«Развитие мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста, через занятие бисероплетением»
статья (1 класс)

В.А. Сухомлинский считал, что развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств,  творческого потенциала детей: «Источники творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли, другими словами; чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста, через занятие бисероплетением»

В.А. Сухомлинский считал, что развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств,  творческого потенциала детей: «Источники творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли, другими словами; чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Фомичева, Н.В.Ткаченко, так же подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка. Образно говоря, »руки - это кнопки мозга «. Развитие мелкой моторики у детей способствует улучшению функционального состояния корковых мозговых структур.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память.

Для развития тонкой ручной координации важно, что бы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Так все виды ручных ремесел являются важнейшим средством всестороннего развития детей младшего школьного возраста и весьма эффективным способом коррекции отклонений в развитии мелкой моторики.

Одним из таких видов рукоделия является старинное и благородное ремесло, одно из самых увлекательных народных искусств – плетение бисером (бисероплетение). Это удивительное занятие,  несущее в себе  много пользы. У ребят возникают удивительные ощущения, когда маленькие бусинки или бисеринки на глазах превращаются в изящное украшение, цветок, забавную игрушку или сувенир. Бисерные вещицы оригинальны и неповторимы и в этом их прелесть.

Любая работа, какой бы простой она не оказалась, требует определенных знаний, практических умений. Чем раньше в своей жизни мы сталкиваемся,  с каким либо занятием, тем более простым и привычным оно кажется потом. Оно становится интересным и необходимым,  так, как  в этом занятии есть возможность выразить себя, когда в нем есть место творчеству, а именно оно является надежным резервом жизненной активности, уверенности.

Систематические занятия бисероплетением являются отличными упражнениями по развитию мелкой моторики рук, по тренировке пальцев, которые,  по мнению М.М.Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики рук, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память и внимание.

Проблема развитие  мелкой моторики рук на занятиях по бисероплетению  является  актуальной и в наше время, так как, именно она способствует развитию сексомоторики – то есть, согласованности в работе «глаза – руки,  совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.

Давайте попробуем внимательно рассмотреть, какую же пользу приносят занятие по плетению бисером:

1. Главным преимуществом занятий по бисероплетению, является развитие мелкой моторики рук, которая отвечает за умственные способности ребенка.

2. Разбирая бисер и бусины, нанизывая их на леску или нитку, раскладывая их на столе, дети развивают особую точность и координацию движений кисти рук и пальцев.

3. Важно отметить, что бисероплетение дает равные возможности развития левой и правой руки. Эта способность работать двумя руками, оказывает благотворительный эффект для обеспечения взаимодействия полушарий мозга, что способствует развитию памяти и мышления.


4. Занимаясь бисероплетением, дети развивают органы чувств, особенно зрительное восприятие, учатся тонко различать оттенки цветов, прививают навыки цветоведения. Развитое восприятие, в свою очередь, способствует развитию мышления, совершенствованию умений наблюдать, анализировать, запоминать.

5. Благодаря многостороннему охвату разнообразных мыслительных и двигательных операций на занятиях, бисероплетение гармонично воздействует на целостное развитие ребенка, на формирование его характера. Формируются такие личностные качества, как способность к волевым усилиям (добиться конечного результата), аккуратности, самостоятельности, усидчивости и терпению.

6. Бисероплетение, как и любое творческое занятие способствует самовыражению и постоянному творческому росту учащегося.

7. Ребята, которые занимаются бисероплетением, отличаются более богатой фантазией и воображением, желанием творить, получать удовольствие от своего труда и радовать  своих близких и друзей, своим творчеством, у них развиты пространственное, логическое, ассоциативное мышление, память, а это является основой интеллектуального развития.

8. В процессе развития творческих способностей младших школьников, средствами бисерного плетения происходи переоценка детьми уровня имеющихся  у них  знаний, умений, навыков, повышается личная самооценка и уверенность в своих способностях, повышается творческая активность, ведь по желанию ребенка бисер и бусины, словно элементы конструктора, могут превратиться в красивое нарядное  украшение, сувенир,  забавную игрушку.

9. Занятия по  бисероплетению оказывают положительное влияние по формированию общей эстетической культуры, развивают способность личности ребенка к художественному восприятию.

10. Систематически занимаясь, ребенок развивает фантазию и творческое воображение, ведь он творит и создает свои поделки, воплощает свои задумки, создает свои шедевры.

11. На занятиях,  ребенок учится «читать» и понимать схемы плетения, то есть, развивается его образное и пространственное мышление.

12. Эти занятия прививают хороший эстетический вкус, ребенок  создает красивое изделие из бисера и бусин и в процессе создания  сочетает цвета,  формы и размер,

13.  У учащихся развивает хороший вкус и чувство прекрасного.

14. Занятия по бисероплетению позволяют детям  стремиться к индивидуальности, он понимает, что сделанные им изделия будут только у него, в них он выражает свой характер, настроение, свое восприятие мира.

15. Немало важным является развитие усидчивости, внимательности, аккуратности, привычки доводить начатое дело до конца.

16. Занятие любимым рукоделием никогда не оказывает негативного влияния, а приносит только пользу.

Ребенок, который освоит этот вид рукоделия, как и любой другой, научится ценить свое время, свой и чужой труд.

17. Занятие по бисеролетению оказывают положительное влияние на формирование общей эстетической культуры, развивают способности ребенка и его художественное восприятие мира.

Из всего выше сказанного давайте подведем итог -  становится ясно, что проблема развития мелкой моторики рук на занятиях по бисероплетению является  актуальной и в наше время, так как эти занятия положительно влияют на формирование ребенка, как личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста через занятия внеурочной деятельности

Культура здоровья - это комплексное понятие, которое включает в том числе теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов сохр...

Арттерапия в развитии мелкой моторики руки у детей младшего школьного возраста

Арттерапия - это метод коррекции и развития посредством художественного творчества.Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируется на ис...

Мастер-класс: «Развитие познавательно-речевой активности у детей младшего школьного возраста, через игровые технологии»

Мастер-класс содержит игровые технологии, которые помогают в развитии познавательно-речевой активности у детей младшего школьного возраста....

презентация к мастер-классу Тема: «Технология квиллинг, как одно из средств развития мелкой моторики и речи детей младшего школьного возраста»

познакомить с техникой квиллинг, научить изготавливать  базовые формы, составлять из них  различные  композиции;-проследить положительное влияние     использования техник...

Статья РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

В статье представлена информация об особенностях развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью....

«Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста через нетрадиционные техники рисования»

laquo;Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста через нетрадиционные техники рисования»...