САМООБРАЗОВАНИЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА
статья

Объедкова Светлана Васильевна

В статье раскрываются основные принципы, формы и этапы самообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

САМООБРАЗОВАНИЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА

Объедкова С.В.

МБОУ «Гимназия № 32», г.Новокузнецк

Учитель живет до тех пор, пока он учится,
как только он перестает учиться, 
в нем умирает учитель.
К.Д.Ушинский

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.

В системе этих требований формируется принципиально новый заказ общества и государства к уровню психолого-педагогической подготовки педагогических кадров,   оформляется  востребованность в психолого-педагогической подготовке учителя.

Профессиональное становление педагога — сложный, многоплановый процесс вхождения человека в профессию, характеризующийся неоднозначным вкладом личностного и деятельностного компонентов при ведущей роли личности педагога. 

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Самообразование –   одна из  форм  повышения  профессионального мастерства педагога.  С.И. Ожегов определяет самообразование как «приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя». Посредством самообразования повышается качество преподавания предмета, осуществляется готовность к педагогическому творчеству, прослеживается профессиональный и карьерный рост, создается имидж современного учителя – новатора, учителя-мастера, учителя-наставника.

Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, постоянство перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.

На практике  используются разнообразные  формы организации самообразования:

1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.

Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.

2. Получение второго высшего образования или второй специальности.

Главное достоинство такой формы самообразования - возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор.

3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.

Главные достоинства такой формы самообразования:  

  • возможность пройти их в удобное для педагогов время;
  • возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.

4. Индивидуальная работа по самообразованию, которая  включает:

  • научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
  • изучение научно-методической и учебной литературы;
  • участие в педагогических советах, методических объединениях;
  • посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
  • теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

5. Сетевые педагогические сообщества, которые открывают перед педагогами    

    следующие возможности:

  • использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
  • самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
  • освоение информационных концепций, знаний и навыков;
  • наблюдение за деятельностью участников сообщества.

Главные преимущества этой формы самообразования:

  • обмен опытом осуществляется между учителями-практиками;
  • методическая помощь является персональной и адресной;
  • попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.

При организации  самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.

Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно.

Технология организации самообразования педагогов предполагает ряд   этапов:

1 этап – диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу;  анализ  профессиональных затруднений и интересов; постановку проблемы,  выбор цели работы, формулирование личной индивидуальной темы,  осмысление последовательности своих действий (планирование и прогнозирование результатов)

2 этап – обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования;  знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране;  накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, формирование картотеки по теме.

3 этап – практический, во время которого происходит  адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету); апробирование на практике выбранных методов работы; мониторинг, анкетирование. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы. На данном этапе идет осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов.  Целесообразно организовать коллективное обсуждение с коллегами прочитанной педагогической литературы и апробированного опыта.

4 этап – внедрение, на нем педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением. Созданием собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал (дидактические материалы, разработки уроков, внеклассных мероприятий и другие методические наработки); апробацией, коррекцией, отслеживанием результативности.  Данный этап предусматривает практические выходы: отчет  о ходе самообразования на заседаниях методического объединения, проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, мастер-классы для коллег.

5 этап – обобщающий (или итогово-контрольный), на котором  педагог должен провести анализ своей  самостоятельной методической работы по теме самообразования, оформить результаты, рекомендации для коллег.  Провести мониторинг, анкетирование и презентацию материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.

    Длительность этапов может варьироваться в зависимости от сложности темы,  глубины изучения  и опыта самого педагога. Срок реализации плана педагог определяет сам.

Темы для самообразования  подбираются с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.

Тематикой самообразования могут быть:

  • одна из задач образовательного учреждения;
  • проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
  • пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.                

Источниками самообразования  могут являться:

  • литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
  • Интернет;
  • видео, аудио информация на различных носителях;
  • семинары и конференции;
  • мероприятия по обмену опытом, мастер-классы;
  • курсы повышения квалификации и др.

Результатом самообразования педагога являются совершенствование работы с детьми, рост его профессионального мастерства.  Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Результаты самообразования предполагают:

  • повышение качества преподавания предмета;
  • разработку  методических  пособий, дидактического материала, тестов,  программ, статей и др.;
  • внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
  • выработку методических рекомендаций по применению новых технологий;
  • разработку и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
  • проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта;

Таким образом, показатели эффективности педагогического самообразования – это, прежде всего, качество организованного педагогом учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.

Литература

        1. Белозерцев Е.П.Педагогика профессионального образования [Текст] / Е.П. Белозерцев,  А.Д. Гонеев , А.Г. Пашков и др. - М.: Академия, 2008. -  368 с.

        2. Митина Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога [Текст] / Л.М.Митина, Г.В.Митин, О.А.Анисимова. - М.: Academia, 2005. - 352 с.

        3. Мошнина Р.Ш. Учитель в зеркале стандарта [Текст] / Р.Ш. Мошнина // Начальная школа. - 2009. - № 17.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов,  Н.Ю. Шведова Н.Ю. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: « Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса»

Компетенция – личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни....

Развитие и повышение профессиональных компетенций педагога

Данная разработка содержит материалы методического объединения учителей начальных классов по теме "Развиитие и повышение профессиональных компетенций педагога"....

Личностный профессиональный рост, как необходимое условие эффективности образовательного процесса педагога дополнительного образования.

Личностный профессиональный рост, как необходимое условие эффективности образовательного процесса педагога дополнительного образования....

Публикация по теме:«Пути повышения профессиональной компетенции педагогов»

Введение..Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса.Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой...

доклад «Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога в деле повышения качества образования»

Совершенствование качества обучения в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагога....