вычеркните из своего списка предлагаемые ответы участников из другой команды. (Выбирается наиболее нестандартное, нешаблонное, креативное решение задачи).

-Легко ли вам было решать эту задачу? Почему? Сколько вариантов мы смогли найти?

- Хочу сказать, что дети находят намного больше вариантов применения браслета и выдвигают самые невероятные решения, проявляя при этом креативность, смелость высказываний и нестандартность, оригинальность.

-Уважаемые коллеги, какой вопрос возникает? (Почему дети более креативны, чем взрослые?) Почему по мере взросления человек теряет этот навык креативности?  

- Учёные, педагоги, психологи провели исследование. Я предлагаю вашему вниманию видеоресурс, в котором озвучены результаты исследований.

 СЛАЙД   Видеоресурс «Креативность»

- Итак, сможете ли вы теперь ответить на проблемный вопрос?

 СЛАЙД-Давайте разберёмся в понятии «креативность». Термин «креативность»  близок к  понятию «творчество».  Только если последнее дается от природы, то креативный подход можно развить, не только у детей, даже во взрослом возрасте. Любой человек может серьёзно в несколько раз повысить качество своих решений с позиции креативности: беглость мышления, гибкость мышления, способность переключаться с одной задачи на другую. Креативное мышление – нешаблонный (нестандартный) подход к решению задач. Одна из составляющих креативности – уверенность в своих силах. Она добывается, тренируется, закрепляется в реальной деятельности.

- Как мы можем  развить навыки креативности у наших детей, как научить их находить в разных ситуациях нестандартные решения?  Какие же существуют инструменты для развития креативного мышления?

     СЛАЙД   СЛАЙД  СЛАЙД  СЛАЙД   СЛАЙД  

   Итак, тема моего мастер-класса «ТРИЗ-педагогика как инновационный инструмент формирования креативного мышления младших школьников».

 ТРИЗ называют технологией творчества, наукой сильного мышления. Использование ее элементов и приемов помогает развивать умственную, познавательную и творческую деятельность обучающихся на уроке. Наличие в структуре ТРИЗ материала, содержащего реальные проблемы и методы осознанного овладения мыслительными операциями, позволяет применять ТРИЗ в качестве методологической базы для развития творческого мышления в школе.
Средства ТРИЗ-педагогики способствуют формированию у обучающихся таких универсальных учебных действий, как личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных, что приводит к следующим результатам развития:
 СЛАЙД   В личностном направлении:
– самостоятельность, уверенность в своих силах;
– знание основ моделирования объектов окружающей действительности;
– наличие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
– навыки сотрудничества;
– умение находить выходы из спорных ситуаций;
– наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
– трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности;
– самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах;
– самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
– осознание необходимости общественно полезного труда;
– проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
– самооценка готовности к предпринимательской деятельности.
В метапредметном направлении:
Регулятивные:
– способность следовать поставленным целям;
– положительное отношение к учебному процессу;
– умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи;
– целенаправленное развитие системно диалектического мышления;
– умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
– умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
– определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной и трудовой задачи;
– комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
– проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
– поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы.
Познавательные:
– повышение уровня общей образованности;
– использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи, интерпретации информации;
– умение выбирать наиболее эффективные пути решения учебной задачи;
– умение структурировать знания;
– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
– потребность в проектировании и создании объектов, имеющих потребительскую стоимость;
– самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий.
Коммуникативные:
– готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения;
– умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять контроль;
– выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;
– оценивание своей познавательно трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
СЛАЙД   Для решения творческих задач ТРИЗ-педагогика использует активные методы:

  1. Мозговой штурм
  2. Открытые задачи
  3. Морфологический анализ
  4. Метод фокальных объектов
  5. Метод гирлянд
  6. Метод случайностей и ассоциаций
  7. Синектика (метод аналогий)
  8. Дидактические игры:
  • «Диалог с компьютером»
  • «Да-нет»
  1. Креатив-бой
  2. Алгоритм составления метафор
  3. Методы контрольных вопросов
  4. «Фишбоун».

 СЛАЙД  Я хочу познакомить вас только с несколькими приёмами работы.

