Робототехника как средство развития инженерного мышления у учащихся начальной школы
материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Жукова Любовь Анатольевна

Образовательная робототехника- это процесс технического творчества, самостоятельного создания инноваций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Робототехника как средство развития инженерного мышления

у учащихся начальной школы

Жукова Любовь Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский МО г. Ноябрьск

        Ключевые направления технологического развития в информационных технологий обозначены в третьей главе «Стратегии развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. № 2036-р. Одно из этих ключевых направлений – образовательная робототехника, которая является частью инженерно-технического образования.

Особую актуальность приобретает внедрение инженерно-технического образования в систему школьного воспитания. Оно позволяет начинать продуктивную подготовку конкурентоспособных инженерно-технических кадров уже со школьной скамьи.

По состоянию на 2017 год российским школьникам доступно два направления робототехники: в качестве общего и дополнительного образования.

Образовательная робототехника – это, в первую очередь, процесс технического творчества, самостоятельного создания инноваций.  Поэтому она занимает важное место в учебном процессе и пробуждает живой интерес даже самых маленьких творцов – учеников младших классов. Безусловно, основы инженерных знаний, заложенные в столь раннем возрасте, а также полученные навыки – это мощное преимущество для будущих специалистов инженерного дела.

В начальной школе на занятиях по робототехнике дети знакомятся с основами физики, законами реального мира, учатся на практике применять полученные знания, развивают мышление, наблюдательность, творческий подход. Такие навыки можно назвать общеучебными, они будут полезны не только будущим инженерам и технологам, но и всем школьникам для приобретения опыта работать в группе, развития моторики, внимания, для их общего интеллектуального развития.

На занятиях по началам робототехники с учениками младших классов обычно используются лишь элементы техники или робототехники. В целом робототехника строится на использовании образовательных конструкторов. Они позволяют составлять из разрозненных частей единые работающие механизмы. В основном в работе используются конструкторы компании LEGO®, наиболее широко представленной на рынке. Все они могут быть совмещены друг с другом. В комплекте продукции «LEGO® Education™» есть удобные методические рекомендации в виде электронной книги для учителя, в которую дополнительно включены задания для учащихся. Я веду внеурочную деятельность по робототехнике с использованием базового набора «Lego Education WeDo 9580» и ресурсного набора «Lego Education WeDo 9585».

Младшие школьники с большим удовольствием посещают занятия, конструируют и программируют различные модели. Эта деятельность пробуждает активный интерес к изучению информатики, математики, основ физики и технологии – и использованию полученных знаний в своей конструкторской деятельности.

Вся работа строится на системно-деятельностном подходе к обучению. Это значит, ученики развивают способность самим ставить учебные цели, продумывать и контролировать пути их достижения, самостоятельно искать оптимальные решения проблем. Школьники работают над решением следующих задач: строят действующие модели реальных механизмов, живых организмов и машин, проводят естественнонаучные эксперименты, закрепляют основы алгоритмизации, также укрепляя свои знания по математике и физике и приобретая навыки работы в творческом коллективе. Для решения этих задач не предоставляется готовых алгоритмов. Ученики проявляют самостоятельность – сами ищут необходимую информацию и проводят эксперименты.

Для реализации начального робототехнического курса на основе методических пособий для учителя от компании LEGO® была создана программа «Образовательная робототехника». Она формирует у детей научный взгляд, развивает исследовательские, конструкторские, прикладные навыки у детей.

В рамках программы ученики реализуют свои интересы в робототехнике по средствам образовательного конструктора «LEGO® Education™ WeDo». Направление образовательной робототехники имеет большие перспективы развития. На данном этапе нашей работы в этом направлении разработка и внедрение курса внеурочной деятельности  «Робототехника» в образовательное пространство начальной школы еще не окончены.

Таким образом, по итогам работы в области конструирования нам необходим системный подход к внедрению элементов робототехники в образовательное пространство гимназии. Предстоит доработка методических и дидактических материалов для встраивания робототехники в курс информатики для начальной школы.  Анализируя наш опыт работы с конструкторами «LEGO® Education™», можно сделать вывод о том, что внедрение основ образовательной робототехники актуально не только на уроках информатики, но и в иных учебных дисциплинах: технологии, окружающем мире, математике. Применение элементов робототехники в вышеназванных курсах может сделать их более «живыми», интересными, практикоориентированными.

В системе основного общего образования робототехника может быть выделена как факультативный, предпрофильный элективный курс. Существует реальная возможность внедрения данного направления технического образования учащихся в единую образовательную среду для учащихся всех уровней образования.

Список литературы

  1. Бусова С. Ю. Особенности внедрения образовательной робототехники в образовательном учреждении (из опыта работы МОУ СОШ № 54 г. Волгограда) [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 218-220.
  2. Вотинцева М.Л., Шалагинова Н.В. Рабочая программа по образовательной робототехнике на базе конструктора LegoWedo [Электронный ресурс] - https://open-lesson.net/1948/ (дата обращения 26.02.2017)
  3. Государство заинтересовано в развитии робототехники [Электронный ресурс] – http://www.iksmedia.ru/news/5079059-Gosudarstvo-zainteresovano-v-razvit.html (дата обращения 27.02.2017)
  4. Методическое пособие для учителя: ПервоРобот LEGO® WeDoWeDo 8+ ProjectsCurriculumPack.
  5. Методическое пособие для учителя: Перворобот LEGO® WeDo™ (LEGO EducationWeDo).
  6. ПервоРоботLEGOWeDo. Комплект интерактивных заданий и книга для учителя (CD).
  7. Программа «Простые машины и механизмы» (для детей 8-11 лет) / сост. О. А. Шевченко /ООО «ЦНИТ», Детская Технологическая Школа «ЛегоКомп». - Екатеринбург, 2011,- 26с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс компьютерной графики как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы

Краткий обзор возможностей и специфических особенностей элективного курса компьютерной графики в начальной школе....

КОМПОНЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Формирование представлений учащихся о компонентах деятельности через образное восприятие....

Статья "Диалог как средство развития коммуникативной компетентности учащихся начальной школы".

Статья "Диалог как средство развития коммуникативной компетентности учащихся начальной школы"....

Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...

«Взаимодействие классного руководителя с семьей как средство развития коммуникативной культуры учащихся начальной школы»

Совместная работа с семьей, организованная классным руководителем, позволяет реально влиять на качество семейного воспитания....

«Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения»

«Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения»...