Метод фокальных объектов

СЛАЙД
Преобразование заданного объекта, находящегося в фокусе внимания (отсюда и название метода), через установление ассоциативных связей с признаками других объектов. В результате фантазирования получаются объекты, обладающие необычными свойствами. Обязательным в обучении является анализ практического применения полученных проектов: «А где можно использовать такой объект? Для чего он может понадобиться? Чем новый усовершенствованный объект лучше прежнего?». Подобный анализ позволяет избегать ситуации «фантазирование ради фантазирования» и приучает обучающегося к осмысленности и целенаправленности при создании нового.
Суть метода: признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на совершенствуемый объект. В результате получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию.
Пример.
Совершенствуем объект браслет.
Случайные объекты выбираются произвольно в индивидуальном порядке, например очки, валенок, парашют.
Характерные свойства или признаки случайных выбранных объектов:
1. Очки: солнечные, защитные, модные.
2. Валенки: теплые, мягкие, деревенские.
3. Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный.
Новые сочетания:
1. Браслет солнечный, браслет защитный, браслет модный.
2. Браслет теплый, браслет мягкий, браслет деревенский.
3. Браслет раскрывающийся, браслет цветной, браслет надежный.
Новые идеи:
1. Браслет-аккумулятор с подзарядкой от солнечного света, браслет
с электрошоком, браслет-украшение.
2. Браслет плюс обогреватель, браслет-мягкая игрушка, браслет маячок для темного времени суток.
3. Браслет складной, браслет с цветными меняющимися вставками,
браслет ударопрочный

 СЛАЙД  Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.

Схемы Фишбоун дают возможность:

  • организовать работу участников в парах или группах;
  • развивать критическое мышление;
  • визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
  • ранжировать факторы по степени их значимости.

С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи. Эффективным будет ее применение во время Мозгового штурма.

Схема Фишбоун может быть составлена заранее. С применением технических средств ее можно сделать в цвете. При их отсутствии используется обычный ватман либо ежедневный инструмент учителя — цветной мел.

В зависимости от возрастной категории учащихся, желания и фантазии учителя схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Суть приема Фишбоун форма схемы не меняет, поэтому особо не имеет значения. Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы — горизонтальная. По завершению ее заполнения вместе с ребятами можно изобразить фигуру вдоль скелета и загадать желание, чтобы золотая рыбка и в дальнейшем помогала решить любую жизненную проблему.

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

  • Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
  • Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
  • Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
  • Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.

Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.

Так, учащимся предлагается информация (текст, видеофильм) , например, урок окружающего мира 3 класс «Отмена крепостного права».

Причины отмены: тормоз в развитии промышленности и торговли; упадок помещичьего хозяйства из-за неэффективного труда крепостных; нарастание крестьянских бунтов и т.д.

Факты: отставание России от передовых держав, отсталость феодально-крепостнической системы хозяйства, волнения и бегство  от подневольного труда.

Вывод: изменения в социальной, экономической и политической жизни России, преобразование страны в буржуазную монархию.

Овладев технологией Фишбоун, учитель может с успехом ее применять на любом уроке. Наиболее популярной она является среди учителей-филологов либо историков. Этап урока с применением метода Фишбоун приобретает исследовательский характер.

Задание для участников:

Проблема: нужно ли развивать креативное мышление у младших школьников?(голова рыбы)

Заполните схему: причины, факты, выводы.

Выводы: Эффективность своей работы я вижу в том, что в результате применения элементов ТРИЗ - педагогики , у школьников происходит избавление от психологической инерции мышления, раскрепощаются мыслительные функции, развивается креативное мышление, повышается успешность в учебном процессе.        

Рефлексия.

Итак, я думаю, вы согласитесь со мной, что нет более важной задачи, нежели научить ребенка умению творчески, креативно, нестандартно мыслить, самих добывать знания, как сказал мудрец, дать им «удочку», а не «рыбу». Креативность – это своего рода ключ к будущему.  Креативное мышление – это уже не талант. Это просто потеря страха перед общественным мнением. Иногда действительно нужно посмотреть на объект не под привычным углом, и тогда в вашем воображении весь мир встанет с ног на голову, а это первый шаг к своему раскрепощению и раскрытию таланта.

СЛАЙД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие креативного мышления младших школьников».

Главная цель моей работы с детьми научить учащихся мыслить. Дети всегда должны находиться в поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое. В творческой обстановке вс...

Инновационное содержание курса математики УМК "Планета знаний" как средство формирования математического мышления младших школьников

Новизной в моей работе является выявление соотношения заданий с развитием основных психических процессов и мыслительных операций, отслеживание динамики развития интеллектуального уровня учеников. Меня...

Развитие креативного мышления младших школьников на уроках гуманитарного цикла

Развитие креативности на уроках гуманитарного цикла....

Развитие креативного мышления младших школьников на уроках гуманитарного цикла

Цель работы - изучить различные виды упражнений, применяемые в начальной школе, доказать что систематическая работа  над активизацией словаря способствует развитию грамотной речи, орфографической...

Развитие познавательной активности и креативного мышления младших школьников при изучении родного города и формирование патриотизма

Изучение родного города способствует решению задач всестороннего развития детей.Путешествия по «Чудесному городу», решая занимательные задачи и примеры, сочиняя рассказы, сказки, и загадки, участвуя в...

Статья "Формирование креативного мышления младших школьников посредством работы с иллюстративными материалами на уроках литературного чтения в 4 классе"

Данная статья предоставляет возможность учителям начальной школы познакомиться с использованием иллюстративного материала на уроках литературного чтения....